![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://newsland.com/news/detail/id/1322363/
Скончался народный артист России Георгий Мартынюк Сегодня в 18:10 alex68201235330 Народный артист России Георгий Мартынюк скончался после продолжительной болезни. Об этом сообщила ИТАР-ТАСС заведующая литературной частью Театра на Малой Бронной, где работал актер, Валерия Гуменюк. Гражданская панихида по Георгию Яковлевичу состоится 17 февраля в Театре на Малой Бронной с 10:00 до 11:30 мск. Георгий Мартынюк родился 3 марта 1940 года в городе Оренбурге. В 1962 году окончил ГИТИС им.А.В.Луначарского и был принят в труппу Московского драматического театра на Малой Бронной. Всенародную известность принесла актеру роль полковника Знаменского в телевизионном фильме "Следствие ведут знатоки" Вячеслава Бровкина. 52 года Георгий Яковлевич проработал в Театре на Малой Бронной, сыграв более 60 разноплановых ролей, среди которых Тимоха в "Золотой карете" Леонова, Прибыткин в "Варварах" Горького, Епанчин в "Идиоте" Достоевского, Венечка в "Москве-Петушках" Ерофеева, Боровцов в "Пучине" Островского. Актер, обладающий прекрасными внешними данными, сочетающимися с темпераментом, юмором, громадным сценическим обаянием, Георгий Яковлевич завоевывал любовь зрительного зала, создавая на сцене полнокровные, живые человеческие образы. Последними театральными работами Мартынюка стали Ванюшин в спектакле "Дети?!", Мидж в спектакле "Я не Раппапорт" в постановке Льва Дурова. Источник: itar-tass.com Последний раз редактировалось Chugunka; 28.09.2024 в 10:17. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://foto-history.livejournal.com/9339509.html
26th-Apr-2016 01:51 pm ![]() Следователь Знаменский, эксперт Кибрит, оперативник Томин В этом году исполняется 45 лет со дня выхода на телеэкраны первой серии (или первого "дела") советского детективного сериала "Следствие ведут Знатоки". В 70-е и 80-е годы он пользовался немалой популярностью, причём мне тогда приходилось слышать даже от людей, на дух не выносивших почти ничего советского, и предпочитавших западные фильмы: "О, сегодня "Знатоки" будут вечером. Надо посмотреть!". Или, скажем, Валерия Новодворская, которую трудно заподозрить в особых симпатиях к СССР, как-то написала, что из всех следователей доверяет только интеллигентнейшему Пал Палычу Знаменскому — одному из главных героев "Знатоков"... Приходится иногда слышать мнение, что по фильмам советской эпохи трудно составить впечатление о реальном историческом развитии общества, поскольку они, мол, показывали выдуманный, нарисованный, глянцевый мир. Но так ли это? Глядя на экран, ясно видишь вполне реальный советский мир. И более того, видишь, куда он идёт и развивается — увы, часто совершенно не туда, куда хотелось бы самим создателям этих фильмов, не говоря уж про руководителей СССР. ![]() Главный противник Знатоков в деле №6 ("Шантаж") — старорежимная барыня, сохранившая с дореволюционных времён осколок своих богатств Знатоки, или, вернее, "ЗнаТоКи" — это три главных героя картины, следователь-интеллигент ЗНАменский, оперативник ТОмин и женщина-эксперт КИбрит. Начинался сериал в 1971 году, а своё последнее, 22-е дело, знатоки распутывали в 1989-м. (Потом была ещё малоудачная попытка воскресить сериал в 2000-х). С кем же боролись знатоки в первых сериях сериала? С "родимыми пятнами" прошлого, с какими-то "динозаврами" (так и называется один из фильмов) буржуазной эпохи. Например, в "деле номер один" ("Чёрный маклер") они вступали в поединок с бывшим биржевым маклером, каким-то чудом просидевшим в подполье аж с нэповских времен. Или — ещё того хлеще — в деле №6 выводили на чистую воду бывшую богатую домовладелицу, умудрившуюся сквозь все исторические передряги пронести крупицу своих дореволюционных богатств. "Дом строил ещё мой отец, — гордо говорит она. — И когда-то вся семья занимала целый этаж. А с семнадцатого — только эту квартиру. А потом нас ещё уплотнили... вот и осталась одна комната — последний бастион, который мы обороняем вдвоём с Настей". У домработницы Насти тоже "великолепное происхождение — она из раскулаченных, её отец был денщиком у атамана Дутова". Но знатоки штурмуют и этот уцелевший буржуазный бастион... Как последний отзвук уходящей натуры, в десятом деле мелькает мошенник и убийца Ферапонтиков, у деда которого "было три дома на Самотеке". В общем, поначалу знатоки храбро воюют с "осколками разбитого вдребезги". ![]() В деле №1 Знатоки воюют с "чёрным маклером" (на фото слева) — нэпманом, выжившим в подполье с 20-х годов. Очевидное-невероятное ![]() "Бывшие люди" перемежаются с классическими "романтиками с большой дороги" — взломщиками, ворами, фальшивомонетчиками... В одном из фильмов знатоки отлавливают даже иностранного шпиона, хитроумно замаскировавшегося бомжом... А затем... затем на смену реликтам прошлого плавно приходят герои дня завтрашнего. Теперь знатоки борются с новой, нарождающейся на глазах буржуазной элитой — всеми этими директорами овощебаз, ресторанов и мусорных свалок — жуликами 70-х годов, до поры до времени смешными и жалкими. Теми, чей звездный час придёт позже, в 90-е годы... А пока стихия потребительства потихоньку, неспешно, сантиметр за сантиметром, затапливала всё вокруг. "Времена не те!" — торжествующе говорит один из подследственных. И знатоки на этом фоне сами мало-помалу превращаются в "динозавров" — вымирающих героев-идеалистов уходящей эпохи. Кажется, и они тоже это осознают. Полковник Знаменский, который за все годы беспорочной службы накопил себе только на "дачный сруб в полторы комнаты", выглядит героем анекдота. Очередная подследственная — директор склада готовой продукции — бросает ему в лицо горький упрёк: вы не знаете реальной жизни! И прекраснодушный Пал Палыч вынужден оправдываться: зато я знаю, какой должна быть жизнь! Журнал «Советский экран» в 1975 году даже пожурил в рецензии создателей фильма, что отрицательные герои — подпольные протобуржуи из дела №10 — своей жизненностью и яркостью затмили самих Знатоков: «Рядом с Евгением Евгеньевичем (Георгий Менглет) и его способным учеником Федей Ферапонтиковым (Валерий Носик) заметно потускнели, задержались, что ли, на каком-то возрастном рубеже наши давние знакомцы с Петровки, 38 — Пал Палыч Знаменский (Г. Мартынюк), Шурик Томин (Л. Каневский) и Зиночка Кибрит (Э. Леждей). Для них у авторов не нашлось новых красок». ![]() Рядом с потомком купца Ферапонтиковым (слева) — уже новая генерация буржуазии — директор мусорной свалки, научившийся криминальным образом извлекать деньги из мусора. Дело №10 ("Ответный удар") ![]() А этот молодой человек из того же фильма, начальник палатки приёма утильсырья, дожив до 90-х годов, вполне мог превратиться в "нового русского" А жизнь не только "не такая", но и становится всё более "не такой". В 1985 году из фильма исчезает привычная с первых серий песня-рефрен: "Если кто-то кое-где у нас порой, Честно жить не хочет...". Исчезает потому, что старые слова в новую эпоху звучат острой пародией, вызывают у зрителей