![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/10/22/1453784.html
Еще один антинародный план ![]() Несмотря на скучнейшее название — "Экономика роста"(http://viperson.ru/uploads/attachmen...__________.pdf), — опубликованный только что доклад так называемого Столыпинского клуба встречен в осведомленных кругах, во-первых, как документ скандальный и лженаучный, а во-вторых, как серьезная заявка на изменение государственного экономического курса. О том, что совместить и то, и другое возможно, говорит сам состав президиума Столыпинского клуба, он же – авторский коллектив доклада или лица, как минимум его одобрившие. Среди этих 22 человек не только академик и президентский помощник Сергей Глазьев, и не только несколько экономистов-инфляционистов, своей бойкостью и находчивостью в спорах снискавших популярность в левых, а отчасти и в либеральных кругах. Глава творческого содружества – бизнес-омбудсмен при президенте и давнишний председатель "Деловой России" Борис Титов. И там же – хозяйственные лоббисты заметного калибра, а также два недавних заместителя министра экономического развития – Андрей Клепач и Сергей Беляков. Последний из них примечателен тем, что год с небольшим назад совершил редкостный для нашего чиновника поступок — публично извинился за то, что правительство нарушило слово и в очередной раз заморозило взносы на накопительные пенсии, после чего был торжественно уволен премьером Медведевым. Любопытно, что свежеиспеченная "Экономика роста", одобряемая, надо думать, Беляковым, рекомендует, помимо прочего, вообще упразднить вышеупомянутые накопительные взносы, дабы уменьшить обложение бизнеса. Ну что ж, каждый имеет право изменить свои взгляды. Тем интереснее, в каком направлении. Впрочем, стержневая идея "Экономики роста", в просторечии именуемая глазьевщиной, как раз остается неизменной. Сергей Глазьев всегда предлагает одно и то же: напечатать очень много денег и под неподкупным бюрократическим присмотром раздать предприятиям для расширения производства. А инфляции из-за этого не будет, поскольку все деньги уйдут в хозяйственный рост. Чиновники просто не оставят им другого пути. Подробнее об этой доктрине читайте здесь, а сейчас достаточно задать всего один вопрос: удалось ли когда-нибудь хоть одной стране при такой стагфляции, как у нас (в 2015-м ожидается четырехпроцентный спад при тринадцатипроцентном росте цен), вылечить экономику массированными денежными вливаниями? Ответ: не удалось ни одной, хотя некоторые пробовали. На этом можно было бы и закончить, но, помимо глазьевщины, в "столыпинском" плане есть много других идей, а коллектив авторов не таков, чтобы сходу им пренебречь. Сначала ненадолго вернемся к истокам. Ничего столыпинского, кроме названия, в Столыпинском клубе нет. Выражая личное мнение, скажу, что считаю политику Петра Столыпина (премьер-министра в 1906-1911 гг.) тупиковой. Но основные ее постулаты (твердая валюта, опирающаяся на золотой стандарт, огромные военные и представительские расходы и сравнительно небольшие траты на обновление страны – на образование, медицину, заселение пустующих восточных регионов, межевание земель) довольно близки к приоритетам сегодняшних наших властей. Их экономическая политика – уродливая пародия на столыпинскую, по всем пунктам отличающаяся от нее только в худшую сторону. При Столыпине (а до него — при Витте, и после – при Коковцове) хотя бы всерьез развивали инфраструктуру, строили железные дороги. Сверх того, у Столыпина был пусть и утопический, но конкретный идеал: ударное, за пару десятков лет, превращение общинных крестьян в индивидуалистически мыслящих частных собственников. А идеал нынешнего начальства – мешанина из сказок о прошлом. Что же до сегодняшних самопровозглашенных "столыпинцев", то их духовная родословная довольно коротка и восходит вовсе не к началу прошлого века, а к фантазийному проекту "Деловой России" под названием "Концепция 25х25", торжественно презентованному в 2011 году. Именно тогда заработала фабрика утопий под руководством Бориса Титова. Время было другое и, надо сказать, что "Концепция" была похрабрее нынешних "столыпинских" планов. Она предлагала в разы сократить силовые и прочие административные траты, привлечь каким-то чудом невероятно большие внешние и внутренние инвестиции, и к 2025 году создать 25 миллионов ультрасовременных рабочих мест. Узнаете? Да, если вы умудрены жизненным опытом и еще не забыли 2012 год, то знаете, что обещание насчет 25 миллионов этих супермест, причем даже не 2025-му, а к 2020-му году, влилось тогда в путинскую предвыборную президентскую программу. Так что, публикуя "Экономику роста", похожую на "Концепцию 25х25" как внучка на бабушку, Борис Титов, повышенный с тех пор в должности до бизнес-омбудсмена, напоминает своему боссу-президенту, что сочинительской квалификации ни он, ни его команда, не утратили. Кстати, промежуточным продуктом между вышеупомянутыми двумя эпохальными документами был небольшой цикл статей, обнародованных Титовым в начале этого года в соавторстве с двумя экономистами-инфляционистами, по совместительству являющимися сегодня членами президиума все того же Столыпинского клуба. То есть агитация за новую экономическую политику фактически не прерывалась, а сейчас только вышла на новый виток. Чем он интересен? Двумя вещами. Во-первых, самой попыткой сформировать достаточно широкую группу давления в виде коалиции — от Глазьева до переосмысливших свою философию экономических либералов, и от коммерческих лоббистов до чиновников, считающих себя людьми прогрессивного толка. В ленинскую эпоху такой альянс назвали бы союзом "от анархистов до монархистов". А во-вторых, идеями, которые объединили столь разных людей. Глазьевское безумное печатание денег для многих из них — лишь способ, который они условились считать приемлемым для решения главной своей задачи: уменьшения налогов и сборов с бизнеса и предоставления ему легкодоступных средств. Ведь если считать напечатанные деньги настоящими, то они как бы заместят в госбюджете те реальные деньги, которые власти выжимают из неолигархического бизнеса. То есть можно снизить взимаемые с него налоги, да еще и дать ему дешевые кредиты. Если попросту, то этот самый неолигархический бизнес, устремления которого решил выразить Столыпинский клуб, просит для себя те привилегии, которыми так задорого и так бесплодно для национальной экономики пользуются наши суперкорпорации, приближенные к самым верхам. Гарантий того, что этот бизнес проявит больше ответственности и грамотности, и принесет стране больше пользы, чем надоевшие всем гиганты, нет никаких. Но попытка отнять привилегии у вчерашних фаворитов и вместо них поживиться за общественный счет выглядит не такой уж безнадежной. Обнаруживая тонкое политическое чутье, авторы "Экономики роста" требуют покрепче прижать всевозможные монополии и олигополии, явно беря в расчет, что сырьевые гиганты только что проиграли лоббистскую схватку при составлении бюджета на 2016 год. Значит, они ослабели и выглядят уязвимыми для удара. А поскольку силовики, наоборот, эту схватку выиграли, покушаться на их кусок пирога "столыпинцы" откровенно боятся и об этой категории трат застенчиво помалкивают — в разительном контрасте с "Концепцией 25х25", которая храбро уполовинивала силовые траты всех категорий. Симпатичным довеском к основному пакету просьб служат идеи, извлекаемые из либерального чемоданчика: сокращение проверок бизнеса, смягчение для него наказаний и пр. и пр. Высшее начальство выслушивает эти благие мысли не в первый раз и даже не в десятый, и еще никогда за них никого не наказывало. Все это складывается в манифест, подтверждающий предположение, что в наших верхах намечается некоторый раздрай. Провинциальная номенклатура выпрашивает обратно отобранные центром губернаторские и мэрские должности, а то и просто дерзает отбирать их через выборы, как в Иркутске. А номенклатура коммерческая все громче ворчит на промышленных магнатов и непомерно в ее глазах прижимистых руководителей финансово-экономических ведомств. Эти вновь возникшие благородные притязания достаточно лицемерны и противоречивы, но могут расцениваться и как шажки в правильном направлении, поскольку, пусть и уродливо, но противостоят суперцентрализации, которая превратилась в абсолютное зло. Многое из того, что они просят, глупо, но хотя бы понятно. А вот что не заслуживает даже малейшего понимания и сочувствия, так это отношение "столыпинских" прожектеров к простому человеку. "Экономика роста" прямо-таки переполнена мероприятиями, которые приведут к ухудшению его жизни: — средства (т.е. эмиссионные деньги) использовать не для роста "потребления" — выплат зарплат бюджетникам и увеличения пенсий — а только по целевым, контролируемым каналам; — таргетировать реальный эффективный курс рубля, стабильно заниженный по отношению к равновесному уровню корзины валют стран – основных торговых партнеров России (т.е. занизить курс рубля еще сильнее); — вывести валютные депозиты из системы страхования вкладов (т.