https://www.vedomosti.ru/newspaper/a...ya-fond-putina
09 декабря 2001, 21:00
В день избрания малоизвестного петербургского законодателя Сергея Миронова спикером Совета Федерации мне уже пришлось написать, насколько опасным является прохождение одним из высших должностных лиц государства политического ликбеза непосредственно в период его пребывания в должности. Миронов мог бы легко опровергнуть эту субъективную точку зрения, просто уйдя в тень до того момента, пока уровень его компетентности не стал бы соответствовать уровню ответственности, налагаемой высоким постом. Но вместо этого он решил действовать.
Первым делом Миронов хочет доказать, кто теперь в верхней палате хозяин, и сообщает прессе о близком конце группы "Федерация", казавшейся наблюдателям аналогом фракции "Единство" в Госдуме. Спикер, выигравший схватку за власть у лидера "Федерации" Валерия Горегляда, больше не разрешает собираться на политической платформе, даже если эта платформа - поддержка действий президента страны. Но Миронов - и так поступил бы на его месте любой провинциальный парламентарий, неожиданно удостоенный высочайшей милости, - хочет к тому же доказать, что в нем не ошиблись, что это только враги считают Первое лицо почетным великомучеником, а вот новый спикер просто уверен в святости Первого лица.
Так и рождается наделавшее столько шуму замечание о будущем продлении срока президентских полномочий. У меня почти нет сомнений в том, что это была не какая-то проверка общественного мнения, не спецоперация по подготовке изменений в российской Конституции. Нет, это было как раз то, что было, - демонстрация преданности, полезности и разумности нового спикера. Но у меня нет сомнений и в том, что в ближайшем окружении Владимира Путина могут вполне обсуждать планы подобного продления полномочий: только вряд ли здравомыслящий политик будет обо всем этом высказываться вслух, перед телекамерами, ставя президента под удар его многочисленных недоброжелателей. Сергей Миронов оказал президенту, занятому серьезными переговорами в Греции и Германии, классическую медвежью услугу: по возвращении в Россию Путину придется оправдываться в намерениях, осуществлять которые он в ближайшее время, очевидно, не собирался.
Потому что дело не в сроке президентских полномочий. Дело в объеме президентских полномочий. Можно долго рассуждать об ослаблении власти в эпоху позднего Ельцина и усилении и консолидации власти в эпоху позднего Путина. Но правда состоит в том, что сила и слабость власти и возможности конкретного президента - вещи, не всегда совпадающие. И, честно говоря, лучше четыре года править с тем объемом возможностей, которые имел стареющий и больной Ельцин, чем 18 лет руководить страной с тем объемом возможностей, которые имеет сегодня энергичный и здоровый Путин. Но, если Путину удастся переломить ситуацию в свою пользу, тогда он сможет совершенно безболезненно для своего будущего, не меняя Конституции, в конце первого или второго срока президентства поддержать на выборах кого-либо из своих ближайших соратников. И, став экс-президентом России, оставаться влиятельным политиком, одной из самых авторитетных фигур в цивилизованной и реформированной стране. И Сергея Миронова, кстати, тогда тоже не забудут: он сможет возглавить департамент экспертизы законотворчества в санкт-петербургском отделении Фонда Путина...