
5 декабря, 1941 года
...началось советское контрнаступление под Москвой.
Напав на Советский Союз, Гитлер надеялся победить, используя тактику молниеносного наступления — блицкрига. Именно так фашистам удалось быстро и почти без потерь захватить большую часть Европы. Но из-за упорного сопротивления наших войск гитлеровцы продвигались гораздо медленнее, чем планировали.
Отборные немецкие части рвались к Москве. Фашисты стремились быстро захватить столицу — не только важнейший промышленный центр и транспортный узел, но и символ борьбы.
Гитлеровские соединения шли тремя большими клиньями. Один был направлен в лоб на Москву. Два других должны были прорываться на севере через Калинин (Тверь) и на юге через Тулу, отрезая столицу от северных и южных областей. Далее немцы намеревались окружить Москву широким кольцом, заперев наши войска в «котёл».
Но Тулу фашистам захватить так и не удалось. Калинин враг взял, но был остановлен на восточных окраинах города. Ближе всего к столице немцы подошли с севера — до границы Москвы им оставалось около 20 километров.
На защиту Москвы встало народное ополчение. Большой ущерб захватчикам наносили партизаны и диверсионные группы. Фашисты надеялись одержать победу до прихода зимы и не обеспокоились вовремя тёплым обмундированием. Немецкие солдаты пытались согреться, отбирая у мирных жителей тёплую одежду и валенки.
К началу декабря командование Красной Армии подтянуло к Москве свежие подкрепления. К линии фронта перебрасывали танки, только что сошедшие с конвейеров. Перевес в количестве людей и техники был всё ещё на стороне врага. Но в местах намеченных прорывов скрытно сосредотачивались крупные силы.
5 декабря неожиданно для немцев на северном фланге наши войска пошли в наступление. 6-го наступление развернулось уже по всему фронту. Шли в атаку днём и ночью, не давая фашистам передышки.
Нашим солдатам помогали смекалка и военные хитрости. Немецкий генерал Г. Блюментрит вспоминал:
Русские были неистощимы в различных выдумках. Например, кавалерийские дивизии часто сопровождались пехотой на санях. Сани привязывались веревками к сёдлам кавалеристов. Странно было видеть, как в ясную лунную ночь передвигались по снегу длинные колонны всадников, за каждым из которых ехал на санках пехотинец.
Отступая в панике, гитлеровцы бросали боевую технику. Порой целые подразделения сдавались в плен.
Из воспоминаний командира 2-го гвардейского кавалерийского корпуса И. А. Пли́ева:
На всём пути от Я́хромы до Фёдоровки дороги были забиты брошенными немецкими машинами, танками, орудиями. До этого нашим бойцам не приходилось видеть такого количества боевой техники, захваченной у противника. Это поднимало настроение, разрушало миф о непобедимости гитлеровских полчищ.
Уже в январе 1942 года враг находился от Москвы в 100 километрах и дальше. К окончанию наступательной операции в апреле 1942 года десятки немецких дивизий оказались разгромлены.
Непосредственная угроза захвата столицы была ликвидирована. Миф о непобедимости германской армии — уничтожен. Впереди оставались ещё три тяжёлых года кровопролитных боёв. Но основа будущей победы была заложена.