е. организовать панические изъятия сначала валютных, а за ними и рублевых вкладов)… — ликвидировать перекрестное субсидирование... цены услуг естественных монополий для промышленных потребителей в целом должны устанавливаться ниже, чем для населения (а для "населения" соответственно вырасти в разы); — ввести высокие пошлины на потребительские товары (т.е. сделать их еще дороже)… Этот список далеко не полный. Но мало того, что почти все рецепты "Экономики роста" не сулят ничего хорошего для людей среднего и низкого достатка, - на них же всей тяжестью ляжет еще и отрицаемый этой программой, но неизбежный инфляционный налог. А в добавление – в качестве, так сказать, популистского утешения – там прописаны также прогрессивный подоходный налог и налог на роскошь. Сегодняшняя официальная экономическая политика – это политика перманентного затягивания поясов ради того, чтобы "нащупать дно спада". А программа, проталкиваемая в качестве альтернативы, — это еще большее затягивание поясов ради шарлатанского "большого экономического скачка" и вполне реального обогащения обделенных сегодня групп коммерсантов и бюрократов. При всех взаимных различиях, защитники обоих этих курсов одинаково убеждены, что народ вообще не является стороной в их споре и покорно вытерпит любые начальственные эксперименты над собой. Пойду против общего мнения и предположу, что они ошибаются. Подробнее: http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/10/22/1453784.html Последний раз редактировалось Chugunka; 26.05.2025 в 08:39. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/11/13/1460807.html
Росбалт, 13/11/2015 17:20 ![]() Синхронное обращение российских властей к мысли о подъеме пенсионного возраста выглядит как ренессанс давнишних передовых принципов. Однако их смысл прямо противоположен. На милитаризацию нужно все больше денег, и пора забрать их у пенсионеров. Тезис о том, что гражданам надо позже выходить на пенсию, внезапно овладел умами буквально всех наших руководящих лиц. Даже той их части, которая раньше симпатий к этому тезису не питала или, как минимум, хорошо их скрывала. Министр финансов Антон Силуанов долгое время был буквально единственным, кто публично и многократно требовал повысить пенсионный возраст. Социальный блок всегда был против, а председатель правительства, если и говорил на эту тему, то нечто совершенно невразумительное. И вдруг – почти консенсус. В среду Дмитрий Медведев оповестил публику: "рано или поздно придется принимать решение о том, чтобы пенсионный возраст увеличивать". "Это объективный процесс, — отметил премьер. — Только забегать вперед не надо…" Так что теперь различие между Силуановым и Медведевым сводится лишь к тому, что первый хочет сделать это немедленно, а второй – без "забегания вперед", не уточняя, какой темп "бега" он считает подходящим. По занятному совпадению, в тот же день министр здравоохранения Вероника Скворцова уполномочила ТАСС заявить, что "в целом для мужчин и для женщин это полезно — дольше быть в строю", и что "мы каких-то не видим противопоказаний к тому, чтобы со временем действительно начать плавно увеличивать пенсионный возраст". Хотя ее начальница, вице-премьер Ольга Голодец, неоднократно заверяла, что тема повышения пенсионного возраста закрыта на 10 лет вперед, и еще месяц назад торжественно подтверждала эту свою позицию, демарш Скворцовой вряд ли явился нарушением субординации. Похоже, это обычное чиновничье перестроение, произошедшее по случаю получения некоего руководящего импульса с самого верха. Перед тем как вернуться к этому импульсу, скажу, что новые принципы Медведева и Скворцовой совершенно не новы и, на первый взгляд, вовсе не выглядят чем-то предосудительным. Доля получателей пенсий в нашей стране в полтора раза выше, чем, к примеру, в Германии. Не увеличивая пенсионный возраст и не сокращая радикальным образом число тех, кто наделен привилегией выходить на пенсию раньше срока, серьезно поднять коэффициент замещения, который у нас весьма низок, просто невозможно. Если вернуться в раннепутинскую эру, с ее модернизаторскими увлечениями, то одним из главных преобразований была пенсионная реформа 2002 года, весьма продвинутая по мировым стандартам конца ХХ – начала ХХI века. Сегодня на многое в ней посмотрели бы по-другому – все-таки человечество за эти полтора десятилетия получило новый опыт, но пенсионного переворота ни одна успешная страна производить не стала, ограничившись внесением поправок и улучшений в действующую систему. Что же касается нашей системы-2002, то первоначально право на накопительную компоненту пенсии получили мужчины начиная с 1953 года рождения и женщины – с 1957-го. Если бы эта возрастная планка не была вскоре поднята до 1967 года (что стало первой в бесконечном ряду переделок, продиктованных желанием сэкономить деньги), то два–три года назад у нас уже появился бы слой получателей накопительных пенсий. Реальное знакомство общества с выгодами и убытками этого слоя стало бы фактором, побуждающим улучшать работу всей накопительной системы. А прямая зависимость страховой части пенсии от общей суммы выплаченных взносов, скорректированной на инфляцию, делала пенсионную систему-2002 простой для понимания и справедливой по смыслу. Чтобы стать совсем уж логичной, ей не хватало как раз одного – решения плавно поднять возраст выхода на пенсию. Если бы этот возраст увеличивался на полгода ежегодно и был установлен, как часто предлагают, на уровне 63 лет для всех, то малоприятный переходный период был бы сейчас уже закончен для мужчин и близок к окончанию для женщин. Естественное недовольство этими мероприятиями компенсировалось бы растущим общественным осознанием того факта, что пенсии с каждым годом становились бы все больше и впервые начинали выдерживать сравнение с потерянными заработными платами. Так могло быть. Но систему-2002, вместо того чтобы усовершенствовать, просто упразднили в 2013-м. А все, что сделано и запланировано взамен, имеет диаметрально противоположный смысл. Накопительные взносы в третий раз подряд конфискуются казной, и ликвидацию обязательной накопительной компоненты пенсии можно считать де-факто совершившейся. Суммарный выигрыш федерального бюджета за счет изъятия у граждан этих денег достигнет за три года 1 трлн руб. Замена с 2013-го регистрируемой Пенсионным фондом суммы социальных взносов какими-то условными баллами, стоимостью которых манипулируют власти, освободила государство от обязанности вернуть пенсионеру сделанные некогда отчисления. Выигрыш казны от этого преобразования пока не очень велик, но механизм придуман так, чтобы барыш рос с каждым годом. Гособязательство индексировать пенсии по инфляции начиная с 2016-го тоже отменили. Точнее, превратили в некую добровольную начальственную благотворительность, осуществляемую в таких размерах, в каких власти захотят. Скажем, в следующем году запланирована индексация на 4% взамен накопившихся инфляционных 13%, и притом не для всех пенсионеров, а только для тех двух третей из них, которые не работают. Сумма недовыплаченных денег только за 2016 год будет измеряться многими сотнями миллиардов рублей. Все эти с виду как бы импровизации уже превратили снижение коэффициента замещения и урезку реальных пенсий в долгосрочную государственную стратегию. И теперь можно сделать решительный шаг: выбрать подходящий момент и начать повышение пенсионного возраста или, что то же самое, сокращение числа получателей пенсий. Это даст казне грандиозную возможность сэкономить на гражданах, причем размеры этой экономии будут зависеть только от усмотрения самих властей. Прежняя пенсионная система почти автоматически увеличила бы размеры пенсий, если бы получатели стали позднее оставлять работу и накапливать больше взносов. Пакет новаций, внедренных всего за два последних года, ничего подобного уже не гарантирует. Все официальные обязательства перед пенсионерами переведены в условную форму. Если начальство пожелает – сколько-то прибавит. Если нет – пожонглирует своими баллами и пожмет плечами. Когда-то давно повышение пенсионного возраста можно было провозглашать как лозунг прогресса и шаг к строительству сбалансированного и благоустроенного общества, но сегодня оно уж точно перестало быть таковым. "Незабегание вперед", о котором говорил Дмитрий Медведев, означает лишь желание властей сохранить пространство для маневра и при утверждении графика этого великого нововведения, не оповещая о нем подданных заранее. Желательно, конечно, отложить его до 2018-го. Но если концы с концами свести не получится, то придется и раньше. Ну а пока нужно побольше демонстраций полного единства верхов, дабы низы уяснили, что решение принято бесповоротно. Пусть привыкают. Остается один вопрос: откуда такая суровость, ведь еще несколько лет назад на тех же пенсионеров совсем не скупились? Ответ прост. Вообразите, что вы распределяете государственные траты, причем денег у вас явно меньше, чем было еще недавно. Даже в рублевом исчислении, не говоря о долларовом. Попробуйте поделить, и сами все поймете. Естественно, начнете вы с главного, то есть с силовиков. Дадите им хотя бы столько же денег, сколько раньше. Меньше ведь нельзя. Значит, все