![]() |
#131
|
|||
|
|||
![]()
http://www.culturhistory.ru/krito-mikenskij-period
Теперь к первому периоду. Крито-микенский период. Мы с вами назвали рамки, это III — II тысячелетие до н.э., это очень много. Хронологически это длительный период, но известно о нём не так много. Во-первых, это конечно связано с тем, что он и отстоит от нас дальше, чем последующие эпохи. Но главное здесь заключается в том, что этот период был открыт историками относительно недавно (в 1876 году). А критскую часть открыли в 1900-м году. А с точки зрения исторической науки, которая развивается веками, и науки о Древней Греции, это достаточно небольшой период времени для исследования. Критская часть цивилизации, она была открыта как раз в 1900-м году английским исследователем Артуром Эвансом, который производил раскопки на территории острова Крит и сразу же наткнулся на остатки самого огромного сооружения на этом острове. Это остатки Кносского дворца, и об этом мы как раз сегодня будем говорить. А микенская часть, то есть часть, которая располагалась на территории, собственно говоря, Балканской Греции, была открыта в 1876-м году тоже очень известным человеком. Может быть, об Эвансе как раз меньше народа знает, а второго человека знает гораздо большее количество людей, это Генрих Шлиман. Знаменитый Генрих Шлиман в 1871-ом году на территории северо-западной Малой Азии раскопал остатки Трои, а спустя несколько лет, в 1876 году, на территории Греции начал раскопки Микен, Микенского городища, Микенской крепости. И вот с тех пор эти объекты и на территории Крита, и на других территориях тщательно изучаются. ![]() Генрих Шлиман Итак, в первую очередь нужно вот что отметить: первая цивилизация на территории Греции, на территории Балканской Греции, на территории Крита, она вообще-то не греческая. И вот здесь нужно уточнить так называемую проблему этногенеза, то есть происхождения народа (этнос – народ, генус — рождение). Народ, как и обычный человек, рождается, вступает в брак, то есть связывается с какими-то народами. Иногда народы умирают, хотя в принципе я не мог бы назвать ни одного народа, который бы исчез полностью, как правило, народы потом входят составной частью в состав другого этноса. Так вот греки (а мы изучаем греческую историю) знали, что они не являются автохтонными, то есть исконными жителями своей собственной территории. Вот современные греки – они действительно древнейший народ Европы. Большая часть европейцев так называемых, они пришли на территорию современных своих государств только лишь во время Великого переселения народов. Те же французы – это смесь местного галльского и кельтского населения с германцами. У англичан ещё более сложное этническое происхождение. Так можно о каждом народе говорить, кроме некоторых. Греки – это те люди, которые, по крайней мере, со второго тысячелетия проживают на этой самой территории. Но, кстати, остались древние народы: вот ирландцы, эти рыжие, очень упорные парни, которые борются с англичанами, они потомки кельтского населения. Так же, как жители Уэльса, это тоже потомки кельтов. Баски – это вообще уникальный случай. Баски – это древнейшее население, которое проживает на севере Испании как минимум со II -го тысячелетия. Басков не смогли сломить ни римляне, ни вандалы, ни арабы, поэтому с басками воевать бесполезно. Кстати, именно баски разбили войско Карла Великого. Вы знаете “Песнь о Роланде”? Там описывается, как Карл пошёл воевать против арабов (мы ещё будем много говорить об этом в следующем году) и как начал вот этот его юный товарищ, Ролан, прикрывал отступление арьергарда армии Карла, на которую напали арабы. В действительности это были не арабы, это были баски, по чьей территории войско Карла Великого прошло без разрешения. Баски били всех захватчиков и будут бить дальше. Кстати говоря, что интересно, вот знаменитый д’Артаньян, он гасконец, а гасконцы – это баски, пришедшие на территорию Южной Франции. Так что характер басков вы можете понять хотя бы вот по этому художественному образу. |
#132
|
|||
|
|||
![]()
http://www.culturhistory.ru/krito-mi...d/pelasg-minos
Так что ещё раз напомню, ради чего я сделал такой длительный экскурс, греки – они, конечно, древнейший народ Европы. Кстати, мы с вами не древнейшие. То, где мы с вами находимся – это вообще-то не территория славян, мы сюда тоже пришли, это не наша территория. Это территория угро-финнов, которых мы потеснили. Когда начинают разбираться, где какие народы жили, и там воевать за прародину — меня это глубоко возмущает. В истории народы столько “шлялись” по разным территориям, что выяснять, кто где жил – это совершенно бессмысленное занятие. Так вот греки знали, что они пришли сюда. И знали, что до них на территории Юго-Балканского полуострова жил другой народ, греки этот народ называли пеласгами. И как раз первый этап, именно III-е тысячелетие в развитии территории Греции (то, что мы называем Грецией) – это по сути дела пеласгический период. Первая волна греческого пришествия на территорию Греции будет называться ахейской волной. Первые греки – это ахейцы, они пришли сюда, на территорию Греции, в конце III-го — начале II-го тысячелетия. Откуда пришли? Историки спорят до сих пор. Но большая часть их считает, что греки, как и большая часть индоевропейцев (в том числе, кстати говоря, и славяне), пришли из так называемого индоевропейского котла. Большая часть историков разделяет убеждение, что родиной индоевропейцев является территория по Дунаю и дальше на восток в район северного Причерноморья. Именно оттуда постоянно вырывались такие отряды народов, которые расселялись по различным территориям. На Восток ушли индоиранцы и образовали основу современных персов или иранцев, а также жителей Индии. На Запад распространялись другие индоевропейские племена. Почему для нас важно представление о том, что до греков были другие народы? Дело в том, что дальше мы будем говорить о Критской цивилизации. Так вот жители Крита, которые создали, как считают историки, первую европейскую цивилизацию (первая европейская цивилизация – это цивилизация минойская или критская цивилизация) так вот они были тоже не греками, и скорее всего, они не были индоевропейцами. Некоторые историки говорят, что пеласги и минойцы – это индоевропейцы, другие говорят, что они не индоевропейцы. По крайней мере, поскольку от минойской цивилизации до нас дошла письменность (так называемое линейное письмо, а эту письменность не могут расшифровать уже на протяжении 60-70-ти лет, там структура языка совершенно не индоевропейская), скорее всего и пеласги, и жители Крита были не индоевропейского происхождения. И судя по всему, юг Европы занимали не индоевропейские племена. Кто это был, в том числе и древнейшее население Италии и Сицилии — мы сказать не можем. Их позднее просто вытеснили с этих территорий. Практически от них мало что осталось. Так вот их называют обычно народами средиземноморского языка или средиземноморской группы. То, что о них знают, объединяют в некое такое явление. Но в любом случае именно они – создатели первой, повторяю, европейской цивилизации. |
#133
|
|||
|
|||
![]()
