http://www.ng.ru/krugman/2016-12-27/..._krugman1.html
27.12.2016 00:01:00
ПРЕДЫСТОРИЯ Осторожное повышение Руководство Федерального резерва объявило 14 декабря, что повысит базовую процентную ставку, во второй раз с финансового кризиса 2008 года. Это повышение, в результате которого ставка увеличится до уровня 0,5–0,75%, было ожидаемым, поскольку после прошедших в ноябре президентских выборов были обнародованы статистические данные, свидетельствующие об улучшении состояния экономики. Обычно ФРС понижает процентные ставки, если хочет стимулировать экономику, поскольку снижение цены заимствования способствует росту инвестиций и совокупного спроса. Когда экономика восстанавливается, ФРС повышает ставки, чтобы не допустить инфляции и спекулятивных пузырей. Исторически ФРС подвергалась критике за то, что пресекала экономическое оживление (а заодно и сопутствующий рост занятости и затрат) при малейших признаках инфляции. Накануне заявления ФРС корреспондент New York Times Биньямин Аппельбаум написал, что «инвесторам на финансовых рынках и тем, кто предсказывает ускорение экономического роста в 2017 году, следует помнить знаменитые слова, произнесенные в 1955 году бывшим главой ФРС Уильямом Макчесни Мартином-младшим: «Задача ФРС заключается в том, чтобы убрать чашу с пуншем, как только вечеринка начнет набирать обороты». Во время своей предвыборной кампании Дональд Трамп критиковал главу Центрального банка Джанет Йеллен за сохранение низких процентных ставок якобы для того, чтобы искусственно простимулировать экономику, пока президент Обама находится у власти. Многие республиканцы и состоятельные граждане в прошлом ратовали за более высокие ставки, которые защищают их сбережения от инфляции и повышают уровень доходности их вложений. После объявления о планах ФРС экономический корреспондент New York Times Нил Ирвин написал, что «если экономика действительно будет расти быстрее, то будущие члены администрации Трампа могут изменить свое мнение относительно необходимости повышения ставок. Так было с другими политиками-популистами по всему миру. Политики, придя к власти, обнаруживают, что им нравятся низкие процентные ставки».

Джанет Йеллен беседует с участниками форума в Гарвардском институте перспективных исследваний в Кембридже, штат Массачусетс, в мае. ФОТО CHARLIE MAHONEY FOR THE NEW YORK TIMES
Итак, ФРС повысила процентные ставки. Это было ошибкой, хотя и не такой серьезной, какой могло быть, случись повышение год назад. В любом случае, похоже, настал подходящий момент посмотреть, в каком состоянии экономика США и что этот шаг означает для монетарной и фискальной политики.
На данный момент статистические данные свидетельствуют, что американская экономика близка к полной занятости. Речь не столько об уровне безработицы (учитывая низкую долю работающих), но рост зарплат ускорился и процент увольняющихся вернулся на более-менее докризисный уровень, а это означает, что работники чувствуют себя довольно уверенно относительно перспектив трудоустройства.
Означает ли это, что дешевые деньги и более мягкая фискальная политика больше не нужны? Нет, но теперь ситуация тоньше – теперь все дело в предосторожностях. Прямо сейчас экономика в порядке, но все может измениться. Конечно, дела могут пойти лучше, но может получиться и наоборот, а издержки слабости куда больше, чем издержки неожиданной силы, поскольку у нас не будет правильной политики на случай проблем.
Я хочу сказать, что, поскольку процентные ставки все еще близки к нулю, приступ экономической слабости нельзя будет вылечить с помощью мощной монетарной экспансии. Обеспечить фискальное стимулирование будет сложно по политическим причинам, особенно учитывая, кто скоро будет править бал. Это означает, что желательно набрать скорость и отойти подальше от опасного берега. То есть надо дать экономике окрепнуть, позволив инфляции слегка увеличиться. Как я уже говорил, я считаю, что ФРС допустила ошибку, и я бы приветствовал небольшой (1–2% или даже чуть больше?) рост бюджетного дефицита, особенно если бы он предполагал увеличение расходов на инфраструктуру. Однако что если мы вот-вот получим мощный фискальный стимул от Трампа? Он не будет правильно нацеленным ни с точки зрения спроса, ни с точки зрения предложения. Еще менее вероятным представляется обещанное им развитие инфраструктуры, так что нас ждет снижение налогов для богатых с низкими мультипликаторами и незначительной отдачей со стороны предложения. Подобная политика может оправдать повышение процентных ставок. Но ФРС следует еще подождать и понаблюдать за ситуацией.
Между тем фискальная экспансия Трампа мало что сделает для ускорения роста, поскольку ставки вырастут и частные инвестиции будут замещаться государственными. Кроме того, у нас, возможно, будет более крепкий доллар и отрицательное сальдо торгового баланса увеличится, как при Рейгане.
Так что нас скорее всего ждет деиндустриализация и медленный рост. Это не совсем то, чего ожидают граждане