остальное придется сократить. Медицину, образование, дотации регионам. Но траты на них и раньше были невелики, поэтому, сколько там ни урезай, госрасходы с госдоходами все равно не сойдутся. Ничего не остается, как слегка поджать даже монополии ближнего круга. Но ведь и тут есть предел, люди просто начинают не выдерживать, чему пример — Владимир Якунин. И тогда взор сам собой обращается к расходам на социальную политику, основную часть которых как раз и составляют субсидии Пенсионному фонду. Этот расходный пункт – настоящий кладезь. Тут триллионы и триллионы рублей. В 2012-м на социальную политику было направлено 33% всех трат федерального бюджета, в то время как на силовой блок – 28%. В бюджете на 2016 год пропорции, благодаря новейшим пенсионным преобразованиям, поменялись местами: теперь уже на социальную политику пойдет 28% федеральных трат, а на силовиков – 33%. Интуиция говорит, что возможности сэкономить на пенсионерах далеко еще не исчерпаны, а либеральный некогда лозунг повышения пенсионного возраста подсказывает, каким способом это удобнее всего сделать. В эпоху нефтяной халявы и прибыльного сотрудничества с Западом пенсионеры были хоть и не первыми, но все же одними из первых в очереди на получение денежных прибавок. В эру дешевой нефти и дорогостоящей ссоры со всем миром их опять ставят в начало очереди – но уже на изъятие денег. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/11/20/1463268.html
![]() FreeImages.com Content License Несмотря на почти рекордную дешевизну нефти (цена барреля устойчиво держится заметно ниже $50), по российской экономике вот уже несколько дней прокатываются волны робкого оптимизма. Речь вовсе не о пиар-оптимизме нашего высшего руководящего состава. Начиная с апреля, прозвучало не меньше полутора десятков торжественных официальных заявлений об "остановке спада и переходе к росту", о "нащупанном хрупком дне", о "достижении пика кризиса" и многом прочем в том же духе. К этому привыкли. Зато по-настоящему непривычно смотрятся некоторые новейшие явления. Нефть дешевая, а рубль все не слабеет. 65 рублей за доллар, меньше 70 рублей за евро – это в нынешней ситуации просто-таки мощно. Производство не растет, а биржевые индексы начали подниматься. Похоже, капитаны и лейтенанты нашей экономики ждут чего-то неплохого. Чего именно? Перед тем как ответить, посмотрим, как эта экономика выглядит в зеркале госстатистики. В четверг Росстат как раз опубликовал отчет за октябрь. Итак. В октябре 2015-го реальная зарплата была на 10,9% ниже, чем в октябре 2014-го. Безработица – на 8% выше. Оборот розничной торговли – на 11,7% меньше. А площадь сданного жилья сократилась по сравнению с прошлогодним октябрем на 12,6%. Это то, что рядовой человек видит своими глазами. И еще он видит крах нескольких идей, которые ему с большим нажимом преподносили. Например, про "импортозамещение". Оно успело пройти традиционный путь, которым проходят у нас все начальственные лозунги, превратившись в вызывающий общее раздражение анекдот. Несколько цифр все же приведу. Особенно быстро "импортозамещение" должно было проявить себя на продуктовом фронте – благодаря самоналоженному эмбарго на ввоз еды из Европы. И в самом деле, пищевых продуктов в октябре произвели больше, чем год назад. На целых 1,5%. Особый вклад в этот нешуточный подъем внесли "сыры и продукты сырные", выпуск которых вырос аж на 5,9%. Притом доля твердых сыров в этой категории изделий составляет меньше четверти, а остальное – это совсем уж неприкрытые суррогаты. Таков самый яркий из немногих экономических успехов нынешнего года. Положительная его сторона в том, что публика уже определенно созрела для того, чтобы с "импортозамещением" поступили как некогда с нанотехнологиями и прочими приевшимися затеями – то есть убрали с глаз долой. И еще немного об итогах. Если исключить сезонно-календарный фактор, то, помимо сельского хозяйства, небольшой рост фиксируется еще и в добывающей промышленности. Практически все остальное (с поправками, повторю, на сезонность) от месяца к месяцу идет вниз. И особенно обрабатывающая промышленность, которая снижалась весь год, за исключением сентября, и в октябре 2015-го выдала продукции на 5,9% меньше, чем в октябре 2014-го. Глядя на все это, можно сказать, что поводов для хозяйственного оптимизма сегодня в лучшем случае мало. Плюс к тому надо добавить, что в декабре придется выплатить рекордную для второго полугодия сумму внешних долгов — $23 млрд, считая с процентами. И это при том, что международные резервы снова снизились – с $377 млрд в середине октября до $364 млрд в середине ноября. Казалось бы, совокупность этих обстоятельств должна толкать вниз курс рубля. Однако пока этого не происходит. И намерение Центробанка напечатать в декабре 1 трлн руб. тоже национальную валюту пока не пошатнуло. Заявления главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, что это обычная сезонная процедура, не то чтобы совсем неправдивы, но явно лукавы. В последние годы обходились вливанием в экономику не триллиона, а лишь нескольких сотен миллиардов рублей. Столь щедрая на этот раз эмиссия осуществляется на фоне привольного и уверенного роста цен. За первые десять с половиной месяцев 2015 года потребительская инфляция составила 11,7%. Так что 13% в целом за 2015-й – вполне реальный ориентир. А есть надежда подтянуться даже и к показателям кризисного 2008-го, когда потребительский индекс подскакивал до 13,3%. Поэтому ритуальные обещания снизить инфляцию в 2016-м до 6-7% никто всерьез не воспринимает. В общем, все знакомо, и все выглядит достаточно кисло. Откуда же тогда оптимизм? Он действительно есть. И причина его проста. Разговоры о коалиции для сирийской войны вселили в действующих лиц нашей экономики надежду на некое примирение с Западом. Что это примирение могло бы в себя включать? Отмену санкций? В принципе возможно, но вряд ли. Главная из всех западных санкций – это запрет на получение кредитов. Пока не видно признаков, что европейцы и, тем более, американцы, готовы снять его раньше, чем будет разрешен хотя бы кризис в Донбассе. А в их понимании его разрешение – это возврат под украинский контроль границы с Россией в Донецкой и Луганской областях. Готов ли к этому Кремль? Не знаю. Но российский бизнес, может быть, надеется пока на более скромный вариант. Запад оставляет в силе главные санкции, но отменяет какие-то второстепенные, чтобы дать Москве повод для ответного жеста – отмены или существенного сужения продуктового самоэмбарго. Этот добровольно наложенный на себя безумный запрет как раз и является главным (после падения нефтяных цен) из всех ударов, нанесенных по российской экономике за два боевых года. Народная усталость от него очевидна, и психологическая атмосфера, благоприятствующая его отмене, налицо. И вот сейчас, когда российская экономика барахтается на дне, плавно сползая все ниже, там нащупывается что-то вроде развилки. Можно погрузиться еще глубже, а можно, ухватившись за любой подходящий предлог, сбросить с себя злополучное эмбарго и остановить спад. К реальному росту экономики наша система, конечно, все равно непригодна, однако стагнировать после этого смогла бы довольно долго. Возвращение на российский рынок нормальной и недорогой еды замедлило бы инфляцию и остановило снижение уровня жизни простых людей. И сверх того — вывело бы деловые круги из того оцепенения, в которое их привели шарлатанские экономические импровизации 2014-2015 годов, вернуло бы им надежду на возвращение хоть какой-то предсказуемости. Видит ли эту развилку правящий круг? Не исключаю. Какой из маршрутов выберет? Как обычно, для начала пытается двинуться сразу по обоим. С одной стороны, вроде бы соглашаются реструктурировать украинский долг. А с другой, угрожают творчески развить эмбарго, распространив его с 1 января также и на ввоз еды из Украины. Не стоит воображать, что это станет такой уж нестерпимой пакостью для соседней державы. Российско-украинская торговля и без того разрушена. Товарооборот сокращается несколько лет подряд, и только в нынешнем году будет вдвое меньше, чем в предыдущем. Самым крупным покупателем украинского продовольствия уже сейчас является не Россия, а Китай, который бесперебойно получает навар от каждой очередной ссоры Москвы с кем бы то ни было. Поэтому лучше подсчитать не украинские потери, а свои собственные. Еще одно эмбарго – это еще один всплеск цен и еще одно затягивание поясов. А главное – это отказ выбрать маршрут, хоть как-то выводящий из спада. Впрочем, решение пока не принято. Развилка не пройдена. Представляю себе атмосферу, в которой там взвешивают варианты, и не слишком надеюсь, что будет выбран тот, который напрашивается сам собой. |
#4
|
||||
|
||||
![]()
http://www.rosbalt.ru/blogs/2016/01/02/1476482.html
