https://project1917.ru/posts/10.07.17
Николай Гумилев Михаил Ларионов
Париж, отеле «Castille», rue Cambon, 33
Видишь, Михаил Федорович, я пришел, как было условлено, в поло*вине второго, чтобы идти в типографию и к Кастелюччи, а тебя нет. Не говори же после этого, что я бездеятелен, а ты аккуратен. Целую ручку Натальи Сергеевны, жму твою.
Феликс Юсупов
Крым, Ай-Тодор, имение великого князя Александра Михайловича
Пока не было нас, приезжала следственная комиссия по жалобе Ирининой семьи: тесть с тещей написали о кражах во время майского обыска. Всех обитателей дома допросили поодиночке. Настал черед императрицы. Под конец допроса ей предложили поставить подпись: «бывшая императрица». Она подписалась: «вдова императора Александра III».
Елена Лакиер
Одесса
Вторник. Организован батальон смерти из женщин. Они призываются теперь воевать с 18-летнего возраста. Керенский сделал прямо чудеса и воодушевил солдат. Он все время был в зоне огня и с опасностью для жизни поднимался на аэроплане над позициями противника. За последнее время бродили упорные слухи о том, что он убит, потом будто бы, что подал в отставку. А противная К. распространяет слухи, будто у него пять любовниц-евреек, что он морфинист и вся его рука исколота шприцом.
Мария Бочкарева
Минская губерния, Молодечно
Наконец прибыли в Молодечно. Меня встретила группа примерно из двадцати офицеров. Батальон расквартировали в двух казармах, а меня отвезли в штаб армии на торжественный обед. В Молодечно находилось около дюжины казарм. Почти половину из них занимали дезертиры с фронта, бывшие полицейские и жандармы, которых с начала революции насильно завербовали в армию и которые вскоре оттуда удрали. Были там еще уголовники и большевистские агитаторы. Одним словом, всякий сброд. Они быстро пронюхали о прибытии батальона и в мое отсутствие окружили девушек, стали издеваться над ними и приставать. Читать далее
Сергей Прокофьев
Петроград, наб. Фонтанки, 122, доходный дом
Николай Рерих
Остров Тулолансаари, Дом купца Баринова
Сегодня, когда я лег спать, но не спалось, мне стало казаться, что после смерти все же крайне неприятно быть заколоченным в гроб и отправленным под землю. Но быть сожженным тоже досадно и крайне глупо стоять в баночке в виде пепла. Я решил, что завещаю мой скелет в музей, дабы меня там поставили под стекло. У ног будет надпись: «Друзья, мне приятно, что вы здесь».
Император Николай II
Царское Село
Наши войска произвели новый прорыв и захватили: 131 офицера, 7000 нижн. чин. и 48 орудий, из них 12 тяжелых. Утром вышли все дочери, чтобы собирать скошенную траву. Сделал свою обычную прогулку.
Днём работали на вчерашнем месте. Срубили и распилили две ели. До обеда провели полчаса на огороде. Вечером начал вслух «Arsene Lupin contre Sherlock Holmes».
Pathe News
https://youtu.be/IzWi3-7x3f4
Михаил Пришвин
Елецкий уезд, Соловьевская волость, хутор Хрущево
На запрос Государственной думы об отношении населения к наступлению посылаю телеграмму: «Масса населения наступление поддерживает — по деревням начали сбор на заем свободы. Необходимы срочные меры согласования цен городских продуктов с хлебными. Ельце коса двадцать пять рублей, сапоги семьдесят, железо тридцать. Пришвин».
Александр Замараев
Тотьма, Вологодская губерния
Опять иней, ночевал на пожне. Очень холодно. Сегодня вечером опять пошел заносной дождь. Шел что бы этот дождь пораньше, в половине июня.
Иван Бунин
Орловская губерния, деревня Глотово, усадьба Васильевское
Семнадцатый год
Наполовину вырубленный лес,
Высокие дрожащие осины
И розовая облачность небес:
Ночной порой из сумрачной лощины
Въезжаю на отлогий косогор
И вижу заалевшие вершины,
С таинственною нежностью, в упор
Далеким озаренные пожаром.
Остановись, оглядываюсь, да,
Пожар! Но где? Опять у нас, — недаром
Вчера был сход! И крепко повода
Натягиваю, слушая неясный,
На дождь похожий, лепет в вышине,
Такой дремотно-сладкий и бесстрастный
К тому, что там и что так страшно мне.