http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=1599
Ряд исследователей причисляет к памятникам пеласгского языка Лемносскую стелу и ряд кратких надписей 6-7 вв. до н. э., происходящих с этого же острова, поскольку Лемнос, согласно Геродоту, был последним пристанищем пеласгов, где они сохранялись ещё в VI в. до н. э. — прочие были обращены в рабство и утратили свой язык. Надпись на стеле выполнена древнегреческим алфавитом, однако язык надписи пока не расшифрован с достаточной уверенностью, хотя позволяет с большой вероятностью отвергнуть индоевропейскую гипотезу. По многочисленным грамматическим показателям и даже совпадающим словам установлено родство языка стелы с этрусским и этеокипрским языками. По Дионисию этруски долго проживали бок о бок с пеласгами, потом заняли их города и могли многое позаимствовать в языке. Однако явное грамматическое сходство этих языков служит аргументом скорее в пользу исконного родства, чем простого заимствования. Сам Геродот всегда четко различает пеласгов и тирсенов (тирренов, то есть этрусков). Тем не менее уже у него можно подметить черты их смешения, ибо население Лемноса, современной наукой сближаемое по языку с этрусками, Геродот относит к пеласгам. Смешение впервые отмечено у Гелланика, согласно его рассказу, тиррены ранее назывались пеласгами, а в Италии получили свое имя[44] (что не лишено оснований, так как участие пеласгов в формировании этрусской народности подтверждается многочисленными источниками, не всегда, впрочем, очевидными). Пеласги первоначально жили в районе Аргоса на Пелопоннесе, затем, изгнанные ахейцами, переселились в страну Гемонию (Фессалия), откуда изгнали варваров. Фессалию пеласги разделили на 3 части и назвали их по именам своих вождей: Фтиотия (Фтий), Ахайя (Ахей) и Пеласгиотия (Пеласг). Там они жили в течение жизни 5 поколений, после чего были изгнаны куретами и лелегами, которые, по мнению Дионисия, позднее стали называться этолийцами и локрийцами (греческие племена). Пеласги в бегстве рассеялись, одни переселились на Крит, другие заняли Кикладские острова, третьи двинулись к подножью горы Олимп, в Беотию, Фокиду, на острова Эвбею и Лесбос, расселились вдоль Геллеспонта. Большая часть пеласгов поселилась возле Додоны в Эпире. Спустя некоторое время пеласги из Додоны пересекли море и обосновались в Италии в устье реки По, основав город Спина. Позднее этот город погиб под натиском окрестных варварских племён. Другие пеласги пересекли Италию и, соединившись с местным племенем аборигенов, основали много городов (в том числе Лариссу), которые позднее перешли под власть этрусков. Затем на пеласгов обрушились многочисленные беды, их города опустели, сами они ещё больше рассеялись по Средиземноморью, уже без компактных мест проживания. Эти события произошли перед началом Троянской войны. Остатки пеласгов в Италии смешались с аборигенами и в числе других народов основали Рим. Дионисий Галикарнасский не согласен с теми греческими авторами, для которых пеласги и тиррены (этруски в латинском) были одним и тем же народом[58]. В его представлении, этруски захватили опустевшие после голода города пеласгов, из-за чего и произошло смешивание; сами же этруски были, по его мнению, местным племенем[59]. Кроме того, самоназвание этрусков — расенны, а также турски, как именовали этрусков римляне, не совпадают с греческим названием пеласги, хотя это слово прослеживается в древнеегипетских надписях и древнееврейском языке (если египтяне и евреи действительно имели в виду пеласгов, а не иное племя). Следует отметить, что взгляды Дионисия Галикарнасского неоднократно подвергались критике современными историками за многочисленные натяжки и даже вымысел. Пеласги как первая волна индоевропейцев По мнению Л. А. Гиндина и ряда других исследователей, пеласги представляли собой первую волну индоевропейского заселения Ионии и Балкан, которая впоследствии была ассимилирована различными автохтонными племенами, не принадлежавшими к индоевропейской языковой семье. Версия Л. А. Гиндина основана на анализа палеобалканской топонимики, при этом он отождествляет пеласгов с фракийцами, несмотря на то, что древние греки чётко отличали пеласгов и фракийцев друг от друга. |
#134
|
|||
|
|||
![]()
https://zagadki-istorii.ru/civilizacii-10.html
Когда-то Балканский полуостров был населен народами, которых постепенно вытеснили греки, построившие одну из самых известных древних цивилизаций. Тех, кто жил на этих землях прежде, греки называли общим именем - пеласги. История сохранила о них не так уж много сведений. ![]() Стена, окружавшая город пеласгов Искать исчезнувших пеласгов лучше всего начинать с произведений великого древнегреческого поэта Гомера - «Илиады» и «Одиссеи». Он жил в то время, когда далекое прошлое Эллады еще не успело окончательно «остыть». И кое-что о пеласгах ему было известно. Они, как знал поэт, были союзниками троянцев во время знаменитой войны, разразившейся из-за красавицы Елены. Столицей пеласгов был город под названием Ларисса. Варвары или мудрецы? Городов с таким названием в Греции несколько. Ларисса, родом из которой был военачальник пеласгов Гиппофоой, находилась, скорее всего, где-то в Фессалии. То есть на северо-востоке Греции, на берегу Эгейского моря. Как и упомянутый Гомером пеласгийский город Аргос. Недалеко от Фессалии, в соседнем Эпире находилось знаменитое святилище Зевса, известного как Зевс Пеласгийский. Именно Эпир многие считают прародиной пеласгов. Оттуда они расселились по всему Балканскому полуострову, а потом были изгнаны и ассимилированы ахейцами - древними греками. По другой версии, древней родиной пеласгов была Аркадия, расположенная в центре Пелопонесса. Именно там появился на свет царь Пеласг, потомки которого правили Аркадией. Некоторые греческие поэты вообще считали Пеласга первым человеком, которого родила сама Земля. Под властью Пеласга была вся восточная Греция. Сначала его страна называлась Пеласгией, а потом получила название Фессалии. Затем происхождение предка пеласгов от Матери-Земли сменилось новым мифом. Пеласг превратился в сына Зевса от Ниобы, простой смертной (хоть и царской дочери). Пеласг выбрал в жены дочь Океана, и так возник род царей, покоривших весь Пелопонесс. Но затем Балканы завоевали греческие племена, и пеласгам пришлось переселяться. Отголосок такого переселения показывал Гомер, называя пеласгов среди жителей Крита. Другая волна переселения осела на землях будущей Италии. Там они захватили город Кротону, затем двинулись вглубь страны и основные силы сосредоточили в Тиррении, второе название которой было Этрурия. От новой родины пеласги получили и новое имя - этруски. Геродот считал, что пеласги были варварами, как были варварами все древние народы Греции. Они воевали друг с другом, истребляли, обращали в бегство, побеждали и терпели поражения... пока не слились в единый народ, говоривший на одном языке. Пеласги тоже потеряли национальную идентичность и превратились в греков. До греков Балканы и острова населяли лидийцы, карийцы, кавнии, ликийцы, лелеги, тирсены, бисальты, крестоняне, эдоны - не только пеласги. Когда же полуостров стал греческим, самыми значительными