![]() |
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://slon.ru/economics/skolko_my_p...a-685294.xhtml
Сколько мы переплачиваем за защиту отечественного производителя Маргарита Арановская Сколько мы переплачиваем за защиту отечественного производителя ![]() Фото: Игорь Зарембо/ИТАР-ТАСС В конце прошлой недели нас напугали радостной новостью: 17-летняя эпопея со вступлением России в ВТО близка к завершению. Об этом чиновники заявили после согласования самого спорного из остававшихся «мясного» вопроса. Правда сегодня стало известно, что Грузия наложила свое вето, причем из-за политических претензий. Но есть надежда, что на позицию страны смогут повлиять ее западные партнеры. Остальные вопросы решены. Что в итоге? Большинство таможенных пошлин на потребительские товары, массово производящиеся в России, почти не снизятся. То есть нас принимают на условиях, специально разработанных для страны, рынок которой считается развивающимся. Значит, массового падения цен не будет. Российский производитель может спокойно спать за стеной таможни, видя сладкие сны о здоровой конкуренции и повышении эффективности. Подавляющее число наименований от мыла до ядерного реактора при ввозе в Россию облагается ставкой, не превышающей 15% (ВТО такую допускает). Но есть позиции, таможенные ставки на которые в других странах приравнивались бы к запрету на ввоз. У нас же объемы импорта по таким позициям позволяют таможне ежегодно собирать миллиарды долларов. Платит их, в итоге, конечный потребитель, которому спасение отечественного производства обходится в немалые деньги. Товары с наиболее высокими таможенными ставками ![]() 1 2 3 4 5 6 7 8 Далее Алкоголь Мясо Автомобили Автобусы и грузовики Одежда, обувь и прочий non-food Яхты Золото и драгоценные камни Бонус: высокотехнологичная продукция Алкоголь Лидер по размеру пошлины – спирт, за право ввоза которого надо заплатить 100% стоимости. С остальными видами алкогольной продукции дела обстоят несколько сложнее. Так, вне зависимости от стоимости продукта тариф на ввоз крепкого алкоголя от водки до текилы составляет 2 евро за литр. Неважно, что вы покупаете: украинскую водку за 200 руб. или Hennessy XO – больше 80 руб. с каждого литра уходит таможне. А вот ставка на ввоз вина в бутылках – 20%. Другими словами, дешевое вино, с точки зрения пошлин, ввозить все-таки выгоднее. Как ни удивительно, по алкогольному вопросу Россия и ВТО никогда не спорили. Хотя, например, Украине за членство в ВТО пришлось заплатить обнулением пошлины на ввоз вин, что сразу привело к 40-процентному падению собственного производства. Оспаривать право России проводить свою алкогольную политику, которая уже привела к тому, что размеры акцизов и других выплат превышают себестоимость продукта, никому не охота. Помогает имидж глубоко пьющей страны? Мясо ![]() Мясной вопрос был одним из ключевых при вступлении России в ВТО. Неудивительно: в рамках квоты ввоз говядины, свинины и курятины облагается пошлиной в 15–20%. А все, что ввозится сверх нормы – 75–80%. Впрочем, благодаря 20-летнему развалу российского животноводства, даже при таких ставках находятся желающие импортировать сверх квот. Если мясом птицы Россия еще способна себя обеспечить, то по говядине сохраняется острый дефицит даже при более низком, чем в Европе уровне потребления (60 кг мяса в год на человека против 90–120). Все просто: даже в области сельского хозяйства инвесторы отдают предпочтение быстроокупаемым проектам. Бройлер растет 45 дней, а крупный рогатый скот – 2 года. Россия упорно защищала свое право на планомерное сокращение импорта мяса, не боясь, что его придется меньше есть. На 2011 год утверждены квоты на мясо птицы в объеме 350 000 тонн, свинины – 472 100 тонн и говядины – 530 000 тонн. И если за январь–июль по первым двум позициям квоты были выбраны на 66% и 90% соответственно, то говядины за этот период уже ввезли 861 000 тонн. То есть квота на нее уже превышена почти на 40%. Неожиданностью для властей это назвать сложно: в 2010 году в Россию ввезли 1,4 млн тонн говядины и свинины на сумму $4,7 млрд долл, из которых 400 000 – сверх квот. Импортеры заплатили около $1,5 млрд и переложили свои издержки на нас. По самым скромным расчетам, за право развивать свое сельское хозяйство потребитель платит примерно по 35 руб. с каждого килограмма мяса. Неудивительно, что мясо с отпускной ценой в $3 за кг добирается до полки уже по цене 250 руб. за кг. Минэкономразвития заявляет, что консенсус по мясу с ВТО достигнут на комфортных для России условиях. Видимо, надеяться на серьезное увеличение квот не приходится. Подробности не раскрываются. Очевидно, потребитель в лучшем случае может ожидать более медленного сокращения квот. Автомобили ![]() Святая цель – спасение главного героя российского юмористического фольклора и развитие на территории страны заводов по сборке иномарок – в глазах чиновников полностью оправдывала ввозные пошлины на авто в размере 30% от их стоимости. Это создает ту разницу в цене, которую многие потребители не готовы были оплачивать, пускай их даже и ограничивали в выборе. К примеру, Ford Focus российской сборки стоит примерно на 20% дешевле ближайшей к нему модели Ford Fiesta, не собираемой в России. При этом в головной компании ситуация противоположная: Fiesta, более «мелкая» машина, стоит дешевле «Фокуса» на те же 20%. Покупая «Фиесту» даже в базовой