непроизвольный смех: "Скажите, где, кто этот чудак, который всё ещё хочет "жить честно", то есть строго по закону?" Выражаясь научным языком, реальные общественные отношения — протобуржуазные — уже не вмещаются в прежние политические формы. И формы эти, конечно, будут безжалостно взломаны... Поэтому и новая напыщенная песня, на слова Роберта Рождественского, — "Пусть сияют справедливостью державной Милицейские погоны на плечах" — держится в фильме не дольше, чем одно дело. Ну, не вяжутся, никак не вяжутся все эти красивые и гладкие слова с неприглядной действительностью, скатывающейся в буржуазное болото. И в последнем советском, наиболее мрачном фильме, про наркомафию, никаких песен за кадром уже не звучит... Зато один из помощников Знаменского мягко советует директору роддома не спасать жизнь новорождённого ребенка — мол, вряд ли из этого младенца вырастет что-то путное. Представить подобную фразу в устах советского киношного следователя 70-х годов трудновато. Но всё логично. Перерождается общество — перерождается и милиция, на смену идеалистам-знаменским приходят брутальные менты-отморозки 90-х годов... Неудивительно, что на этом фоне попытка воскресить канувшие в Лету образы прошлого, включая следователя-интеллигента, потерпела полное фиаско. И не зря же говорят: "Хочешь испортить хороший советский фильм — сделай ремейк в наши дни"... И не спасает положение, если снимать продолжение берётся тот же самый человек, что делал отличные фильмы во времена СССР. Это правило целиком приложимо и к "Мушкетёрам", и к "Иронии судьбы", и к "Карнавальной ночи", и к "Знатокам"... ![]() Динозавры... |
#3
|
||||
|
||||
![]()
http://chtoby-pomnili.net/page.php?id=3366
![]() ![]() Народный артист Российской Федерации (2003) Кавалер Ордена Дружбы (1996) ![]() Одни зрители считают Георгия Мартынюка актером одной роли, другие помнят только его киношное имя Пал Палыч, но для большинства истинных театралов он остался в памяти тонким, думающим, интеллигентнейшим актером – звездой Театра на Малой Бронной. ![]() Георгий Мартынюк родился 3 марта 1940 года в Чкалове (Оренбург). Его детство прошло в послевоенном Оренбурге. Георгий рос застенчивым и скромным мальчиком. Большую часть времени он проводил дома, его завораживали драматические постановки, которые передавались через черный круглый репродуктор. Мальчик мог слушать их часами. Поскольку в 1940-х годах телевизоров еще не существовало, Мартынюку приходилось активно использовать воображение. Он представлял себе яркие картины театральных представлений, в которых сам принимал участие. Будущий актер часто посещал театр, приходил на спектакли, в которых был задействован его старший брат, работавший актером. Георгий сам отчаянно хотел стать артистом и выходить на театральные подмостки для того, чтобы удивлять восторженную публику. Позже Мартынюк рассказывал: «Часто вспоминаю город своего детства – послевоенный Оренбург. Степной городишко, полуголодное существование… Для мальчишек моего возраста было одно развлечение – река Урал. А вот я часами мог слушать круглый черный репродуктор, особенно когда передавали какие-нибудь драматические, музыкальные радиопостановки. Когда не видишь, а только слушаешь, начинаешь фантазировать. И вот представлял, как и где все это происходит, разыгрывалось воображение. Понятно, почему в итоге появилась идея стать артистом... К тому же старший брат был актером. Он был намного, на двенадцать лет старше меня. Тем не менее, с детства помогал ему учить роли. Ходил на все спектакли Оренбургского драматического театра. Но я был очень скромный парнишка, застенчивый. И вот однажды увидел объявление, что при городском Доме учителя организуется детский драматический кружок, и ноги сами меня туда понесли. До сих пор удивляюсь, как смелости хватило. Потом уже участвовал в детских спектаклях, а когда в городском театре был выходной, наша студия со своими постановками выходила на профессиональную сцену». В одной из первых постановок студии Георгий Мартынюк сыграл главную роль в спектакле «Когда цветет акация». Представление очень понравилось зрителям, и драматический театр в свободные дни стал предоставлять юным актерам свою сцену. После того, как Георгий окончил школу, он выбрал профессию актера и поехал в Москву поступать в ГИТИС. Родители мальчика были против, им казалось, что одного актера на семью достаточно. Однако Мартынюк был настроен очень решительно. Огромный конкурс в 200 человек на место не помешал Георгию поступить в театральный вуз с первого раза, но последующая студенческая жизнь стала для юноши серьезным испытанием. Он жил в общежитии, постоянно недоедал, ему все время не хватало денег, приходилось постоянно подрабатывать. Вместе с друзьями Мартынюк часто бывал на «Мосфильме» в надежде получить небольшую роль. Однако будущим актерам удавалось пробиться только в массовку. Георгий принимал активное участие в учебных постановках. Одна из них – «Проводы белых ночей» Петра Фоменко - прогремела на всю столицу. На нее невозможно было достать лишний билет, чтобы попасть на спектакль. ![]() Георгий Мартынюк, чьи успехи стали известны в Оренбурге, был приглашен директором местного Драматического театра на работу. Юноше была обещана квартира в родном городе и очень заманчивые перспективы. Он согласился вернуться на родину, но именно в это время случился невиданный успех «Проводов белых ночей». Этот спектакль был поставлен под патронажем руководителя Московского драмтеатра режиссера Андрея Гончарова, которому понравился талантливый студент. Поэтому после окончания института Мартынюк остался в Москве и вошел в труппу актеров Андрея Александровича. В этом театре Георгий служил всю свою жизнь. Он рассказывал: «К своему собственному удивлению, в институт поступил с первого раза, постепенно и родители смирились. Четыре года учился в Москве, жил в общежитии и ездил на каникулы в Оренбург. На последнем курсе много играл в учебных спектаклях, меня увидел директор нашего Оренбургского театра и пригласил работать к себе. Квартиру обещал. Это очень воодушевило, и после окончания института уже настроился вернуться в родной город. Но совершенно неожиданно пригласили работать в Московский драматический театр, который тогда находился на улице Спартаковской, недалеко от Елоховской церкви. Вскоре театр переехал, изменил название, и по сей день широко известен как Театр на Малой Бронной». ![]() В фильме «Метель». В самом начале актерской карьеры Георгий Мартынюк не получал больших ролей. В родном театре он долго играл в эпизодах. Не везло артисту и в кино, ему доставались только незначительные проходные роли в эпизодах и массовке. Все изменилось в 1963 году, когда актера пригласил Владимир Басов в свой фильм «Тишина». В стране началась «оттепель», и картина была снята на злобу дня. В ленте осуждался культ личности Сталина, она была представлена на многих кинофестивалях. Таким образом, Георгий Мартынюк сыграл свою первую большую роль не в театре, а в кино. Уже на следующий год актер был задействован в новом фильме Басова «Метель», снятом по одноименной повести Александра Пушкина. Затем артист появился в деревенской киноповести Чухрая «Жили-были старик со старухой». Георгий Мартынюк появился также в картинах «Гибель эскадры» и «Щит и меч». В театре также пришли знаковые роли - Прозоров в постановке «Три сестры» и Сыроедов в постановке «Трибунал». ![]() В фильме «Щит и меч». В 1971 году произошло значимое событие в карьере актера. Георгий Яковлевич был приглашен на съемки телевизионного спектакля «Следствие ведут знатоки». Постановка режиссера Вячеслава Бровкина о работе советской милиции стала одним из известнейших телевизионных сериалов советского времени. Из первых слогов фамилий главных действующих лиц этого проекта «Знаменский», «Томин» и «Кибрит» складывалось слово «знатоки». Сериал изначально задумывался как цикл телеспектаклей и появился только благодаря инициативе тогдашнего министра внутренних дел Николая Щелокова, который понимал, что нужна наглядная пропаганда деятельности милиции. И лучше всего с этим справится телевидение, которое тогда начинало набирать популярность. Приглашенным в проект актерам предстояло создать на экране образ честного, порядочного и человеколюбивого милиционера. ![]() Георгий Мартынюк, Леонид Каневский и Эльза Леждей. Организация новых телеспектаклей была поручена старшему редактору Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения Эмилии Каширниковой. После анализа советской детективной литературы она остановила свой выбор на авторском тандеме супругов Ольги и Александра Лавровых. Александр Лавров сам был следователем и поэтому знал, что можно и нужно писать, чтобы угодить начальству и заинтересовать зрителей, а также создать правильный образ сотрудника милиции. К концу 1970 года Лавровы представили сценарии первых четырех серий: «Черный маклер», «Расскажи, расскажи, бродяга», «Естественная убыль» и «Волшебные узоры», из которых в дальнейшем редакторы и режиссеры сделали пять отдельных телеспектаклей. ![]() Георгий Мартынюк в роли Знаменского. Съемки начались очень быстро. Режиссером стал Вячеслав Бровкин. Актеров, согласно требованию редакции, подбирали в театре на Малой Бронной. На роль Пал Палыча Знаменского был выбран Георгий Мартынюк, а на роль Томина - Леонид Каневский. Роль Зиночки должна была сыграть Анна Антоненко, однако, она в тот момент ждала ребенка, и в последний момент пришлось сделать замену. Александр Лавров порекомендовал на роль Зиночки Эльзу Леждей из Театра киноактера. Для вхождения в роль будущие Знаменский, Томин и Кибрит регулярно проходили подготовку в МВД. Им разрешалось присутствовать на допросах и даже выезжать на обыски. Георгий Мартынюк вспоминал, как он однажды присутствовал на допросе: «Как всегда, заключенному, молодому парню, нас представили сотрудниками милиции. В какой-то момент следователь не выдержал и накричал на парня, несколько раз даже стукнул кулаком по столу. Заключенный неожиданно повернулся в мою сторону и сказал: «А вот следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только вежливо». ![]() Георгий Мартынюк в роли Знаменского. Удачной оказалась наскоро написанная для сериала песня «Незримый бой», впоследствии отмеченная премией МВД. Автором музыки стал Марк Минков, а слова написал Анатолий Горохов. По воспоминаниям Минкова, он сочинил эту песенку за несколько минут, шагая от дома к пивному ларьку на Арбате. Первые пять фильмов были отсняты за один год, что по тем временам было очень быстро. Почти все сцены снимались в закрытых помещениях с минимальным числом декораций. Лишь знаменитую концовку фильмов, где тройка главных героев ехала на автомашине «Волга», снимали на Садовом кольце. Велись съемки немного по-семейному. Например, во втором фильме «Ваше подлинное имя» в роли бродяги снялся сам режиссер-постановщик Вячеслав Бровкин, а в роли дежурной Ниночки снялась первая жена Георгия Мартынюка - Валентина. Первые четыре фильма были односерийными, а пятый и шестой были разбиты на две серии. Популярность сериала росла с каждой новой серией. В середине 1970-х годов, когда по телевизору «Знатоки» вели очередное следствие, улицы буквально «вымирали». Знаменитая троица следователей пользовалась невероятной народной любовью. Георгий Мартынюк вспоминал: «На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по улице невозможно было пройти, чтобы не услышать: «Пал Палыч!». Мне кажется, люди и фамилии моей настоящей не знали, для них я был - Пал Палыч Знаменский». В чем же была причина такого обожания? Просто люди увидели в «Знатоках» те самые идеальные типы милиционеров справедливых, обаятельных, смелых и интеллигентных. Люди верили «знатокам» безгранично: на Петровку в дом 38 присылались письма, адресованные «следователю Знаменскому», а в Театр на Малой Бронной к Георгию Мартынюку приходили женщины с уголовными делами и просили разобраться. На помощь надеялись даже преступники. Один из них так прямо и написал: «Если бы мое дело вел Пал Палыч Знаменский, я бы получил на два года меньше». Георгий Мартынюк обладал огромным актерским диапазоном. Ему одинаково удавались и драматические, и комические роли. Однако режиссеры видели в нем лишь положительных персонажей. В своих интервью актер со смехом заявлял, что его самой любимой ролью является пьяный слесарь. Изображая этого героя, Мартынюк мог позволить себе импровизировать и валять дурака. Были смешные моменты в работе Георгия, связанные с намертво приставшим к нему образом Пал Палыча. Однажды Мартынюку с Каневским довелось вместе играть в театре «воров в законе». У зрителей был шок, когда медленно зажигался свет, и они видели Знаменского и Томина на нарах. Иначе как комическую постановку этот спектакль не воспринимали. Весь первый акт людям приходилось привыкать, что на подмостках перед ними не «знатоки». И поменять привычные стереотипы зрителям было нелегко. ![]() В 2000 году возникла идея снять новые серии «Знатоков». Роли Знаменского и Томина все также исполнили Мартынюк и Каневский. Но Эльза Леждей к тому времени уже ушла из жизни, и в сериал было решено ввести нового следователя - Китаеву. Эту героиню сыграла актриса Лидия Вележева. Георгий называл возвращение к «Знатокам» той самой водой, в которую приятно и волнительно войти дважды. Первые серии проекта были снова тепло встречены телезрителями. Однако вскоре фильм потерялся на фоне других детективных лент, которыми оказался занят эфир современного телевидения. Мартынюк рассказывал: «Сериал «Следствие ведут знатоки» помешал мне проявить себя в кино в разных амплуа. В целом я благодарен и фильму, и своему герою. Ведь именно благодаря ему ко мне пришла слава. Да еще какая! Ведь еще неизвестно, как бы сложилась актерская судьба». ![]() Георгий Мартынюк утверждал, что сыграл мало ролей в кино. Но 53 киноработы артиста оставили большой след в советском и российском кинематографе. Мартынюк с удовольствием работал с Владимиром Басовым, и этот период своей жизни вспоминал с особым чувством. Не считая «Знатоков», выпуски которых снимались на протяжении двадцати лет, и