http://pravo.ru/photo_report/view/125168/59050/
15 декабря Владимир Путин подписал закон, наделяющий Конституционный суд правом оценивать, возможно ли исполнение в России решений международных органов по защите прав и свобод человека. Если КС решит, что исполнить решение международного суда невозможно, никакие действия, направленные на его реализацию в РФ, могут не осуществляться.
"Конституционный суд будет выступать в тех случаях, если российская конституция лучше защищает права граждан",– заверил председатель КС Валерий Зорькин. Опрошенные Право.Ru представители экспертного сообщества во мнениях разошлись. В то время как одни видят в новом законе бездумное следование политической конъюнктуре и отход от приоритета международного права, другие убеждены, что закон направлен на усиление защиты прав и свобод человека и гражданина и позволит отфильтровать решения, противоречащие национальным интересам страны. Для рядовых решений закон вряд ли будет применяться, считают эксперты ("КС в приоритете: чего ждать российским заявителям от "антистрасбургского" закона").
Россия предпринимает меры и для защиты своих интересов и имущества. Разработанный Минюстом и поддерживаемый МИДом законопроект, ограничивающий юрисдикционный иммунитет иностранных государств и их имущества в России, рассматривается Госдумой. Пришедшие из Белого дома поправки в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и закон "Об исполнительном производстве" определяют случаи, когда претензии к иностранным государствам могут рассматриваться в российских судах даже без их согласия, в то время как сейчас на такое судебное разбирательство оно требуется. Это будет возможно, если российский суд установил, что в стране, в отношении которой возник вопрос о юрисдикционном иммунитете, умаляется иммунитет России.
Поправки были разработаны после того, как в середине июня стало известно об аресте российских активов в Бельгии и Франции по иску "ЮКОСа", который в "Гаагском суде" взыскал с России $50·млрд ("Гаагский арбитраж против России: кому угрожает арест имущества за рубежом и каковы методы защиты"). Для координации юридических действий в шести юрисдикциях, в которых Россия оспаривает исполнение решений и арест активов по делу ЮКОСа, Минюст заключил контракт с Международным центром правовой защиты.