комплектации, потребитель, за свое право выпендриться и ездить не на «Фокусе», платит таможне 170 000 руб. ВТО добилось от России уступок в виде снижения пошлин на ввоз автомобилей до 15%. Значит, сэкономить на покупке иномарок несколько десятков тысяч рублей все-таки удастся. Автобусы и грузовики ![]() Ввоз автобусов класса ниже Евро-4, а также особо крупных (вместимостью больше 120 человек), обходится импортеру в 25% от его стоимости. Или в несколько десятков тысяч евро за каждую единицу техники. Бьет это, прежде всего, по туристической индустрии. Ее представители с 2006 года пишут в профильные министерства письма с просьбами обнулить таможенные ставки на автобусы. Письма «Группы ГАЗ» пока доходили быстрее. Ставка на новые и поддержанные грузовики и другие виды «тяжелой техники» также составляет 25–30%, что в глазах бизнеса приравнивается к запрету на ввоз. К примеру, для стандартного грузовика или тягача с объемом двигателя 15 литров пошлина составляет около 30 000 евро. Согласно официальным заявлениям, ввозные пошлины на автобусы и грузовики будут постепенно снижаться, как и на автомобили. В частности, в 2012 году уровень пошлин на грузовики упадет с нынешних 25% до 15%, а в 2015 году – уже до 10%. Судьба автобусов остается под вопросом. Разумеется, это произойдет только в случае вступления России в ВТО. Одежда и обувь Большая часть непродовольственных товаров повседневного спроса от зубной щетки до мебели облагается ставкой в размере 20%. Негативный эффект для покупателя очевиден. Например, в сегменте одежды и обуви фактически действует спецпредложение «4 футболки по цене 5». Это приводит к тому, что многие бренды в Россию предпочитают вообще не заходить, а импортеры реализуют здесь дешевые стоки по цене новых коллекций. Причем даже святой целью защиты своего производителя власти прикрыться не могут – в большинстве своем такое производство уже давно перенесено в Китай. Зато таможня зарабатывает на всем этом больше, чем на мясе. Так, в 2010 году в Россию было ввезено одежды и обуви более чем на $4 млрд. Математика проста: на том, что мы носим, таможенники заработали около $800 млн. Еще около $450 млн – на мебели. Одежда российских граждан представителей ВТО не особо волнует. В отличие от обуви: со вступлением в Организацию, Россия должна будет снизить пошлины на ее импорт вдвое, а по некоторым позициям – до нуля. Яхты Их можно было бы считать предметом роскоши, переплата за который большинство граждан волновать не должна. Вот только у нас пошлиной в 20% облагаются любые маломерные суда, начиная от надувной лодки. Этот пункт особенно привлекает внимание на фоне разговоров о необходимости развития в России водных видов транспорта и яхтинга как спорта, в общем, раскрытия «потенциала внутренних вод». Чиновники говорят о необходимости осваивать бюджетные средства: строить причалы, разрабатывать маршруты, создавать концепции... А вот представители бизнеса говорят, что простое снижение пошлин помогло бы больше. В общем, дайте человеку лодку, а куда на ней пойти, он сам решит. Российские любители походить под парусом давно нашли способ обойти необходимость раскошелиться на немалую сумму, которая, например, при ввозе круизной 12-метровой яхты будет составлять 50 000–60 000 евро. Они покупают яхты за границей и регистрируют их под иностранными флагами. С учетом того, что иностранному судну для захода в русские реки требуется слишком много разрешительных документов, реализовывать «потенциал внутренних вод» они также предпочитают за рубежом. Золото и драгоценные камни Ставка на их ввоз составляет 20%. Фишка в том, что распространяется она и на готовые изделия, и на сырье. Поэтому никак не защищает российскую ювелирную промышленность. Она с удовольствием бы покупала бриллианты, сапфиры и рубины, например, в Индии. Тем более, что себя обеспечить этими камнями мы не в силах. К примеру, годовой объем используемых в отечественной ювелирной промышленности бриллиантов из российского сырья составляет менее 5%. Бриллиант в 1 карат средненькой чистоты стоит около $5000. Так что, покупая колечко с ним даже отечественного производства, стоит знать: минимум 30 000 руб. из его стоимости ушло таможне. Ювелиров задевает даже не их крайне скромные позиции на мировом рынке: занимая по добыче золота пятое место, по производству ювелирных изделий Россия не входит даже в первую десятку. Больше всего они переживают, что их никто не слышит. Со вступлением в ВТО ситуация для них вряд ли кардинально изменится. Возможно, ставка будет снижена до принятых в ВТО 0–4%. Только распространяться она будет и на готовые изделия тоже. Покупатель, безусловно, выиграет. Высокотехнологичная продукция ![]() Ее попадание в этот список обусловлено не размером пошлины, которая составляет преимущественно 5% (на компьютеры, оборудование для сотовой связи – 0%), а спорами вокруг этой суммы. Согласно еще предварительному соглашению о вступлении России в ВТО в 2006 году, мы взяла на себя обязательства обнулить пошлины на высокотехнологичный импорт. А в конце августа ФТС направила предложения об увеличении их до 10%. Бюджет получит более $1 млрд допдоходов. Мотивация – «значительный объем импорта таких товаров препятствует развитию производства данной продукции в России». Без комментариев. Последний раз редактировалось Chugunka; 22.11.2017 в 02:23. |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|