народами стали дорийцы, основавшие Спарту и получившие имя лакедемонян, и ионийцы, построившие Афины. Известно, что осесть в Греции пытались жители многих островов. Многие историки, вопреки Геродоту, признают, что культурный уровень пеласгов был значительно выше, чем у будущих греков. Однако варвары победили. Очевидно, их не очень прельщало соседство с развитыми пришельцами. Бесплотная тень Древние Афины возникли на месте пеласгийского города. Некогда здесь лежали неухоженные земли, на которых пеласги возвели город с защитной стеной. Город ионийцам очень понравился, особенно стена. Они договорились с пеласгами обменяться землями. Греки получили Афины, пеласги отселились к горе Гиметт. Но зависть - худший из пороков. Увидев, как быстро бесплодная пустошь превратилась в прекрасный сад, афиняне изгнали пеласгов за пределы Балкан - на остров Лемнос. Те задержались на острове надолго, но потом были изгнаны греческим флотом. Мирных соседей из афинян никогда не получалось. Пеласгов постоянно сгоняли с обжитых мест. От них оставались только мощные стены, окружавшие их поселения, такие как в Афинах, Аргосе, Микенах. Эти стены с огромными каменными блоками греки так и называли - пеласгические. Некоторые древние историки считали, что само название пеласгов происходило от слова «пеларг», что переводится как «аист». Неприступные стены они называли «пеларгикон», то есть «гнездо аиста». Много позже буква «р» превратилась в «с» - и вместо пеларгов, строителей неприступных «гнезд аиста», появились пеласги - народы, населявшие Грецию до греков. Об их языке историки могли сказать немного - он был варварским. Иными словами, отличался от греческого так, что требовался переводчик. Что же касается мест расселения пеларгов, или пеласгов, - с этим еще хуже. Историки даже обмолвились, что это был народ рассеяния, то есть пеласги основывали свои города везде и потом их покидали. Якобы нет ни одной местности в Средиземноморье, где бы они не побывали: Крит, Пелопоннес, Аттика, Беотия, Фессалия, Эпир, Македония, Фракия, средиземноморские острова, Малая Азия, Италия. Каждый историк отстаивал свою версию расселения пропавшего народа. Версию происхождения пеласгов можно подобрать абсолютно на любой вкус. Пеласги пришли с юга. Пеласги пришли с севера. Пеласги пришли с востока. Пеласги пришли с запада. Пеласги ниоткуда не приходили, а зародились на греческой земле. Прошедшие века однозначного ответа на вопрос, кто такие пеласги и откуда пришли (или вообще ниоткуда не приходили), так и не дали. Еще в XIX веке один из ведущих искателей пеласгов сравнил их с тенью, которая не имеет никакой исторической достоверности. Язык, который молчит Сегодня - увы! - тень так и остается тенью. Одни считают, что пеласгов вовсе не существовало, другие думают, - что это были предки индоевропейцев, третьи - что это вообще предки берберов, то есть африканцы. Но наиболее почитаемой является гипотеза, что пеласги относились к одному из «народов моря» и в другие исторические эпохи назывались филистимлянами. Гипотеза, которая имеет полное право на существование, поскольку сочетает сразу несколько черт, характерных для пеласгов. Само название «филистимляне» является испорченным древнееврейским словом «пелиштим», то есть «переселенец». Древние тексты, перечисляя «народы моря», указывают и пеласгов, и союзных им данайцев, тирсенов, троянцев... Родство прослеживается не только в названиях, но и в особенностях строительства. Именно для «народов моря» характерно возведение циклопических сооружений такого типа. Но наибольшая странность заключена в языковой структуре. От пеласгов дошли до нас несколько коротких надписей на камне и более основательная Лемносская стела. Прочесть эту надпись пока что не сумел никто, хотя многие пытались. Лингвисты сделали только один вывод: язык пеласгов очень близок к языкам этрусков и киприотов. Такое сходство может быть только между родственными языками. Может быть, если удастся расшифровать язык этрусков, удастся прочесть и то немногое, что осталось от пеласгов. Однако с чтением этрусских надписей, которых сохранилось весьма много, дело обстоит плохо. Для их прочтения использовали, наверно, все известные языки, включая русский. Всем, конечно, понятно, что последнее - глупость необычайная, но расшифровщикам удалось даже получить связные, хотя и совершенно дикие по содержанию тексты. С этеокипрскими языками картина примерно такая же. Так что пока не попадется ученым какой-нибудь аналог Розеттского камня, с которого началась египтология, язык пеласгов так и останется совершенно мертвым, немым языком. А следовательно, и история пеласгов останется историей неизвестного народа, непонятно откуда явившегося и неведомо куда ушедшего. Даже об этрусках, языка которых мы не знаем, можно очень многое рассказать по археологическим данным. С пеласгами гораздо хуже - их артефакты почти не удается отделить от артефактов, оставленных древними греками. Может быть, смешение артефактов указывает как раз на то самое смешение культур, породившее Древнюю Грецию? Наглядное доказательство превращения пеласгов-варваров в утонченных греков? Или, наоборот, доказательство заимствования дорийцами и ионийцами великой культуры своих предшественников? Еще один вопрос без ответа. Последний раз редактировалось Chugunka; 11.11.2019 в 12:45. |
#135
|
||||
|
||||
![]()
http://simposium.ru/ru/node/6111
Пела́сги (греч. Πελασγοί, Πελασγιῶται), племенная общность, которую в настоящее время невозможно точно идентифицировать ни хронологически, ни географически, ни в языковом отношении. По одной из версий, происходили из Арголиды и Аркадии. П. расселились по Средней (Аттика) и Северной Греции (Пеласгиотида), попали на острова (Лемнос, Имброс, Самофракию, Крит), в македонские области Мигдонию и Пелагонию, в города Скиллак и Плакию на Геллеспонте и даже в Италию. П. некогда были соседями племени дорийцев и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотидой, с главным городом Фарсал на р. Энипей, до изгнания их оттуда дорийцами. П. также жили в Пелопоннесе (особенно пеласгические аркадцы), до прихода туда данаид и эгиптиадов, и в Аттике (Афидне и Элатее) до прихода туда Ксуфа и его сыновей — Иона и Ахайя. Некоторые жители островов также принадлежали к пеласгическим племенам. Последними местами проживания племен П., еще не поменявших свой язык на греческий, были основанные выходцами из Фессалиотиды города Плакия и Скиллакс на Геллеспонте и город Крестон к северу от тирсенов в Мигдонии. П. же были выходцы с о. Самоса Фракийского, проживавшие у подножия Гиметта и у сев.-зап. стены Акрополя в Аттике, а после изгнания их оттуда — на о-вах Лемнос и Имброс. П. происходили из области Пеласгиотида в Фессалии. Из произведения отца истории также известно, что П. славились искусством возведения крепостей из огромных камней, хорошо возделывали землю и были искусны в ремеслах. П. совершали приношения богам, вознося молитвы, но не призывая по именам отдельных богов (ибо не знали еще их имен). Пеласгическое слово θεόι образовано от глагола τιθήμι, «устанавливать, даровать (законы)», поскольку боги установили порядок мироздания. Имена же богов П. позже узнали в Египте, а от них — греки (частично, кроме Диониса). Древнейшим оракулом (прорицалищем) П. был оракул Зевса Додонского в Эпире. От П. идет традиция установления герм, изображающих Гермеса (главного бога дриопов) с напряженным членом. От П. же сохранялось священное предание о Гермесе в самофракийских таинствах (мистериях Кабиров). см. Греция. |
