![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://dubikvit.livejournal.com/196256.html
13th-Apr-2015 04:00 pm Народный артист Советского Союза Владимир Абрамович Этуш записался добровольцем на фронт в конце сентября 1941 года. Сражался на горных перевалах Кавказа, освобождал южные города и Украину от фашистских захватчиков. Был тяжело ранен. За мужество, проявленное в боях, награжден орденом Красной Звезды и многочисленными медалями… Актер Владимир Этуш о войне, фронте, жизни, смерти и Дне Победы Я не знаю, как говорить о войне, чтобы это было понятно всем. Наверное, понять войну можно только на уровне чувств. Великая Отечественная — это событие, в которое была вовлечена вся страна, каждый наш человек. Эта часть истории, она настолько пронзительна, что ее невозможно преподнести как-то иначе, кроме как с великим трепетом, с великой болью. И со своей стороны, я не понимаю людей, пытающихся что-то «переосмыслить», поумничать на эту тему. Что такое война для меня? Представьте: я совсем юный актер, мне 18 лет. Я эдакий баловень судьбы, предвоенный год для меня складывается прекрасно: чудесный вахтанговский театр, выдающиеся коллеги-актеры, любовные похождения, ночные гулянки... И вот война, начало которой помню в мельчайших деталях. 22 июня 41-го года в пятом часу утра я возвращался по пустынной Москве домой с очередной вечеринки. Спустился по улице Горького на Манежную площадь и вдруг увидел огромный черный автомобиль посольства Германии, который несся со стороны Кремля. До сих пор помню флажок со свастикой, трепетавший на ветру. Я, по своей мальчишеской наивности, не придал этому эпизоду значения. Уже позже понял, что стал невольным свидетелем проезда немецкого посла фон Шуленбурга, который минутами ранее вручил Молотову меморандум об объявлении войны Советскому Союзу. Только в районе обеда того же дня узнал о бомбежках Киева и Минска и о том, что прежняя, мирная, жизнь завершилась. Что ощутил я поначалу? Жуткий, колотящий страх, который до сих пор чувствую буквально кожей. Этот ужас прошел быстро: начались военные будни, которые для меня выражались в тушении «зажигалок» на крыше Щукинского училища и рытье противотанковых рвов. На оборонные работы меня вместе с другими студентами отправили спустя неделю после начала войны. Рыли окопы и эскарпы под Вязьмой. Уже там я понял, что тревожное время всегда показывает каждого человека в его истинном облике: среди нас, земляных рабочих, были настоящие трудяги и патриоты, а были и симулянты, лодыри, плуты… В конце сентября 41-го мы играли в театре спектакль на военную тему — «Фельдмаршал Кутузов». В зале присутствовало всего 13 зрителей! Хорошо помню свое шоковое состояние. Я вдруг осознал, что в такой трагический для страны период людям не до театра. И на следующий день в военкомате записался добровольцем на фронт. ![]() Я немного знал немецкий, поэтому первые четыре месяца службы провел в школе военных переводчиков в городе Ставрополе-на-Волге. Ныне такого населенного пункта нет, он затоплен после сооружения Куйбышевской ГЭС. По распределению я попал в Северо-Кавказский военный округ. Настоящая война началась для меня именно с этого момента. Мое лейтенантское звание поспособствовало тому, что из переводчика я преобразился в заместителя начальника отдела разведки 70-го укрепрайона, оборонявшего Ростов. Через месяц после моего прибытия в часть немцы прорвали Воронежский фронт: наши войска стремительно отступали на Кавказ, и все разом хлынули через единственный мост в районе Аксая. Комендантом этого моста назначили именно меня. Эта летняя переправа 1942 года до сих пор стоит перед глазами. Нескончаемый поток войск, текущий через узенькую тропку моста, и постоянные бомбежки. Немец, разумеется, был осведомлен о стратегическом значении переправы и не давал нам расслабиться ни на сутки. Я все время находился на самом мосту, регулируя движение колонн, и, как выяснилось, это было самое безопасное место! Наша зенитная охрана не давала фашистской авиации снижаться для прицельного бомбометания, поэтому взрывы гремели где угодно, но в мост немцы так и не попали. Потом были бои за Аксай, в ходе которых я получил первые фронтовые навыки. А затем — наше долгое и тяжелое отступление через Кавказский хребет. Днем жара, ночью — жуткий холод, а обмундирование к таким походам не приспособлено. С едой в горах было тоже неважно, поэтому голод в том переходе стал обычным делом. Люди слабели, засыпали на ходу, иногда срывались в пропасть — особенно по ночам, когда километрами приходилось передвигаться по «карнизам» вдоль отвесных скал. ![]() Вообще, прошло много лет, но до сих пор помнится одно главное, тягостное ощущение от войны — это нестерпимая, свинцовая, постоянная усталость. Мы никогда не бывали сытыми и никогда не бывали выспавшимися. И временами все — и командиры, и бойцы — от утомления просто валились с ног. Вспоминаю один характерный случай, врезавшийся в память. Это был 1943 год, зима. Я на тот момент являлся помощником начальника штаба полка по разведке в Закавказском округе. После Сталинграда немцы стали