![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
https://russian.rt.com/science/artic...kina-mat-fraza
24 июня 2019, 14:31 24 июня 1959 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв произнёс легендарную фразу о «кузькиной матери» во время беседы с американским вице-президентом Ричардом Никсоном на выставке в Сокольниках. Советский лидер пообещал «догнать и перегнать США». Как считают эксперты, Хрущёв не собирался угрожать Белому дому и не имел в виду ничего конкретного. Однако высказывание озадачило Вашингтон. Фраза главы СССР оказалась пророческой — в 1961 году Советский Союз установил ядерный паритет с Соединёнными Штатами после испытания бомбы АН-602. Боеприпас получил неофициальное название «Кузькина мать». ![]() Никита Хрущёв и Ричард Никсон © Bettmann / Getty Images 60 лет назад первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв произнёс свою знаменитую фразу о «кузькиной матери» в ходе беседы с вице-президентом США Ричардом Никсоном на Американской национальной выставке в Сокольниках. За шесть недель экспозицию посетили около 3 млн человек. Её организаторы стремились показать советским гражданам привлекательную сторону американского образа жизни и достижения капиталистической экономики. На выставке были представлены автомобили, бытовая техника, предметы моды, книги, картины, пресса и даже газированная вода. «В частности, на экспозиции продемонстрировали коттедж в разрезе, который должен был показать советским людям быт средней американской семьи — с телевизором, стиральной машиной, современной плитой и прочими техническими новинками. Дом привлёк внимание Хрущёва», — заявил в беседе с RT академик Академии политических наук РФ, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин. По словам эксперта, вид коттеджа вызвал у первого секретаря ЦК КПСС некоторое раздражение. «Советский лидер действовал по принципу «догнать и перегнать Америку», и, если видел то, чего не было у нас, это задевало его за живое», — подчеркнул политолог. Эксперт указал, что сначала лидер СССР отметил хлипкость и недолговечность строения. Когда ему ответили, что американцам не нужно прочное жилье, поскольку через некоторое время можно взять кредит и построить новое, он в сердцах сказал: «Мы ещё покажем вам кузькину мать». ![]() Современная кухня в главном павильоне Американской национальной выставки в Сокольниках © Фото из рекламного буклета / Архив Владимира Кузнецова Руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк не видит в истории с высказыванием Хрущёва ничего экстраординарного. «Острые выражения, даже более крутые, часто используют политические лидеры как на Западе, так и на Востоке. Всё дело было в растерявшемся переводчике», — отметил он. По словам эксперта, тот передал его слова дословно: «Мы вам покажем мать Кузьмы». «Никсон, конечно, не знал, кто такой Кузьма и что не так с его матерью. А всё неизвестное имеет свойство вызывать озабоченность и страх», — подчеркнул Батюк. ![]() Американская национальная выставка © Library of Congress Как писал переводчик Виктор Суходрев в своей книге «Язык мой — друг мой», его коллега из Бюро переводов МИД Юрий Лепанов, сопровождавший в тот день Хрущёва, придерживался своего способа перевода идиоматических выражений: сначала всё дословно переводил, а затем уже разъяснял. «И тогда, на выставке, он сперва перевёл: «Мы вам покажем мать Кузьмы», а потом пытался объяснить, что это значит, но, кажется, не очень удачно. Да удачно и невозможно было перевести, потому что пресловутая «кузькина мать» в словарях толкуется как выражение грубой угрозы (у В. И. Даля, например: «показать кому кузькину мать — наказать, сделать какое зло»)», — вспоминал Суходрев. Впоследствии Хрущёв достаточно тепло отозвался о выставке, заявив, что она вызвала у него ощущение «хорошей зависти», желание иметь всё, что на ней представлено, в Советском Союзе. При этом американская сторона никак не могла понять, что имел в виду глава СССР, упомянув пресловутую «кузькину мать». «Как известно, у страха глаза велики. В высказывании Хрущёва стали искать угрожающий намёк на что-то конкретное — тайные планы или тайное оружие», — отметил Кошкин. По словам эксперта, впоследствии название «Кузькина мать» негласно закрепилось за советской термоядерной авиационной бомбой АН-602 (второе неофициальное название — Царь-бомба). ![]() Копия водородной бомбы АН-602 на выставке «70 лет атомной отрасли. Цепная реакция успеха» © Владимир Астапкович / РИА Новости «В 1950-е годы мир можно было назвать биполярным только с большой натяжкой. Ядерное оружие у нас было, но американцы всё ещё существенно опережали СССР и по количеству боеголовок, и по уровню развития средств их доставки», — рассказал Кошкин. Эксперт подчеркнул, что в США полным ходом разрабатывались планы ядерного нападения на Советский Союз, и Белый дом чувствовал себя хозяином положения. Однако уже вскоре после того, как Хрущёв вспомнил о «кузькиной матери», ситуация резко изменилась. 