https://chrontime.com/sobytiya-oborona-liepai
22.06.1941 - 29.06.1941
Латвия, Лиепая
К началу войны Лиепая стала одной из крупнейших военно-морских баз Советского Союза. В ней размещались 15 подводных лодок (в том числе обе лодки, входивших до 1940 года в ВМС Латвии – «Спидола» и «Ронис»), эсминец «Ленин», отряд торпедных катеров, дивизион пограничных кораблей и другие корабли. На базе хранилось свыше 15 тысяч тонн нефтепродуктов и большое количество военных материалов.
Сухопутные части лиепайского гарнизона включали в себя две батареи береговых орудий 130 мм орудий (батарея 23 и батарея 27), железнодорожную орудийную батарею 180 мм орудий, два отдельных зенитных дивизиона.
Война здесь началась вечером 21 июня, когда немецкие минные заградители выставили минные поля на различных участках балтийского моря, а на обратном пути в Данциг (Гданьск) атаковали и потопили два латышских торговых судна – «Гайсма» и «Лииза». Гайсма получила два попадания торпедами, «Лииза» была захвачена немецкой десантной командой и подорвана.
Наступление немецких войск началось на рассвете. Вела его 291 пехотная дивизия, при поддержке бронепоезда. С воздуха город был атакован немецкими самолетами ровно в 4.20.
Зенитные дивизионы отражали авианалеты весь день 22 июня – всего за первый день войны на город было совершенно 15 массированных налетов германской авиации.
В течение суток 22 июня в Лиепае были сформированы добровольческие отряды из жителей города. Это был первый случай в истории СССР с момента его создания (в 1922 году), когда власти раздали оружие и организовали боевые отряды из городских жителей. Первый отряд был сформирован на заводе Тосмаре (командир – А. Петерсон), второй был создан на заводе Сарканайс Металургс (командир З. Муциниекс), третий – в порту (командир А. Талертс). Командиром добровольцев был Микелис Бука (секретарь горкома Лиепайской компартии). Начальником санитарной службы была назначена Лина Янсоне. Общая численность бойцов добровольцев составила 1033 человек. Не подлежит сомнению, - наоборот, факт признавался даже в июле 41 года и немцами, и их союзниками в Латвии, что практически всё население Лиепаи оказало поддержку обороняющимся.
Сначала рабочим отрядам была поставлена задача охраны предприятий, патрулирование улиц, тушение пожаров, оказание помощи раненым и т.д. Но уже 23 июня добровольцы занимали участки обороны по периметру города, ведя бои с наступающим противником и не давая тому продвинуться.
Батареи 23 и 27 успешно противостояли бронепоезду и, в конце концов, 23 июня, в результате совместного огневого налета, уничтожили его на станции Крюстоюмс. К сожалению, боезапас на батареях составлял всего 1300 снарядов, которые закончились к вечеру 23 июня, после чего артиллерийская поддержка обороняющихся прекратилась, а артиллеристы были вынуждены подорвать укрепления и затопить в море детали орудий.
Так или иначе, к 25 июня немцам удалось закрепиться на окраинах города и вести успешный огонь по позициям обороняющихся. Их положение немцам было прекрасно известно благодаря генерал-майору И.А. Благовещенскому, начальнику училища ПВО ВМФ и начальнику обороны участка Лиепаи, радостно сдавшему гитлеровцав уже 22 июня карты оборонительного района (уж кто-кто, а начальник училища ПВО лучше всех знал диспозицию). Ориентируясь по картам, любезно предоставленным Благвещенским, немцы успешно расстреливали позиции батальона курсантов этого же училища, десятками погибавших из-за предательства своего начальника (в последующем Благовещенский утверждал, что был взят в плен в начале июля, что, видимо, правда, но то, что уже 22 июня его карты оказались у немцев, тоже правда. Он был схвачен американцами, передан советским властям и казнен после суда в 1946).
25 июня из Вентспилса на помощь обороняющимся выдвинулся сводный отряд пограничников и красноармейцев в количестве около 200 человек, но в районе Вергале произошел встречный бой с немецкой колонной. Бой был проигран, 76 бойцов погибли, а остальные были вынуждены отойти к Вентспилсу.
26 июня 1941 года части Красной армии и Красного флота получили приказ оставить город. 27 июня они отступили. Все части вышли организовано, уничтожив всё воинское имущество, которое невозможно было вывести. Железнодорожная батарея отступила с боем, зенитные дивизионы отошли в полном порядке (они погибли несколько дней спустя в бою у Слоки, а железнодорожная батарея провоевала до конца войны).
Рабочие батальоны вели бои после ухода армейских частей ещё полтора дня. Сегодня сложно сказать, почему они не отошли вместе с военными. Скорее всего, сыграла роль плохая координация действий, что понятно, исходя из стремительности событий и нелаженной структуры взаимодействия и подчиненности между профессиональными военными и добровольцами.
Но именно латышские рабочие батальоны, при поддержке отдельных подразделений красноармейцев и краснофлотцев, переданных им для усиления ещё 25-26 июня, вели оборону города доо 29 июня. К вечеру 29 июня, последние защитники Лиепаи вели бой на набережной Торгового канала в районе гостиницы Олимпия. Часть ополченцов сдалась, израсходовав все боеприпасы, части удалось уйти к Риге. Многих из сдавшихся по "европейским цивизизованным понятиям", немцы просто убили на месте, других замучили. Заместитель директора завода Тосмаре А. Петерсон, командовававший батальоном добровольцев, был захвачен в плен, подвергнут пыткам и убит.
Всего в боях за Лиепаю погибли 400 советских солдат и матросов (потери добровольцев и мирных жителей неизвестны, считается, что всего погибло до 1000 человек). Немецкая 291ая дивизия потеряла до 700 человек убитыми.
К сожалению, большая часть флота была потеряна, затонув в акватории порта - эсминец "Ленин", несколько подводных лодок и другие корабли.
Сражение за Лиепаю, хоть и проигранное, стало первым относительно хорошо организованным оборонительным сражением в войне – без паники, без серьезных просчетов и ошибок командования, гарнизон грамотно сражался и организованно отступил. А оставшиеся в живых латышские добровольцы стали первыми бойцами латышских дивизий в Красной армии.
Ссылка на источник:
http://taina-lv.blogspot.com/2011/05/blog-post_10.html
Фотографии о событии

