Папа Лев IХ умер после норманнского плена в апреле 1054 года, но по его инициативе возобновились отношения с Византией, в частности по вопросу о том, каким должен быть хлеб причастия. Константин Мономах был сторонником мира с Римой, поэтому Патриарх Михаил Керулларий принял папских легатов.
Однако, пребывая в Константинополе, римские послы затеяли интриги и наконец написали отлучение Патриарха, уличавшее его во всех мыслимых ересях. Эту грамоту они возложили на престол святой Софии в субботу 15 июля и «отрясли прах от ног своих». В грамоте говорилось: «Что касается столпов империи и почтенных мудрых граждан, то город-христианнейший и православный. Что же касается Михаила, незаконно называемого Патриархом, и поборников его глупости, то рассеиваются в нем бесчисленные плевелы ересей…доколе не образумятся, вместе с еретиками, дьяволами и его ангелами, да будет анафема….Аминь».
Послы удалились, народ возропотал и заволновался, а Патриарх и Синод 20 июля послали им вслед соборное определение, в котором предали проклятию составителей грамоты и оповестили восточных патриархов о разрыве. В том числе там было указано, что легаты действовали без согласования с Папой и были ложными.
Охлаждения и взаимные осуждения между Римом и Византией бывали и в прошлом, но наступало перемирие. С 1054 года разрыв двух ветвей христинства принял иной характер, вплоть до обьявления крестовых походов на «еретиков». Целая серия эпизодов в истории произошла подспудному стремлению Рима заставить православных признать первенство Папы-от экспедиции Ливонского ордена в Прибалтике до поддержки Смуты XVI века.
Взаимные претензии длиной в девять веков были сняты лишь во Втором Ватиканском соборе в 1965 году, когда Папа Павел VI и Афинагор, Патриарх Константинопольский, «предали забвению» анафемы. Церкви именовались «сестрами» вплоть до недавнего времени.
Христос Вседержитель между «правомерным» императором Константином IХ Мономахом и императрицей Зоей, которые приносят ему дары. Мозаика XI в.