отходить с Кавказа, поскольку боялись попасть в котел, как армия Паулюса. Наши войска перешли в наступление, выдавливали немцев от Грозного, но продвижение было тяжелым. Целыми днями шли серьезные бои. Я участвовал в допросе пленного гитлеровца, и это продолжалось невероятно долго — до глубокого вечера. После его окончания еще час провел в штабе, а затем навалилась такая усталость, что, выйдя на морозный воздух, я хотел только одного — где-нибудь поспать. Зашел в соседнюю избу в нашем лагере и обомлел: в жарко натопленном помещении спали немецкие пленные вперемешку с нашими командирами! На железной кровати храпели двое немцев, у них в ногах поперек кровати спал наш начальник химслужбы, на полу рядом, ничком — начальник полковой разведки, а на его, простите, ягодицах покоилась голова еще одного пленного гитлеровца, тоже спящего. Картину довершал караульный, который дремал, сидя на табуретке и прислонив автомат к одному из спящих немцев… Словно и не было войны, врагов и противников. Спали вповалку измученные, смертельно усталые люди. Мои лучшие дни на войне — если вообще можно так говорить — связаны с 581-м стрелковым полком и его командиром Андреем Николаевичем Семеновым. Его полк на всем фронте — единственный, который обычно именовали не по номеру, а по фамилии командира: Семеновский полк. Семенова обожали все: штабные офицеры, солдаты, командиры смежных подразделений. Профессиональный военный, строевик, Семенов привлекал не только необыкновенным умом и боевой выучкой, но и отношением к подчиненным. В полку он знал всех, регулярно общался с рядовыми бойцами, вникал во все вопросы. С офицерами вел себя как старший товарищ, с бойцами — как родной отец. С Семеновским полком я прошел фронтовой путь от Осетии и Кабарды до Азова. Позже выяснил, что Семенов — болгарский иммигрант, революционер, приговоренный к смерти на родине и нашедший пристанище в Советской России. Его настоящее имя — Янко Митев. С ним мы сдружились и даже встречались после войны в Болгарии. Он рассказывал, как в 1937 году в Москве его арестовали, обвиняли в шпионаже, проводили изнурительные многочасовые допросы. Какое-то время он провел в тюрьме… Самое интересное, что Митев-Семенов, несмотря на все притеснения и арест, остался убежденным сталинистом. Объяснить это с точки зрения логики невозможно. Наверное, надо жить в то время, чтобы понять… На войне время сжимается, иногда кажется, что за сутки ты прожил целую жизнь. Поэтому есть вещи, которые уже стерлись из памяти, а есть то, что я не смогу забыть никогда. Боев было много, и мне, лейтенанту, приходилось и бежать с винтовкой в руках, и командовать пулеметным расчетом, и лежать в обороне в цепи солдат. Однажды в такой цепи мой сосед, один из бойцов нашего полка, получил ранение в легкое, у него начался пневмоторакс, он задыхался. Необходимо было его приподнять, чтобы облегчить страдания. Я попытался это сделать, и вдруг его голова упала мне на грудь. Другая пуля, предназначенная мне, угодила в него… Как мне это забыть? ![]() Под Запорожьем в 43-м война для меня закончилась. Я получил тяжелое ранение. Это случилось сразу после награждения орденом Красной Звезды. Мы ждали сигнала к наступлению, сидели в окопах. Выбрали время затишья для вручения наград солдатам и офицерам, приехал комдив. Я, как назло, на построении не присутствовал — отлучился… А когда вернулся, немцы начали такой бой, каких до того момента я не припомню: все перед нами взрывалось и сверкало, как салют. Нужно было менять позиции, и мы побежали. Вдруг командир полка на бегу сует мне коробочку: «Этуш, забери свой орден! Черт знает, может, тебя убьют, а может, меня убьют!..» Мы окопались и не могли сдвинуться с места 13 дней: немец стрелял беспрестанно. Нам ежедневно поступали приказы идти в атаку, но поднять бойцов под шквальным огнем не удавалось. На 13-е сутки сидеть в неглубоком окопчике стало невыносимо. С благословения комбата мне удалось поднять людей: пробежали метров 200 под огнем и опять залегли — вроде чуть продвинулись… Я вернулся в окоп к командиру, бой вроде окончился. Когда выходишь из атаки невредимым, теряешь бдительность. Я собрался на обед, встал в рост и… повернулся спиной к передовой. Перед тем как потерять сознание, услышал характерный звук «лопанья» разрывных пуль рядом с собой. А затем, когда очнулся, ощутил адскую боль внизу спины… Потом было четыре госпиталя, полгода лечения. Выяснилось, что у меня разбиты кости таза. Меня комиссовали и дали вторую группу инвалидности. Восстанавливался уже в Москве. А в 1944-м, в старенькой шинельке и с палочкой, я появился на пороге родного Щукинского училища. Меня ждали новые роли… День Победы я отмечаю всегда, иногда вместе с собственным днем рождения. Может ли этот праздник потерять для меня свою ценность? Могу ли я забыть войну? Свою жизнь от жизни страны мне не отделить. И слава Богу, что так. ![]() Текст взят с ресурса lenta.ru/ Последний раз редактировалось Chugunka; 18.06.2025 в 03:56. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://polit.ru/news/2016/05/06/etush/
