14. Андрей Канчельскис
Многие, я отследил ожидания, этой позицией этого игрока в этом списке будут, разочарованы. Я постараюсь объяснить, почему мне оно кажется для единственного в нашем футболе ветерана «Ман Юнайтед» адекватным.
Канчельскис был из тех, кто торил дорогу. Он первый, кто добился признания в Европе. И это было признание, убиццаапстол, в «МЮ»! Да. Но, знаете, это был немножко другой «МЮ». Кубок Чемпионов он завоевал гораздо позже, и из-под того, в котором блистал – действительно ведь блистал! – Канчела, он вырос как из-под удобренной почвы. Канчельскис был прекрасной фланговой машиной киевского образца, удивительно совпавшего с британским: он неутомимо челночил и подавал, подавал, подавал. Не только это – но он был типажный игрок. «Типичный британский кабанчик» – так, естественно, в его благожелательном присутствии, его по-дружески травили в сборной, а придумал это, кажется, Мост. Канчельскис в этом качестве был грандиозен.
Но вот закавыка – больше ни в каком. Как только в «МЮ» нашелся игрок, способный, играя справа в атаке, удивлять, команда с Андреем рассталась. а он продолжал делать то, что умел лучше всего – носился и подавал, носился и подавал, улетал в контратаку, но уже в «Эвертоне». Уважаемом клубе, про который было сказано коллегой Розановым: надо просто разрешить «Эвертону» целиком играть за сборную Шотландии... Андрея вызывали и в «Фиорентину»... Но там это уже смотрелось анахронизмом. Италия оставалась центром мира, в ней на взлете таланта работали великие тренеры – это смотрелось, ну, честно – примитивно. При Руе-то Коште. При Батистуте...
Канчельскис с точки зрения современного уже ему самому футбола был как человек, пришедший на объявленный конкурс по строительству туннеля под Ла-Маншем с лопатой. Его спрашивают о проекте, а он показывает лопату; что, говорят, сами и выроете? А он: нет, я буду копать из Англии, а мой брат из Франции, и под Ла-Маншем мы встретимся. И тут самый крючконосый и очкастый в комиссии спрашивает: а если не встретитесь?.. Тогда будет два туннеля, – рубит парень...
Нет никаких вопросов, и это самое главное: два туннеля ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫ БЫЛИ. Вот только время парней с лопатой стремительно уходило. Это драма Канчельскиса; ни к чему другому он приспособиться не смог... Но! Его роль сыграна. Он первопроходец, он добился успеха. Слава ему!