Елена Виноград Борис Пастернак
Романовка, Саратовская губерния
Ваше письмо ошеломило, захлестнуло, уничтожило меня. Оно так грубо, Боря, в нем столько презренья, что если б можно было смерить и взвесить его, то было бы непонятно, как уместилось оно на двух коротких страницах… И что всего больней — я так обрадовалась этому письму, так заулыбалась, что почтальон поздравил меня с праздником. Я подумала: «Милый Боря, опять он первый про меня вспомнил». Читать далее
Александр Колчак
Петроград
Политические деятели, которые заседали в Таврическом дворце, кажется, по делам ликвидации и с которыми я был знаком еще по Государственной думе, узнав о моем приезде, пригласили меня. Я приехал и рассказал о своем положении. Они также говорили мне, чтобы я не уезжал, что я нужен здесь. Я сказал, что готов ехать куда угодно и делать что угодно, но пусть мне укажут определенно, что я должен делать, что таких указаний я не получаю, обстановка же, в которой я мог бы оказаться, если бы остался в России, такова, что исключает возможность какой бы то ни было полезной работы для родины. Читать далее
Василий Розанов
Петроград
Республика есть только юность, всегда юность и ограничивается одною юностью. Она только до тех пор сохраняется, пока (почти физиологически) невинна, чиста, свежа, благородна. Как эти моральные качества исчезают из нее, она неодолимо превращается в монархию — все равно, сохраняется ли республиканская форма или нет. Ведь отвратительные Соединенные Штаты всеконечно не есть республика, а Торговая Компания, союз торгующих городов и «штатов», соединенных по мотивам удобства и выгоды, и которые не превращаются в монархию только по старческому мотиву всякой вообще неспособности зародить в себе ну хотя бы «любовь и преданность» к единичному лицу — крепость и традицию монархии. Штаты даже и не государство, а уродство. Просто — БЯКА. Читать далее
Императрица Мария Федоровна
Ай-Тодор, Крым
На улицу не выходила — слишком жарко, читала. Такая тоска, настроение у меня становится все более и более меланхолическим и мрачным. К счастью, поступили хорошие известия с фронта, взято множество пленных, а также захвачено много пулеметов.
В 4 часа пополудни я спустилась вниз, к Ольге, где меня ожидали прекрасный чай и другие вкусности.
«Корневильские колокола»
Комическая опера Робера Планкета впервые оперным составом, с участием артистов Государственных театров Пиотровского, Тартакова, Ге, Улуханова и других. Дирижирует Бауэр
Петроград
Народный дом
Константин Сомов
Петроград
Завтрак у Шуры. Я и потом Яремич. Оба они с пеной у рта о войне. Ругали Керенского и всех.
Александр Бенуа
Петроград
К завтраку Костя Сомов — милый и нежный. Потом — Стип. Отвели немного душу, поругав человеческую глупость... Днем у Хайкина. Причем во время ожидания очереди читал «Ночной разговор» Бунина: гимназист, воображающий, что познал народ, приходит в ужас, поняв его холодную бессознательную жестокость. Но вот то-то и есть, что этим ужасом Бунин не заражается. Или уже мы все так привыкли к жестокости, к ее обыденности и всеобщности.
Никита Окунев
Москва
На фронте страшно, скверно, подло и отчаянно храбро. Многие, должно быть, части не только не идут в наступление, но и останавливают других. Наносят оскорбления Керенскому, генералам и офицерам. Последние от отчаяния стреляются, сходят с ума. И не разберешь, кто там агитирует: русский ли большевик или немецкий шпион. Читать далее
Марина Цветаева
Москва, Борисоглебский, 6
Встречались ли в поцелуе
Их жалобные уста?
Иоанна кудри, как струи,
Спадают на грудь Христа.
Умилительное бессилье!
Блаженная пустота!
Иоанна руки, как крылья,
Висят по плечам Христа.
Елизавета Нарышкина
Большой Царскосельский дворец, Царское Село
Чувствую себя лучше, но слабость меня не покидает. Получила премилое письмо от императрицы. Посидела в саду: без удовольствия.
Антонио Гауди
Барселона, Испания
закончил строительство крипты колонии Гуэля
Игорь Стравинский Лев Бакст
Дорогой Левушка!