06 мая 2016, 00:10 Мемория ![]() Владимир Этуш Валерий Мельников/Коммерсантъ 6 мая 1922 года родился актер Владимир Этуш. Личное дело Владимир Абрамович Этуш (94 года) родился в Москве, в еврейской семье. Его отец Абрам Савельевич до революции был коммивояжером, в годы НЭПа владел небольшим галантерейным цехом, затем работал на строительстве; дважды был арестован. Мать Раиса Константиновна была домохозяйкой, потом работала кассиром в фотоателье. Театром Этуш «заболел» еще в школе, где на вечерах читал «Маску» Чехова, занимался в самодеятельности. Однако по окончании школы решил стать не актером, а режиссером, и подал документы в ГИТИС. «С меня потребовали письменный план постановки, – вспоминал артист. – Я не понимал, как это сделать, и ушел с разбитыми надеждами. Дорога моя лежала мимо книжного магазина, на глаза попалась брошюра: "Режиссерский план постановки «Воспитанницы» Островского". Я ее купил, немного перефразировал, подал свой текст экзаменатору – и получил тройку». В итоге Этуш оказался вольнослушателем Щукинского училища – не без помощи тогдашнего руководителя Театра им. Вахтангова Рубена Симонова. Последний, по-видимому, принял приятельские отношения будущего актера со своей племянницей за нечто большее и решил поспособствовать возможному будущему родственнику. В сентябре 1941-го Этуш добровольцем попросился на фронт (на него распространялась студенческая бронь). Сначала он попал в школу военных переводчиков в Ставрополе, а уже оттуда на линию огня – в горы Кабарды, Осетии и Ингушетии. Принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Был награжден орденом Красной звезды и медалями, получил звание старшего лейтенанта. Последняя его фронтовая должность – помощник начальника штаба 581 Краснознаменного стрелкового полка по тылу. В 1943 году под Запорожьем был тяжело ранен. После госпиталя получил 2-ю группу инвалидности и был комиссован. В 1944 году вернулся на четвертый курс Щукинского училища. В 1945-м начал преподавать в alma mater в качестве ассистента педагога по мастерству актера и был принят актером в Театр имени Вахтангова. Молодому актеру сразу стали доставаться возрастные характерные роли в комедиях. Самой заметной в числе первых стала роль слуги Лаунса в комедии Шекспира «Два веронца», заигравшая особым юмором благодаря интермедиям Николая Эрдмана, которые требовали умения импровизировать самому и стремительной реакции на импровизации партнера – и тем, и другим Этуш был наделен в полной мере. Постепенно от пусть впечатляющих, но «одномерных» персонажей актер переходил к сложным характерам, эволюционировавшим на глазах у зрителя – Блендербленд в «Миллионерше» Бернарда Шоу, Купо в «Западне» Эмиля Золя. В кино Этуш пришел в 1953 году, сыграв в исторической картине Михаила Ромма «Адмирал Ушаков» турецкого адмирала Сеида-Али – главного личного антагониста флотоводца. В следующие тринадцать лет актер снимался немного (Мартини в «Оводе», Мамедов во «Времени летних отпусков», Калоев в «Председателе»). Прорыв в кинокарьере произошел в 1966 году, когда на экраны вышла «Кавказская пленница» Леонида Гайдая с неподражаемым товарищем Сааховым. Режиссер увидел вахтанговскую школу и практически не трогал актера – «спортсменка, комсомолка!» и прочие ушедшие в народ фразы родились в результате импровизации. После этого Этуша снимали много и охотно – фильмография актера насчитывает почти 40 названий, в числе которых наряду со «взрослыми» картинами и такие любимые детские фильмы, как «Приключения Буратино» и «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». В числе недавних работ актера – роли в сериале «Поворот ключа» и психологическом триллере «Классик». В 2000 году в Вахтанговском специально для артиста был поставлен «Дядюшкин сон» Федора Достоевского, где он сыграл Князя К. Спектакль стал своеобразным бенефисом артиста; за эту роль он получил Государственную премию. В 1976 году Этуш возглавил в «Щуке» кафедру актерского мастерства. С 1987 по 2003 год занимал пост ректора, а с 2003 года – художественного руководителя училища. Чем знаменит ![]() В роли Саахова в "Кавказской пленнице". Фото: www.etush.ru Мастер острохарактерных ролей, по преимуществу комедийных отрицательных персонажей, будь то сластолюбивый Саахов, сребролюбивый Шпак или властолюбивый Карабас-Барабас. При этом Этушу удалось не стать заложником амплуа – ему подвластны и роли серьезного драматического звучания. О чем надо знать В приказе о награждении орденом Красной Звезды наряду с работой Этуша в качестве начальника штаба по тылу – на этом посту он обеспечил бесперебойное снабжение боевых подразделений, прием и эвакуацию раненых – особо отмечена его личная храбрость. Так, 7 сентября 1943-го в районе Моспино его рота была послана на подмогу батальону, оказавшемуся в сложной ситуации; подразделению под командованием Этуша удалось выбить противника из занятого района, при этом уничтожив 30 солдат и офицеров и захватив ручной пулемет. «15.09.1943 г., наступая на районный центр Куйбышево, лично с группой бойцов первым ворвался в село и в уличных боях уничтожил 8 солдат и офицеров