#136
|
|||
|
|||
![]()
https://texts.news/drevnyaya-rus/nak...sgi-42343.html
Однако вернемся к истории. Как это часто бывает, накануне своей гибели Новохеттское царство находилось на вершине могущества. Давний враг — Митанни — лежал в руинах. Война с Египтом закончилась миром и установлением твердых границ. Вавилон деградировал и не мог быть серьезным соперником. Но ближневосточный политический горизонт не был безоблачен. Раздел «сфер влияния» и «вечный мир» между Египтом и Новохеттским царством были вызваны, не в последнюю очередь, объединением в это время ассирийских го родов-государств в единое царство, которое тут же заявило о себе как о жестоком агрессоре. При царе Адад-нерари (1307—1275 гг. до Р.Х.) в очередной раз была разбита дряхлая Вавилония, его сын, Салманасар I (1274—1245 гг. до Р.Х.) окончательно уничтожил государство Митанни, обозначив основное направление ассирийской экспансии на запад — против Египта и хеттов. Для ассирийцев была характерна бессмысленная жестокость: захватив в плен около 14 ООО митаннийских воинов, Салманасар приказал их всех ослепить. Во время войн ассирийцы разрушали города, убивали или калечили пленных, грабили захваченные территории. В рабство почти не угоняли — ассирийские торговцы-семиты в рабах для крупных государственных строек не нуждались, их интересовал контроль над торговыми путями и обогащение за счет прямого грабежа. Наследник Салманасара, царь Тукульти-Нинурте I (1244—1208 гг. до Р.Х.) осмелился напасть на территорию Хеттского царства, захватив при этом около 29 ООО пленных. Так началось многовековое противостояние хеттского народа против Ассирии. Однако беда пришла не с востока. На западе, где берега Эгейского моря и Геллеспонта[134] долгое время населяли родственные хеттам пеласги, с середины II тысячелетия до Р.Х. началась борьба последних с пришлыми племенами ахейцев за «жизненное пространство». В этой борьбе, по словам Геродота, называвшего пеласгов также и ионийцами (что отнюдь не ставит между ними знак равенства), победили пришельцы[135]. Ахейцы изгнали пеласгов, которые были вынуждены бежать на север и запад Балкан, на острова Эгейского моря (прежде всего, Эвбею, Лесбос и Лемнос, последний оставался местом компактного проживания пеласгов до времен греко-персидских войн), Крит (откуда они совершали затем набеги на Египет и Ханаан), в западную Анатолию[136], в северную Италию. Дионисий Галикарнасский считал, что именно пеласги построили в Италии города, занятые впоследствии этрусками, и дали толчок развитию этрусской культуры. ![]() Часть пеласгов, переселившаяся на северо-восток Балканского полуострова, соединилась со своими единоплеменниками, жившими на Геллеспонте. Впоследствии они стали известны как фракийцы, принимали участие в Троянской войне на стороне Трои, частично переселились в Малую Азию, но большей частью отсиделись ot многочисленных врагов в Родопских и прочих балканских горах, создали на протяжении многих веков несколько государств, из которых самые известные — Одрисское царство (самое крупное в Европе в V веке до Р.Х.) и Дакия (знакомое многим по голливудскому фильму «Даки»), воевавшая с Римской империей. Фракийцами были известный по греческим мифам певец Орфей, спустившийся в Аид за своей возлюбленной Эвридикой и вождь восстания гладиаторов Спартак. В конце первого тысячелетия до Р.Х. — первом тысячелетии по Р.Х. фракийцы неоднократно соединялись с родственными племенами скифов, славян и болгар. Считались во времена Геродота вторым по численности народом на планете1. Поселившиеся в Малой Азии фракийцы «превратились» со временем во фригийцев, создавших государство Фрйгия, самым известным правителем которой был мифический царь Мидас (прикосновением руки превращавший все в золото). Со временем неисповедимыми историческими путями часть фригийцев переселилась в Галлию (Францию) и две с половиной тысячи лет спустя именно фригийский колпак стал символом Великой Французской революции 1789 года. Другие пеласги, двинувшиеся в юго-восточном направлении, стали в конце XIII столетия до Р.Х. первой волной т.н. «народов моря», накатившей на средиземноморское побережье Финикии и Египта. Древнеегипетские надписи упоминают народ «plst» («пилист», в Египте и Иудее при письме употребляли только согласные буквы), напавший на Египет. Вскоре пеласги захватили территорию на Геродот. История. V, 3. М.: Ладомир, ACT, 1999. 144 ![]() Фракийский копейщик. Название фракийского копья, peltasta, указывает на древнее наименование пеласгов плодородном побережье Ханаана и создали Пятиградие — союз пяти городов: Газы, Аскалона, Аккарона, Гата и Аш- дода. Они владели техникой изготовления железа (Египет к этому времени только перешел от меди к бронзе) и установили свою гегемонию надо всей территорией, названой в честь них Палестиной1. В то же время на эту территорию претендовали вторгшиеся скотоводческие племена ибри (считается, что это слово буквально означает «перешедшие [реку]», то есть, пришедшие из-за Евфрата, современное «иври», откуда — иврит). Это были предки евреев, покинувшие под давлением Митанни Верхнюю Месопотамию. Столкновение между ибри и пеласгами за контроль над Палестиной было неминуемым, и оно произошло. Началась трехсторонняя война между хананеями (потомками Ханаана, аборигенами этих мест), пеласгами и ибри. В этой войне хананеи были практически полностью уничтожены либо смешались с пеласгами. Это смешение дало начало народу филистимлян-па- лестинцев. (Филистимлянами в греческом переводе Библии назван народ пелиштим. В свою очередь, библейское плиштим — еврейская транскрипция слова пеласги, от которого и получила свое название Палестина[137].) Сами евреи не отрицают «эгейского» происхождения палестинцев, но производят некоторую подмену понятий, даже — всего лишь умолчание, когда переводят слово «плиштим» как «вторгшиеся», не уточняя, что вторглись они не в «Эрец-Израэль», а в Египет: «Филистимляне (D- У.'У? ,Г1- .’’D, плиштим, буквально «вторгшиеся»), народ эгейского происхождения, населявший южную часть Средиземноморского побережья Эрец-Исраэль...»[138] Впрочем, как мы видим, и слово плиштим произошло не от еврейского вторжение, а от египетского plst, пеласги[139]. Война, в том числе и информационная, начавшаяся три тысячи лет назад, не закончена и поныне, о чем свидетельствует Газа, до сих пор остающаяся центром национального сопротивления палестинского народа геноциду со стороны Израиля. ![]() Великое море (Средиземное море) Палестина до прихода евреев. На берегу Средиземного моря — фили- стимское Пятиградие (ныне— Сектор Газа). На западном берегу Мертвого моря — племя хеттеев, которых путают с малоазиатскими хеттами При этом «серьезные» ученые вплоть до начала XX века по Р.