каждая серия которых была отдельной историей, Мартынюк снялся в фильме «А зори здесь тихие...» у Станислава Ростоцкого, где сыграл возлюбленного героини Ольги Остроумовой. В 1984 году актер появился в фильме «Первая Конная» режиссера Владимира Любомудрова. Мартынюк принял участие в работе над телеспектаклем Леонида Броневого и Виктора Храмова «Равняется четырем Франциям?» в 1986 году. А год спустя он снялся у Николая Засеева в картине «Слушать в отсеках». В 1990-х годах наступил период застоя в российском кинематографе, и актер, так же как и многие его коллеги по цеху, остался не у дел. В кино работы не было, в театре на подмостках иногда оказывалось больше людей, чем зрителей в зале. В это время Георгию приходилось подрабатывать в рекламе. Он с улыбкой вспоминал про лечебные «очки с дырочками», которые ему приходилось рекламировать в 1990-е годы. Но величина гонорара за такую пустяковую работу актера приятно удивила. Георгий Мартынюк рассказывал: «У артистов, занятых только в театре, зарплата небольшая, так что финансовые проблемы нам очень хорошо знакомы. Но если бы сегодня удалось заработать, например в кино, очень хорошие деньги, не стал бы строить загородный особняк, как сейчас многие делают. А зачем? У меня есть двухкомнатная квартира на Пресне, в хорошем доме, в престижном районе. Раньше это был кооператив Внешпосылторга, мы туда въехали по обмену. Сейчас, конечно, уже и комнаты кажутся не такими большими, и потолки низковатыми, но нам с женой этого вполне достаточно. Регулярно делаем косметический ремонт, потихоньку обновляем интерьеры, но никакими евроремонтами и прочими излишествами не увлекаемся. Вообще, если бы у меня вдруг появились какие-то немыслимо большие деньги – конечно, нашел бы, как ими распорядиться… Помогал бы людям решать их проблемы». В 2000 году Мартынюку довелось сыграть роль архиепископа Феофана Прокоповича в «Тайнах дворцовых переворотов» у Светланы Дружининой. Об этой работе он рассказывал: «В начале девяностых годов всем было трудно. Время было абсолютно непонятное. И наша работа замерла. Кино не снимали, в театры тоже люди перестали ходить. Видимо, было не до этого. Часто на спектакле зрителей в зале было меньше, чем артистов на сцене. Отсюда и материальные проблемы. Как у всех в то время... Но меня неожиданно пригласили сняться в рекламе. И за два часа получил двадцать театральных зарплат! Это было такое потрясение. Вот тут-то задумался... Конечно, от всех невзгод и разных ненужных мыслей всегда спасала сцена. Вышел, начал играть – и все постороннее ушло в сторону. Тут еще Светлана Дружинина пригласила сниматься в своей исторической саге. С радостью согласился, хотя сыграть персонаж из высшего духовенства для меня было очень необычно. Такого еще не играл, и поэтому работа была особенно интересной». ![]() В фильме «Тайны дворцовых переворотов». Постепенно ситуация в стране менялась, и в театре у Георгия Мартынюка появились новые роли. Он сыграл в постановках «Король, дама, валет», «Лулу», «Метеор», «Дети?!» и «Я не Раппопорт». Георгий Мартынюк пользовался большим успехом у женщин. За ним ходили толпы поклонниц, а он их стеснялся. Актер тяготился пристальным вниманием прекрасной половины человечества и искал свою половину. Первой женой Мартынюка стала актриса Валентина Маркова. Зрителям она известна как исполнительница Зои в картине «Баллада о солдате». Поскольку супруга Георгия была москвичкой, у них быстро появилась отдельная квартира. Но когда актера настигла лавина народной любви и обожания, от поклонниц не было отбоя. Две особенно настырные дамы постоянно преследовали Мартынюка в течение года. Однажды Георгий Мартынюк, семья для которого всегда была на первом месте, из-за девушек не смог попасть к себе домой, поэтому встал посреди двора и громко позвал жену по имени. Настойчивые поклонницы быстро исчезли. Однако первый брак актера не выдержал испытания популярностью, и пара рассталась: «Неудачно у нас получилось», — расстраивался Георгий Яковлевич. Но вскоре он встретил женщину, которая стала ему музой и опорой на всю оставшуюся жизнь. ![]() В фильме «Узкий мост». Георгий Мартынюк рассказывал: «Мы познакомились в больнице, где я лечился. Ниеле — врач. И теперь если что заболит, место на койке мне обеспечено, — смеялся актер. — Жена на всю жизнь нашла себе постоянного пациента, а я — домашнего врача». На свою вторую супругу Мартынюк нарадоваться не мог. Он рассказывал: «Жена у меня — энергичная женщина, деловая. Если какую-то крупную покупку надо сделать, мебель там, или осуществить ремонт — все сама рассчитает. Она же у меня — литовка. Так что грех жаловаться. Мне это важно. Я по характеру — другой, менее предприимчивый, более сомневающийся человек. Так что мы друг друга дополняем. У нас союз Козерога и Рыб. И хотя профессии и ритм жизни у нас — разные, мы за эти три десятка лет привыкли относиться друг к другу с пониманием и уважением. Меня жена всю жизнь поддерживает!». ![]() Георгий Мартынюк с супругой Ниеле. Вторая супруга спокойно отнеслась к большой славе «Пал Палыча». Дочку Ниеле Татьяну Георгий Мартынюк принял как родную. Он с любовью воспитывал и растил потом ее сыновей — своих внуков Виталия и Владимира. Это и помогло актеру залечить рану, которая осталась после тяжелого удара судьбы. «Жора пережил большую трагедию, — рассказывал друг и коллега Мартынюка Лев Дуров. — Много лет назад его дочка... покончила жизнь самоубийством. Случилась личная драма, с которой девушка не справилась. Жора был этой трагедией убит. И до конца жизни с потерей дочери не смирился». Эта трагедия камнем лежала на сердце актера. Возможно, он даже винил себя в том, что не смог уберечь своего ребенка от отчаянного шага. И только большая любовь второй жены и близких спасала его от этих мрачных мыслей. И помогла, в конце концов, обрести семейное счастье. ![]() В одном из последних интервью Георгий Яковлевич говорил о себе: «Очень люблю кроссворды разгадывать. Тусовки, шоу всякие не люблю. На работу бы сил хватило. Но порой по необходимости все-таки приходится бывать на таких мероприятиях. Хотя тусовки тоже бывают разные. В Доме кино очень любил вечера, душевные посиделки с друзьями. Сейчас больше всего бываю счастлив, когда летом, чаще в июле, еду в Подмосковье, в актерский дом отдыха. В последнее время езжу туда ежегодно. Раньше у нас была очень хорошая семейная традиция: собирались семьей, лепили пельмени или делали манты. Поскольку я родом из Оренбурга, то конечно умею все это готовить. И жена этому быстро научилась. Часто ездили вместе к моим родителям, а там пельмени – главное блюдо. И вот вечером садились, делали тесто, фарш, потом лепили – а это само по себе целый ритуал. Конечно, гости потом на пельмени приходили. Хорошо, весело было...». ![]() 13 февраля 2014 году в прессе появилась информация о смерти замечательного артиста. Георгий Мартынюк, болезнь которого продолжалась длительное время, скончался на руках у любимой супруги. Незадолго до кончины артист перенес пневмонию, которая спровоцировала в дальнейшем