http://echo.msk.ru/blog/yasin/1886650-echo/
18:48 , 05 декабря 2016
автор
бывший министр экономики, научный руководитель ВШЭ
Только в этот вторник я могу откликнуться на послание Президента от 1 декабря. Плюс в том, что я также познакомился с многочисленными откликами на послание. Теперь коротко изложу своё мнение.
Во-первых, трудно было ожидать чего-то иного: в 2018-ом году выборы. Понятно, что это влияет на тональность послания.
Во-вторых, с учётом этого обстоятельства можно сделать вывод, что пока экономическая политика не меняется, она носит инерционный характер, т.е., в основном, продолжение прежней линии.
Хочу заметить: сам Президент признаёт, что сегодня эта политика приводит к топтанию на месте.
Сотни автомобилей с пробегом, проверенных экспертами Toyota
Либо заметное повышение цен на нефть, причём устойчивое. Россия не случайно поддержала решение стран ОПЕК. Однако ныне существенного повышения цен на нефть, причём надолго, ожидать не стоит.
Либо какие-то серьёзные изменения внутри России, которые ощутимо улучшат инвестиционный климат и ускорят научно-технический прогресс. Понятно, что эти изменения требуют времени. Какого?
Подозреваю, что до 2019-2020 гг., как предложил Президент, добиться заметных результатов будет трудно. А то и невозможно.
Я уже говорил о выборах. По отношению к ним, с точки зрения правящей элиты, нынешнюю инерционную политику лучше не менять. Но нужно исходить из того, что при этом добиться быстрого перехода к подъёму экономики и с темпом хотя бы 2-2,5% вряд ли удастся. К тому же речь идёт не о краткосрочном скачке, а об устойчивом тренде, выводящем на рост ВВП выше, чем темпы роста развитых стран (~1,9%). При инерционной стратегии до указанных сроков достижение намеченных целей вряд ли возможно.
Стоит отметить, что эта стратегия поддерживается примерно с 2003-2004 гг. и до 2012 года (включая кризис 2008-2009 гг.), она в целом оправдывала себя: темпы роста позволили превысить уровень производства 1990-го года, а доходы населения поднялись ещё выше (до 130% или больше). Но это всё происходило при растущих ценах на нефть. С 2012-го года темпы начали падать, ещё при дорогой нефти, а в 2015-ом году (когда они с середины 2014-го года стали падать), мы наблюдали спад на 3,7% ВВП. В нынешнем году, видимо, ещё будет небольшой спад (где-то 0,3%), но можно говорить, что мы перешли к стагнации нашей экономики.
Можно ли рассчитывать, что уже в 2017-2018 гг. мы сможем начать подъём?
Замечу, что +0,3% ВВП это не подъём, это та же стагнация. А при нынешней ситуации возможен ещё спад, пусть небольшой. Скорей всего мы можем ожидать продолжения стагнации ещё 1-2 года.
Иначе говоря, мы стоим перед необходимостью смены стратегии. Изменить ситуацию к лучшему может, видимо, только такая стратегия, которая ограничит участие государства в экономике, т.е. расширение сферы рыночных механизмов и частного бизнеса. Мы уже об этом не раз говорили.
Думаю, что приходит пора более основательно углубляться в эту тему. Надеюсь, что работа команды А.Л. Кудрина будет способствовать предстоящей смене стратегии.