https://openrussia.org/post/view/9801/
В новом «Маленьком эпизоде большого экономического пазла» Сергей Алексашенко с любопытством наблюдает за потугами Минфина устроить бюджетную консолидацию на фоне падения экономики, удивляется разнообразию инфляционных ожиданий и разочарованно комментирует взлом ящика Андрея Клепача
Бюджетные развилки
Поставьте себя на место российского президента. К вам приходит весь экономический блок правительства и просит принять решения по следующим вопросам:
— Повысить пенсионный возраст
— Снизить уровень индексации пенсий
— Отказаться от выплаты пенсий работающим пенсионерам
— Заморозить зарплаты чиновникам и военнослужащим
— Повысить налоги для нефтяников
...и это далеко не полный перечень. Иначе, говорит правительство, бюджет следующего года никак не укладывается в те жесткие рамки (дефицит в 3% ВВП), которые уже зафиксированы.
Меня лично совсем даже не удивляет то, что президент отправил правительство... (как бы это помягче выразиться?) еще раз подумать и посовещаться. Меня удивляет, повторюсь, то, с каким упорством Минфин предлагает проводить бюджетную консолидацию (сокращение расходов на 4 пункта ВВП) в тот момент, когда экономика продолжает скользить вниз. Используя при этом лишь один аргумент: к 2019 году в Фонде национального благосостояния должно остаться 2 трлн рублей.
Помню, примерно с таким же упорством внешний долг своей страны сокращал господин Чаушеску.
Предложения Минфина (два варианта) по сокращению расходов федерального бюджета в 2016-18 годах по сравнению с Основными направлениями бюджетной политики, утвержденными в июне (млрд рублей; зеленая линия — уровень расходов 2015 года)
ОНБП-2016 Сентябрь I Сентябрь II 2015 - Закон обюджете 2016 2017 2018 14 00014 70015 40016 10016 800
ОНБП-2016
Сентябрь I
Сентябрь II
2015 - Закон о бюджете
2016 15865 15095.7 14561.1 15215
2017 16650.5 15294.7 14365.9 15215
2018 16598.6 15113.2 14233.8 15215
Источники: Минфин, rbc.ru
Инфляционные ожидания
Оценка Банком России инфляционных ожиданий населения показывает, что в августе они продолжали расти. С одной стороны, ничего удивительного: вызванная девальвацией рубля текущая инфляция подросла. С другой стороны, Банк России продолжает, как мантру, повторять, что в 2017-м инфляция снизится до 4% годовых, что никак не подкрепляется ни его, Банка России, действиями, ни реакцией населения.
Оценки инфляционных ожиданий статистическими методами
НормальноераспределениеРавномерноераспределениеИнт ервальнаяоценкаТекущаяинфляция ИПЦсентябрь-13декабрь-13февраль-14апрель-14май-14июнь-14июль-14август-14сентябрь-14октябрь-14ноябрь-14декабрь-14январь-15февраль-15март-15апрель-15май-15июнь-15июль-15август-1506121824
years
Нормальное распределение
Равномерное распределение
Интервальная оценка
Текущая инфляция ИПЦ
сентябрь-13 7 7.1 14 6.5
декабрь-13 7.5 7.6 15.2 6.6
февраль-14 8 8.8 17 6.4
апрель-14 8 8.1 13 7.4
май-14 8.9 9.1 15.5 7.5
июнь-14 9 9.2 15 7.7
июль-14 8.2 8.4 14 7.5
август-14 8.8 9 12.8 7.6
сентябрь-14 9.7 9.9 14.9 7.9
октябрь-14 9.3 9.9 15.2 8
ноябрь-14 10.3 11 15 8.8
декабрь-14 14.5 16.8 18 11.5
январь-15 16.3 16.8 20 15
февраль-15 15.8 15.3 22.5 16.8
март-15 14 13.7 17.7 17
апрель-15 13.5 12.9 15.5 16.5
май-15 13.4 13 16 16
июнь-15 13.6 13.3 17 15.2
июль-15 13.7 13.3 17 15.6
август-15 13.9 13.8 17.8 15.6
Источник: Банк России
А в бюджете пока все хорошо
Предварительные данные Минфина об исполнении федерального бюджета за август подтверждают высказанную мною ранее точку зрения о том, что дела в бюджете этого года обстоят гораздо лучше, чем многим кажется.
