https://www.vedomosti.ru/newspaper/a...kcii-s-potolka
26 июня 2002, 00:00
Премьер Михаил Касьянов заставил автолоббистов показать правительству расчеты, подтверждающие полезность повышения таможенных пошлин на подержанные иномарки. Теперь эти расчеты сделаны, и Минпромнауки, согласовав их с Минэкономразвития, представляет цифры в правительство. По нашему мнению, такие "обоснования" может принять всерьез разве что чиновник, которому предварительно "занесли". Или который хочет выполнить поручение премьера лишь формально, а не по существу.
Дело в том, что прогнозы, представленные в поддержку лоббистских требований, откровенно взяты с потолка. Авторы сразу предупреждают: "в целях сравнимости результатов расчетов" они исходят из того, что после изменения пошлин в первом полугодии 2003 г. будет импортировано столько же подержанных автомобилей, сколько за тот же период 2001 г. Только соотношение количества машин в возрасте до семи лет и более старых будет другим - не 2: 1, а 1: 3. При таком раскладе бюджет дополнительно получит $229 млн.
На каких исследованиях рынка основан этот прогноз, авторы не сообщают. А логики в нем нет никакой.
С чего наши автопромовцы взяли, что при средней пошлине в 2,1 евро за "кубик" объема двигателя вместо нынешних 0,905 евро кто-то вообще будет ввозить семилетние машины? У перегонщиков, что ли, интересовались? И с чего вдруг удвоится импорт автомобилей в возрасте от трех до семи лет, если средняя пошлина на них немного повысится? Для настоящей "сравнимости результатов", т. е. для реального понимания, насколько повышение пошлин эффективно с фискальной точки зрения, нужно изучить спрос и предсказать, какое снижение импорта вызовут протекционистские меры. Но этим никто заниматься не стал. Просили выкладки - вот они. Только что на сигаретной пачке набросали.
Мы надеемся, что разработчики концепции развития автопрома услышат все вышесказанное не только от нас, но и от чиновников Белого дома. В том числе от Касьянова. А еще надеемся, что премьер отметит особый цинизм последнего предложения этих самых разработчиков - не повышать пошлины на новые автомобили представительского и бизнес-класса. Если это предложение пройдет, свои новые роскошные машины Олег Дерипаска и Алексей Мордашов купят по той же цене, какую платили за своих нынешних "железных коней". А вот их подчиненным придется покупать "Шкоды" и "Форды" на тысячу-другую долларов дороже.
Кто-нибудь прекратит, наконец, это издевательство?