29 июня стало последним днем обороны Лиепаи в 1941 году. На днях в русском центре Балтийской академии собралось несколько латвийских историков и общественников. Впрочем, повод для встречи был не только юбилейный — идет подготовка к выпуску новой книги о событиях, навсегда вписавших Лиепаю в историю Великой Отечественной.

Передовые части немецкой 291–й пехотной дивизии вышли к Лиепае уже на исходе первого дня войны. В городе в этот момент находились части Либавской военно–морской базы Балтийского флота (около 4000 человек) и 67–я стрелковая дивизия генерал–майора Дедаева (5300 человек — один из полков дивизии дислоцировался в Вентспилсе).

В течение первых четырех дней бои шли на окраинах города. 27 июня части 67–й дивизии предприняли попытку прорыва к Риге.

Вид Лиепаи в 1940 г.

Группа офицеров 67 ой стрелковой дивизии.

В результате упорного недельного сопротивления защитников Лиепаи удалось сковать достаточно значительные силы противника, которые он мог использовать на направлении главного удара группы армий «Север», удалось эвакуировать некоторое ценное имущество флота, хотя значительная часть стратегических запасов Краснознаменного Балтийского флота

Немецкие моряки осматривают затопленную советскую подводную лодку С-1 у причала Либавы.

Немец судя по всему попал в плен, но сохранил альбом со снимками. Только павших и пленных советских бойцов на снимках нет - очевидно были отобраны в лагерях.

Подборка снимков немецкого солдата от 23 июня 1941 года до 28 апреля 1945 года

Подборка снимков немецкого солдата от 23 июня 1941 года до 28 апреля 1945 года