Только что получил от тебя телеграмму от 7-го июля о приезде ко мне для переговоров Андре Жида. Я нахожу, что вы страшно много времени теряете. Читать далее
Рюрик Ивнев
Петроград, Троицкий мост
Взглянул на луну (расплывчатую, серебряную, немного общипанную (как цыпленок)), на воду, в которой чуть-чуть поблескивали серебряные искорки (запомнился воздух весь голубой), и вдруг почувствовал всем существом (ну, словом, прочел), что я еще непременно буду любим где-то далеко, за границей, кажется, в Венеции, и будет смотреть с неба тот же серебряный лунный цыпленок, и я буду воспринимать все иначе, т.е. так, как воспринимают все любящие. И будет непременно вода, и прохладный ночной воздух, и чья-то чудесная, чудесная теплота.
Анатолий Луначарский Анна Луначарская
Петроград, Лахтинская, 25/20, кв. 17
Дорогая деточка, живется мне по-прежнему хорошо. Время тревожное, даже, пожалуй, страшное, но глубоко прекрасное, торжественное и волнующее. Я работаю очень много и имею очень большой успех. Я начинаю с низов, поэтому обо мне не говорят еще в газетах, но после каждого моего выступления (говорю уж, конечно, не хвастаясь) от противников ничего не остается. Я выступал до сего дня 6 раз, и каждый раз с полной победой. Каждый раз я получаю немедленно по пять-шесть предложений на собрании, митинги, лекции. 2 недели такой работы, и я несомненно стану одним из 5-6 популярнейших в рабочем, в нашем Петрограде людей. Это куда лучше, чем идти официальными дверями нашего «социалистического» (гм-гм) правительства.
Обозрение театров
Пролетариат, желающий везде и всюду занимать место строго обособленное от всяких других мест и классов, старается придумать для себя и особливое искусство:
— У нас будет все свое — пролетарское: свои пролетарские железные дороги, своя пролетарская медицина, своя пролетарская живопись. И, конечно, свой театр! Читать далее
Ольга Розанова Михаил Матюшин
Москва, Садовая-Каретная, д. 10, кв. 38
Многоуважаемый Михаил Васильевич!
Приветствую Ваше вступление в члены Профессионального союза живописцев. Высылаю вам членский билет, будьте добры, известить меня о получении. Союз наш расширяется. Вступают новые члены, даже Бенуа изъявил желание вступить в члены, так как петроградские организации его не удовлетворяют. Союз будет Всероссийским. Работа идет планомерно. Осенью общее собрание.
Владимир Маяковский
Москва
Вступил в Профессиональный союз художников-живописцев Москвы
Надежда Удальцова
Москва
На одно из заседаний являются двое: один большой, другой маленький, оба в военной форме. Это были Маяковский и Якулов… Мандаты получили оба. Маяковский много выступал на этих собраниях. Временное правительство Керенского выпустило обращение с просьбой об общественной поддержке. Председательствующий Шабшал зачитал обращение и поставил вопрос о поддержке правительства Керенского.
Маяковский произнес громовую речь, и резолюцию провалили.
Иван Павлов
Эстония, Силламяги
Наше наступление на Галич и т.д. совершенно переделывает настроение. А как завертелись? Германцы, конечно, не наступали на нас не потому, что охраняли, берегли русскую революцию, а потому, что силы не было. Где они теперь найдут ее?
«Сорванец»
Новая комедия Виктора Крылова в постановке Александра Загарова. В ролях: Климова, Сашин, Загаров, Шмаков
Москва
Малаховский театр
Василий Кравков
Подгайцы
Прошел благодатный дождь. «Товарищи» 108-й дивизии окончательно отказались идти на позиции, упорствуя в требовании отправить их на Минеральные воды на Кавказ! Вместо этой дивизии назначена 13-я сибирская, но неизвестно еще, согласятся ли на это ее «товарищи»! Да здравствует и да гуляет всероссийское хулиганство под защитным цветом очаровательных свобод и пленительных лозунгов! Мой «комкор»-ферлакур все больше и больше накачивается спиритуозной влагой, которой у него неистощимый запас. «Сестрички» наши — что на празднике: гуляют счастливицами в сопровождении целой оравы кобелей.
Пьер Паскаль
Петроград
Редактор «Речи» Гессен заявил одному из своих друзей, а тот передал это Б., что совсем скоро в России снова будет царь.