30 октября 1961 года в СССР прошли испытания АН-602. Мощность взрыва достигла 58,6 мегатонны, что почти в четыре раза превышало показатели любого американского ядерного боеприпаса того времени. Гипотетически само устройство бомбы позволяло увеличить её мощность до 100 мегатонн. «СССР продемонстрировал вероятному противнику способность производить ядерное оружие неограниченной мощности. Это потрясло Запад, оказало мощное психологическое воздействие на американцев и сделало мир по-настоящему биполярным», — подчеркнул эксперт. По мнению политолога, Хрущёв не имел в виду ничего конкретного, когда пообещал США показать «кузькину мать». Советский лидер говорил о развитии науки, технологий и экономики в целом. Однако его слова оказались пророческими. Цитата:
Последний раз редактировалось Chugunka; 19.10.2024 в 19:38. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
https://aif.ru/society/history/upush...ley_kommunizma
08.03.2018 00:06 ![]() Никита Хрущев в окружении политических и общественных деятелей на выставке в Манеже. 1962 год. © / РИА Новости 8 марта 1963 года в Сенатском дворце Московского Кремля, в зале, который сейчас называется Екатерининским, а тогда был Свердловским, состоялась встреча главы СССР Никиты Хрущёва с представителями творческой интеллигенции. В ходе встречи генеральный секретарь ЦК КПСС заявил: «Нашему народу нужно новое, боевое революционное искусство!» Самое интересное, что Никита Сергеевич в тот конкретный момент был прав, как никогда. Более того, это самое «новое революционное» было у него под рукой. А парадокс состоит в том, что как раз представители и главные действующие лица того самого искусства, которое, по словам Хрущёва, было советскому народу чуть ли не нужнее хлеба, подверглись в ходе встречи потрясающему разгрому. И если дело не дошло до мордобоя в прямом эфире или выплёскивания воды в лицо собеседнику, то только по той причине, что тогда ещё сохранялась некоторая формальная культура дискуссии. Вообще, эта встреча была не единственной: с осени 1962 г. подобные мероприятия шли широким потоком. Но настоящих разносов было два. Декабрь 1962 года — выставка в Манеже и знаменитые слова Хрущёва в адрес художников: «Дерьмо! Мазня! П....ы! Кто разрешил так писать? Это осёл хвостом писал или что?» И собственно март 1963 года с его же не менее знаменитым, но уже в адрес поэтов и писателей: «Я не могу спокойно слушать подхалимов наших врагов! Не могу слушать агентов! Хотите завтра получить загранпаспорт? Получите! И езжайте отсюда к чёртовой бабушке!» За нашу Советскую Родину Кому же были адресованы эти энергичные слова? Какой-нибудь «замаскированной белогвардейской сволочи»? Или людям, которые хладнокровно и целенаправленно вредят Советскому Союзу в области культуры? Одним из адресатов и, надо полагать, «агентов», был Василий Аксёнов. На тот момент — автор повестей «Коллеги» и «Звёздный билет». Произведений, которые до сих могут дать основания думать, что попытка построить коммунизм не была утопией. Вот чем был СССР для героев «Коллег»: «Я люблю свою страну, свой строй и, не задумываясь, отдам за это руку, ногу, жизнь, но я в ответе только перед своей совестью, а не перед какими-то словесными фетишами». Для героев «Звёздного билета» сомнений в том, что коммунизм наступит буквально завтра, не существует. И они приближают его по мере сил. В том числе, как ни странно, неоднократно осмеянной впоследствии борьбой с пьянством: «Ребята, мы с вами люди коммунизма. Неужели вы думаете, что сквозь призму этой бутылочки перед нами открывается сияющее будущее? В кубрике стало тихо-тихо... Игорь взял бутылку и вылез на палубу. Вернулся он без бутылки». Сам автор ещё в декабре 1962 г. демонстрирует не просто лояльность, а вполне революционный настрой и готовность дать бой врагам социализма. Вот фрагмент его выступления на Идеологической комиссии ЦК КПСС: «Я разговаривал в Японии с одним буржуазным интеллигентом. Он спросил меня, как вы считаете, вот нам здесь кажется, что те перемены, которые происходят в вашей стране, в какой-то степени сближают вас с нами. Вы как бы идете к нам — к капиталистическому искусству? Я ему ответил: все обстоит как раз наоборот! Это как раз победа нашей идеологии! Мы уважаем своих отцов и любим своих отцов. Я благодарен партии и Никите Сергеевичу Хрущёву за то, что я могу с ним разговаривать, за то, что я могу с ним советоваться. Мы хотим и говорить с отцами, и спорить с ними, и