онкологическое заболевание. С приступами удушья актер был госпитализирован в клинику, где провел несколько дней в реанимации, но врачам не удалось спасти артиста. Георгий Мартынюк был похоронен под музыку Свиридова, его отпевали в церкви, где венчался Александр Пушкин. Прах артиста покоится на Троекуровском кладбище в городе Москве. ![]() В памяти своих друзей он остался хорошим товарищем, талантливейшим артистом, порядочным человеком, с которым было приятно общаться и работать. Актер Геннадий Сайфуллин говорил, что если представить жизнь театра на Малой Бронной в виде мозаики, то Георгий Мартынюк был самым светлым ее элементом за всю историю. Лев Дуров утверждал, что театр после ухода этого замечательного человека потерял и в остроумии, и в театральности. Режиссер Владимир Хотиненко гордился, что ему удалось поработать с Мартынюком, и утверждал, что подражал ему с самого детства. У всех, кто когда-либо сталкивался с Георгием Мартынюком, остались о нем очень светлые воспоминания. Лев Дуров в интервью памяти Георгия Мартынюка так вспоминал о своем друге: «В Театре на Малой Бронной, где служил Георгий, я поставил 24 спектакля и лишь в двух из них не участвовал Мартынюк. Гера был моей опорой, моим талисманом. Он был всегда рядом. Я знал: если Мартынюк выходит на сцену, успех спектаклю обеспечен. У Георгия была удивительная особенность: его любили и поклонники, и коллеги-артисты. Честное слово, вы не найдете в театре ни одного человека, который сказал бы о Гере хоть одно плохое слово. И это несмотря на то, что наша Мельпомена очень сердитая, она не приемлет успеха других. Гера был очень лояльным человеком. Его невозможно было вытащить на какой-то не очень приятный разговор о коллегах. Я ни разу не слышал от Мартынюка критики в чью-то сторону. Иногда он казался мне невероятно чистым человеком… Несмотря на невероятную популярность его Пал Палыча, Гера был совершенно скромным человеком. У него никогда не было машины, да и я с трудом представляю его за рулем. Гера был абсолютно домашним. Любил посидеть с книжкой, держа на руках обожаемого кота». Текст подготовила Татьяна Халина Использованные материалы: Текст интервью «Георгий Мартынюк: «Решить квартирный вопрос помог майор Знаменский». Автор О.Мирошниченко Текст статьи «Как снимали сериал «Следствие ведут Знатоки». Автор Е.Павлова Текст статьи «Лев Дуров: «Георгий Мартынюк жаловался: «Я, наверное, до конца дней так и останусь Пал Палычем Знаменским». Автор Е.Бахарева. Текст статьи «Пал Палыч не пал духом». Автор А.Мельман. ![]() ФИЛЬМОГРАФИЯ: 1962 — У твоего порога — раненый в поезде 1963 — Тишина — Константин Корабельников 1964 — Жили-были старик со старухой — Валентин 1964 — Метель — Бурмин 1965 — Гибель эскадры — матрос Гайдай 1968 — Щит и меч — Алексей Зубов / Алоиз Хаген 1969 — Комендант Лаутербурга (телеспектакль) 1970 — Умеете ли вы жить? — Савелий 1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Чёрный маклер — Знаменский 1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ваше подлинное имя — Знаменский 1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. С поличным — Знаменский 1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Повинную голову… — Знаменский 1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Динозавр — Знаменский 1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Шантаж — Знаменский 1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Несчастный случай — Знаменский 1972 — Вера, Надежда, Любовь — Артур 1972 — День моих сыновей — Антон, хирург 1972 — А зори здесь тихие — майор Лужин 1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег — Знаменский 1973 — Трибунал (фильм-спектакль) — Сыродаев 1973 — Человек со стороны (телеспектакль) — секретарь парткома 1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Свидетель — Знаменский 1974 — Свадьба как свадьба (телеспектакль) — метрдотель Иван Иванович 1975 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар — Знаменский 1976 — Город с утра до полуночи — Сергей Филиппович, отец 16-летнего Жени 1977 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Любой ценой — Знаменский 1977 — Лунёв сегодня и завтра (телеспектакль) — эпизод 1978 — Следствие ведут ЗнаТоКи. «Букет» на приёме — Знаменский 1978 — Следствие ведут ЗнаТоКи. До третьего выстрела — Знаменский 1979 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Подпасок с огурцом — Знаменский 1979 — Варвары (фильм-спектакль) — Притыкин 1980 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ушёл и не вернулся — Знаменский 1981 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Из жизни фруктов — Знаменский 1982 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Он где-то здесь — Знаменский 1983 — Отпуск по ранению (фильм-спектакль) — Николай Егорович 1984 — Первая конная — Пархоменко 1985 — Слушать в отсеках — капитан 1-го ранга Щукарёв 1984 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Полуденный вор — Знаменский 1985 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Пожар — Знаменский 1986 — Равняется четырём Франциям (фильм-спектакль) — Самарин 1987 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Бумеранг — Знаменский 1988 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Без ножа и кастета — Знаменский 1989 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия — Знаменский 1992/1997 — Мелочи жизни — полковник милиции 2000 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 1. Завещание императора — Феофан Прокопович 2001 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 3. Я император — Феофан Прокопович 2001 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 4. Падение Голиафа —Феофан Прокопович 2002 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Третейский судья — Знаменский 2003 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Пуд золота — Знаменский 2003 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 5. Вторая невеста императора — Феофан Прокопович 2003 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 6. Смерть юного императора — Феофан Прокопович 2004 — Узкий мост — Сергей Сергеевич 2008 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 7. Виват, Анна Иоанновна! — Феофан Прокопович ![]() 3 марта 1940 года – 13 февраля 2014 года Последний раз редактировалось Chugunka; 22.10.2020 в 08:51. |
#4
|
||||
|
||||
![]()
http://www.calend.ru/person/7320/
