Показать сообщение отдельно
  #3  
Старый 16.08.2016, 11:13
Аватар для "Коммерсантъ"
"Коммерсантъ" "Коммерсантъ" вне форума
Местный
 
Регистрация: 14.08.2011
Сообщений: 1,950
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 16
"Коммерсантъ" на пути к лучшему
По умолчанию Виктор Цой

http://www.kommersant.ru/gallery/221..._campaign=foto
«Смерть стоит того, чтобы жить»

21 июня 1962 года в Ленинграде родился лидер группы «Кино» Виктор Цой. Жизнь и творчество музыканта — в фотогалерее «Ъ».

Певец, поэт, композитор и актер Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. После окончания школы поступил в художественное училище имени В. Серова (ныне Николая Рериха), но, будучи исключенным оттуда за неуспеваемость, поступил в ПТУ и получил специальность резчика по дереву. В юности Виктор Цой увлекался творчеством Владимира Маяковского и Михаила Боярского, а позже — Брюса Ли, имиджу которого потом стал подражать

В начале 80-х «Кино» представляло из себя симпатичный акустический дуэт музыкантов Виктора Цоя и Алексея Рыбина под названием «Гарин и гиперболоиды», исполнявший биг-бит и буги с текстами, напоминавшими дворовые песни — искренними, немного прямолинейными и энергичными одновременно. Борис Гребенщиков, услышав песни дуэта, проникся симпатией к молодой группе и загорелся желанием помочь им записать первый альбом. Потенциал цоевских песен был виден невооруженным взглядом, и БГ решил рискнуть. Группа поменяла название на «Кино» и начала записывать альбом

При помощи Гребенщикова и музыкантов «Аквариума» Цой и Рыбин записывают свою первую программу «45». Полноценный состав группы сформировался во время записи второго альбома «Начальник Камчатки». Изображенный на обложке альбома будущий барабанщик «Кино» Георгий «Густав» Гурьянов присоединился к группе лишь в конце рабочего процесса и на записи фактически отсутствовал. Он появился в роли перкуссиониста на финальной «Прогулке романтика»

Альбом был записан в 1982 году и получил название «45» — именно столько составляла продолжительность его звучания<br>На фото на переднем плане слева направо: музыкант Сергей Курёхин, лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков и лидер группы «Кино» Виктор Цой

«Витька был упорным и трудолюбивым человеком,— писал Алексей Рыбин.— Кое-какие песни у него рождались очень быстро, но над большей частью того, что было написано им в период с 1980 по 1983 год, он сидел подолгу, меняя местами слова, проговаривая вслух строчки, отбрасывая лишнее и добавляя новые куплеты, чтобы до конца выразить то, что он хотел сказать. На уроках в своем ПТУ он писал массу совершенно дурацких и никчемных стишков, рифмовал что попало, и это было неплохим упражнением, подготовкой к более серьезной работе». <br>Второй альбом «Кино», «46», был записан уже без участия Алексея Рыбина, который из-за разногласий покинул группу

В 1983 году Виктор Цой, пытаясь избежать призыва в армию, лег в в психиатрическую больницу. Там он провел полтора месяца. Весной следующего года группа записала песню «Я объявляю свой дом безъядерной зоной». Она открыла второй фестиваль Ленинградского рок-клуба в 1984 году и была признана лучшей антивоенной песней

Отчасти ориентируясь на своих англоязычных кумиров, отчасти самостоятельно Цой выстроил, возможно, самый удачный сценический образ. Задранный подбородок, гордый профиль, всегда в черном. Восточная внешность добавляла загадочности

Примерно в это же время в жизни группы произошло еще два события. Во-первых, «Кино» с треском провалило свой тур по Европе. Несмотря на то, что, к примеру, во Франции выходили их диски и показывался фильм «Rock around Kremlin», группу положительно восприняли лишь русские эмигранты. Участники «Кино» приехали в Европу русскими суперзвездами, забывая о том, что здесь другие правила игры. В этой ситуации, когда стало очевидно, что «Кино» *— исключительно национальное явление с четко выраженной текстовой ориентацией, Цой старался оставаться честным по отношению к самому себе

В 1985 году Виктор Цой женился на администраторе группы Марьяне. С Марьяной Виктор познакомился в марте 1982 года, на ее дне рождения. По ее воспоминаниям, 19-летний Витя возмутил именинницу не характерной для его возраста уверенностью в себе. Марьяна в то время работала костюмером в Ленинградском государственном цирке, именно она обеспечила группе «Кино» уникальный концертный гардероб, состоявший из списанных цирковых костюмов. Они поженились через три года после знакомства. 5 августа 1985 года у Виктора и Марьяны родился сын Саша (на фото). Пара рассталась (но так и не развелась официально) в 1989 году, когда Цой познакомил Марьяну со своей новой девушкой Натальей Разлоговой. Марьяна Цой умерла от рака в 2005 году

Есть мнение, что Юрий Айзеншпис раскрутил группу «Кино». Но проработал с ними он всего четыре месяца, взяв готовый «продукт». Айзеншпис — настоящая «акула шоу-бизнеса», отсидевший в свое время около 15 лет за организацию подпольных рок-*концертов. И теперь он наверстывал упущенное с помощью «Кино». Группа давала безумное количество шоу, медленно, но верно превращаясь в машину для зарабатывания денег