противника», – отмечено в документе. Приказ о награждении был подписан уже через два дня после этого эпизода. Прямая речь О рождении: «Началось все с того, что я появился на белый свет дважды. Первый раз – 6 мая 1922 года. А второй – в ту же пору, но год спустя. Объясняется это очень просто. Тогда в некоторых семьях было принято записывать новорожденного мальчика годом позже. Дескать, придет время призыва в армию – крепче будет. Так поступили и со мной. И официально я существую с 1923-го года». О Чарли Чаплине: «Мама, чтобы скрасить мое существование и поднять дух, устраивала мне настоящий праздник – давала сэкономленные копейки и говорила: " Можешь купить себе пирожное или пойти в кино". Хотелось и того и другого. Я зажимал в кулаке мелочь и лихорадочно думал: пирожное или кино, пирожное или кино, пирожное или... Чарли Чаплин? И как только я вспоминал об этом смешном человечке, ноги сами несли меня в кинотеатр повторного фильма. До сих пор считаю, что Чаплин – самый трагический комик и самый комический трагик». О войне: «Иногда в чьих-то военных воспоминаниях проскальзывают строки о том, что, мол, к риску человек привыкает и становится бесстрашным. У меня такого не случилось. Страх быть убитым меня не оставлял. Впрочем, вскоре этот страх притупляется, становится как бы нормой жизни». О войне – II: «Впервые после войны вышел на сцену в эпизоде в очень модном в те времена спектакле "Мадемуазель Нитуш". Я должен был появиться на сцене в момент, когда раздаются выстрелы. Залпы давали пиротехники за сценой. И вот я сделал шаг, другой, услышал стрельбу и по фронтовой привычке залег». О «Кавказской пленнице»: «После выхода картины на экраны знакомые предупреждали меня, чтобы был осторожен – мол, кавказцы и побить могут. А получилось совсем наоборот. Как-то пришел на базар, так меня там чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То есть приняли как родного. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов – это армянин, армяне считали, что он азербайджанец, грузины тоже принимали явно не за своего… И всем было приятно. Особенно мне». О Шекспире и Толстом: «Помню, когда мне предложили играть Карабаса-Барабаса в фильме "Приключения Буратино", я мечтал о короле Лире. Вот такое расхождение. Но, на мое счастье, у меня легкий характер. Я очень быстро удовлетворяюсь "Карабасом-Барабасом". Поглощаю роль, отдаю себя работе и забываю, что хотел играть Шекспира». О студентах: «Время идет, студенты меняются. Они более грамотные, чуть что, сразу лезут в Интернет. Прошла эпоха. Прошла вся жизнь. Если честно, сейчас я ощущаю, что от времени и от молодежи отстал. Дистанция увеличивается с каждым днем. Но тем не менее, когда прихожу на урок и начинаю заниматься, все уравнивается. У них есть скорость, здоровье и энергия. А у меня все-таки опыт». Александр Олешко о методах Этуша-преподавателя: «Он говорит: иди сюда, иди. Я думаю: ой, какой же он все-таки хороший, он меня берет за руку и так шваркнул о дверь, там у нас сейф был. И потом в течение нескольких месяцев у меня такая пятерня на руке – синяя – после этого я запомнил, что текст нужно учить; как-то он меня выгнал из аудитории за то, что у меня была неглаженая рубашка, сказал, что артист должен быть опрятным». 10 фактов о Владимире Этуше Этуш принял решение идти на фронт, когда увидел, что в зале зрителей меньше, чем актеров на сцене Этуш чуть не отказался от роли Саахова, поскольку устал от череды ролей «горячих южных мужчин», которых играл после Сеида-Али В числе учеников Владимира Этуша – Александр Збруев, Вениамин Смехов, Иван Бортник, Людмила Чурсина Владимир Этуш несколько раз был женат. Последняя избранница актера Елена младше его на 42 года Дочь Этуша Раиса пошла по стопам отца, став актрисой Театра Сатиры; самая известная ее роль в кино – официантка Люда в «Вокзале для двоих» В 2010 году по Первому каналу объявили о смерти актера; в ответ на его просьбу дать опровержение сотрудники канала заявили, что не его дело вмешиваться в дела главного канала страны В 2011 году Владимир Этуш сыграл в «Ералаше» доброе привидение У актера вышли две книги воспоминаний и размышлений – «И я там был» и «Все, что нажито…», название которой отсылает к знаменитому «плачу» стоматолога Шпака В 1964 году Этуш стал заслуженным, а в 1971-м – народным артистом РСФСР; звание народного артиста СоветскогоСоюза получил в 1984 году. Этуш награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени, орденом Отечественной войны I степени, удостоен множества других наград. Материалы о Владимире Этуше Владимир Этуш. Официальный сайт Воры: мы вынуждены были обокрасть Владимира Этуша, но мы исправимся Этуш и Бутман стали «Людьми года» по версии ФЕОР Человек из другого времени Владимир Этуш: «Без женщины рядом я бы зачах» Статья о Владимире Этуше в Википедии |
#3
|
||||
|
||||
![]()
https://www.opentown.org/news/116015/
