![]() |
#18
|
||||
|
||||
![]()
https://www.vedomosti.ru/opinion/art...siya-goszakaza
Статья опубликована в № 4371 от 26.07.2017 под заголовком: От редакции: Реновация госзаказа Реформа системы госзаказа не сделала ее конкурентной 26 июля 00:32 Ведомости Систему госзакупок в России совершенствуют и совершенствуют, а ей почему-то все хуже и хуже. На развитие новой версии Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), введенной в 2014 г., в федеральном бюджете 2015–2017 гг. было зарезервировано около 2,5 млрд руб.: это привело только к умножению и без того избыточных правил и условий, которые тысячами выпускают министерства и ведомства, полагают авторы доклада об итогах работы системы в 2015 г. из Центра стратегических разработок (ЦСР). Закупки вместо конкурентной среды за лучший товар или услугу по лучшей цене, как они задумывались, стали системой распределения госсредств, в которой главное – соблюсти правила, как в армии. Госзакупки – кровеносная система российской экономики, констатируют авторы доклада ЦСР. Через ЕИС продаются товары всех рынков и классов, в ней, по расчетам ЦСР, обращается от 25,6 трлн до 30,3 трлн руб., это примерно 31–37% ВВП страны. Точнее не может сказать никто, отмечают авторы: ни предыдущий куратор системы – Минэкономразвития, ни нынешний (с 1 июля 2017 г.) – Минфин. Отчего так? Авторы доклада пишут, что контракты в базе данных меняют «задним числом», решив вопросы в «рабочем порядке». Это не обязательно коррупционные сделки, но по такой схеме массово работают, например, картели. Конкурс в сговоре с другими его участниками выигрывает одна компания, которая после отказывается от контракта, и его получает тот, кто нужно. Из доклада следует, что госзакупки – не рыночная система. Ее эффективность ориентируется не на общественные нужды, как следует из природы контрактных экономических отношений в госзаказе, а на соответствие регламенту для получения доступа к государственным деньгам. Неудивительно, что 60% от суммы всех контрактов в 2015 г. было распределено без конкуренции, отмечают авторы доклада. Это означает, что и заказчики, и поставщики успешно ее имитируют. И это при том, что законы о контрактной системе правятся до 50 раз в год, а правила дорабатываются в подзаконных актах, где только основных – порядка 300. Причина – многочисленные пробелы, нестыковки, коллизии и случайные ошибки в правовой системе, отмечается в докладе. Система нуждается если не в реновации, то как минимум в «новой архитектуре», резюмируют авторы доклада, иначе объемы неэффективно используемых средств будут ежегодно расти, отмечают эксперты ЦСР. Но хотят ли перемен заказчики и поставщики? По данным ЦСР, в 2015 г. госструктуры заключили контракты на 5,5 трлн руб. (по 44-ФЗ), госкомпании – на 26 трлн руб. (по 223-ФЗ). Госзаказ монополизирован: на 2,6% заказчиков приходится 80% закупок, а 3,5% поставщиков получают 80% госсредств; при их распределении доминируют Москва и Петербург. Такая кровеносная система, считает ЦСР, сложилась «под влиянием разных групп лоббистов», которые торпедировали принципы конкуренции, ответственности за результат. Так работает ресурсное государство. Как ни меняй правила и процедуры, экономические правила игры без изменения одновременно политических обречены на неудачу.- |
Метки |
ведомости от редакции |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|