Георгий Мартынюк советский и российский актер театра и кино, Народный артист России 3 марта 1940 77 лет назад — 13 февраля 2014 3 года назад ![]() Георгий Мартынюк Георгий Яковлевич Мартынюк родился 3 марта 1940 года в Оренбурге. После окончания школы, несмотря на возражения родителей, он отправился в Москву поступать в Государственный институт театрального искусства – и при конкурсе 200 человек на место поступил с первого раза. На последнем курсе Георгий много играл в учебных спектаклях. Один из них – «Проводы белых ночей», дипломный спектакль Петра Фоменко (он учился в ГИТИСе на режиссерском факультете), – прогремел на всю Москву. Он ставился под патронажем руководителя Московского драмтеатра (ныне известного как Театр на Малой Бронной) Андрея Гончарова. Режиссер пригласил молодого актера в свою труппу, и по окончании в 1962 году института Мартынюк стал актером Московского театра на Малой Бронной и остался верен ему до конца своих дней. В театре Георгий Яковлевич играл самых разнообразных персонажей, нередко характерных и комедийных. Среди его театральных работ – роли в спектаклях: «Гроссмейстерский балл» (1967), «Занавески» (1978), «Солдатами не рождаются» (1985), «Мать Иисуса» (1989), «Жиды города Питера» (1991), «Пучина» (1993), «Идиот» (1995), «Король, дама, валет» (2001) и других. Всего на сцене любимого театра он сыграл более 60 ролей. Дебют Мартынюка в кино состоялся в 1963 году в картине Владимира Басова «Тишина». Он снимался также в фильмах «Жили-были старик со старухой» (1964), «Метель» (1964), «Щит и меч» (1968), «А зори здесь тихие» (1972), «Тайны дворцовых переворотов» (2000–2008) и других картинах. Но больше всего зрителям он запомнился как следователь Пал Палыч Знаменский – один из трех главных героев телесериала «Следствие ведут ЗнаТоКи». ![]() Георгий Мартынюк в роли Пал Палыча Знаменского в деле № 4 сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи» (Фото: wikipedia.org) В 2002 году во время презентации сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи. 10 лет спустя» Георгий Мартынюк получил почетный знак «За содействие МВД России». За свои работы в театре и кино актер был также награжден Орденом Дружбы, ему были присвоены почетные звания заслуженного артиста РСФСР и народного артиста Российской Федерации. Георгий Мартынюк был дважды женат. Со своей второй женой Ниеле он познакомился в больнице, где она работала врачом. Вместе они прожили 30 лет. Георгий Мартынюк скончался 13 февраля 2014 года в Москве © Calend.ru |
#5
|
||||
|
||||
![]() ![]() Георгий Мартынюк Актер Московского театра на Малой Бронной Георгий Мартынюк, которого больше знают как Пал Палыча Знаменского из сериала "Следствие ведут знатоки" , однажды гулял с товарищем по Вильнюсу и обратил внимание на огромный памятник вождю, на постаменте которого было начертано латинскими буквами: "ЛЕНИНС". - Ну, я понимаю, такая транскрипция по-литовски, — недоумевал Мартынюк, — но написали бы по-русски — "ЛЕНИН", пусть даже латинскими буквами!.. - Не огорчайся, — успокоил его приятель, — они просто хотели сначала написать: "ЛЕНИН С НАМИ!" - но в последний момент раздумали... |
#6
|
||||
|
||||
![]()
https://www.mk.ru/social/highlife/in...pal-duhom.html
Актер Георгий Мартынюк: “У меня пенсия, играю немного, люблю дома посидеть — и больше мне ничего не надо” 25.10.2009 в 16:46 Подавляющее большинство не помнит, что зовут его не Пал Палыч Знаменский, а Георгий Мартынюк. Роль идеального следователя сначала дала Мартынюку космическую популярность, а потом стала его проклятием. Маска приклеилась так, что отодрать ее было уже невозможно. Практически все кинорежиссеры видели его только как Знаменского. Для Мартынюка это стало черной меткой… “Нас поселили в больничной палате класса “люкс” — Георгий Яковлевич, вы рассказывали, что недавно вас пригласили на родину в Оренбург, и вокруг вас там был дикий ажиотаж… — Я этого просто не ожидал. Когда мама жива была, я к ней все время приезжал. В отпуск с женой ездили, отдыхали, я там всех знал, у меня много друзей было. Как маму похоронил, перестал ездить. Прошло ровно 20 лет. Вдруг мне позвонили из какого-то благотворительного общества, стали уговаривать приехать на четыре дня. Я спрашиваю: “А билеты на самолет?” А они мне: “Приедете в “Домодедово”, там у стойки вас будут ждать, не волнуйтесь”. Мы с женой прилетаем, в аэропорту нас встречает толпа корреспондентов, видеокамеры… Там в Оренбурге живет мой однокашник, с которым мы в школе учились. Сидели с ним за одной партой. Сейчас он большой человек, открыл первый в городе институт микрохирургии глаза. Вот там мы и жили, в палате. — Вас это не смутило? Лучше бы номер “люкс” в гостинице предоставили. — А это и была палата класса “люкс”. Ничего, нормально, все лучше, чем в казенном отеле. Потом нас в школу повезли, где я учился. И корреспонденты неотступно за нами следовали. А еще, представляете, пришла моя учительница по литературе. Сейчас ей под 90. Это было очень трогательно. Я плохо учился по физике, химии, но литература — это святое. — Значит, в Москве от славы вы уже отвыкли? — Москва — другое дело. Здесь мне тоже частенько звонят, на телевидение приглашают. Но там-то меня по улице водили, как слона. Я человек не тусовочный. Мелькать и чего-то говорить — не для меня. — А сколько у вас фильмов? — Я не считал. Не знаю, нужно ли засчитывать сюда все серии “Знатоков”. Их же 20 лет снимали, и каждый фильм — отдельная история. А так картин у меня не очень много. Есть даже такие, названий которых я уже не помню. Среди самых основных — “Тишина” Басова. Когда я там снялся, Басов мне сказал: “Теперь тебя будут в другие фильмы звать, но ты никуда не иди, только ко мне”. Потом он снял “Метель”, “Щит и меч”, и я там тоже сыграл. Мне просто повезло, что я к такому режиссеру замечательному попал. — Ну а роль Пал Палыча Знаменского — это для вас проклятие или звездный час? — Для меня это вообще не роль. Играть Знаменского мне было неинтересно — это же функция. Положительный следователь, умный, добрый. Идеал. Вот у Лени Каневского роль поинтереснее была, живее: он все-таки сыщик, переодевался, в банды внедрялся. Ну а мне, честно говоря, с годами этот Пал Палыч порядком поднадоел. Но, с другой стороны, это мне дало бешеную популярность, которую ни один другой фильм дать не мог. Двадцать лет страна приникала к экранам. — Кроме того что вы могли нарушать Правила дорожного движения и вам это сходило с рук, какие еще плюсы были от такой бешеной популярности? — Я мог помогать людям, квартиры выбивать. В горком, исполкомы мы ходили втроем: Лева Дуров, Каневский и я. Годы-то были тотального дефицита. Идешь в магазин, а там очередь за мясом, на прилавке какие-то кости лежат. Спускаюсь в подвал — сразу к мяснику, а он: “О-о, кто пришел…” Отрубает кусок мяса — и все в порядке. А я тогда же часто в Оренбург к маме ездил. Помню, мясник для нее аж 10 килограммов отрезал. Я упаковал этот кусок в чемодан и отвез маме. Это зимой было. А потом летом к ней приезжал, и она мне варила пельмени из этого же мяса. Ну и для себя квартиру выбить пришлось, и для мамы тоже. Она жила в плохоньком домике, без всяких удобств. Я пошел в исполком — маме тут же квартиру дали в новом доме. Она плакала, увидев горячую воду, ванну… — В чем главное отличие Георгия Мартынюка от Знаменского? — В том, что я не начальник. Я живой человек, и ничто человеческое мне не чуждо. А Пал Палыч — это памятник самому себе. “Вскрыл конверт и обомлел — 10 тысяч долларов” — Вот была ваша троица — вы, Каневский и Леждей. Но рядом снималась еще одна, знаменитая, — Вицин, Моргунов и Никулин. Теперь известно, что между ними были непростые отношения… — У нас конфликтов не было