9 май 14:59 источник: www.facebook.com Великий праздник — День Победы. Даже не знаю, как начать этот пост((( Каждый год Владимира Абрамовича, ветерана и инвалида Войны, приглашали на парад Победы и на прием в Кремле 9 мая, где Президент всякий раз лично поздравлял его с великим праздником, не скрывая своего к нему доброго расположения. А в этом году почему-то не пригласили(( Даже не буду рассказывать, КАКИЕ силы пришлось задействовать, чтобы ВЕТЕРАНУ И ИНВАЛИДУ ВОЙНЫ И НАРОДНОМУ АРТИСТУ СССР нашлось местечко на многотысячной трибуне Красной площади. А на прием по случаю Великой Победы «приглашение Этуша не предусмотрено». Именно так мне ответили ответственные лица. А давайте вместе в программах новостей посмотрим, для кого же этот Праздник Победы. К сожалению, не для ветерана Этуша((( ![]() |
#4
|
||||
|
||||
![]()
http://moiarussia.ru/vladimir-etush-...mysli-tsitaty/
Автор: Graf Montecristo - Сен 11, 2015 659 ![]() За свои 94 года народный артист СССР Владимир Этуш сыграл около ста ролей в кино и театре. Визитной карточкой актера, стала роль товарища Саахова в фильме «Кавказская пленница». Владимир Этуш — советский и российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР, ветеран Великой Отечественной войны знаком зрителю прежде всего по своим комедийным ролям. Однако актер за свою долгую карьеру успел сыграть множество не только комедийных, но и других разнообразных и многогранных персонажей, появляясь на экране в разных ампула, в том числе — и злодеев. Думаю все помнят самого знаменитого злодея — Карабаса — Барабаса… Фантастически тонкая игра в театре или кино не оставляет никаких сомнений в безмерном таланте Этуша. А вместе с тем, Владимир Абрамович еще и потрясающий собеседник. Его истории и рассказы хочется слушать, слушать — без перерыва. Делюсь своими впечатлениями — все, что смог найти в сети из личных воспоминаний актёра, его мысли, высказывания, цитаты, размышления. ![]() фото: esquire.ru О войне «Тогда в некоторых семьях было принято записывать новорожденного мальчика годом позже. Дескать, придет время призыва в армию — крепче будет. Так поступили и со мной. И официально я существую с 23-го года» — Я уходил на фронт добровольцем, несмотря на бронь, которая была у меня как у студента Щукинского училища. Даже дату запомнил, когда пошёл в военкомат писать заявление, — 16 октября 1941 г. Москва уже была другая — в воздухе словно разлита паника. У людей изменились глаза, лица… Уже начали грабить магазины… ![]() По воспоминаниям Владимира Этуша, о том, что началась война, он узнал от матери. «Никогда больше, даже в самые отчаянные мгновения на фронте, мне не было так страшно. Мама стояла и в ужасе смотрела, как меня трясет мелкой дрожью. Белая рубашка ходуном ходила у меня на груди» Помню, как по мостовой возле винного магазина текло рекой вино из разбитых бутылок. Эта изменившаяся атмосфера, ощущение неминуемой беды, которая разверзлась над всеми нами, — всё это откладывалось где-то в глубине души, и нужно было начинать действовать. Я по настоянию мамы в школьные годы изучал немецкий язык, поэтому меня направили на курсы военных переводчиков. После учёбы получил назначение под Ростов. Во время наступления немцев наши позиции оказались сметены, и мне пришлось переплыть Аксай, один из притоков Дона, чтобы спастись. А потом начался мой переход через Кавказский хребет вместе с отступающими войсками. У нас с собой была только гречневая крупа, из которой один из солдат напёк оладий. Во время подъёма этот сослуживец где-то отстал — пришлось штурмовать Эльбрус на голодный желудок. В предгорье мы попали под ливень: одежда промокла, сапоги хлюпали по жиже. Начали подниматься в горы — и гимнастёрка замерзала прямо на теле, как бельё на морозе. Сознание потихоньку отключалось — от усталости, от голода. Бредя в каком-то полусне по краю расщелины, я ориентировался по спине солдата впереди меня. Но, вдруг очнувшись, увидел: спина исчезла! Оказалось, что солдат, идущий впереди, зазевался и провалился в расщелину, а я смог её вовремя заметить и перескочить. Помню ещё одну историю. В Ставрополье на рассвете мы заняли село, только что отбитое нами у фашистов. Я должен был отконвоировать пленного в штабную избу. Пока мы шли, он всё просил: «Не стреляйте в меня!» А тогда ведь человеческая жизнь ничего не стоила. Так вот, привёл я этого немца в командирскую избу. Что такое командирская изба, знаете? Поясняю: одна большая комната с печкой, на которой повар готовит блины для командира полка. А в соседней маленькой комнатке — железная кровать, на которой пытаются уместиться, чтобы вздремнуть, все офицеры штаба. Оставил я своего немца там и уехал с поручением. Вернувшись ночью, увидел следующую картину: на этой железной кровати примостился мой немец, рядом с ним другой немец, которого поймали уже без меня, у них в ногах поперёк кровати лежал начальник химической службы полка, на полу возле кровати спал ничком начальник разведки, а на его попе покоилась голова третьего пленного немца. Над всем этим возвышался часовой, который тоже спал, сидя на стуле. Стояла полная тишина, словно и нет никакой войны. И я вдруг подумал: здесь лежат смертельно уставшие от войны люди. Просто по какой-то прихоти судьбы на них надели разную форму и отправили воевать друг с другом. ![]() «Нет