http://echo.msk.ru/blog/boris_vis/1872574-echo/
21:48 , 11 ноября 2016
автор
депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (фракция «Яблоко»)
Результат рассмотрения запроса Минюста России в Конституционный суд, — можно не исполнять решение Европейского суда по правам человека о выплате экс-акционерам ЮКОСа 1,86 млрд евро, — легко предсказуем: конечно же, можно! Собственно, для этого (главным образом) в прошлом году и создавался механизм, позволяющий не выполнять решения ЕСПЧ в случае, если они противоречат российской Конституции.
Решение ЕСПЧ основано на том, что в «деле ЮКОСа» была нарушена 6-я статья Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод («Право на справедливое судебное разбирательство»). Что чистая правда: никаким «справедливым судебным разбирательством» в этом деле и не пахло.
Никакого «противоречия Конституции» в решении ЕСПЧ нет и в помине. Потому что в Конституции есть статья о защите собственности, но нет ни слова о том, что можно конфисковывать собственность компаний, необоснованно накладывая на нее арест и незаконно проводя процедуру банкротства (с передачей «нужным людям»). Между тем, именно эти нарушения и констатировал ЕСПЧ, вынося свое решение.
Кроме того, в Европейской конвенции в разделе о Европейском суде по правам человека, имеется статья 46 «Обязательная сила и исполнение постановлений». Где прямо сказано, что «Высокие Договаривающиеся Стороны (в том числе и Россия, ратифицировавшая Конвенцию) обязуются исполнять окончательные постановления Суда по любому делу, в котором они выступают сторонами». Без всяких оговорок о возможности неисполнения решений ЕСПЧ…
Тем не менее, трудно в данном случае сомневаться в будущем решении Конституционного суда (рассмотрение пройдет 15 декабря).
Закон, принятый в декабре 2015 года, дает возможность отступить от возлагаемых на Россию решением ЕСПЧ обязательств, «если такое отступление является единственно возможным способом избежать нарушения основополагающих конституционных принципов».
Нет никаких сомнений: блестящие юристы, сидящие в креслах членов КС, сумеют обосновать, что исполнить решение по «делу ЮКОСа» ну никак нельзя без нарушения «основополагающих конституционных принципов». Например, принципа справедливости: неужели может быть справедливым решение иностранного суда, присуждающее Кремлю штраф за конфискацию собственности у открытых противников власти? Тем самым будет решена важная государственная задача — сэкономить для страны почти 2 миллиарда евро. Может быть, один-два судьи напишут особые мнения — их потом очень интересно будет прочесть. Но не более того.
Что дальше? А дальше — по проторенной дорожке отправятся другие неприятные для российских властей решения ЕСПЧ, исполнение которых будет заблокировано.
Выяснится, что решения ЕСПЧ, констатирующие фальсификации на выборах в России, или отсутствие свободы собраний, или свободы слова (с настоятельным требованием изменить соответствующее законодательство), конечно же, нельзя исполнять, не нарушая Конституцию — ведь подобные кощунственные предположения уже есть грубое покушение на наш суверенитет.
И только что принятое решение ЕСПЧ о незаконности отстранения «Яблока» от выборов в Карелии в 2006 году, никак не исполнить, не выходя за рамки Основного закона. И с исполнением решений ЕСПЧ, констатирующих незаконность отказов семьям российских военных в жилье, будут проблемы.
Наконец, выяснится, что невозможно исполнить решения ЕСПЧ, которые устанавливают ответственность российских властей за убийства, похищения и пытки во время двух чеченских войн. Ведь в Чечне, если кто не помнит, всего лишь «наводился конституционный порядок» и шла «контртеррористическая операция». А указы Бориса Ельцина, начавшие войну, были признаны соответствующими Конституции (заметим, тогда с особым мнением выступал, в том числе, нынешний председатель КС Валерий Зорькин)...
Восстанавливать свои нарушенные права через ЕСПЧ, — после исчерпания всех способов судебной защиты в России, — российским гражданам станет труднее.
Что, как думается, было еще одной целью создания механизма блокировки.