Х. не признавали существования пеласгов. Они считали их мифическим народом. «Пеласги — это просто тень, лишенная всякой исторической реальности»,— писала энциклопедия Эрша и Грубера. Историки изменили свое мне- ние только под напором неопровержимых фактов, полуденных в результате археологических открытий прошедшего столетия. Но для древних авторов пеласги были вполне реальным народом, носителем высочайшей культуры, совершенно отличным от греков. Геродот называл их варварами[140], при том что греки, ставшие образцом для подражания европейской цивилизации, заимствовали у пеласгов не только алфавит, технологию строительства, мореходные навыки, но и религиозные верования и обряды[141]. Да и великим народом греки стали лишь после того, как они ассимилировали покоренных пеласгов. «До своего объединения с пеласгами эллины были немногочисленны» — пишет Геродот[142]. Не желавших терять свою этническую идентичность ахейцы изгоняли за пределы страны[143]. Вся беда пеласгов заключается в том, что они так и не создали централизованного государства, и потому не смогли успешно противостоять врагам. Даже в Ханаане они создали не единое царство, а союз пяти городов-государств. Не имея своей государственности, пеласги исчезли, растворившись во фракийцах, палестинцах, этрусках, греках и прочих народах, передав им свою высочайшую культуру, ставшую основой многих цивилизаций античного мира. Это были, если употребить выражение Валерия Брюсова, «учителя учителей». Заманчиво считать этот великий народ предтечей славяно-русов, и многие этого искушения не смогли избежать, находя «русский след» и «русские» надписи от Италии до Палестины, но я считаю, что наш русский народ имеет хотя и родственных пеласгам, но других предков# не менее великих и столь же незаслуженно забытых. Их историю необходимо восстанавливать общими усилиями всех патриотически настроенных исследователей. ![]() Что касается ахейцев, то они, как и пеласги, были хорошо известны египтянам под названием «Акайваша» — Ахайя (Эгея). В узком смысле слова так называлась территория на западе и юго-западе Малой Азии, неподконтрольная хеттам с центром в городе Милаванда (будущий знаменитый античный город Милет). После разгрома пеласгов ахейцы начинают широкую экспансию в бассейне Эгейского моря, что вызвало напряжение в их отношениях с хеттами и тесную связь с Египтом, как потенциальным союзником в борьбе с Новохеттским царством. К середине XIII века до Р.Х. вожди Аххиявы (так называли Ахайю хетты) все чаще нападают на хеттских союзников в западной Анатолии[144]. Объектом ахейской агрессии становится зависимая от хеттов область Вилуса на азиатском берегу Геллеспонта. Современная наука практически не сомневается в том, что Вилуса и есть та Троада, которая стала театром военных действий Троянской войны. Но ни одна крупная война не начинается без предварительных этапов: дипломатического противостояния, торговых эмбарго, военных инцидентов на границе. Не стала исключением и Троянская война. Набег за набегом совершают цари ахейских государств европейской Греции и малоазийского побережья на Трою и еще оставшиеся под властью пеласгов острова Эгейского моря. Сохранилось письмо правителя Лесбоса к хеттскому царю Муваталли о том, что ахейцы напали на его остров и увели в Милаванду (Милет) захваченных в рабство ремесленников[145]. Возрастает напряженность между хеттами и ахейцами из-за контроля над Кипром — важным поставщиком меди[146]. Попытки урегулировать назревающий конфликт дипломатическими мерами не удается. Тогда хетты организуют экономическую блокаду ахейцев. С государствами Сирии и Ливана, через которые шел в обход хеттов транзит бронзы из Месопотамии в Ахайю, заключаются соглашения о торговом эмбарго против греков. В 1220 г. до Р.Х. хеттский царь Тутхалия IV подписывает один из таких договоров с северосирийским государством Амурру. В ответ ахейцы усиливают напор на Вилусу, которая является ключевым пунктом на пути торговых караванов, перевозящих медь из Фракии в Малую Азию к хеттам. Ситуация осложнялась еще и тем, что как Фракия, так и Вилуса были населены пеласгами и родственными им племенами. На европейском берегу Геллеспонта, практически напротив Трои, находилась столица фракийских пеласгов, город Ларисса. Таким образом, перед ахейцами стояла двойная задача: не только затруднить хеттам доставку сырья для производства бронзы, но и добить побежденного врага — пеласгов, чтобы не допустить будущего реванша. А сказки о похищении Елены Прекрасной, как о поводе к Троянской войне, пусть остаются на совести Гомера. После того, как дипломатия и эмбарго не принесли желаемых результатов, хеттам, как великой державе, не оставалось ничего иного, как применить силу. Между 1220 и 1210 гг. хетты организуют военный поход против Ми- лаванды и захватывают этот город[147]. Ахейцы не только теряют свой платцдарм в Малой Азии, но и «житницу Греции» — именно отсюда поступало к ним зерно, которое в самой Греции (несмотря на мнение, будто в ней все ecf ь) выращивать было просто негде. После этого война стала неизбежна. Последний раз редактировалось Chugunka; 24.11.2019 в 08:51. |
#137
|
||||
|
||||
![]()
https://historiosophy.ru/6000-g-do-n...nxti-v-grecii/
![]() 07.02.2016 -6000 г. до.н.э. Люди жили в пещере Франхти в Греции и разводили культурную пшеницу и домашний скот. В этой пещере люди жили непрерывно в течение 15 тыс. лет с 18 тыс. лет до н.э. до 3 тыс. лет до н. э. Кости рыб, которые обитают на значительном отдалении от берега, говорят о развитом мореходстве. Об этом также свидетельствуют орудия из обсидиана, который был добыт людьми на острове Милос. До возделывания зерновых жители Франхти выращивали бобовые и орехи. Они были одними из самых древних известных нам земледельцев наряду с населением Ближнего Востока несколькими тысячелетиями ранее (Иерихон). Позднее на этой территории жили пеласги, которые были завоеваны около 2000 г. до н.э. ахайцами. Субъект: Люди Географические координаты: 37.41333,23.12639 Год: -6000 Место: Франхти Путь: Эгейское море Последний раз редактировалось Chugunka; 13.11.2019 в 09:34. |
#138
|
|||
|
|||
![]()
http://almisto.mirtesen.ru/blog/4352...ifov-Drevney-G
