![]() |
#11
|
||||
|
||||
![]()
https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2340097-echo/
10:00 , 29 декабря 2018 АВТОР Один Высоцкий Цитата:
Его образ кажется нам вполне привычным, а многие кадры мы помним наизусть. ![]() Владимир Высоцкий на съемке программы «Парень с Таганки» на ТВ Таллина, 20 мая 1972 года Но мы как-то не задумываемся о том, что при жизни Высоцкого снимали совсем мало, а эти документальные ленты основаны на очень небольшом объеме хроникального материала, повторяющегося из фильма в фильм. Причем основная доля этого материала снята зарубежными журналистами и документалистами. Сегодня мы расскажем вам о любопытнейших съемках 5 и 6 декабря 1975 года. ![]() Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии Владимир Высоцкий едет за рулем своего «Мерседеса» и насвистывает мелодию – многие помнят этот эпизод. Мелодия – это набросок песни «Если бы спросили вас о том…» для фильма «Вооружен и очень опасен»: слушать «Если бы спросили вас о том…»: слушать «Мерседес» подъезжает к дому на Малой Грузинской. ![]() Сын Марины Влади Володя и Владимир Высоцкий во дворе дома №28 на Малой Грузинской улице. Осень 1975 года Дом, который сегодня известен всем. А в декабре 1975 года Владимир Семенович только-только поселился и еще даже не успел справить новоселье в этой квартире, которая стала, по сути, первым его собственным жильем. Здесь он и проведет последние пять лет своей жизни. А снимают его для австрийского телевидения режиссер Роберт Дорнхельм и наш советский оператор Борис Яровой. ![]() Роберт Дорнхельм и Владимир Высоцкий. Москва, Малая Грузинская ул., д.28, 6 декабря 1975 года Эта телегруппа стала первой, снимавшей Высоцкого в квартире на Малой Грузинской. В 1979 году в гости к Владимиру Семеновичу придут еще итальянские телевизионщики – и больше уже никто. Так что пленка во всех смыслах исключительная. Заметим, что разрешение на эту съемку было согласовано в высоких инстанциях, что в реалиях 1975 года абсолютно понятно. В кадре Высоцкий с гитарой с головкой грифа в форме лиры. Гитара знаменитого мастера Александра Шуляковского. Высоцкий сидит на диване и смотрит на портрет Булата Окуджавы: слушать ![]() 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии Справедливости ради заметим, что 1975 год – как раз один из самых насыщенных для Высоцкого в плане документальных съемок. Его неоднократно снимают в сентябре во время первых зарубежных гастролей Таганки в Болгарии. ![]() Съемка у Любомира Коларова для Болгарского национального телевидения. София, сентябрь 1975 года В октябре болгарский литературовед и критик Любен Георгиев снимает его уже в Москве. Его снимают шведы непосредственно в театре на Таганке. А буквально через несколько дней после австрийской съемки интервью у Высоцкого возьмет немецкий журналист Фриц Пляйтген. ![]() Фриц Пляйтген, Владимир Высоцкий и Белла Ахмадулина. Переделкино, 12 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ ФРГ Но съемка для австрийского канала ORF была первой полноценной попыткой сделать документальный портрет Высоцкого, предпринятой именно западными авторами: слушать О фатальных датах и цифрах: слушать https://youtu.be/3es9h4OVgTI «О фатальных датах и цифрах». Фрагмент съемки ТВ Австрии, 5 декабря 1975 года Роберт Дорнхельм и Борис Яровой фактически провели с Высоцким два дня, 5 и 6 декабря, и следовали за ним повсюду. ![]() Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии Съемки на Малой Грузинской очень любопытны. Но в эти же самые дни Владимир Семенович снимается в картине Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», и только на этой австрийской пленке сохранились рабочие моменты съемок фильма и уже звучавшие в нашей Главе про «Арапа» слова режиссера Александра Митты о Высоцком. ![]() Владимир Высоцкий и Александр Митта на съемочной площадке фильма «Арап Петра Великого». Рабочий момент Который очень трогательно сидел в этот момент рядом с Миттой в гриме, костюме и слушал, как тот говорил о популярности и выдающемся таланте Высоцкого. А у Роберта Дорнхельма естественным образом возникает вопрос: почему же не выходят в Советском Союзе пластинки Высоцкого, если он так популярен и его слушают все – от академиков до слесарей: слушать ![]() Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии Ответ обрывается, а мы уточним, что пластинок было не четыре, а семь, но это были все-таки не полноценные диски-гиганты, как тогда говорили, а миньоны, по четыре-пять песен. Владимир Семенович выдал западному журналисту очень аккуратную версию, почему же из нескольких сотен произведений, известных всей стране, официально выпущено менее десятой части. ![]() ![]() ![]() ![]() Грампластинки-"миньоны» с песнями Владимира Высоцкого, выпущенные в СССР В 70-х годах И, видимо, тут же разговор у них зашел и о песнях, написанных для фильмов, но