никогда. Мы друг друга уважали, и творчески советовались, и по жизни. Не обижались ни на что. К Элочке очень хорошо относились. Сейчас же актер в наших сериалах тут же получает приглашение в другие, кругом мелькают одни и те же артисты. А тогда было по-другому. Нас в кино не брали, чтобы не разрушить светлый образ милиции. — Но очень похожая история еще и у ментов из “Улицы разбитых фонарей”. Их тоже почти никуда не берут. — Хотя это был лучший сериал, классика. Но тогда-то еще режиссеры снимали, а теперь непонятно кто. — Вас можно назвать забытым артистом? Познав такую славу, не каждый же потом выдержит, когда это все улетучивается. — У меня абсолютно нет этой ущербности. Может, потому что я — лежачий камень. Когда началась перестройка, мне же звонили, часто приглашали. Но я читал сценарий и тут же отказывался. А теперь уже и не звонят… Понимаете, я уже устал. Не физически, просто драйва нет, как сейчас говорят. В театре выхожу на сцену в месяц раз 5—6, и больше мне не надо. Энергии уже нет. Много в жизни всего было. И не хочется от чего-то зависеть. Хотя если интересную роль предложат, конечно, соглашусь. — Ну а материально-то вы обеспечены? — Зарплата у меня нормальная, не жалуюсь. Да я и не жаден до денег-то. На жизнь хватает. Мы иногда еще ездим со спектаклями в другие города, там хорошо получаем. Жена у меня тоже моего возраста, пенсионерка. Но она работает в Боткинской больнице зав. отделением, тоже очень хорошо получает. — Простите, а дети у вас есть? — У жены есть дочь, тоже врач, она со своей семьей живет в Бутове. У нас двое внуков, один большой, ему 21, а Вовке — 12. Все хорошо, и на никакую халтуру ради денег мне кидаться не надо… Помню, в 90-е, когда кино у нас пропало, меня пригласили сняться в рекламе. Я рекламировал лечебные очки с дырочками. И вот я снялся, мне дают конверт. Приехал домой, вскрыл конверт и обомлел: 10 тысяч долларов! И это тогда! А сейчас что-то в рекламу не зовут. Если бы сейчас предложили, да чтобы там было что-то пикантное, забавное, я бы согласился. — А вы знаете про себя какие-нибудь слухи? Я вот слышал: все, Мартынюк кончился, спивается… — Да нет, ничего такого про себя не слышал. Только когда операция была тяжелая, писали какую-то ерунду. В 2001 году я лежал в институте Герцена, мне часть легкого отрезали. Помню, даже собирал все то вранье... “Моя любимая роль — пьяный слесарь” — А Леонид Каневский для вас кто: партнер, друг, товарищ? — В те годы, когда снимали “Знатоков”, мы были неразлучны. Мы же тогда в одном театре работали. Был еще Гриша Лямпе, замечательный артист, чудный. Я его обожал. И вот мы втроем ездили по стране, типа встречи со зрителями. В пик нашей популярности объездили всю страну и получали очень большие деньги. Иногда мы давали по три-четыре концерта в день. Это называлось халтуркой. Но на самом деле мы не халтурили, все честно делали. — Слушайте, да таким образом тысячи можно было заработать. И куда вы их вкладывали? — Да никуда не вкладывали — все уходили. То квартиру меняли, еще что-то. — Вы не Плюшкин, не складываете ничего в кубышечку? — Нет, но жена у меня практичная. Если какую-то крупную покупку сделать, мебель там, или ремонт осуществить, она все рассчитает. Она же у меня литовка. Так что в жизни мне грех жаловаться. Всему свое время. Раньше я был молод, все успевал. Сейчас сижу дома, вспоминаю, каким был, и удивляюсь, как же это меня на все хватало. Это же ужас! Я в театре играл много разных ролей, не зацикливался на каком-то амплуа. Самой любимой ролью у меня был пьяный слесарь. Я ее обожаю: там же можно импровизировать, дурака валять. — У вас нет ревности к тому же Каневскому, который постоянно ведет передачу на НТВ, а сейчас в сериале его показывают? — Программу он ведет хорошо. Ну а сериал у него такой же, как все, там один мордобой. Я его перестал смотреть, не люблю я этого. А себя я могу уважать за то, что никогда никуда не лез. Как жизнь складывалась, так я и жил. Может, это и неправильно. — Вы помните последние съемки с Эльзой Леждей, игравшей в “Знатоках” Зиночку Кибрит? — Она тогда болела. Последнюю серию специально написали так, чтобы она дома играла. После съемок меня встретила женщина, сказала: “Я соседка Эльзы, мы за ней ухаживаем”. А через некоторое время позвонили из Театра киноактера: “Эла скончалась”. Элиным последним желанием было, чтобы хоронили ее только родные, так что долгое время я даже не знал, где ее могила. А не так давно позвонили с телевидения и свозили нас с Леней на могилу Леждей. — Когда в 2001 году Хотиненко снял новые серии “Знатоков” и вместо Леждей играла Вележева, как вы к этому отнеслись? — Лида очень волновалась, нервничала. Конечно, ей было трудно. Я к ней подошел: “Да успокойся, ты, все будет хорошо”. И действительно, работа получилась достойной… Но у меня есть несыгранная роль, о которой я жалею. Как-то мне позвонили со студии Горького: “Василий Макарович Шукшин хочет с вами познакомиться”. Приехал к Шукшину. Простецкий мужик, а в кабинете его бардак. Но уже через 10 минут он стал мне как родной. Василий Макарович сказал, что будет снимать фильм о Степане Разине и хочет предложить мне роль его брата. Я вышел от Шукшина окрыленный, боялся об этом кому-нибудь поведать, а то еще сглажу. Но через несколько дней Шукшин умер. — Георгий Яковлевич, так вы действительно абсолютно счастливый человек? — А на что мне жаловаться? Кроме своего здоровья — не на что. Но тут я сам виноват. А с женой мы живем хорошо. Недавно 20 лет отметили — кажется, это ситцевой свадьбой называется. Она у меня вторая, первая была актриса. У нас с ней неудачно получилось. А эта — врач в Боткинской, так что, если заболею, место мне там обеспечено. Сейчас у меня пенсия, инвалид II группы, играю немного в свое удовольствие. Люблю дома посидеть, посмотреть DVD, журнальчики полистать — и больше мне ничего не надо. Теперь я на отдыхе. Александр Мельман |
#7
|
||||
|
||||
![]()
https://aif.ru/culture/person/zhesto...komu_ne_nuzhen
03.03.2017 00:09 Жестокий успех. После «Знатоков» Георгий Мартынюк стал никому не нужен ![]() Георгий Мартынюк. © / www.globallookpress.com Он начал свой путь в кино так, как другие и не мечтают. Снялся у Григория Чухрая, в нескольких картинах Владимира Басова. А в 1971 его пригласили на роль Пал Палыча Знаменского в телеспектакле «Следствие ведут ЗнаТоКи», который после первой же серии принёс Мартынюку такую славу, сделал настолько известным, что казалось: вот теперь-то начнётся настоящая жизнь кинозвезды. Но на этом карьера, можно сказать, и закончилась... «Я довольно удачно снялся в фильме „Тишина“, — рассказывал актёр. — Он прошёл с огромным успехом, получил призы, о нём много писали. Меня стали активно приглашать сниматься. Даже отказывался. Иначе бы не успевал играть в театре». ![]() Георгий Мартынюк в фильме «Тишина» (1963) Фото: Кадр из фильма Кинематографом Мартынюк не грезил никогда. Попав после института на Малую Бронную, надеялся, что сразу посыплются роли, а начинать пришлось, как многим, с массовки. Так что первая «настоящая» роль