Цой поработал реставратором, резчиком по дереву, спасателем на пляже, кочегаром в котельной, находившейся на огромном пустыре, заваленном деревянными ящиками. В центре пустыря стоял сарай, в котором жил сторож, карауливший ящики, Цой топил котел, чтобы не замерз сторож,— теми же самыми ящиками, которые сторож охранял. Получался эдакий советский вариант «перпетуум мобиле». В 1986 году Виктор Цой устроился на работу машинистом в знаменитую котельную на улице Блохина, в народе получившую название «Камчатка». Помимо него там кочегарили поэт Александр Башлачев и основатель группы «Алиса» Святослав Задерий. В «Камчатке» проходили концерты, в 1987 году она стала съемочной площадкой фильма «Рок» Алексея Учителя. Сейчас в «Камчатке» (на фото) находится клуб-музей Виктора Цоя

Большое влияние на Виктора оказали его друзья — «Новые художники», в группу которых входил и он сам. Все участники «Кино», кроме гитариста Юрия Каспаряна, занимались живописью — они оформляли афиши и альбомы. Учреждение Ленинградского рок-клуба явилось одной из первых в годы «перестройки» попыток институализировать неофициальную культуру и начать переговоры с представителями власти о предоставлении клубного помещения и о легальной публичной деятельности. «Новые художники» активно сотрудничали с рок-клубом — оформляли концерты и пластинки группы «Кино», проводили выставки

В последние годы Цой очень замкнулся в себе и практически не выходил из дома. Случались редкие вылазки в ресторан поужинать. Он не хотел гулять по улицам, собирать вокруг себя толпы людей, становиться объектом наблюдения. Все это не приносило ему удовольствия. Та известность, которую он получил, была, по его словам, лишь доказательством того, что он в этой жизни чего-то стоит

В 1987 году в Ялте проходили съемки фильма «Асса» Сергея Соловьева с участием Виктора Цоя. Именно там Цой встретил девушку, которой было суждено стать его второй и последней спутницей. Она работала ассистентом у помощника режиссера Виктора Трахтенберга. Звали ее Наталья Разлогова. «Удивительно то, что мы с этой дамой абсолютно разные,— вспоминала Марьяна Цой.— Я даже представить не могла, что Вите может понравиться такая девушка. Насколько я не владею собой, настолько она собой владела. Я — это бочка с порохом. Она — абсолютная скала…»

Во время съемок фильма «Игла» в 1987 году Виктор Цой написал свою легендарную «Звезду по имени Солнце». Ее премьера состоялась в Политехе города Алма-Аты во время сольного концерта. По рассказам режиссера фильма Рашида Нугманова, песня была написана на его гитаре и в его квартире в Казахстане. Альбом «Звезда по имени Солнце» стал последним, изданным при жизни Цоя

Несмотря на плотный гастрольный график и съемки в фильмах, Виктор Цой успевал заниматься живописью. В 1988 году на прошедшей в Нью-Йорке выставке ленинградских современных художников десять картин принадлежали кисти музыканта

Лето 1990-го года Цой и группа «Кино» встретили уставшими и дожидались возможности отдохнуть от плотных гастролей и самих себя. Цой отправился в Юрмалу с сыном Сашей и другом Юрием Каспаряном. Со времени выхода «Солнца» прошло полтора года, и они намеревались поработать в спокойных условиях. За пару недель музыканты отрепетировали несколько новых и несколько старых, но еще не записанных песен. Каспарян уехал работать домой, Цой продолжил работу в одиночку.

А потом настало 15 августа… Записанные тогда песни стали основой посмертного «Черного альбома»
Нелепая преждевременная гибель Виктора Цоя навсегда закрепила его славу. Хоронить Цоя на Богуславское кладбище в Питере пришли тысячи людей. На Арбате в Москве появилась стена его имени, посмертный «Черный альбом» побил все рекорды по продажам (хотя стоил 25 руб. вместо традиционных пяти). Тогда же прошли грандиозные концерты памяти Цоя

«Cтену Цоя» в Кривоарбатском переулке в Москве представители властей неоднократно пытались закрасить, но фанаты легендарного музыканта со всей России и стран ближнего зарубежья продолжают «паломничество» к этому своеобразному мемориалу, приносят цветы, вешают плакаты и добавляют новые надписи

В 2009 году в Санкт-Петербурге был установлен временный памятник артисту, изображающий музыканта, сидящим на мотоцикле (на фото). В 2010 году в Барнауле был установлен первый постоянный памятник Виктору Цою. Кроме того, в Москве и Челябинске существуют стены памяти артиста; памятник установлен и на месте его гибели на трассе Слока—Талси в Латвии

В декабре 2014 года в Петербурге утвердили проект памятника Виктору Цою. Макет был создан 36-летним Матвеем Макушкиным. В его работе музыкант изображен в полный рост и одет в джинсовую одежду с электрогитарой «Stratocaster». Предварительное место установки памятника Цою в родном для него Санкт-Петербурге выбрано в безымянном сквере на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Танкиста Хрустицкого. В этом районе находится дом, где музыкант вырос, и школа, которую он посещал. Открытие скульптуры должно состояться 15 августа 2016 года, в годовщину смерти Виктора Цоя

28

Последний раз редактировалось "Коммерсантъ"; 16.08.2016 в 11:20.
Ответить с цитированием