Росбалт, 02/01/2016 10:08 ![]() CC0 Public Domain Наряду с так называемым последним доводом короля, то есть физической силой, наш правящий круг с растущими размахом и энтузиазмом использует во внешней политике предпоследний довод — экономический. Приступы газового шантажа, торговые бойкоты и одновременно отчаянные попытки купить чужую дружбу, расплатившись хозяйственным сотрудничеством, стали бытом в 2014-м, в растущих масштабах практиковались в 2015-м и уже анонсированы на 2016-й. Когда собственную экономику используют как дубинку для выбивания чего-нибудь из посторонних, это всегда плохо для дубинки. О внутреннем вреде этих мероприятий сказано достаточно — да он виден и без слов. Сейчас речь о другом. Годится ли вообще хозяйственный потенциал нашей державы, тем более в своем сегодняшнем состоянии, для того, чтобы кого-либо, не применяя оружия, всерьез испугать и кому-либо хоть что-то продиктовать? Вот как смотрятся параметры нашей экономики на мировом фоне. Уточню, что измерены эти параметры не в паритетах покупательной способности, которые льстят нашему хозяйству и поэтому нравятся начальству, а исключительно в долларах по реальному обменному курсу. Ведь внешний мир имеет дело не с условным потенциалом, а с тем, который определен рыночным способом. Итак, в 2013-м российский ВВП (вычисленный, повторю, в долларах по текущему курсу) вышел на исторический максимум за всю постсоветскую эру и составил $2,1 трлн. На минимуме, в 1999-м, он падал до $200 млрд. И хотя успех был достигнут в основном благодаря нефтяной дороговизне и вытекающей из нее переоцененности рубля, он все равно впечатлял. Россия вышла тогда на восьмое место в мире по величине экономики (после США, Китая, Японии, Германии, Франции, Великобритании и Бразилии) и демонстрировала человечеству хоть и не гигантский, как у США и КНР, но очень внушительный потенциал – 2,7% мирового ВВП. В 2014-м российский ВВП сократился до $1,9 трлн (нефть и рубль уже начали свой спуск вниз), но место в первой мировой десятке наша держава еще сохранила, хотя ее и обогнали Италия и Индия. В 2015-м ВВП России упал уже до $1,2 трлн — пропустить вперед пришлось Канаду, Корею, Испанию, Австралию и, возможно, Мексику. А в 2016-м российский ВВП при удачном стечении обстоятельств (если среднегодовой курс доллара будет примерно таким, как сейчас) снизится где-то до $1,1 трлн. Если же средняя цена доллара перевалит за 80 руб., он может оказаться и около $0,9 трлн. Это уже теперь меньше 1,5% мирового ВВП и означает откат даже не в 2007-й ($1,3 трлн), а, скорее, в 2006-й ($1,0 трлн). Ведь тогдашний доллар был дороже сегодняшнего. Хотя картина выглядит существенно лучше, чем в последефолтном 1999-м, экономика России сейчас уступает по размерам американской в пятнадцать раз, китайской – вдесятеро, японской – втрое, а в дальнейшем пропорции могут стать еще более проигрышными. Впрочем, это была присказка. В мировой экономике значение державы определяется не самим по себе размером ВВП, который играет больше психологическую роль, а другими, хотя и связанными с ним параметрами, – объемами экспорта и импорта, ролью в глобальных цепочках добавленной стоимости, весом в международной финансовой системе. В международных финансах наша страна никогда не была заметным игроком, а в цепочках добавленной стоимости ее значение в целом невелико. Практически лишь экспорт и импорт могут быть использованы и используются нашим режимом как экономическое оружие. Закрывая российский рынок для иностранных товаров, власти на полном серьезе рассчитывают заставить противников (США, Европу, Украину, Турцию) изменить политику или хотя бы покарать их нанесением невосполнимого ущерба. Того же самого от них хотят добиться непоставками топлива или хотя бы угрозами непоставки. А в обещаниях щедро снабдить газом и нефтью видят способ прикормить могучих союзников – таких как Китай, а до ноябрьского разрыва та же Турция. Теперь посмотрим на действительность. В благодатном 2013-м товарооборот России достиг $865 млрд (2,4% мирового), в том числе экспорт составил $531 млрд (3% мирового), а импорт — $334 млрд (1,9% мирового). Мощь этих показателей даже и тогда была сравнительно умеренной. По импорту товаров наша страна находилась где-то в середине второго десятка, примерно на уровне Испании. Зато по товарному экспорту – в конце первого десятка, почти на уровне Великобритании. В 2015-м из-за падения цен на топливо товарооборот России снизился до $500 с небольшим (не больше 1,5% мирового). Это уровень 2006 года. В том числе, по стоимости экспорта (больше $300 млрд; 1,8% мирового) наша страна откатилась в конец второй десятки и примерно сравнялась с такими экономиками, как индийская, мексиканская и тайваньская. А по импорту (меньше $200 млрд.; 1,1% мирового) ушла куда-то в середину третьего десятка, на уровень Польши, Таиланда и Малайзии. Только при полном непонимании реальности можно было вообразить, будто, располагая одной девяностой долей мирового рынка импорта и одной шестидесятой – экспорта, есть шанс испугать или, тем более, наказать внешний мир закрытием своей экономики. Это не получилось даже с Украиной — далеко не крепкой в хозяйственном смысле страной. Запад открылся для торговли с ней, и недавняя ее зависимость от экономических связей с Россией уже почти не существует. И уж тем более не стоит рассчитывать на успех, когда дело доходит до грандов мировой торговли. Ни для одного из ее лидеров — Китая, США, Германии, Японии, Франции, Кореи – наше государство не входит даже в первую пятерку партнеров. Это для нашей страны торговля с Китаем – самая крупная из всех. А для Китая, с его более чем четырехтриллионным товарооборотом, Россия в смысле торговых связей представляет меньшую важность не только чем США, Япония или Корея, но и Германия, и Австралия. Отсюда, помимо прочего, следует, что даже если «Сила Сибири» в самом деле будет возведена и заработает, это не сделает Китай союзником и заступником России. Слишком скромны масштабы возможного сотрудничества. Для Германии, второго по значимости российского торгового партнера, важнее торговля с Францией, Нидерландами, Китаем, Италией, Британией и даже с Польшей, которая обходит нашу страну и в немецком экспорте, и в немецком импорте. И вообще — ни для какой из двадцати крупнейших экономик мира Россия сегодня не является торговым партнером № 1. Только в одной из них до недавних пор импорт из России спорил за первое место: наша страна, идя вровень с Германией и Китаем, поставляла 10% всех товаров, ввозимых в Турцию. Сейчас и это уходит в прошлое. Причем даже при наименее выгодном для турецкой экономики (и для российской, конечно, тоже) повороте событий, с немедленным сворачиванием газовых поставок из России, замена им будет найдена довольно быстро. Эпоха диктата продавцов на мировом рынке энергоносителей продолжается только в воображении нашего начальства. Если и есть какой-то участок политики, на котором неудача Кремля уже полностью состоялась, так это экономическая война 2014-го – 2015-го с внешним миром. На этом фронте были проиграны все сражения. Располагая экономикой размером с мексиканскую, другого итога ждать и не приходилось. Но уроков не извлечено. Измочаленной российской экономикой снова и снова пытаются отлупить тех, кто сильнее. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
http://www.rosbalt.ru/blogs/2016/02/03/1486328.html
3 февраля 2016, 18:11 | Кризис | мировая экономика Если нового глобального кризиса не удастся избежать, то хозяйственный рост может перестать быть мировой нормой. Привычные антикризисные механизмы уже не работают © СС0 Public Domain ![]() Обозреватель ИА «Росбалт» Мы давно привыкли, что экономика нашей державы по большому счету давно уже перестала идти вперед, и если в отдельные годы немножко поднимается, то в последующие опять играет вниз. Сегодняшний уровень российского ВВП ниже предкризисного максимума, достигнутого почти восемь лет назад, в середине 2008-го. Что же касается окружающего мира, то спад конца нулевых вроде бы стал для него давней историей. Совокупное мировое производство сейчас на 15—20% выше, чем было в 2008-м. Но не зря говорят, что наше государство прокладывает новые пути и собственным примером указывает человечеству на те приключения, через которые ему еще только предстоит пройти. Вероятность нового всемирного экономического кризиса растет на глазах — тормозит Китай, за ним замедляются США, падают западные биржи, Федеральная резервная система спешно отменяет собственный план ужесточения финансовой политики, а японский Центробанк уже понизил свою ставку до отрицательного уровня. На первый взгляд, ситуация по-своему штатная. Циклические кризисы — обязательная принадлежность глобального экономического развития. Хотя международные финансовые организации завели привычку никогда не закладывать их в свои долгосрочные прогнозы, эти спады, или как минимум торможения, случаются регулярно — обычно чаще, чем раз в десятилетие. Поэтому оптимист может сказать, что просто настала пора пережить некие неприятности, после чего можно будет спокойно двигаться дальше по пути прогресса. Но есть загвоздка. Подступающая сейчас рецессия (которая, подчеркну, не стала еще неизбежной) приходит стадиально раньше, чем это случалось до сих пор. По крайней мере, в богатой части мира. По классической схеме, кризис сопровождается спадом производства, крахом бирж, разорением неэффективных предприятий и