случилась именно в «Тишине» Басова. Потом были его же «Щит и меч», «Метель». «Для актёра счастье — испытать любовь зрителей. Мы ощущали это все 20 лет, нас везде принимали как родных. Но саму роль не люблю. Что там было играть? Сплошные допросы. Я какой-то зажатый, деревянный, страдал из-за этого и не мог смотреть „Знатоков“. Мы изображали образцовых, идеальных персонажей, которые не должны были даже курить, всё находилось под контролем. Но что делать? Я мог бы играть 50 лет в театре, и меня знали бы лишь театралы. А так — слава на всю страну». У главной троицы были даже удостоверения сотрудников МВД. Они отличались от настоящих, но были заверены каким-то генералом. Так что в ресторан, если нет мест, с ними пройти можно было. Легко решались и житейские проблемы. В основном, правда, чужие. Все друзья просили помочь: кто попал в милицию, что-то натворил. А заядлый автомобилист Каневский, говорят, ездил как угодно. В любом виде. Впрочем, многие поклонники слишком серьёзно воспринимали этот сериал. К Георгию Яковлевичу приходили какие-то люди с кипами бумаг, просили разобраться. На Петровку шли письма: «Москва. Уголовный розыск. Следователю Знаменскому». ![]() Георгий Мартынюк в роли Пал Палыча Знаменского в деле № 4 сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи». Кадр из фильма «Конечно, популярность помогала нам. Особенно в годы тотального дефицита. В магазинах пропускали, мясники все были знакомые. Однажды на родине, в Оренбурге, дал телеинтервью — через месяц родители получили хорошую квартиру. До этого жили в жутком доме с печкой и удобствами во дворе». День милиции Мартынюк, Каневский и Леждей отмечали как свой праздник. Им звонили загодя, приглашали, потом усаживали в президиум и просили выступить. В любом городе всегда была встреча с «милиционерами». Каждый новый министр внутренних дел вручал «знатокам» грамоты. Когда учредили ведомственную премию, они были в числе первых лауреатов. Больших денег главным героям за сериал не платили. Они были приличные, конечно. Артисты могли положить их на сберкнижку в уверенности, что не пропадут. Но хором никто не строил. 20 лет артист Мартынюк жил в жутко напряжённом графике. Утром — репетиция «Знатоков» (это же телеспектакль!), днём — съёмки, вечером — театр, затем — аэропорт и перелёт в другой город на выступление. Казалось бы, это был удачный период в творческой биографии. Но в театре не было классических работ, по которым бы его узнавали, а пресловутые «Знатоки» в конце концов так надоели, что играть Знаменского не было уже никаких сил. «Уйти не мог. Был бы скандал на уровне МВД и выше, перекрыли бы кислород. Не жалуюсь, слава Богу, что эта работа была в моей жизни. Лучшая главная роль досталась Лёне: он мог вникать в среду, быть живым человеком. Я же должен был оставаться серьёзным и рассудительным. Но тяжелее всех было Эле. Она так страдала! Весь текст — одни экспертизы, термины. Как она, бедняга, ломала язык! Нельзя ошибиться. Десять консультантов! Мучалась ужасно. До этого она активно снималась, а «Знатоки» и ей карьеру перекрыли. Мне кажется, во многом были виноваты авторы. Когда мы пытались переделать какие-то слова, „очеловечить“ героев, они неизменно говорили: „Это не разрешат“». Обиднее было другое. Как только троица начала сниматься в сериале, режиссёры перестали приглашать их в свои фильмы. На Мартынюка, Каневского и Леждей был негласный запрет. Например, Басов задумал «Дни Турбиных» и пригласил Мартынюка на пробы. Потом извинялся: рекомендовали взять другого. «А кому интересно снимать актёра, который постоянно мелькает на экране? Это сейчас всё строится на рекламе. А тогда коллеги считали сериалы искусством второго сорта. К тому же все прекрасно понимали: пропаганда милиции... Хотя в душе каждый мечтал оказаться на нашем месте». Ещё бы! Поклонницы донимали Мартынюка, будто он настоящий секс-символ. «У меня тогда была другая жена, актриса, и жил я в Беляево. Но целый год две девушки регулярно провожали меня от театра до дома. Приставали, в подъезд не пускали. Однажды мне всё это надоело, я встал возле дома и как закричу: „Ва-а-ля!“ Окна у меня, правда, были с другой стороны, но они так перепугались, что бросились врассыпную». К сожалению, воспринимали Мартынюка и Каневского только как Знаменского и Томина. Было смешно и грустно. В своём театре актеры играли... воров в законе. Спектакль начинался так: медленно зажигается свет, и зрители видят, как на нарах лежат Пал Палыч в тельняге и Томин. У зрителей был шок, долго стоял хохот, и весь первый акт они привыкали к тому, что на сцене не «знатоки». «В театре у меня были роли, которые я безумно любил и готов был играть по нескольку лет. А в кино соглашался, даже не читая сценария. Просто хотел сыграть что-нибудь другое. Хотя сейчас и названий некоторых фильмов не помню». В 1991 году всё рухнуло вместе с СССР. По улицам было страшно ходить, люди перестали посещать театр. Хотя авторы «Знатоков» перешли на новые рельсы, написав серии о мафии, с годами всем стало ясно, что тема изжила себя. К тому же теперь необходимо было самим искать деньги, вскоре эмигрировал в Израиль Леонид Каневский. Через 20 лет «Знатоки» умерли. «Наступил ужасный период: в кино предложений нет, народ в театр не ходит. Случалось, приходим на работу, а нас едва ли не больше, чем зрителей в зале. Тогда всё было: и разочарование, и депрессии жуткие, и полное ощущение своей ненужности... Выживал, как вся страна. Соглашался на рекламу и радовался. Раньше-то я много пробовался... Василий Макарыч Шукшин хотел снимать „Степана Разина“, предлагал роль его брата. У меня аж сердце заколотилось. Никому не говорил, чтобы не сглазить. Но, видно, не судьба...» Это был уже не тот «Знаменский». Ещё полный сил, но здорово похудевший, осунувшийся. Обаятельный мужчина с невыносимо грустными глазами. Ощущавший себя профнепригодным только потому, что когда-то на роль милиционера выбрали его, а не кого-то другого. Он курил одну сигарету за другой, пил кофе и тихо, вполголоса, рассказывал о том, каково это — сидеть месяцами дома, забывая, как звонит телефон. ![]() Георгий Мартынюк в фильме «Щит и меч» (1968) Фото: Кадр из фильма «В театре бывало мучительно: не нравится роль, а играть надо. В последнее время и здесь стал отказываться. В антрепризе раза три предлагали. Всё не то... Конечно, у меня есть знакомые, и я мог бы попроситься. Но не хочу. Когда зовут — это совсем другое... Зрители, правда, всё равно узнают. Раньше такси стоило копейки, и водители с меня денег не брали. Сейчас всё больше на общественном транспорте ездить приходится. Стоишь — на тебя все смотрят. Помню, показывали «Знатоков», а мы с женой как раз — в доме отдыха. Всё было нормально. Но приехало телевидение, и житья не стало. Выйдешь — уже все стоят с фотоаппаратами. В прежние годы, правда, поклонники говорили: „Мы помним ваш фильм „Щит и меч““. Теперь всё чаще: „Мужик, я тебя где-то видел“». Последний раз редактировалось Chugunka; 25.10.2020 в 06:50. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|