Мнение прокурора. "Мне живо вспомнился случай из первых лет моей прокурорской практики. Молодым 24-летним товарищем прокурора приехал я в Туркестан, где только что была проведена судебная реформа. В одном из первых дел по обвинению в убийстве я обнаружил указание на участие подстрекателя, который, однако, привлечен не был.
Возвращая дело к доследованию, я предложил судье, исполняющему обязанности следователя, допросить этого подстрекателя, предупредив его, что он может не отвечать на вопросы, могущие служить его изобличению к преступлении.
Получив мою бумагу, судья самым откровенным образом расхохотался и помчался с ней ко всем знакомым, старым, как и он, туркестанцам, всюду показывая, каких "пижонов" присылают из Петербурга, совершенно не понимающих особенностей туземного населения.
Подозреваемого он поручил вниманию своего переводчика и аксакала, которые "поговорили" с ним и на следующее же утро получили полное его признание.
Ознакомившись с местными нравами, с упорством мусульман-преступников, с заведомым лжесвидетельством их единоверцев – я убедился, что применять англо-французские нормы к полудикому народу совершенно абсурдно – и только роняет значение и достоинство русского суда. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13644)
КИЕВ. Дело Бейлиса. Окружной суд отказался обязать привлеченного в качестве эксперта по делу Бейлиса католического священника Юстинуса Пранайтиса указать книги, откуда он позаимствовал цитаты о существовонии у евреев ритуальных убийств, так как Пранайтис не является стороной в процессе, и суд не вправе ничего от него требовать.
Суд отказался также приобщить древне-еврейские книги, на которые Пранайтис ссылался. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13644)
Письмо крестьянина деревни Терпение: "В июне месяце в селе Орловке Украинской волости крестьяне ночью поймали с лошадью односельчанина Николая Скидана, который возил с собой 10-летнего сынишку, приучая с юности к конокрадству. Когда поймали, конечно, изрядно избили, а потом связали. Ночью собрался сход, а утром произвели пытку – конокраду прокололи у ног лапки (?) насквозь и требовали выдачи других воров. Скидан долго не сознавался, но, когда стали жечь ему ноги, указал на некоторых односельчан и деревню Полтавку, где очевидно также были конокрады. Затем он скончался…" (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13644)
Кощунство. В альманахе "Вестник знания" был напечатан рассказ Верхнеустинского "Лука победитель". В этом рассказе выведены атеистически настроенные семинарист и иконописец и глубоко религиозный церковный староста. Эти лица обмениваются своими мнениями на интересующие их религиозные темы. И хотя победителем в диспуте остался религиозный Лука, редактор и автор были привлечены по статье уголовного уложения за кощунство и приговорены к аресту. Действие манифеста об амнистии в честь 300-летия царствования дома Романовых освободило их от наказания. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13644)