https://ria.ru/science/20170802/1499628073.html 02.08.2017 ![]() МОСКВА, 2 авг – РИА Новости. Герои "Илиады" и прочих мифов Древней Греции, а также остальные представители микенской и минойской цивилизаций были близкими родичами древних жителей Турции и Ирана, а также жителей российских степей Прикаспия, выяснили генетики, опубликовавшие статью в журнале Nature. "Мы хотели понять, отличались ли минойцы и микенцы на генетическом уровне, приходились ли они друг другу родственниками, кто был их предками, и являются ли современные греки и критяне потомками этих древних цивилизаций", — рассказывает Йоханнес Краузе (Johannes Krause) из университета Тюбингена (Германия). 90 лет назад, 4 ноября 1922 года, британский археолог Говард Картер обнаружил гробницу фараона Тутанхамона. ![]() Микены (Mycenae) — древний город в Арголиде (южная Греция), крупный центр эгейской культуры. Разрушен около 1200 года до н.э. В ходе раскопок, начатых в 1874-1876 годах немецким археологом Генрихом Шлиманом, были найдены шахтные гробницы. В могилах имелись сокровища — предметы из золота, серебра и бронзы, в том числе ювелирные изделия, чаши, мечи, кольца, многочисленные золотые диски и пластинки с чеканкой. На лицах нескольких погребенных были маски из чеканного золота. За пределами города были найдены девять купольных гробниц, или толосов, и большое количество камерных гробниц. В 1999 году руины города Микены вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. (РИА Новости https://ria.ru/spravka/20121104/908921813.html) Под огнями Эллады Гектор, Ахиллес, Геракл и прочие герои древнегреческих мифов относятся к двум загадочным культурам античности, минойской и микенской, существовавшим на Крите и на материковой Греции примерно 5-3 тысячи лет назад. Эти древние народы бесследно исчезли с лица Земли после вторжения племен дорийцев, в результате чего их культура была почти полностью уничтожена, а история происхождения стала большой загадкой для ученых. Первые значимые следы минойской культуры были открыты только в начале 20 века, когда британский археолог Артур Эванс открыл "мертвый город" Кносс, предполагаемую столицу древнего Крита. В последующие годы ученые открыли на территории дворцов Кносса следы таинственной цивилизации, сочетавшей в себе как признаки культур Египта и Ливии, так и народов Балкан и Анатолии. Это породило разногласия среди археологов, разделившихся на сторонников "европейской" и "африканской" версий. Проблем добавляет и то, что письменность древних минойцев так и не была расшифрована, из-за чего ни историки, ни лингвисты не имеют понятия о том, какие народы древнего мира были их ближайшими родичами и где жили предки героев Троянской войны до их миграции в Элладу и на Крит. Поэтому дискуссии о происхождении этих народов идут уже более ста лет и не думают прекращаться. Краузе, Дэвид Рейч (David Reich) из Гарвардского университета (США) и множество других известных палеогенетиков сделали большой шаг к разрешению всех этих споров, "воскресив" и расшифровав ДНК 19 микенцев и минойцев. Их останки были найдены на территории бывшей Арголиды, где находились сами Микены, острова Саламин, в центральных регионах Крита и в руинах городов-государств на побережье современной малой Азии. "Каспийский" след Расшифровав эти древние ДНК, ученые сравнили наборы мелких мутаций в них с тремя сотнями других геномов древних жителей Европы и Малой Азии, а также с ДНК двух тысяч жителей современной Греции и Крита. Это позволило им найти и предков, и потомков древних микенцев и минойцев, и понять, как менялись их популяции с течением времени. К примеру, Краузе и его коллеги обнаружили, что микенцы и минойцы действительно приходились друг другу родственниками – их предки проникли в будущую Элладу из Анатолии и Ирана примерно в одно и то же время, около четырех тысяч лет назад. Попав на новую родину, они смешались с местными племенами людей, жившими в Греции со времен неолита, после чего их судьбы разделились. Минойцы, как считают Рейч и его коллеги, вели достаточно изолированный образ жизни и контактировали только с микенцами, благодаря чему их геном почти не менялся. Микенцы, в свою очередь, пережили как минимум один эпизод смешения с пришлыми народами, от которых они унаследовали примерно 13-18% своей ДНК. На роль этих народов, по словам Краузе, претендуют первые племена индоевропейцев, жившие, как недавно выяснили генетики, в российских и украинских степях у берегов Черного моря и Каспия около 5-6 тысяч лет назад. Другой возможный вариант — вторжение племен охотников-собирателей с севера, а не с востока, как в случае с "каспийской" версией. Все это, как отмечают ученые, в очередной раз опровергает популярные "культурологические" теории о том, что минойцы и микенцы были родичами народов Древнего Египта и других южных стран, мигрировавшими на Крит и на Пелопоннес морским путем. Что интересно, ДНК древних жителей Эллады показывает, что фрески дворцов Кносса и рисунки на древнегреческих амфорах не искажают действительность – представители этих цивилизаций действительно обладали светлой кожей, темными волосами и глазами, а также типичными "греческими" чертами лица. Соответственно, современные греки действительно могут считать себя наследниками первой европейской цивилизации,так как их ДНК, как заключают Рейч, Краузе и их коллеги, содержит в себе следы геномов микенцев и минойцев с небольшой примесью других народов, с которыми греки контактировали после окончания "золотого века" Древней Греции. РИА Новости https://ria.ru/science/20170802/1499628073.html ![]() Минойская цивилизация — высокоразвитая культура бронзового века на острове Крит (Ш-II тысячелетие до н.э.). Открыта английским археологом Артуром Эвансом(Arthur Evans) и названа по имени легендарного царя Миноса. В результате раскопок, которые начались в 1900 году и продолжались до 1930 года, были открыты городские постройки и дворцовые сооружения (Кнос, Агия Триада, Фест, Маллия), некрополи. Комнаты Кносского дворца, названного Эвансом Дворцом Миноса, украшены богатыми росписями (XVII — XV веков). Самая известная находка Фестского дворца — каменный диск с отлично сохранившимися надписями на неизвестном науке языке. Хранится в историческом музее административного центра Крита — города Ираклиона. Артур Эванс также создал периодизацию минойской цивилизации, разделив ее на ранний, средний и поздний периоды. РИА Новости https://ria.ru/spravka/20121104/908921813.html С искренним уважением, Алекс. А. Алмистов Один из организаторов Клубного Лектория "Истоки Цивилизаций" (http://lah.ru/mast/lection.htm) https://youtu.be/WuNrhN-gMwc Авторская видеолекция (на Клубном Лектории "Истоки Цивилизаций") по истории народов Европы: Предварительный видеотрейлер по лекции по истории минойцев и пеласгов: «Легендарные Цивилизаторы Европы: Пеласги, Крито-Минойцы, Этрусски (Расены)» https://youtu.be/jVp64dKgGkk Переиздание: А. Алмистов: Этруски, Крито-Минойцы, Пеласги #1 /Дополненное переиздание/HD https://youtu.be/DEY1Dz4PJBA А. Алмистов: Этруски, Крито-Минойцы, Пеласги #2 /Дополненное переиздание/HD https://youtu.be/sWCALP64qgs Координатор Проекта «Русское Атлантологическое Сообщество (Ассоциация) – РАС(А) - http://paca.ucoz.ru/ Автор военного романа «Человек с автоматом» («A Man with AKM Kalashnikov rifle») - https://www.litres.ru/aleks-a-almist...k-s-avtomatom/ Автор историко-фантастического романа "Атлантида Сумрачного Солнца. Мир Грапы"( Atlantis of the Midnight Sun -2 (4). The World of Grapa) - https://www.litres.ru/aleks-a-almist...da-sumrachnogo... Автор историко-фантастического романа "Атлантида Сумрачного Солнца. Предтеча" (Atlantis of the Midnight Sun - 1. Precursor) - https://www.litres.ru/aleks-a-almist...da-sumrachnogo... , https://www.amazon.com/Атлантида-Сум...лнца-Предтеча-..., https://www.kobo.com/us/en/ebook/RUCm25bXoj-NPzsILEkwWQ Автор научно-фантастического романа «Транссферы. «Бермудский» треугольник Вселенной» (Transspheres. Bermuda’s Triangle of the Universe) - https://www.litres.ru/aleks-a-almist...ery-bermudskiy... Мои Авторские странички в сети: 1. Общедоступная Группа «Атлантида Сумрачного Солнца» в соцсети «ВКонтакте»(Россия) - https://vk.com/public136582347; 2. Общедоступная Группа «Атлантида Сумрачного Солнца» в соцсети «Facebook» (международная) -https://www.facebook.com/groups/AtlantidaSS/ Последний раз редактировалось Chugunka; 15.11.2019 в 10:54. |
