https://www.vedomosti.ru/newspaper/a...avariya-ot-uma
05 июля 2002, 00:00
Если человека, не умеющего плавать, бросить в воду, он как-нибудь да поплывет. Впрочем, стоит ли по этому принципу вводить у нас "цивилизованные правила игры" - это еще вопрос.
По новому Кодексу об административных правонарушениях с 1 июля степень вины участников автомобильной аварии может определить только суд. В результате ГАИ перестала выдавать водителям "форму N 2", в которой указывалась эта самая степень вины, и страховые компании не понимают, как им выплачивать возмещение и взыскивать убытки с виновных до суда. Страховщикам можно возразить: не понимаете - ничего, разберетесь. Потому что это часть вашей работы. Вот в большинстве американских штатов все участники аварии пишут в свои страховые компании подробные отчеты о ДТП, а потом страховщики путем переговоров решают, кто прав, кто виноват, и распределяют ответственность. Если не получается - идут в суд вместе с клиентами. Заметим, что, когда авария небольшая, в Штатах можно даже не вызывать полицию.
У нас, однако, не Америка: страховая культура развита похуже. Если возмещение можно будет получить только после долгого переговорного процесса и, не дай бог, еще и судебного разбирательства, которое может затянуться на месяцы, потребитель перестанет страховать гражданскую ответственность. А когда вступит в силу закон о ее обязательном страховании, воспримет это как очередной обман со стороны государства.
Между тем законодатели могли не ставить в неудобную ситуацию ни страховщиков, ни потребителей, а также не добавлять работы и без того перегруженным судам. В тех же США есть 10 штатов, где каждый участник ДТП сам отвечает за восстановление своей собственности и здоровья - т. е. его страховая компания оплачивает ремонт и, в каких-то пределах, лечение вне зависимости от того, кто виноват. Такое страховое покрытие - в этих штатах обязательное - сравнительно дорого стоит, зато избавляет от лишних хлопот.
Есть и еще один вариант. В Канаде страховое законодательство содержит свод правил, по которым определяется вина в случае аварии. Этих правил всего девять, они очень простые и снабжены диаграммами. Действуют так называемые Fault Determination Rules только для страховых компаний: их цель - свести к минимуму споры и судебные разбирательства. Решение о разделе ответственности, к которому приходят страховщики по этим правилам, никак не связано с определением вины по закону. Например, человек, против которого в результате ДТП возбуждается уголовное дело, может считаться невиновным для страховых целей.
Но этот опыт у нас, похоже, никто не изучал. Законодатели в очередной раз решили "бросить нас в воду". Что делать, нам не привыкать.