Показать сообщение отдельно
  #566  
Старый 14.07.2017, 13:09
Аватар для Бессмертный полк
Бессмертный полк Бессмертный полк вне форума
Местный
 
Регистрация: 26.04.2017
Сообщений: 518
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Бессмертный полк на пути к лучшему
По умолчанию Контрудар на шяуляйском направлении

https://polkrf.ru/memory/war_chronicle/4
Основное сражение:
Прибалтийская стратегическая оборонительная операция


23 июня 1941 г. — 25 июня 1941 г.


Сравнительно легко прорвав оборону советских войск в приграничной полосе в первые часы войны, противник продвигался на Ригу и Даугавпилс. Вечером 22 июня войскам всех фронтов была поставлена задача нанести утром 23 июня контрудар по прорвавшимся немецким войскам. Для выполнения поставленной задачи командующий Северо-Западным фронтом генерал Ф. И. Кузнецов, решил нанести контрудар по соединениям, наступавшим на Ригу и Даугавпилс, в районе Шяуляя.

Завершив окружение основных сил Западного фронта под Минском и Белостоком и захватив белорусскую столицу, немецкие соединения двигались к Западной Двине и Днепру. В начале июля на северном крыле фронта соединения 3-й танковой группы генерала Гота вели наступление на витебском направлении, южнее, вдоль шоссе Минск-Москва, двигались к Орше танки 2-й группы генерала Гудериана. Захват Витебска и Орши обеспечивал противнику дальнейшее продвижение к «воротам Москвы» — Смоленску, а затем и к самой Москве.

Замысел заключался в нанесении ударов по сходящимся на Скаудвиле направлениям танковыми соединениями 8-й и 11-й армий, с последующим окружением и разгромом танковой группировки противника и восстановление положения на границе. Начало контрудара намечалось на 12 часов 23 июня. Управление контрударной группировкой возлагалось на командующего 8-й армией генерал-майора П. П. Собенникова.

Оценивая сложившуюся на Западном фронте обстановку, Ставка Главного командования приняла решение, сдерживая натиск танковых групп Гота и Гудериана, организовать прочную оборону на рубеже рек Днепр и Западная Двина и нанести контрудар по наступающим войскам противника свежими силами.
Для достижения поставленной цели в район восточнее Орши с Украины перебрасывался 5-й механизированный корпус генерал-майора И. П. Алексеенко, а в районе Лиозно сосредоточивался 7-й механизированный корпус генерал-майора В. И. Виноградова. Приказом командующего Западным фронтом маршала С. К. Тимошенко корпуса были переданы в подчинение 20-й армии генерала П. А. Курочкина.

Подготовку контрудара осложняло отсутствие устойчивой связи. Еще утром 22 июня диверсионные группы противника вывели из строя воздушные и кабельные линии, на которых базировалась связь с войсками. Трудны были и условия выдвижения контрударной группировки на рубежи. Как только танковые колонны начинали движение, они сразу же попадали под удары вражеской авиации. Для заправки танков не хватало горючего, а колонны автоцистерн, обеспечивавшие им части, преследовались самолетами противника, а также испытывали затруднения при передвижении на забитых войсками и беженцами дорогах.

Согласно плану контрудара, выйдя в район Лепеля, 7-й мехкорпус должен был атаковать соединения 3-й танковой группы во фланг и тыл, одновременно 5-й мехкорпус развивал наступление на Глубокое и Докшицы. С юга их поддерживала 1-я Московская мотострелковая дивизия, державшая оборону против 18-й танковой дивизии вермахта вдоль Московского шоссе. Воздушную поддержку войскам 20-й армии оказывала 23-я смешанная авиадивизия.
Сгоревший танк БТ-7. Советские легкие танки были легкой жертвой для 37-мм немецких противотанковых пушек