общим снижением уровня жизни. Затем наступает время пожинать плоды: эффективные фирмы начинают процветать, производство — расти, уровень жизни и занятость — подниматься. Через какое-то время созревают условия для нового спада, и цикл повторяется. А по схеме кейнсианской, власти с помощью утонченных финансовых манипуляций спасают свои народы от слишком уж тяжких бедствий — увеличивая государственные долги, раздувая бюджетные траты и помогая этими деньгами проблемным фирмам не разориться, гражданам — сохранить привычные стандарты жизни, а экономике в целом — не упасть, а только годик—другой потоптаться на месте. Потом наступает подъем и процветание, когда антикризисные программы сворачивают, госбюджеты сводят с профицитами, государственные долги благодаря этому сокращают, а значит, к моменту наступления следующего кризиса можно спокойно начинать все сначала. Чтобы не утонуть в деталях, я, конечно, упрощаю до предела. Добавлю только, что две эти схемы несколько десятков лет назад кое-как скрестили и в комбинированном варианте довольно успешно применяли несколько циклов подряд. Успешно — в том смысле, что после окончания одной рецессии оставалось достаточно времени на рост экономики и накопление ресурсов для борьбы со следующей. Драма сегодняшнего дня заключается в том, что отработанные методы обращения с экономикой, возможно, перестали действовать по привычному графику. В первую очередь, на Западе, хозяйственный рост которого был в последние годы гораздо ниже среднемирового. Еще не свернуты по-настоящему «антикризисные терапии» в Европе и даже США, не говоря о Японии, насчет которой разговор отдельный; еще не нашли себе применения массы денег, которые в трудный час были напечатаны для спасения бедного люда, а заодно и гигантских предприятий, «слишком больших, чтобы обанкротиться»; еще не стали уменьшаться непривычно огромные государственные долги — как подступает новый кризис, и «терапию» приходится начинать заново. То есть бороться с очередным спадом, не успев прожить до этого несколько лет в условиях хоть сколько-нибудь нормального подъема. Если что-либо подобное войдет теперь в правило, пусть даже и не для всех, но хотя бы для богатых экономик, это станет подлинной революцией: эпоха почти непрерывного экономического роста, длящаяся в западных странах два с лишним века, а в большинстве восточных — около столетия, сменится каким-то другим способом существования, название для которого еще только предстоит придумать. Если не копать глубоко, то причины кажутся понятными. «Антикризисные терапии» раз за разом не давали кризису выполнить свою работу — очистить экономики от нежизнеспособных предприятий. И теперь количество переходит в качество: неспособные к росту предприятия становятся фундаментом, на котором властям приходится строить свою хозяйственную политику, и она неизбежно становится политикой застоя. Но к этому надо добавить несколько уточнений. Сказать, например, о том, что вместе с нашей страной образцом стагнации и экономической окостенелости стала Япония, чей взлет в прошлом веке называли чудом. Она тоже последние четверть века топчется на месте. Что в Соединенных Штатах, при всех гримасах тамошней «антикризисной терапии», состоялась революционная в технологическом смысле сланцевая революция, которая изменила привычный нам мир. Что Германия переболела «антикризисными» извращениями в более слабой форме, чем большинство европейских стран, и продолжает расти, пусть и медленно. А если заглянуть еще глубже, то видишь, что «антикризисная» финансовая вакханалия была не просто импровизацией полуграмотных управленцев и состоящих при них упертых экспертов. В западных странах она обслуживала недвусмысленные политические заказы как богатых верхов, так и бедных низов, и стала там одновременно и инструментом, и выражением исторического упадка среднезажиточных слоев. К чему она приведет, если будет продолжаться, можно только гадать. К олигархически-патерналистским режимам без средних классов, кое-как притворяющимся демократиями? К обществам, в которых накопление денег из-за постоянных манипуляций с финансами потеряет практический смысл и социальную логику? К каким-то невиданным альтернативным правилам хозяйственной организации, сопряженным с новейшими технологиями, о которых грезят прогрессисты? К ренессансу старых добрых способов обращения с экономикой, о которых толкуют консерваторы? Все пока в тумане. Но вот для примера рассуждения, самой нелепостью своей многое говорящие о меняющейся публичной атмосфере. В прошлом месяце в Давосе именитый экономист-кейнсианец, нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц сообщил сановной публике, что привычные шаблоны, описывающие хозяйственный рост, пора заменить более экзотическими: «ВВП — плохой показатель экономического развития… В Бутане используется понятие „валовое национальное счастье“, которое включает в себя не только финансовые показатели, но и оценку психологического состояния нации. Что толку от ВВП, если планета загрязнена настолько, что наши жизни в опасности?» Бутан, который издалека так нравится Стиглицу, — симпатичная маленькая страна. Бедная, хотя и не абсолютно нищая, занимающая примерно 150-е место в мире по продолжительности жизни, с уровнем неграмотности около 35%, с детской смертностью, которая в полтора раза выше, чем в Северной Корее, и в десять раз выше, чем в Южной. Из всего этого и складывается бутанское счастье, в высочайшем уровне которого усомниться невозможно, поскольку он беспристрастно измеряется местным начальством. Скажете, ахинея? Да. Но очень своевременная ахинея. Сегодня ее можно, не теряя лица, нести в любом обществе, самом что ни на есть статусном и квалифицированном. Не исключено, что в самом деле приближается эпоха, в которую экономический рост в богатых странах станет делом почти недостижимым и поэтому будет разоблачаться как антиобщественное явление. |
#6
|
||||
|
||||
![]()
http://www.rosbalt.ru/blogs/2016/03/05/1495650.html
5 марта 2016, 10:05 | Кризис | нефть Путинский приказ обеспечить рост мировых цен на энергоносители — попытка подменить магией экономическую стратегию. ![]() Поднять нефтяные цены «шаманам» не под силу © Иллюстрация ИА «Росбалт» Обозреватель ИА «Росбалт» В древнем Китае каждый год императорским эдиктом крестьянам повелевали выходить на посевную. Иногда это совпадало с началом работ, а иногда нет. Крестьяне не имели привычки полемизировать с начальством, но ориентировались на свой опыт и погодные условия. Во всех краях Земли в старину в разгар засухи служили молебны о ниспослании дождя. Случалось, что после этого и в самом деле шел дождь, но случалось, что и не шел. У природы свои закономерности. На днях Владимир Путин собрал капитанов российских нефтяных компаний и посоветовал им заморозить добычу нефти на январском уровне. Они, конечно, согласились. Тем более, когда узнали от президента России, что министр энергетики Александр Новак «занимается проработкой вопросов, связанных со стабилизацией мирового рынка энергоносителей, консультируется постоянно с нашими партнерами, с ведущими участниками мирового рынка нефти… и практически договорился со своими партнерами на мировом рынке о том, чтобы в этом году мы не наращивали нефтедобычу…» Чиновники из нескольких нефтеторгующих стран действительно недавно объявили, что могли бы перестать увеличивать экспорт нефти, если с этим согласятся все ее производители. Кого зальет иранской нефтью Возможно ли что-то подобное? Нет, невозможно. К США, которые наряду с Саудовской Аравией и Россией являются крупнейшим мировым нефтегазопроизводителем, с такими предложениями даже и подступаться нет резона. Иран, потенциально четвертый мировой добытчик нефти и газа, как раз сейчас выходит из-под санкций и делает все, чтобы как можно быстрее увеличить свой экспорт энергоносителей. Может быть, самоограничение хотя бы некоторых, самых сознательных экспортеров стабилизирует рынок и цены? Если сильно захотеть, что-то такое можно вообразить. Но самоограничение должно быть очень суровым. Скажем, Саудовская Аравия и (или) Россия вообще прекращают торговать нефтью. Надолго или нет, цены подскочат. Однако что-то подсказывает: наша держава не станет спасать конкурентов ценой харакири. И саудиты тоже не станут. Надеяться на действенность ценовых или экспортных сговоров нефтеторговцев — то же самое, что верить в магическую действенность молебнов о дожде. Сегодняшний мировой энергорынок — это рынок покупателя. Если некоторые продавцы заморозят или уменьшат поставки, то лишь увеличат свои убытки, хотя и заслужат глубокую признательность конкурентов, которые захватят их рыночные ниши. У саудитов был такой опыт в 1990-е годы, в прошлую эпоху нефтяной дешевизны. Тогда самоограничение не принесло им ничего, кроме потерь. Все изменилось только в начале двухтысячных, когда энергорынок стал рынком продавца. Но эта эпоха, хотя и может ненадолго вернуться в случае, например, масштабной ближневосточной войны, по большому счету закончилась. Сланцевая революция, переворот в технологиях и общее расширение круга энергопроизводителей лишают смысла