на земле никаких русских, немцев, евреев, голландцев. Есть просто люди, которые воюют, которые терпят, которые боятся и которых заставили стрелять друг в друга» О детстве С каким чувством я вспоминаю детство? Трудно сказать… Вырос в переулках района Воронцово Поле. отца моего посадили — ни за что! Как-то на уроке литературы учитель попросил меня рассказать о точке зрения Ленина на роман «Обломов». Выслушав мой ответ, спокойно сказал: «Вы сейчас высказали точку зрения Бухарина». Я извинился и сел на место. А со следующего урока меня вызвали к директору. Мне было тогда лет 12-13. До сих пор помню мысли, которые неслись в голове: мама, бедняга, так переживает за отца, а сейчас ещё и сына посадят… К счастью, всё обошлось. ![]() «Может быть, я и на войну-то пошёл добровольцем из-за того, чтобы побороть какие-то комплексы» О театре «Если поступить можно по знакомству, то попасть потом в театр, сделать карьеру точно нельзя» Мне всю жизнь был ближе театр: с удовольствием играю «Дядюшкин сон» в театре им. Вахтангова и «Неаполитанские страсти» в антрепризе. Хотя сейчас, к сожалению, театр сильно изменился. Он отошёл от тех заветов, которые мы слышали от Станиславского. Разрешено всё! Вполне возможно, что на определённом этапе мы можем остаться вообще без театра. Зато потом начнётся процесс возвращения к основам. Опомнятся люди. Дойдут до какого-то тупика — и опомнятся. Но до этого надо дожить! ![]() • Театром Владимир Этуш, по его словам, увлекся еще в школе: читал Чехова на школьных вечерах, занимался в самодеятельности, а затем решил стать режиссером. Ничего не понимая в этой профессии, Этуш все же подал документы в ГИТИС и получил на экзамене тройку. После этой неудачи молодому человеку помог главный режиссер театра им.Вахтангова Рубен Симонов, с племянницей которого дружил Владимир Этуш. В итоге он был зачислен вольнослушателем в Щукинское училище. ![]() На фото: актеры Андрей Миронов и Владимир Этуш О «Кавказской пленнице-2» Мне, после того как я сыграл товарища Саахова, говорили: «Ты на Кавказ не приезжай — тебя там убьют!» К счастью, всё оказалось наоборот. На волне успеха «Кавказской пленницы» мы решили снять продолжение. Вы помните, чем кончается «Кавказская пленница»? Судом над Сааховым. Значит, какое у него будущее? Правильно, лагерь! А после освобождения он возвращается на родину и видит, что теперь Нина занимает его должность. Уже был готов сценарий, но нам запретили категорически: какой лагерь! Ни в коем случае! Мы уговаривали: да мы так сыграем, что народ в тюрьму сам добровольно побежит. Но фильм так и остался на бумаге. ![]() Национальный герой После выхода Кавказская пленница на экраны знакомые предупреждали меня, чтобы был осторожен — мол, кавказцы и побить могут. А получилось совсем наоборот. Как-то пришел на базар, так меня там чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То есть приняли как родного. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов — это армянин, армяне считали, что он азербайджанец, грузины тоже принимали явно не за своего… И всем было приятно. Особенно мне. Цитаты «Артист должен работать. Когда он не работает, он чувствует себя без штанов» На фото: актриса Елена Проклова и Владимир Этуш в фильме «Как Иван-дурачок за чудом ходил» «Театр — это моя жизнь, как же мне без него? Я получаю удовольствие даже от работы в антрепризе» ![]() На фото: актеры Владимир Этуш (слева), Юлия Борисова и Владимир Осенев в спектакле «Миллионерша» «Результат окончательно определяет только зрительский успех» • Свою первую роль в кино Владимир Этуш сыграл в 1953 году в историческом фильме Михаила Ромма «Адмирал Ушаков». В дальнейшем актер снялся более чем в 40 картинах. ![]() фото: Люлюкин Евгений «Саахов — это уже легенда, все разговаривают со мной моим же текстом: «Шляпу сними, садись»» ![]() • Настоящий успех Владимиру Этушу принесли комедийные роли в фильмах Леонида Гайдая: «Кавказская пленница» (1966 год), «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) ![]() «Я артист комедийный, а поскольку в ровном, нейтральном голосе никакого юмора нет, приходилось искать какой-то иной ракурс» • «Вахтанговская» актерская манера Владимира Этуша проявилась и в его сказочных ролях в фильмах «Старая, старая сказка» (1968 год), «Тень» (1971), «Приключения Буратино» (1975), «Ослиная шкура» (1982) ![]() Карабас — Барабас «Ни одной из своих жен я не предлагал: «Хочешь за меня замуж?», вообще таких слов не говорил» • Со своей первой женой — актрисой Нинель Мышковой — Владимир Этуш познакомился в 1945 году, но их брак продлился недолго. Позднее гражданской женой актера была его коллега по театру Елена Измайлова, наиболее же долгими отношениями был брак Этуша с Ниной Крайновой — вместе супруги прожили 48 лет. В третий раз Владимир Этуш женился в 80 лет — на своей поклоннице Елене Горбуновой. ![]() «Сегодня творится что-то невообразимое! В театре, на сцене кто что хочет — тот то и делает! Никакой цензуры нет, кругом попса и голые, простите, попы! Наверное, это все-таки неправильно» Одна из последних заметных работ Владимира Этуша в