![]() |
#7
|
||||
|
||||
![]()
http://izvestia.ru/news/602224
21 января 2016, 17:37 | Культура | Писатель — о том, нужно ли первоклассникам знакомиться с крокодилом Гаврилой Я держу в руках учебник математики для 1-го класса. Федеральный государственный образовательный стандарт. Образовательная система «Школа 2100». На учебник получены положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования. Авторы — Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. В подготовке также принимали участие Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.В. Горячев и О.В. Пронина. Руководитель издательской программы — доктор пед. наук, проф., членкор РАО Р.Н. Бунеев. Учебник выпущен совместно издательствами «Баласс» и «Школьный дом» в 2012 году. Само собой, издание рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. На 51-й странице учебника первоклассникам предлагается следующее задание. Нужно вычислить примеры типа «3+2+4+1» и расставить соответствующие получившимся числам буквы в клетки. «Отгадайте слова — и вы узнаете имя героя стихотворения. Кто автор этих стихов?» — написано в задании. Бог с ним, что чисто технически задание это скорее для дошкольника. Складывать числа в пределах первого десятка — замечательный навык, но для середины первого класса хотелось бы заданий поинтереснее. Учебник, надо сказать, вообще производит впечатление слишком простого — весь год детям предлагают складывать и вычитать числа в пределах первого десятка. Ну, этот недостаток сейчас легко компенсировать с помощью интернета. Есть обучающие сайты uchi.ru, universarium.org, lectorium.tv (хотя последние более предназначены для старшеклассников), есть заочные математические кружки при сайтах математических школ. Но это всё лирика. А что же, собственно, с лирикой? Что за стихи? И вот тут начинается интересное. Напомню формулировку задания: «Отгадайте слова — и вы узнаете имя героя стихотворения. Кто автор этих стихов?» Задание сформулировано так, будто речь идет о стихотворении, которое всем известно, и на вопрос об авторе каждый ребенок с радостью узнавания выпалит фамилию классика. Между тем, заполнив квадратики с буквами, правильно посчитавший примеры ученик обнаружит запись: «крокодил Гаврила». Известно ли вам стихотворение про крокодила Гаврилу? Мне тоже. Что бы вы сделали на моем месте? Я тоже спросил у «Яндекса». Вот что это за стихотворение. «Я бы — вот бы славно было — / Завела бы крокодила! / И отмыла бы от ила, / И назвала бы — Гаврила! / Был бы он совсем негрубый, / Мыл бы уши, чистил зубы, / И соседке, Марьиванне, / Строил глазки, лежа в ванне. / Он бы кушал всё подряд: / Кашу с маслом, шоколад, / Соль, баранки, апельсины, / Дядю Пашу, тетю Зину. / Я б гулять его водила... / Тяжело без крокодила!» (орфография и пунктуация сохранены). Автор этих строк — Виктор Шендерович. В связи с этим я хочу задать несколько вопросов как авторам учебника, Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких, а равно и всем остальным, кто принимал участие в подготовке издания, так и министру образования и науки России Д.В. Ливанову. Правда ли, что в учебник по математике для 1-го класса включено стихотворение Виктора Шендеровича? Это тот самый Виктор Шендерович, который «Куклы», «Эхо Москвы» и т.д.? (Интернет-поиск не дает поводов сомневаться ни в том, ни в другом, но я до сих пор чисто по-человечески не могу в это поверить.) Действительно ли стихотворение Виктора Шендеровича «Я бы — вот бы славно было...» знакомо или должно быть знакомо каждому школьнику в России? Позволяли ли условия задачи зашифровать в ответе какое-нибудь другое стихотворение другого автора — Чуковского, Маршака, Хармса, Мориц или Барто, например? Пройти мимо вопроса авторства невозможно, в формулировке задания стоит вопрос: «Кто автор этих стихов?» В связи с этим появляются дополнительные вопросы. Ставится ли в этом задании, помимо обучения счету в пределах первого десятка, еще и просветительская задача — познакомить первоклассников с творчеством Виктора Шендеровича? Оправдана ли эта задача художественными достоинствами и/или культурной значимостью поэзии Виктора Шендеровича? Следует ли рассказывать первоклассникам про другие грани таланта автора этого стихотворения? Обычно, упоминая при ребенке впервые какое-то имя, мы хотя бы коротко рассказываем, что это за человек и чем он знаменит. Насколько подробно нужно рассказывать семилетним детям о подробностях жизненного и творческого пути Виктора Шендеровича? Вопрос этот важный, потому что как раз самые знаменитые и, на иной взгляд, ключевые этапы этого пути могут, в лучшем случае, быть ребенку непонятны, а в худшем — нанести вред психологическому здоровью ребенка. Спасибо! |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|