Утром 23 июня 23-я и 28-я танковые дивизии 12-го мехкорпуса 8-й армии должны были нанести удар в направлении на Скаудвиле. Выйдя в район сосредоточения, 28-я дивизия осталась без горючего, и только после дозаправки смогла вступить в бой с 1-й танковой дивизией противника, при этом обе стороны понесли огромные потери. Погиб в бою командир 55-го танкового полка майор Б. П. Попов, от вражеского снаряда его танк загорелся, но экипаж продолжал сражаться. Попов был тяжело ранен и умер на поле боя. 25 июля 1941 г. ему, первому из воинов Северо-Западного фронта, было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Попытка сдвинуть с места КВ-1 с помощью танка

23-я танковая дивизия смогла выйти в исходный район только к вечеру 23 июня, а не утром, как предполагал план операции. Предприняв ряд контратак в направлении Калтиненая, к исходу 24 июня дивизия потеряла свыше половины своих танков и, израсходовав горючее, отошла к северу, сосредоточившись в лесах у Варняя.

Противнику ценой больших потерь удалось прорваться к Кельме, а отдельные группы его танков проникли в леса южнее Шяуляя, где встретили стойкую оборону частей 9-й артиллерийской бригады противотанковой обороны. Орудия были установлены вблизи дорог на танкоопасных направлениях. В бою особо отличился наводчик 8-й батареи 636-го артиллерийского полка А. Ф. Серов, за несколько часов подбивший 11 немецких танков. Этот случай считается абсолютным рекордом Второй мировой войны. Впоследствии за этот подвиг А. Ф. Серов будет удостоен ордена Отечественной войны I степени.

Части 5-го мехкорпуса, двигавшиеся в направлении Лепеля, 7 июля атаковали колонны 17-й танковой дивизии, продвигавшейся на Сенно. В итоге порядки немецкой дивизии были разорваны. Однако 8 июля 5-й мехкорпус был атакован в тыл и во фланг частями 7-й и 17-й немецких дивизий из оставленного советскими войсками Сенно. Передовые части 5-го мехкорпуса оказались в окружении.

Согласно распоряжению командования, 25 июня 23-я и 28-я танковые дивизии должны были нанести новый удар по противнику. Начало атаки 23-й танковой дивизии было назначено на 6 часов, 28-й — на 4 часа утра. Однако из-за нарушений связи части 23-й дивизии не смогли начать наступление в срок, в то время как части 28-й дивизии, в соответствии с планом, начали выдвижение на юго-восток. Разбив немецкую мотоколонну у Пошиле, 28-я дивизия, оставшись без поддержки, не смогла развить успех. К 15 часам 25 июня ее части сосредоточились в лесу северо-западнее Пошиле. В течение дня в бою и от ударов вражеской авиации дивизия потеряла около 80 танков, людские потери также были огромны.
Немецкий грузовик из 1-й танковой дивизии проезжает мимо танка КВ-2 с установкой МТ-1

Также привлеченная для нанесения контрудара 2-я танковая дивизия 3-го механизированного корпуса 11-й армии 23 июня выдвинулась из района Кедайняй на Расейняй и, встретив 6-ю танковую дивизию противника на западном берегу реки Дубиса, вступила с ней в бой. Столкновение с советскими тяжелыми танками КВ, которыми располагала дивизия, стало неприятной неожиданностью для противника.
Немецкие авиатехники осматривают советский истребитель МиГ-3 15-го или 31-го истребительного авиаполка, захваченный на аэродроме Кедайняй в Литве

Бой продолжался почти сутки. Израсходовав горючее, 2-я танковая дивизия начала отход и оказалась в полу-окружении, 26 июня группа немецких танков напала на ее штаб с тыла. В бою погиб командир дивизии генерал-майор танковых войск Е. Н. Солянкин. Остатки 2-й танковой дивизии отошли на восток. В результате контрудара под Шяуляем ценой больших потерь советских войск в личном составе и технике противник был задержан в продвижении на восток на три дня.

В статье были использованы материалы из следующих источников:

Великая Отечественная. История Великой Победы. 1941- 1945 гг. М., 2005.
Гладыш С.А., Милованов В.И. Восьмая общевойсковая. Боевой путь 8-й армии в годы Великой Отечественной войны. М., 1994.
Ответить с цитированием