Надпись на дверях магазина: «Граждане! Нет ни масла, ни сыра, ни яиц!». Говорят о нормировании яиц по пять на человека в неделю. Зашел повидаться о. Глеб (Верховский). Я смог предложить ему только землянику и вишню, ибо горничной, отправленной в магазин за бисквитами, сказали: «Имеются, но продавать их строго запрещено!».
Борис Пастернак
О, бедный Homo Sapiens,
Существованье — гнет.
Былые годы за пояс
Один такой заткнет.
Все жили в сушь и впроголодь,
В борьбе ожесточась,
И никого не трогало,
Что чудо жизни — с час.
С тех рук впивавши ландыши,
На те глаза дышав,
Из ночи в ночь валандавшись,
Гормя горит душа.
Одна из южных мазанок
Была других южней.
И ползала, как пасынок,
Трава в ногах у ней.
Сушился холст. Бросается
Еще сейчас к груди
Плетень в ночной красавице,
Хоть год и позади.
Он незабвенен тем еще,
Что пылью припухал,
Что ветер лускал семечки,
Сорил по лопухам.
Что незнакомой мальвою
Вел, как слепца, меня,
Чтоб я тебя вымаливал
У каждого плетня.
Сошел и стал окидывать
Тех новых луж маслá,
Разбег тех рощ ракитовых,
Куда я письма слал.
Мой поезд только тронулся,
Еще вокзал, Москва,
Плясали в кольцах, в конусах
По насыпи, по рвам.
А уж гудели кобзами
Колодцы, и пылясь,
Скрипели, бились об землю
Скирды и тополя.
Пусть жизнью связи портятся,
Пусть гордость ум вредит,
Но мы умрем со спертостью
Тех розысков в груди.
Михаил Терещенко
едет в Киев на переговоры с Центральной радой
Федор Кокошкин
Петроград
На все эти административные посты меня не тянет. Не считаю себя годным для них. Не удивляйтесь тому, что вам скажу: единственный пост, который я бы занял с искренним интересом: это пост обер-прокурора Святейшего Синода. Тут я мог кое-что сделать; у меня есть на этот счет свои идеи.
Ариадна Тыркова-Вильямс
Петроград
Всю эту неделю легче дышится. Наступление и победа. Разум берет верх в Советах рабочих и солдатских депутатов. Читать далее
Петроградская газета
Петроград, наб. Мойки, 32
Вчера юрисконсульт Министерства внутренних дел г. Зигин по приказу товарища министра Щепкина предъявил у мирового судьи 5-го уч. иск о выселении редакции и издательства газеты «Правда» из захваченного ими казенного помещения «Сельского Вестника».
Николай Суханов
Петроград
В числе членов ЦИК были, конечно, и Керенский, и Ленин. Но они не были в нем ни разу. Вообще, добрая половина была мертвыми душами, которые не появлялись в советском центре почти никогда. Ему не придавали значения, не принимали его всерьез; никто не видел и не чувствовал, что это учреждение может иметь отношение к судьбам революции.
Максим Горький
Петроград, Кронверкский пр-т, 23
Некий почтенный гражданин пишет мне:
«Ужас охватывает душу, когда слышишь на уличных митингах, как солдаты, ревностно защищавшие крайние лозунги ленинцев, в то же время легко поддаются погромной агитации людей, которые нашептывают им о засилье евреев в “Совете рабочих и солдатских депутатов”. Однажды я спросил солдата, как совмещается в его уме “социальная революция” с враждебным отношением к национальностям? Он ответил:
— Мы народ необразованный, не наше солдатское дело разбираться в таких мудреных вопросах». Читать далее
Новое время
К закрытию съезда советов
Закрывшийся съезд Советов р. и с.д. должен быть рассматриваем как существенный этап в том процессе успокоения русского государства, который, может быть, и закончится удачей. Читать далее
Питирим Сорокин
Петроград
— Думали ли вы когда-нибудь о себе как о реакционном контрреволюционере? — спросил я Плеханова.
— Если вы — маньяки-революционеры, то я горжусь, что меня называют реакционером, — ответил основатель партии социал-демократов.
— Берегитесь, господин Плеханов, — сказал я, — в конце концов, вас арестуют, как только эти люди, ваши же ученики, станут диктаторами.
В этот день:
+15
В Петрограде
+20
В Москве