https://www.vedomosti.ru/newspaper/a...i-jelektroshok
26 июня 2002, 00:00
Цены на электроэнергию в России сравнялись с европейскими. Каха Бендукидзе, владелец "Объединенных машиностроительных заводов", заявляет, что предпочел бы покупать более дешевую электроэнергию в Финляндии, но вынужден работать с монополистом - РАО "ЕЭС России". О том же говорит и президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. "При сохранении тенденции нам будет дешевле построить собственные электростанции", - предполагает нефтяник.
Между тем РАО продолжает успешно выбивать из правительства решения о повышении тарифов на электричество.
По данным РАО ЕЭС, средний тариф по России составляет сейчас 1,59 цента за 1 кВт ч, при этом диапазон цен огромен - от 0,85 цента в Дагестане до 6,5 цента на Камчатке. Однако Бендукидзе говорит, что не может купить у РАО электроэнергию по 1,5 цента. "Я был бы рад купить и по 2, но никто не продает", - говорит олигарх. В Москве, например, для промышленных потребителей установлен фиксированный тариф - 2,7 цента за 1 кВт ч. Между тем на энергетической бирже скандинавских стран - NordPool оптовая цена киловатта вчера составила 1,8 цента, варьируясь по времени потребления от 0,4 до 2,5 цента. При этом цены на киловатты в Норвегии в часы пик значительно ниже, чем в Финляндии, Швеции и Дании, где они достигают 4,6 цента с 11 до 12 часов дня (в два раза выше норвежского тарифа). Преимущество Норвегии в том, что эта страна добывает топливо для электростанций - природный газ.
В России газа добывают больше всех в мире. По данным Минэнерго, более 50% электроэнергии РАО ЕЭС получает на тепловых электростанциях, потребляющих газ. При этом голубое топливо у нас во много раз дешевле, чем в Европе. То есть правительство, поддерживая низкие цены на газ, фактически субсидирует РАО ЕЭС, позволяя энергохолдингу получать сверхприбыль за счет невероятной по европейским меркам рентабельности. Имеет ли смысл и дальше потакать РАО, требующему при повышении тарифов на газ одновременно поднимать цену электричества? Ведь иначе невозможно заставить менеджеров РАО наладить более эффективную работу энергосистемы, которая, согласно финансовому отчету РАО, почему-то не демонстрирует сверхприбыльности.