#139
|
|||
|
|||
![]()
https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczi...tichnosti.html
![]() В южной части Эгейского моря располагается архипелаг Кикладских островов. В переводе с Греческого языка «Киклады» значит «лежащие крУгом». В древние времена Киклады были покрыты густыми лесами. Наиболее крупные из них – Наксос, Парос, Андрос и Тенос населяли ионийцы, а Мелос, Феру и Антипарос – дорийцы. Однако самой любопытной страницей в истории этих красивейших островов смело можно признать многочисленные артефакты высокоразвитой и загадочной культуры, которые были обнаружены в ходе археологических раскопок на этих островах. Кикладская культура достигла пика своего могущества между 3500-ми и 2000-ми годами до н. э. Сейчас достаточно трудно ответить на многочисленные вопросы, связанные с повседневной жизнью, социальными отношениями и религией представителей этой культуры. Одно ученые знают точно – Кикладская цивилизация не знала письменности. К большому сожалению, до нашего времени не дошло ни одно архитектурное сооружение древних архитекторов. Зато весь мир сегодня изумляется искусности древних мастеров, которые ваяли красивейшие произведения кикладского искусства. Почти за 2 века археологи раскопали уже более 20-ти тысяч кикладских захоронений. ![]() В начале 19-го века первые находки необычных мраморных фигурок сделали европейские путешественники. Затем на них обратили внимание в Европе. Целенаправленные раскопки на островах стартовали только в 1880-м году. Совместно с англичанином Джеймсом Теодором Бентом их проводил основоположник греческой археологии Христос Цунтас. Археологи были потрясены первых находкам. Перед ними из-под земли предстали декоративные мраморные вазы, статуи, предметы быта, орудия труда, а также изящные украшения. Но больше всего внимание археологов привлекли таинственные статуэтки с запрокинутыми головами. Они изображали женщин и достигали размеров от 5 см. до полного человеческого роста. Со временем их стали называть «кикладскими идолами». На многих из них ученые выявили многочисленные следы износа и даже починки. Все это свидетельствует о том, что фигурки служили оберегами для их владельцев. Запрокинутая голова большинства фигурок и вытянутые носки наводят на мысль, что часть этих предметов изготавливалась специально для погребальных ритуалов и подлежала «горизонтальному» расположению вместе с покойником. ![]() Исходя из того, что большинство фигурок изображает женщин, можно прийти к выводу, что на островах был распространен культ некоего женского божества. Помимо этого на многих идолах археологи замечают следы краски. Это говорит нам о том, что фигурки окрашивались. Последний раз редактировалось Chugunka; 15.11.2019 в 10:56. |
#140
|
||||
|
||||
![]()
https://topwar.ru/134972-kiklady-civ...i-grobnic.html
7 февраля 2018 Когда ты стоишь на берегу моря и видишь вдали на горизонте остров, то тебе хочется его достичь и увидеть, а что там? Эгейское море в этом плане район особенно благодатный. Тут откуда в море ни глянь, а обязательно что-нибудь да увидишь. Но… стоит добраться до одного острова, как с него видишь другой, а за ним еще и третий. Но только ли любопытства ради совершили люди в прошлом такие плавания? Наверно их побуждала к этому еще и мысль о том, что там они могут найти для себя нечто полезное, такое, чего нет там, где он живет. Но для того, чтобы плавать по морю, нужен определенный уровень развития технологии – верхом на бревне туда можно и не доплыть, не говоря уже о том, чтобы взять таким образом с собой туда коз и овец. ![]() Рисунок Дж.Рава. Кикладское поселение эпохи энеолита и его обитатели. 2300 г. до н.э. Вот, например, Кикладские острова – архипелаг в южной части Эгейского моря, расположенные вокруг о. Делос. По-гречески "Kyklades" – означает «лежащие кругом», что как раз и подчеркивает их «круговое» расположение по отношению к храму Аполлона, который как раз и располагался на священном острове Делос. Впрочем, первые люди попали на эти острова, когда никакой храм там еще не стоял, даже и намека на него не было. ![]() Папирусная лодка папирелла из Музея моря в Айя-Напе на Кипре. Однако первые признаки постоянного населения на Кикладах относятся еще к эпохе неолита – новокаменного века, то есть люди поселились на этих островах очень давно. Никаких кораблей тогда еще не было, но тем не менее они смогли туда переселиться, причем даже скот и тот с собой завезли. ![]() Музей Кикладского искусства в Афинах. ![]() Кикладские идолы в галерее №4 (Археологический музей острова Наксос) Современные Киклады это голые скалистые острова, но в древности были покрыты густыми лесами. На основании археологических раскопок принято считать, что самые крупные из островов архипелага - Наксос, Парос, Андрос, и Тенос были заселены выходцами из Ионии, а вот на островах Мелосе, Феру (известный всем Санторин) и Антипаросе поселились дорийцы. Знали их по всему средиземноморью, поскольку на островах Наксос и Парос были найдены месторождения отличного мрамора, а на острове Мелос месторождения обсидиана. Кроме того, на Кеосе были залежи красного глинистого железняка, а на Наксосе – наждака, который древние мастера использовали в обработке драгоценных камней. Однако, следует заметить, что для людей эпохи неолита мрамор представлял собой ценность весьма относительную. Вот обсидиан – дело другое. Ради него вполне можно было отправиться в плавание из Анатолии и морю и со временем колонизировать эти острова. Другое дело, что на островах в силу каких-то причин сложилась очень мощная, во многом до сих пор загадочная и самобытная культура, остатки которой в ходе археологических раскопок за последние сто лет нашли на Кикладах. ![]() Зернотерки. Ранняя кикладская культура. III тысячелетие до н.э. Остров Милос. (Археологический музей Милоса) Расцвет культуры Кикладских островов приходится на период между 3500 и 2000 годами до н.э. Причем, что представляло собой общество древних кикладцев (переживавшее свой расцвет в то самое время, когда фараоны-строители пирамид возводили три самые большие пирамиды в Гизе), и как выглядели их поселения, сказать очень трудно. Дело в том, что Кикладская цивилизация мало того, что письменности не знала, так она еще и каких-либо построек нам практически не оставила. Хотя – и это самое удивительно, в том, насколько они были искусными мастерами, мы можем не сомневаться. Причина проста: дома, вернее их остатки, на островах, конечно, есть, но их очень мало, зато там есть погребения, которых на сегодня археологами раскопано около… 20 тысяч, то есть с чем с чем, а с погребениями им здесь ну просто повезло! Такого огромного количества могил не оставили и куда более значимые по своим внешним проявлениям (имеются ввиду остатки крепостей и храмов) древние культуры. ![]() Кикладские идолы с острова Наксос. (Археологический музей острова Наксос) Началась история древних Киклад в начале XIX века. Тогда европейские путешественники обратили внимание на находки на этих островах мраморных антропоморфных фигурок, явным образом более древних, чем уже изученные к тому времени греческие куросы и коры. Систематические раскопки в 1880 году начал англичанин Джеймс Теодор Бент, и сразу же всего так много обнаружил, что заявил об открытии «обширной доисторической державы». И не только заявил, но и обогатил Британский музей в Лондоне прекрасной коллекцией кикладского искусства. За англичанами последовали и греки и, в частности, Христос Цунтас, один из первых национальных греческих археологов. ![]() Бронзовые топоры кикладцев 2700 – 2200 гг. до н.