https://postnauka.ru/video/68385
Филолог об изучении литературы в школе, разнице между дореволюционным и советским подходом к поэзии и образе Лермонтова в школьных учебниках
20 сентября 2016
Изучение образа того или иного поэта в школе в разные периоды дает представление о том, как те авторы и рядовые читатели, которые вступали в сознательную жизнь и в литературу в определенную эпоху, какое представление о том или ином поэте они получали. И в этом смысле Лермонтов, как и Пушкин, оказывается очень показательным, потому что про него говорилось во всех учебниках, и посмотреть на его судьбу в этом смысле оказывается интересно.
Специфика дореволюционного канона особенно хорошо видна по сравнению с теми текстами, которые изучались в советской школе. Советская школьная программа формировалась не сразу, и в 1920-е годы в ней были разные колебания, но в конце 1930-х и особенно в 1940-е годы была сформирована уже продуманная концепция, и хотя она и менялась в последующие годы, но не слишком сильно. И собственно лермонтовский канон сложился уже на рубеже 1930–1940-х годов.
В советском школьном каноне Лермонтов предстает прежде всего поэтом гражданским, его гражданская позиция очень хорошо видна и в «Смерти поэта», и в стихотворении «Прощай, немытая Россия…», в «Родине» и так далее. Он — поэт-изгнанник, что хорошо видно по «Тучам» или по той же «Родине», а с другой стороны, он — желчный сатирик, изобличающий недостатки общества, как, например, в «Как часто, пестрою толпою окружен…». Но никаких его нежных или человеческих чувств в советском каноне нет, любовная лирика в него приходит очень поздно.
кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русской литературы РАН, старший преподаватель факультета филологии НИУ ВШЭ