словесные интервенции экспортеров и вообще любые претензии на «энергетическую сверхдержавность». Двухлетний банкет окончен При этом российский нефтегазовый экспорт, возможно, и в самом деле вступает в фазу застоя. За прошлый год объем нефтепродаж вырос заметно — на целых 9%. Но это, видимо, в последний раз. В нынешнем году экспорт, если и увеличится, то ненамного. Причина отнюдь не в благородном порыве стабилизировать мировые цены, а просто в иссякании возможностей для роста добычи. Менеджмент большинства наших огосударствленных компаний плох, себестоимость работ высока, инвестиции малы. Не зря самые радикальные мысли на упомянутой встрече с Владимиром Путиным прозвучали, как передают, из уст главы «Роснефти» Игоря Сечина. Ориентируясь, вероятно, на реалии собственной компании, он якобы предлагал даже и не заморозить, а уменьшить нефтедобычу. Но не нашел понимания у коллег-магнатов. Следующий сеанс коллективной магии назначен на то ли на конец марта, то ли на начало апреля. Представители стран-нефтедобытчиков обещают опять где-нибудь собраться и еще более серьезным тоном, чем раньше, пригрозить заморозить добычу. Однако покинем виртуальный мир. Разве в реале нефть не может подорожать? По своей собственной логике. Ведь после молебнов и в самом деле случались дожди, а начало сельхозработ иногда — и даже нередко — совпадало с выходом императорского эдикта. Немного хроники: в 2013-м средняя цена российской Urals была $108 за баррель, в 2014-м — $98, в 2015-м — $51. Сплошное падение. Теперь посмотрим, что происходит в последние месяцы. В декабре 2015-го баррель Urals стоил $36 (против $61 в декабре предшествующего года), в январе 2016-го — $29 (годом раньше — $47), в феврале 2016-го — $31 (за год до этого — $57). И, наконец, в первые дни марта баррель Urals (цена которого, напомню, немного ниже, чем цена Brent) стоит около $35 (в прошлогоднем марте было $55). Следует ли из этого, что ценовой минимум пройден? Не исключено. Но с куда большей определенностью можно сказать, что в 2016-м средняя цена будет ниже, чем в 2015-м. И похоже, что намного. Особенность нашего времени в том, что о ценовом максимуме применительно к нефти говорить легче, чем о минимуме. Максимум — это уровень, на котором сланцевая нефтедобыча становится высокорентабельной и резко увеличивается, не пуская цены дальше вверх. Совершенствование технологий непрерывно снижает и будет снижать этот потолок. Еще год назад он был на уровне $60, а сейчас — уже около $50. Самые задорные из американских экспертов говорят даже о $40, но, видимо, забегают вперед. Человечеству придется отвыкать от прогресса Может ли нефтяная цена в ближайшие месяцы взлететь до нынешних «потолочных» $50? Теоретически может, но вряд ли взлетит. Состояние рынка определяется не магическими пассами стран-нефтеторговцев, а скоростью уменьшения нефтедобычи в США (пока цена барреля меньше $40, добыча будет сокращаться), степенью жесткости политики ФРС, глубиной кризиса в Китае, ходом ближневосточных войн и т. п. Если соотношение этих факторов останется примерно таким же, как сейчас, то $40 (или чуть больше) за баррель Urals в среднем в 2016-м — это довольно-таки оптимистичный вариант. Вполне возможно, получится еще хуже. Минэкономразвития уже на всякий случай изготовило что-то вроде прикидочного прогноза на целую эпоху вперед, до 2019-го включительно, исходя из предположения, что нефтяная цена в эти годы будет колебаться в диапазоне $35-45. Эпоха видится чиновникам-сочинителям достаточно мрачной: постоянное, хотя и замедляющееся, снижение уровня жизни народа на фоне хозяйственного спада, плавно переходящего в стагнацию. Но даже и в такой схеме, инсценирующей суровый реализм, нет ничего принципиально нового. Если на урезку военных трат наложено табу, на демонтаж олигархической экономики — тоже, если социальные ведомства не видят причин готовиться к росту безработицы, а долготерпение простонародья предполагается безграничным, то нам очередной раз рисуют ту же самую путиномику, по-прежнему завязанную на нефтяные цены, пусть даже и круто упавшие. Чтобы осознать, как устроена сегодня действительность, необходимо для начала понять, что нефть — больше не фундамент режима, а просто один из экспортных товаров, и цены на нее так же не подчиняются высочайшим эдиктам, как цены на зерно или на софт. Но даже и этот первый шаг за полтора года кризиса не сделан. |
#7
|
||||
|
||||
![]()
http://www.rosbalt.ru/blogs/2016/03/11/1497192.html
11 марта 2016, 20:28 | Кризис | мировая экономика ![]() В 2016-м экономический вес нашей страны опять упадет. Но важнее другое: все выигрышные роли расхватают другие. Российская экономика стремительно теряет позиции на мировой арене © Обозреватель ИА «Росбалт» Сравним итоги 2015 года с прогнозами на 2016-й. В прошлом году мировой ВВП вырос на 3%, а международная торговля уменьшилась на 11%. Тем временем российский ВВП упал на 3,7%, а товарооборот нашей державы сократился на 33%. Из 20 крупнейших экономик мира наша показала наихудшие результаты. В этой двадцатке на первое место по темпам роста впервые в XXI веке вырвалась Индия (7,3%). А всего скорость подъема, превышающую среднемировую (т.е. от 3%), в 2015-м показали шесть экономик: индийская, китайская, индонезийская, саудовская, испанская и турецкая. В восьми странах (США, Корея, Британия, Таиланд, Австралия, Мексика, Германия, Франция) наблюдался умеренный или слабый рост – от 1% до 3%. Еще в четырех (Канада, Иран, Италия, Япония) была стагнация – зафиксированный рост ВВП (от 0% до 1%) не выходил за пределы статпогрешности. И, наконец, в четвертой по счету группе, представленной двумя державами, был крупный спад – в Бразилии (-3,0%) и у нас (-3,7%). Теперь о наметках на 2016-й. Прогнозов циркулирует много, но выбираю из них тот, который в январе опубликовало агентство Bloomberg. Эксперты, которых оно опрашивает, - люди с репутацией. Что же до нашей экономики, то на фоне других предвидений, особенно появившихся за последние недели, оценки Bloomberg выглядят чуть ли не самыми благожелательными. Уточню, что Иран оказался слишком крепким орешком даже для блумберговских аналитиков и в прогноз не вошел. А ни в одной из прочих девятнадцати главных держав эксперты каких-либо великих хозяйственных переворотов не предвидят. Знатоки всегда любят предсказывать на завтра то, что происходит сегодня. Впрочем, угроза рецессии, если и не в мировых масштабах, то во многих странах, в их глазах сейчас растет. Первое место среди мировых тяжеловесов в 2016-м опять отведено Индии (прогнозируемый рост - 7,4%), вновь уверенно обгоняющей Китай (6,5%). На третью позицию по ожидаемым темпам подъема поставлена Индонезия (5,2%) – стремительно растущая трехсотмиллионная держава. В группе с ускоренными темпами роста останется, по мнению Bloomberg, Турция, а Испанию и Саудовскую Аравию, в которых ожидаемая скорость экономического подъема чуть снизится, сменит Таиланд. Группу держав с умеренным или слабым ростом, возглавляемую Соединенными Штатами (2,5%), формально пополнят также Италия и Канада, для которых эксперты прогнозируют рост чуть выше 1%. Япония продолжит стагнировать. А в двойке самых неудачливых государств, продолжающих идти вниз, эксперты намечают рокировку: спад в России, по их оценкам (-0,5%), будет на этот раз менее тяжелым, чем в Бразилии (-2,5%). Повторю, что для нашей страны блумберговский прогноз оптимистичнее почти всех других. Большинство экспертных структур и предсказателей-одиночек обещают России в 2016-м более глубокое снижение (от -1% до -2%). Впрочем, принципиальным образом эта разница в предвидениях картины не меняет. Более интересен вопрос, почему другая бывшая энергетическая сверхдержава, Саудовская Аравия, в отличие от нашей, довольно бодро росла в 2015-м (3,4%) и выглядит в глазах экспертов способной продолжить рост и в 2016-м (1,9%). Ведь падение цен на нефть вроде бы должно было ударить по всем одинаково. Ответ элементарен. Накопив гораздо большие, чем Россия, резервы, саудиты смело пустили их в ход. В 2015-м бюджет Саудовской Аравии был сведен с дефицитом в 19% ВВП, но объемы импорта заграничных товаров были сохранены на докризисном уровне (в России бюджетный дефицит составил 3% ВВП, а импорт товаров упал вдвое). При этом за 2015 год саудовские резервы уменьшились с $732 млрд до $660 млрд. То есть до момента, когда они достигнут критического уровня, можно жить еще лет пять. При нынешней волатильной политической и экономической международной обстановке срок огромный. В целом же в 2015-м российская экономика оказалась самой неудачливой из двадцати крупнейших в мире. Ее вес уменьшился, роль в международной торговле резко упала, а круг покупателей сырья, остающегося главным экспортным товаром, сузился. Отпала Украина. На глазах отпадает Турция. Вес Евросоюза в российской торговле снизился с предкризисных 50% до 40% в первые месяцы этого года. Зависимость от торговли с Китаем растет, не сопровождаясь ростом зависимости Китая от торговли с Россией, которая для него была и будет лишь партнером даже и не второго, а скорее третьего ранга. Но самый интересный экономический вопрос 2016 года таков: а не начнется ли глобальный хозяйственный кризис? Здесь нет места, чтобы разбирать многообразные трудности Евросоюза, Китая и Соединенных Штатов. Достаточно напомнить, что они велики. Блумберговские эксперты, понимая, что надо как-то откликнуться на явную угрозу, вывели для каждой страны на 2016-й не только усредненные цифры ожидаемых темпов роста, но также вероятность въехать в рецессию. И одна только Индия оказалась свободна от малейших экспертных подозрений. Для Германии вероятность вхождения в рецессию в 2016-м, по их мнению – 8%. Для Китая – 12%. Для США – 15%. Для Кореи – 18%. Но хуже всего дела обстоят у Японии (30%), у России (65%) и у Бразилии (75%). Нас ждет безнадега Не вдаваясь, опять же, в детальный разбор, можно допустить, во-первых, что всемирного спада в 2016-м все-таки не будет. Во-вторых, что нескольким большим экономикам рецессию пережить придется. И в-третьих, что экономика России почти наверняка попадает именно в эту неудачливую группу. 