театре — роль Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» по пьесе Федора Достоевского, за которую актер получил Государственную премию. ![]() На фото: актеры Владимир Этуш и Мария Аронова «Реализм в чистом виде — скучное дело. Если показывать все, как есть, будут одни котлеты и пирожки» ![]() • В мою квартиру как то недавно забрались воры — вдруг через какое-то время взяли и почти все вернули. Вместе с запиской: «Уважаемый Этуш! Извините нас, мы были вынуждены это сделать». Понять, кто здесь живет, легко: мой портрет в гостиной, афиши на стенах. «Если задействована идеология, будьте уверены — книгу издадут и деньги на фильм дадут. И когда «Буратино» снимали — не о детях заботились, а об их головах» ВЛАДИМИР ЭТУШ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ АКТЁР ![]() Кадр из фильма «Три мушкетера» • Журналисты часто спрашивают артиста о секрете его долголетия. Владимир Этуш привык на эти вопросы отшучиваться, отвечая, что все дело в работе и… в кефире, который он пьет каждый день. Мне кажется, Владимир Абрамович что — то недоговаривает…) Последний раз редактировалось Моя Россия; 04.08.2016 в 07:06. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
https://www.pravda.ru/culture/cultur...66756-etush-0/
06 май 2008 в 14:45 Культура » История культуры » Личность в культуре Народный артист СССР Владимир Этуш празднует свой 85-летний юбилей. Торжественный вечер, организованный в жанре настоящего театрального капустника состоится в Московском академическом театре имени Вахтангова. В числе гостей, поздравить Владимира Абрамовича придут Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Владимир Зельдин и, конечно, его замечательные партнерши Людмила Максакова и Наталья Варлей. Ведущий капустника – актер Театра сатиры Юрий Васильев – специально в честь Этуша, блистательно сыгравшего однажды Карабаса-Барабаса, предстанет перед юбиляром в образе Буратино. На Вахтанговской сцене будет разыграно множество лиричных и комедийных сцен, так или иначе связанных с ролями Владимира Этуша и крылатыми репликами, сказанными его персонажами. Сам же капустник в прямом и переносном смысле пройдет под красноречивым выражением «Шляпу сними», которое говорит само за себя, предлагая всем собравшимся обнажить головы, чествуя великолепного всенародно-любимого артиста. И здесь нельзя не оговориться, что у Этуша и в мыслях не возникало становиться актером. Он мечтал о карьере театрального режиссера и собирался поступать на соответствующий факультет ГИТИСа. «Мне сказали, что нужно представить режиссерский план постановки. Что это такое, я, конечно, не знал. Бреду по улице Горького и вдруг вижу в витрине магазина книгу под названием «Режиссерский план постановки». Я ее купил, переписал и подал экзаменаторам. Получил «тройку» и не попал в ГИТИС», - вспоминает Владимир Абрамович. В 1941 году судьба предоставила Этушу возможность записаться вольнослушателем в Щукинское училище. Однако в самом начале войны, будучи уже студентом, он добровольцем ушел на фронт. В 1944 году, получив серьезное ранение, Этуш демобилизовался. А уже на следующий год закончил Щукинское училище и приступил к работе в театр им. Вахтангова. Кстати, день победы – 9 мая – Владимир Этуш называет еще и своим вторым днем рождения. Творческая карьера Владимира Этуша насчитывает сто с лишним театральных и кино-ролей. Хотя по признанию юбиляра, для него особо дороги только персонаж Саахова из «Кавказской пленнице», кровельщик Купо в «Западне» и гурден в «Мещанине во дворянстве». На сегодняшний день в работе именитого актера роль князя в спектакле «Дядюшкин сон» по произведению Достоевского. Сейчас Владимир Этуш продолжает преподавать в Высшем театральном училище имени Щукина, где с 1987 года занимает должность ректора. Помимо работы в театре и преподавания, Этуш ревностно борется за спасениие Центрального дома актера. |
#6
|
||||
|
||||
![]() ![]() |
#7
|
||||
|
||||
![]()
https://www.calend.ru/persons/2265/
Владимир Этуш советский и российский актер театра и кино, профессор, Народный артист СССР 6 мая 1922 103 года назад — 9 марта 2019 6 лет назад ![]() Владимир Этуш (Фото: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, Киностудия «Мосфильм», Экспериментальное творческое объединение) Владимир Абрамович Этуш родился в Москве 6 мая 1922 года в еврейской семье. Со школьной скамьи Владимир стал интересоваться актёрским мастерством: участвовал в художественной самодеятельности, играл в спектаклях, учил стихи. В годы Второй мировой войны добровольцем ушёл на фронт, где воевал в офицерском звании. Участвовал в освобождении Ростова-на-Дону и Украины. Был награжден орденом Красной звезды и медалями. В 1944 году, тяжело раненный, был демобилизован и вернулся на 4-й курс Театрального училища имени Щукина. После окончания училища в 1945 году Владимира Этуша приглашают играть на сцене театра им. Вахтангова. Свой творческий путь в театре актер начал с возрастных, характерных, комедийных эпизодов. Он всегда умел создать цельный характер даже на небольшом по объему материале. Среди его ранних работ и