Среднемесячная величина собираемых за последние три месяца доходов была всего на 117 млрд рублей меньше среднемесячной величины расходов, которые предстоит сделать федеральному бюджету в оставшиеся до конца года четыре месяца при условии, что все плановые расходы будут исполнены в полном объеме.
В таком случае дефицит федерального бюджета по итогам года окажется почти в два раза меньше, чем величина, зафиксированная в законе о бюджете (1,463 трлн рублей против 2,675 трлн рублей, или 2% ВВП против 3,8% ВВП). Из приведенной ниже таблицы хорошо видно, что такой «успех» достигнут главным образом за счет существенной недооценки доходов в законе.
Закон о бюджете
Январь-август
Доходы
17,1%
19,0%
Расходы
20,8%
21,1%
Нефтегазовые доходы
7,8%
8,6%
Ненефтегазовые доходы
9,4%
10,4%
Необычный дуэт
Замминистра финансов Максим Орешкин и зампред Банка России Ксения Юдаева почти одновременно выступили с пессимистическими (на фоне остальных правительственных чиновников) заявлениями о том, что экономический рост в этом году не начнется. По мнению Орешкина (который в этом дуэте был более оптимистичен), это случится не ранее 1-го квартала будущего года, а вот Юдаева, сказав, что «спад может продолжаться еще в течение нескольких кварталов», заставила задуматься над старинным вопросом: два — это куча или много? Неужели, на взгляд изнутри Центробанка, все так плохо, что и в начале следующего года рост может не восстановиться?
Утечки от Клепача
По-человечески мне искренне жаль моего друга Андрея Клепача, чей почтовый ящик оказался взломан, а содержимое выставлено на продажу. Но, как говорится, «Платон мне друг, но истина дороже»: с профессиональной точки зрения (а те куски переписки, которые выложены в открытый доступ, не оставляют сомнения в их достоверности, так как подделать все это просто невозможно) не могу не обратить внимание на два сюжета.
Первое — это то, как глубоко и содержательно обсуждает технологию эмиссионного финансирования деятельности правительства (при посредничестве ВЭБа) первый зампред Банка России Дмитрий Тулин. Как тщательно он описывает особенности убеждения Эльвиры Набиуллиной в необходимости такого решения. Я уже неоднократно обращал внимание на то, что, по моему мнению, Центробанк снял внутреннее табу на прямое эмиссионное финансирование правительства, и будь на то «высочайшее решение», печатный станок заработает на полную мощность.
Второе — это направления работы мысли министра экономики Алексея Улюкаева, который предлагал радикально (на 16-17%, принимая во внимание объем собранных в 2014 году налогов) повысить налоговую нагрузку в России. Мне кажется, что приведенная таблица даже не требует комментариев.
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
1) Введение платежа (налога) на дохды граждан (с предоставлением налогового вычета в размере 2-х МРОТ) по ставке 2% от доходов
509
541
574
608
641
676
710
2) Налог на добавленную стоимость
2.1) Повышение ставки с 18% до 20% при сохранении дифференцированной ставки
697
748
794
842
893
941
993
2.2) Отмена пониженной ставки 10% и переход к единой ставке 18%
216
232
247
262
278
294
310
3) Введение налога с продаж со ставкой 3% (учитывает введение налога всеми субъектами)
327
358
390
424
462
501
540
4) Дополнительные взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с отменой порогового значения по взносам на ОМС
167
173
144
172
181
191
201
Введение со-платежа с работника в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на уровне 2%
427
455
483
511
539
568
597
Итого по предлагаемм мерам:
2344
2506
2632
2820
2995
3172
3351
Неприятно, однако: и то, что почту вскрыли, и то, что голова у чиновников в таком направлении работает