2016-й год, как и два предыдущих, станет для российской хозяйственной системы временем нарастания проблем, а не решения тех, которые уже накопились. Впрочем, процесс ухудшений может замедлиться, переживать эти беды предстоит не совсем в одиночку, а утешаться в печальные минуты можно будет еще и видом какой-нибудь Венесуэлы, экономика которой не просто «переживает трудности», а вообще летит вниз, кувыркаясь и разваливаясь на части. Главная драма все-таки в другом. Мировые центры экономической мощи, которых всего четыре – США с их североамериканским окружением, Евросоюз, Китай с группой экономических вассалов, а также с натяжкой Индия – именно сейчас все глубже уходят в поиски новых ролей, собираясь то ли замкнуться внутри себя, то ли, наоборот, выстроить какие-то суперобъединения. Воплощением второго из этих путей являются проекты Транстихоокеанского торгового партнерства, соглашение о котором было в феврале подписано представителями двенадцати стран, включая пять экономических гигантов (США, Японию, Канаду, Мексику и Австралию), а также Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (США плюс ЕС), переговоры о котором близки сейчас к кульминации. Если эти планы окажутся удачными, в мире будет один суперцентр (США плюс их партнеры вдоль Тихого и Атлантического океанов) и два просто гигантских центра (Китай с вассалами и, возможно, Индия). Если же они провалятся, центров будет, как и сейчас, четыре. Ведь даже в довольно гипотетическом случае распада Евросоюза, Германия вместе со странами ее хозяйственного окружения все равно сохранит роль экономической сверхдержавы. Человечеству придется отвыкать от прогресса При любом повороте событий, ни одна из прочих стран, даже таких огромных, как Россия или Бразилия, не сможет сыграть собственную игру. Им придется либо причаливать к одному из больших блоков, стараясь устроиться повыгоднее и поудобнее, либо коснеть и медленно гнить в собственной отгороженности. Траектория, по которой Россию интуитивно ведет наше начальство, лежит где-то посредине между двумя этими возможностями. Надо только уточнить, что единственным блоком, в который есть некоторый шанс втянуться, становится сейчас китайский. Потому что с другими все меньше точек хозяйственного соприкосновения. Москва планомерно приучает Запад к тому, что российские энергоносители лучше не покупать. Остается Китай, не нуждающийся в газе, который ему зря пытаются навязать, но готовый брать российскую нефть, а со временем и другое сырье. Пребывание в китайской орбите на скромном положении одного из хозяйственных сателлитов, приобретателей ширпотреба и поставщиков сырья, вполне совместимо с высокой степенью изоляционизма. Россия почти не вовлечена в мировые цепочки добавленной стоимости и с годами имеет все меньше шансов в них включиться. Внешние экономические связи нашей державы хиреют. Судя по итогам первых двух месяцев 2016-го, российский импорт, резко сократившийся даже по сравнению с кризисным 2015-м, может в этом году опуститься уже до индонезийского уровня ($140 млрд в 2015-м), далеко отстав от польского ($188 млрд) или таиландского ($196 млрд) импорта, не говоря уже о турецком ($204 млрд). Если 2016-й и последующие годы станут временем глобального кризиса, тем быстрее пойдет перестройка мировой хозяйственной архитектуры. Непонимание нашими вождями необходимости для страны в этих новых координатах бороться за выигрышную экономическую роль означает, что все такие роли будут быстро распределены между другими. |
#8
|
||||
|
||||
![]()
http://www.profile.ru/pryamayarech/i...it-po-karmanam
27.11.2016 Придумывание налоговых новаций превратилось в поиск способов изымать все больше денег у людей, которые все меньше доверяют государству. Утекающие из руководящих кругов проекты налоговых перемен выглядят разнообразными по духу и целям. Но это обман зрения. Возьмем для иллюстрации акцизы, только что узаконенные на 2017 год. На первый взгляд вот где цветущая сложность. Уверенно вырастут ставки на бензин. Это экологично. По-настоящему круто – на табак. Весь мир борется с курением. Очень существенно – на вино. Не желаете пить водку, как все, – считайте это налогом на роскошь. И только для крепких напитков акцизную ставку поднимают меньше чем на 5%, т. е. с поправкой на инфляцию даже слегка снижают. А еще недавно сразу два очень разных министерства – прорыночный МЭР и нескрываемо лоббистский Минпромторг – советовали круто уменьшить и водочный акциз, и минимальную цену поллитровки. В таком радикальном виде идея не прошла, но зато дала ключ к тайнам всей акцизной политики. Торговле бензином, сигаретами и вином пока не удается по-настоящему ускользнуть от казенного учета. Значит, можно выжимать деньги с легким сердцем. А водке – удается. Отсюда и щадящий акцизный режим, нацеленный на повышение конкурентных шансов легальной водки в борьбе с нелегальной. Предположения, будто начальство возмечтало дешевым пойлом привлечь к себе народные сердца, выдают лишь романтизм нашей интеллигенции. В той же логике – смелое увеличение имущественных налогов. Квартиру в кармане не унесешь, а практика возведения неподотчетного чиновникам жилья только еще набирает силу и руководящими умами пока не осмыслена. Понятен и провал очередной попытки ввести прогрессивный подоходный налог. Хотя целая коалиция, от вице-премьера Голодец и до думских коммунистов, призывала порадовать бедных полным освобождением от НДФЛ и покарать богатых повышенными его ставками, шум было велено прекратить. Для показного народолюбия таких масштабов общественная ситуация еще не созрела, а материальные убытки совершенно очевидны. Все, кто может, и так уводят сейчас доходы в тень, а если подоходный еще и увеличат, процесс грозит стать обвальным. НДФЛ идет в бюджеты регионов и муниципальных образований. Теоретически это должно побуждать граждан следить за тем, чтобы их деньги шли на благоустройство окружающей действительности. Но поскольку учить наши власти, какие местные проекты осуществлять, а какие – нет, дело не только безнадежное, но и физически рискованное, то рядовой человек не имеет никакого позитивного мотива платить НДФЛ. Нет у среднего россиянина и мотива хлопотать, чтобы наниматель вносил за него пенсионные взносы. Ежегодные перетряски пенсионной системы, которые твердо обещано продолжать и впредь, убедили людей, что и в этой сфере полагаться на честное слово государства просто глупо. Недобор страховых взносов растет. Не верить нашей системе – нормально. Ненормально было бы ей верить. Именно осознанием этой новой нормальности проникнута идея Минфина о налоговом маневре – раза в полтора снизить размер взносов в социальные фонды, а денежные потери покрыть резким увеличением НДС. Если рассуждать отвлеченно, то эта процедура, именуемая «фискальной девальвацией», рекомендована международными финансово‑экономическими учреждениями и обещает рост конкурентоспособности на внешних рынках. Если же остаться в нашей действительности, то борьба за внешние рынки – абстракция, а вот вытеснение все хуже собираемых страховых взносов налогом на добавленную стоимость, от которого предприятию трудно увернуться, – суровая конкретика и фискальный реализм. Конечно, у всякого реализма есть берега. Число мелких неформальных производств, укрывающихся от госрегистрации и, соответственно, от любого налогообложения, быстро растет. Ученые называют их «гаражной экономикой» и изучают как яркий феномен новейшей России. А ускоренный упадок всех сфер соцобеспечения, который последует за налоговым маневром, обещает стать еще одним ее феноменом. Формирование же накопительных пенсий путем добровольных отчислений работников, прописанное в еще одном проекте Минфина и ЦБ, – сущая утопия. Кто сам отдаст свои деньги, заранее зная, что уж государство‑то найдет способ их растранжирить? Экономическая политика, как и любая другая, – искусство возможного. А что возможно для государства, которому подданные по доброй воле копейки не дадут? Просто лазить у них по карманам. Это тоже искусство, требующее воображения и хорошего администрирования. |
#9
|
||||
|
||||
![]()