мягкий, интеллигентный Дорогомилов («Кирилл Извеков» К. Федина), и полицейский Меньос («Ангела»), и знаменитая маска Бригеллы («Принцесса Турандот» К. Гоцци). Творческая судьба Этуша — прекрасное подтверждение знаменитой формулы К. Станиславского о том, что нет маленьких ролей, а есть маленькие артисты. Вскоре от филигранно сыгранных эпизодов артист постепенно переходит к созданию на сцене сложных, разноплановых характеров в таких спектаклях, как «Миллионерша» Б. Шоу, «Западня» Э. Золя, «Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера, «Великая магия» Э. де Филиппо, «Будьте здоровы», «Белый кролик», «Цилиндр» и других. В кино Владимир Этуш дебютировал в 1953 году. Его первая роль – Сеид-Али в картине «Адмирал Ушаков» – принесла актёру широкую известность. Но в последующие 13 лет он снимался довольно редко. Среди ролей тех лет - работы в картинах: «Овод», «Время летних отпусков», «Председатель». Настоящую же зрительскую любовь и признание принесла Этушу роль в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966). В этой картине он очень убедительно сыграл кавказца товарища Саахова, много импровизируя на съемочной площадке. В результате и родились нетленные: «шляпу сними», «горячий, совсэм бэлый», «спортсменка, комсомолка…»... Все эти фразы мгновенно стали крылатыми и остаются ими до сих пор. А Этуш стал национальным героем и на Кавказе, и в Закавказье. После успеха «Кавказской пленницы» актера стали много приглашать сниматься и, как правило, в острохарактерных и комедийных ролях. Амплитуда его персонажей невероятна. Среди самых знаменитых, заслуженно ставших визитной карточкой Владимира Этуша, помимо товарища Саахова, — роль мелкого жулика Шпака в блестящей комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и неподражаемый Карабас-Барабас в «Приключениях Буратино» Леонида Нечаева. Герои Этуша — люди, преимущественно, нечистые на руку, хитрые и алчные, вызывающие у зрителя смех. Однако, если роль требовала серьёзного, драматичного звучания, актёр мастерски вёл её в совершенно иной интонации. Этушу были подвластны все жанры — от буффонады и площадной сатиры до подлинной трагедии. Среди других работ актера в кино — роли в картинах: «Старая, старая сказка», «Тень», «Неисправимый лгун», «По улицам комод водили», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Двенадцать стульев», «Ослиная шкура», «Тридцать первое июня», Не будите спящую собаку», Поворот ключа», «Парк советского периода» и многих других. Всего за свою творческую карьеру Этуш сыграл более 100 ролей в театре и кино. Одновременно с актёрской карьерой Владимир Абрамович успешно преподавал. Свою педагогическую деятельность он начал ещё в стенах родного училища. В 1976 году стал профессором, в 1987-м — ректором, в 2003 году — художественным руководителем театрального училища им. Щукина. А в 2009-2011 годах Этуш также возглавлял Центральный дом актёров (ЦДА). Владимир Абрамович был женат четыре раза. В браке с Ниной Крайновой у актера в 1955 году родилась дочь Раиса. Владимир Этуш — Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР и СССР, ветеран Великой отечественной войны, лауреат Государственной премии России и национальной премии «Кремлёвский гранд», премий «Хрустальная Турандот», «Кумир», «Герой нашего времени» (в номинации «Человек-эпоха»), «Звезда „Театрала“», полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I степени, «За вклад в Победу», Святого Александра Невского «За труды и Отечество», Петра Великого... Он также награжден и другими наградами. Хотя в последние годы Этуш редко снимался в кино и играл на сцене (сказывалась его занятость на посту профессора кафедры актерского мастерства и художественного руководителя Щукинского училища), но все же радовал своих поклонников участием в сценических новинках и на киноэкране. Среди его последних работ — роли в сериале «Поворот ключа», психологическом триллере «Классик», приключенческой ленте «Три мушкетера» и других картинах. Владимир Абрамович Этуш скончался 9 марта 2019 года в Москве от остановки сердца на 97-м году жизни, был похоронен в семейном склепе на Новодевичьем кладбище. |
#8
|
||||
|
||||
![]() ![]() 6 мая 1922 года родился замечательный советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР, ветеран Великой отечественной войны Владимир Абрамович Этуш |
#9
|
||||
|
||||
![]()
https://megabook.ru/article/%D0%AD%D...B2%D0%B8%D1%87
Этуш Владимир Абрамович (портрет) Э́туш Владимир Абрамович (6 мая 1922, Москва — 9 марта 2019, Москва) — советский и российский деятель театра и кино, актер, педагог. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии России (2001). Лауреат премии российских деловых кругов «Кумир» (2000, «За высокое служение искусству»). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». |
#10
|
||||
|
||||
![]()
1.
Биография 2. Творчество - Роли в театре - Роли в кино 3. Награды и звания - Государственные награды - Общественные награды - Профессиональные награды и премии - Звания 4. Фильмография 5. Ссылки 6. Примечания |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|