э. (Британский музей) Общими усилиями археологов разных стран из земли были добыты мраморные вазы и статуи, оригинальные керамические чаши и прекрасные серебряные украшения, сделанные из бронзы орудия труда и различные виды оружия. Но больше всего удивление ученых вызвали стилизованные женские фигурки с лицами без глаз и запрокинутыми головами, размер которых мог быть 5 см в высоту и 1,5 м – то есть практически в полный человеческий рост. Изображались, впрочем, не только женщины, но и мужчины, и даже целые семьи. ![]() Кикладская женская фигура из мрамора из Акролити на острове Тира, 2700 – 2300 гг. до н.э. (Музей истории острова Тира) ![]() Самая высокая фигурка среди кикладских идолов высотой 1.5 м, 2800 – 2300 гг. до н.э. (Музей истории острова Тира) В исторической литературе их называют «кикладскими идолами», однако их точное предназначение не установлено. На некоторых есть следы починки, то есть их берегли. Так как большинство фигур женские, считается, что это женское божество, а так как на них сохранились следы краски, то вполне возможно, что те же самые глаза на них просто рисовали. ![]() Кикладская сковородка для жарки с изображением корабля. Остров Сирос, 2800–2300 гг. до н.э. Как это бывает довольно часто, в процессе раскопок археологи видели характерные признаки не одной, а сразу нескольких культур, бытовавших на островах и либо сменявших одна другую, либо существовавших параллельно на разных островах. Что все эти культуры сближало, так это обилие погребений, словно древние кикладцы питали к ним какую-то особенную страсть. А вот почему на островах сравнительно мало остатков жилищ, объясняли тем, что то, что найдено, было оставлены «кочующими семьями», которые передвигались в поисках пищи для себя и пастбищ для своего скота с одного места на другое. То есть ранние обитатели Кикладского архипелага жили преимущественно в маленьких хижинах, которые они сплетали из ветвей и обмазывали глиной. Понятно, что время очень жестоко обошлось с такого рода «архитектурой». ![]() Кикладский сосуд из мрамора. 2700 – 2300 гг. до н.э. (Музей истории острова Тира) Затем появились дома. Но они не образовывали укрепленных поселков, а были разбросаны по островам наподобие ферм. ![]() Кикладская мраморная палетка и пестики. Остров Кирос, 3000–2300 гг. до н.э. (Археологический музей острова Наксос). По-видимому, такие палетки служили для того, чтобы растирать краски, которыми расписывались кикладские идолы. ![]() Еще одна похожая палетка с острова Наксос. (Археологический музей острова Наксос) Расцвет кикладской культуры наступил около середины III тыс. до н. э. В это время население островов резко увеличилось. Например, в самом крупном могильнике на острове Сирос обнаружили свыше 500 могил. Погребения совершались в каменных ящиках — цистах, а позднее даже в купольных гробницах. В состав их погребального инвентаря входит и высококачественная керамика различных видов и типов, и прекрасные и разнообразные сосуды, сделанные из камня (причем зачем, спрашивается, делать сосуды из камня, если вы в состоянии делать прекрасную посуды из глины?), глиняные и каменные светильники и, наконец, все те же знаменитые «кикладские идолы». Ассортимент найденных в могилах изделий из металла также весьма значителен. Это и бронзовые кинжалы, и наконечники копий. А вот орудия труда встречаются намного реже. Находят в могилах и украшения: диадемы и браслеты, то есть скорее всего расслоения первоначально социально однородного кикладского общества к этому времени уже имело место, и среди общинников уже возникла привилегированная прослойки знати. Подтверждает это и то, что наиболее ценные и красивые вещи были сконцентрированы в 32 наиболее богатых могилах среди вышеназванных 500 могил. То, что оружие в погребениях доминирует, говорит о том, что мужчины островов занялись… пиратством, потому как иначе трудно объяснить богатство их погребений. Ведь ни своего золота, ни серебра на островах нет! ![]() Ранние кикладские инструменты, 2800 – 2300 гг. до н.э. (Археологический музей острова Наксос) Типичным археологическим памятником этой эпохи стал городок Кастри на острове Сирос, найденный как раз рядом с этим могильником, и который был обнаружен еще в 1899 году, и который потом более полувека продолжали раскапывать и изучать. В результате выяснилось, что он был построен на склоне высокого холма таким образом, что его с трех сторон окружала довольно высокая оборонительная стена, с четвертой подобраться к поселению было невозможно из-за обрывистого склона холма. Понятно, что от стены мало что сохранилось, и истинную ее высоту не определить. Но очевидно, что на ней располагалось шесть полукруглых «бастионов» или, возможно, башен. В стене имелись три узких прохода, один из которых (в «бастионе В») имел специальную дверь. Перед этой первой стеной находилась вторая, на некотором отдалении. То есть враги, влезая на первую стену, становились отличной мишенью для лучников, находящихся на второй стене. Что же касается внутреннего пространства самого поселения, то оно было плотно и без какой бы то ни было системы застроено небольшими домами неправильных очертаний, стены которых были сложены из мелких плит местного песчаника. Причем некоторые из них были пристроены вплотную к внешней стене. В поселении была своя литейная мастерская с очагом и плавильным тиглем, а также шлак и металлический лом. В другом доме были найдены литейные формы для отливки топоров и резцов и еще один тигель со следами свинцовых окислов. То есть в нем плавили свинец, но вот изделий из него в поселке не нашли. ![]() Сосуды с острова Санторин. (Музей кикладской культуры, Афины) ![]() Сосуд с острова Крит. Отличия критской керамики от кикладской очевидны. (Археологический музей Ираклиона, Крит) ![]() Образцы керамики с острова Санторин. (Музей кикладской культуры, Афины) Ну, а затем культура Кикладских островов была ассимилирована крито-минойской цивилизацией. Видимо, к островам приплыл флот минойцев и те популярно объяснили кикладцам, что с этого времени они должны жить по-другому. Позднее древние греки назвали жителей Киклад пеласгами. Геродот написал об их порабощении и ассимиляции карийцами. Но как бы там ни было, а культура их погибла. Мраморные идолы так и остались лежать в могилах, леса же были сожжены в плавильных печах, после чего острова обезлюдели очень надолго. Последний раз редактировалось Chugunka; 25.11.2019 в 07:52. |
![]() |
Здесь присутствуют: 2 (пользователей: 0 , гостей: 2) | |
|
|