https://www.vedomosti.ru/newspaper/a...se-po-pravilam
03 июня 2002, 00:00
Чиновники зачем-то придумали собственную методику оценки приватизируемых компаний. Пользоваться ею может любой школьник, умеющий считать в столбик. Путем несложных вычислений выводится, по словам авторов идеи, цена отсечения, меньше которой государство за свое имущество брать не будет.
По мнению авторов оценочной методики, она поможет бороться с коррупцией: мол, претендентам на собственность не будет смысла договариваться с независимым оценщиком, чтобы тот назвал низкую стоимость этой собственности и таким образом сбил стартовую цену продажи. На деле смысл все равно будет: просто на наглость подкупленных оценщиков вводятся довольно мягкие ограничения.
По правительственной методике (пока, кстати, не утвержденной) мы подсчитали "нормативную цену" 19,68% акций "Славнефти", которые будут продаваться в этом году. Получилось $118,5 млн. То есть за всю компанию - $592,68 млн. Или $846,68 млн, если разделить последнюю сумму на коэффициент 0,7 (за 100% -ный контроль).
"Славнефть" в 2000 г. добыла 12,3 млн т нефти, а другая государственная нефтяная компания, "ОНАКО", - 7,3 млн т. Как раз в конце 2000 г. "ОНАКО" приватизировали - ТНК заплатила за 85% ее акций $1,08 млрд. Выходит, нормативная цена "Славнефти", гораздо более желанной для инвесторов, чем небольшая "ОНАКО", значительно ниже реальной. Это и неудивительно, ведь в основе расчетов - российская отчетность компаний, которая для инвесторов мало что значит, а используется в основном как инструмент налоговой оптимизации. Именно для глаз налоговиков предназначены, например, вечно заниженные объемы прибыли.
Спрашивается, зачем нужна такая оценка? Чтобы не было соблазна продать еще дешевле? Но приватизационные ведомства в последние годы и так стараются сбыть крупные компании подороже. Скандалы никому не нужны.
Видимо, оценочная методика призвана побороть коррупцию при продаже более мелких и менее привлекательных компаний, чем та же "Славнефть". Эти мелкие компании, если верить чиновникам РФФИ, по госметодике получаются дороже, чем на самом деле. И продать их становится гораздо труднее. Хотя многие из них следовало бы раздавать даром, чтобы хоть кто-нибудь попытался заставить их работать.
В конечном счете новая методика позволит выполнить единственную задачу: она снимет с чиновников ответственность за неудачи при продаже госсобственности. Скажем, участники конкурса договорились с оценщиком, чтобы он признал нормативную цену правильной, а потом сговорились между собой - и вот какая-нибудь нефтяная компания уходит по той самой нормативной цене. Но никто не виноват: все сделано по правилам. Или не могут РФФИ с Минимуществом продать какой-нибудь завалящий ГУП - ничего не поделаешь, так уж пришлось его оценить.
Наверное, когда-нибудь мы дождемся от правительства и таких новаций, которые повысят ответственность бюрократов за проделанную работу. А пока удачной им сдачи экзамена по математике за третий класс.