http://www.profile.ru/pryamayarech/i...nie-putinomiki
02.10.2017 Разговоры о начале хозяйственного роста в равной мере опираются на статистические фантазии и на реальное приспособление огосударствленной экономики к новым суровым условиям. Российское хозяйство вступило в фазу подъема. Это стало лозунгом не объявленной еще президентской кампании. «Траектория достаточно устойчивого роста», «инвестиции», «инновации», «инфраструктурная ипотека» – вот магические формулы, которыми по нескольку раз в неделю публично обмениваются Владимир Путин и молодые технократы, которым он вверил экономический штурвал. Беседуя с главами Минэкономразвития и Минпромторга Максимом Орешкиным и Денисом Мантуровым (знатоки кремлевских слухов числят обоих в коротком списке кандидатов в новые премьеры), вождь даже предписал им «на рубеже 2020 года выйти на темпы выше среднемировых». В прошлый раз российское хозяйство росло быстрее мирового в 1999-м – 2008-м. Это были лучшие годы путиномики. За последующее неполное десятилетие суммарный рост составил, в зависимости от метода подсчета, от нуля до нескольких процентов. И вот путиномика готовится обрести третье дыхание. Уже в 2017-м ждут, что ВВП поднимется на 2–2,5%. А еще через пару-тройку лет инвестиционно-инновационные рецепты заработают на полную мощь, и вклад России в мировую экономику (сейчас – 3,1%) снова начнет расти. Это не только выдумки. Хотя начать стоит именно с пропагандистской компоненты. Подозреваю, ее вклад в стартующее экономическое чудо – процентов пятьдесят. Показав себя недостаточно оптимистичной, статистическая служба в начале этого года была переведена под кураторство Минэкономразвития. Что сразу же благотворно сказалось на показателях. Именно с этих пор все сомнения в наличии подъема отпали. ВВП растет, промышленность растет, реальная зарплата растет. По крайней мере, по сравнению с теми же отрезками 2016-го. И только отдельно взятые детали, до которых у высшего начальства, возможно, не доходят руки, выглядят не совсем блестяще. Оборот розничной торговли за январь – август всего на 0,2% выше прошлогоднего. Реальные располагаемые денежные доходы населения – на 1,2% ниже. Промышленный индекс, вычисленный с поправкой на сезонность, топчется на месте с начала лета. Индекс предпринимательской уверенности для добывающих производств с мая находится в отрицательной зоне, а в производствах обрабатывающих из нее и не выходил. Исключительно низкий уровень официальной инфляции (3,1% в годовом исчислении), скорее всего, приукрашен, хотя рост индекса потребительских цен действительно замедлился. То, что величают «устойчивым подъемом», правильнее было бы назвать стагнацией с локальными очагами не очень уверенного роста. Даже и это не так мало. Энергодоходы за три года сократились вдвое. Плюс к тому – санкции, импортозамещение, ведение войн, гонка вооружений. Все это происходит разом, и то, что российская экономика не рассыпалась, результат довольно рациональных действий технократических ведомств и, в первую очередь, Минфина и ЦБ. Силовые траты, буквально выходившие из берегов, удалось удержать пусть и на очень высоком, но хотя бы стабильном уровне. Федеральный бюджетный дефицит в нынешнем году снизится до 2,2% ВВП, а в следующем, если планы сбудутся, так и до 1,4%. Реальная инфляция за три года уменьшилась в разы. Вниз понемногу идет и учетная ставка. Отвлеченно говоря, это и в самом деле должно располагать к инвестициям, хозяйственному росту и прочим благам. Но не в нашем климате. Стараниями технократов потерявшую равновесие путиномику удалось выровнять. Но она осталась сама собой и даже укрепилась в своих основах. Бюрократический контроль над экономикой и финансами не слабеет, а растет. Нынешний банковский кризис, каковы бы ни были его корни – очередной этап этого процесса. Уменьшение госрасходов ударило не по казенным корпорациям, а по рядовым людям. Ждать притока частных инвестиций в стране, режим которой охвачен манией вмешательства во все и вся и изоляционистскими грезами, явно не приходится. Следовательно, тот рост, о котором сейчас коллективно мечтают вождь и технократы, может быть лишь продуктом вливания в некие лоббистские проекты тех денег, которые честным или нечестным путем добудет государство. Эффективность таких «инвестиций» по определению низка, хотя и не обязательно равна нулю. Не обязательно равен нулю и рост, который может быть ими создан. Незачем только выдавать бег в мешках за уверенное движение вперед и чуть ли не за переход к «темпам роста выше мировых». |
#10
|
||||
|
||||
![]()
http://www.profile.ru/pryamayarech/i...lzaet-k-idealu
24.12.2017 В экономическом смысле 2017-й стал годом приближения к тем стандартам, о которых мечтает режим. Неприятные сюрпризы и разочарования были заранее запрограммированы. Ввиду близости церемонии пролонгации власти Владимира Путина уходящий год просто обязан был стать временем хороших хозяйственных новостей. Годом перехода от спада к подъему, от делового упадка к инвестициям, от обеднения народа к росту его зажиточности. Залогом всего этого должны были послужить технократические рецепты, железной рукой применяемые уже несколько лет подряд, – уменьшение бюджетного дефицита, подавление инфляции и наведение казенной дисциплины во всех уголках экономики. Казалось бы, почти все, что было прописано, шаг за шагом воплощается в жизнь. Но результаты злят даже самих технократов. Шеф Минэкономразвития опять разоблачил ошибки Росстата. На этот раз по случаю не устроивших его итогов ноября. То, что реальные располагаемые доходы граждан продолжили спуск и в январе – ноябре 2017‑го оказались на 1,4% ниже, чем в 2016‑м, Максим Орешкин, возможно, и выдержал бы. В конце концов, это не в сфере ответственности его ведомства. Но выявленное Росстатом крутое снижение ноябрьских промышленных индексов (как общего, так и в обрабатывающих производствах) переполнило чашу терпения молодого министра. Минэкономразвития срочно произвело и опубликовало альтернативные подсчеты, весьма оптимистичные, но экспертами почему-то всерьез не принятые. Тем временем другое ведомство, Минтруд, открыло второй фронт – против ВЦИОМа. Исследование, выполненное самой лояльной из наших опросных служб, показало, что доля безработных в России по меньшей мере вдвое выше, чем те 5%, которыми оперирует профильное министерство. Неправдоподобие минтрудовских цифр его начальников явно не смущает. Мероприятия по дисциплинированию всевозможной статистики сами по себе стали одной из неудач года. После всех отеческих вразумлений, наказаний и переподчинений она продолжает противоречить предписаниям вождей. Какой-никакой хозяйственный рост в этом году, конечно, выведут. Но он явно будет ниже обещанного. Увеличение ВВП на целых 2,5%, происшедшее с середины 2016‑го по середину 2017‑го, вспоминается уже как экономическое чудо. После мая 2017‑го почти все производственные индексы, освобожденные от сезонности, плавно идут вниз или стагнируют. Реальные заработки растут только в нескольких секторах, а в целом по стране доходы, включая полученные от предпринимательской деятельности, а также и добросовестно заработанные, но скрытые от госрегистрации, продолжают уменьшаться. Если это и выход из кризиса, то очень своеобразный. Между тем финансовые власти рапортуют о близости успеха в сведении государственных трат с доходами и о самой низкой за всю постсоветскую эру инфляции. Причина проблем в том, что эти достижения гармонично дополняются еще несколькими. Во‑первых, бюджетное равновесие достигнуто урезкой всех трат, кроме силовых. Новая многолетняя госпрограмма вооружений, стартующая в 2018‑м, будет стоить вместе с приложениями примерно столько же, сколько и предыдущая (22 трлн руб.). Это расходы, которые не принесут доходов. Стране, по крайней мере. Непосильность силовых трат такого масштаба очевидна, но военно-промышленно-охранительная коалиция настояла на своем. Во‑вторых, нехватку денег казна восполняет придумыванием или ростом поборов, ложащихся на рядовых граждан и негосударственный бизнес. Все, кто не около начальства, беднеют. Наверху определенно считают, что именно это и есть справедливость. В‑третьих, у режима не ослабевает маниакальная страсть к учету, контролю и огосударствлению всего, что движется. Объективные причины и предлоги находятся всегда. В этот раз хитом года было оздоровление банковской системы, повергшее еще недобитые частные банки в шок и трепет. А растущая энергия и массовидность надзорной системы породили новую редакцию старой песенки: «Заводы стоят, одни контролеры в стране». И в‑четвертых, весь этот триумф казенной воли, маргинализирующей любую свободную деятельность, что личную, что коллективную, ведет к неизбежному – к падению не санкционированных властями инвестиций и росту инвестиций неудачных, но зато ими санкционированных; к бегству клиентов из частных банков в государственные; к самоликвидации свободного бизнеса или к уходу его в подполье. В 2017‑м режим еще ближе подошел к своей хозяйственной утопии. Сможет ли после этого экономика расти? Не исключено. Но очень медленно. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|