в них не вошедших. Причем в этот момент рядом с Высоцким стоит режиссер Геннадий Полока, и Владимир Семенович, обращаясь к нему, говорит, что хочет показать Роберту Дорнхельму одну песню, которая как раз не вошла в фильм. https://youtu.be/MQ_jfS_v_Oc Песня о вольных стрелках: слушать «Баллада о вольных стрелках». Фрагмент съемки ТВ Австрии, 5 декабря 1975 года Эта песня, как мы помним, при жизни Высоцкого не вошла в картину «Стрелы Робин Гуда», но потом все-таки прозвучала – сперва в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», вышедшем на экраны в 1983 году, а затем и в перемонтированной версии «Стрел». ![]() Только вот сам Владимир Семенович, к сожалению, этого уже не увидел. Вообще, вся австрийская съемка – это чуть больше 18 минут. На пленке нет ни титров, ни даже заглавия. Это уже потом она войдет в обиход высоцковедения под названием «Дети улицы театров», что неверно даже с точки зрения грамматики немецкого языка. ![]() Москва, Малая Грузинская ул., д. 28, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии Эти 18 минут представляют собой пестро смонтированный коллаж. Высоцкий дома, за рулем, на улице. Высоцкий на съемках «Арапа», Высоцкий, переодевающийся в свой черный свитер перед «Гамлетом». И Высоцкий, выступающий со сцены театра «Ромэн». ![]() Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии Те самые посиделки «Под цыганским шатром», которые организовывал Играф Йошка и о которых мы вспоминали в предыдущей Главе. Инструкция перед поездкой: слушать https://youtu.be/uwXS-sIL61Y «Инструкция перед поездкой». Фрагмент съемки ТВ Австрии, 5 декабря 1975 года Публика очень живо реагирует. А в кадре рядом с Высоцким – легендарный Николай Сличенко и Александр Якулов, Белла Ахмадулина, Борис Мессер и драматург Эдвард Радзинский, тоже регулярно заходивший в цыганский театр. ![]() Владимир Высоцкий и Александр Якулов. Москва, Театр «Ромэн», 6 декабря 1975 года. Фото Бориса Ярового Песни в фильме Роберта Дорнхельма фактически не звучат целиком. Например, «Я не люблю» разделена вообще на два фрагмента. ![]() Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии Точно так же фрагментами взяты и песни в театре «Ромэн». Но помимо кинопленки сохранилась запись звука – гораздо более полная. ![]() Москва, Театр «Ромэн», 6 декабря 1975 года. Фото Бориса Ярового «Коней привередливых» вы слышали многократно, но настолько «цыганского» варианта даже в нашей программе еще не было. Здесь в театре на сцену вышли настоящие цыгане, именно они аккомпанировали Владимиру Семеновичу. ![]() Москва, Театр «Ромэн», 6 декабря 1975 года. Фото Бориса Ярового Кони привередливые: слушать Австрийскую съемку интересно смотреть еще и потому, что там очень много живой московской натуры. ![]() Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии Высоцкий, идущий по набережной и по мосту рядом с кинотеатром «Ударник», Старый Арбат, еще не ставший пешеходной улицей. А каких-то зданий, попавший в кадр, уже просто не существует. Москва действительно очень изменилась за эти четыре с лишним десятилетия. Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных. ![]() Москва, Малая Грузинская ул., д. 28, 6 декабря 1975 года Пленка, снятая Робертом Дорнхельмом и Борисом Яровым для австрийского канала ORF, смогла оказаться в Австрии только после того, как оригиналы негативов были проявлены и отсмотрены в Москве в Агентстве печати «Новости» на Зубовском бульваре, где сегодня находится агентство «Россия сегодня». ![]() Агентство печати «Новости». Москва, 1980 год Только после этой предварительной цензуры материал был разрешен к вывозу за границу. В отличие от многих других съемок, австрийская была известна еще при Советском Союзе. Правда, копия, которую в конце 80-х достал друг Высоцкого режиссер Игорь Шевцов, была не очень высокого качества. ![]() Сценарист и кинодраматург Игорь Шевцов Практически вся съемка частями вошла в телефильм Эльдара Рязанова «Четыре вечера с Владимиром Высоцким» и во многие другие документальные фильмы. Только в 2008 году нам стала доступна оригинальная версия фильма. И мы, в который уже раз, обязаны поблагодарить за это невероятную женщину – создательницу музея Высоцкого в Польше – Марлену Зимну. ![]() Марлена Зимна, 2010 год Именно она смогла получить полную видеокопию после переговоров с австрийским телевидением. Киносъемку сегодня дополняют аудиозаписи, сделанные в квартире Владимира Высоцкого на Малой Грузинской и в театре «Ромэн». ![]() 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии На таможне: слушать При подготовке программы использованы: – фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»; – фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина. Последний раз редактировалось Chugunka; 06.01.2020 в 08:17. |
Метки |
высоцкий |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|