соглашаться в разных вопросах, но мы хотим также сказать о том, чтобы отцы не думали, что у нас в карманах камни, а знали, что у нас чистые руки». Это тот самый Аксёнов, который впоследствии уедет в США, будет лишён гражданства СССР и вообще станет чуть ли не эталоном антисоветчика. Но в тот момент он об этом ещё не задумывается и на издевательский, с подтекстом, вопрос Хрущёва («Об интересах какой Родины вы говорите, Аксёнов?») даёт прямой обезоруживающий ответ: «Я говорю о советской Родине. Другой у нас нет». «Мне их подставили» Однако после совершенно дикарского и унизительного разноса он утрачивает не только революционный настрой, но и элементарную лояльность. Другие, например, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и Роберт Рождественский, которым досталось не меньше, лояльность режиму сохраняют. Но полностью утрачивают веру в то, что коммунизм возможен, а социализм способен отрастить себе некое «человеческое лицо». Те, кому досталось в меньшей степени и не лично от Хрущёва, а от руководителей рангом пониже, тоже задумываются. Скажем, братья Стругацкие в 1963 г. фактически заканчивают свой «коммунистический» цикл фантастики повестью «Далёкая Радуга», где в утопическом мире дальнего Космоса происходит катастрофа, перечёркивающая очень и очень многое. Скульптор Эрнст Неизвестный, на которого Хрущёв обрушился лично, был уверен, что генсеку, в общем, был по барабану и абстракционизм, и формалистические выверты в прозе и в поэзии: «Хрущева настроили против нас его враги в руководстве, чтобы его дискредитировать, показать всем, что он ни черта не понимает в искусстве и, соответственно, станет посмешищем во всем мире. Антихрущевский заговор зрел давно, и „встречи с интеллигенцией“ были его составной частью». Слова Неизвестного подтверждает Аксёнов, который уже после смещения Хрущёва в 1964 г. встретил в ресторане его внучку Юлию и попросил передать дедушке, что, дескать, писатель Аксёнов ему сочувствует. Внучка просьбу исполнила. И вот какой была реакция бывшего генсека: «Вообще-то, я зря тогда на этих ребят попёр. Мне их эти сволочи подставили». В числе «сволочей» не последнее место занимает Леонид Ильичёв, председатель Идеологической комиссии ЦК КПСС. Вся свистопляска «встреч с творческой интеллигенцией» была организована именно этим человеком. Любопытно, что когда-то он был главным редактором газеты «Правда». И на этом посту заработал нелестную характеристику от самого Иосифа Сталина: «Редактор „Правды“ Ильичёв слаб. Он просто мал для такого дела». Кадры решают всё, а короля играет свита, с этими банальностями трудно спорить. Зато можно игнорировать. Последствия — за свой счёт. Хрущёв имел шанс опереться на молодёжь, которая совершенно искренне собиралась строить коммунизм, которая могла поднять и почти уже подняла советское искусство на недосягаемую высоту. Но предпочёл перестраховаться, доверившись «старым, испытанным партийным бойцам». В результате проиграли все. Последний раз редактировалось Chugunka; 20.10.2024 в 09:47. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
1 декабря 1962 года Никита Хрущев посетил Манежную выставку, посвященную 30-летию Московского отделения Союза художников. Советский вождь, обходя выставку и постепенно закипая, гневно обрушился на молодых художников: "Такое "творчество" чуждо нашему народу, он отвергает его. Вот над этим должны задуматься люди, которые именуют себя художниками, а сами создают "картины", что не поймешь, нарисованы ли они рукой человека или хвостом осла. Им надо понять свои заблуждения и работать для народа..." После чего обозвал художников вовсе неприличными словами, что имело печальные последствия как для непосредственных участников выставки, так и для всего советского искусства в целом.
|
#4
|
||||
|
||||
![]()
01 декабря 1962 года
Н.С. Хрущёв посетил выставку в Манеже, посвященную 30-летию Московского отделения Союза художников, где произнес исторические слова: "Такое "творчество" чуждо нашему народу, он отвергает его. Вот над этим должны задуматься люди, которые именуют себя художниками, а сами создают такие "картины", что не поймешь, нарисованы ли они рукой человека или хвостом осла. Им надо понять свои заблуждения и работать для народа..." После чего обозвал художников "пидарасами". Последствия идеологического разгрома не заставили себя ждать. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
1962 - Никита Сергеевич Хрущёв посещает Манежную выставку, посвященную 30-летию Московского отделения Союза художников.
![]() Советский вождь, обходя выставку и постепенно закипая, гневно обрушивается на молодых художников: "Такое "творчество" чуждо нашему народу, он отвергает его. Вот над этим должны задуматься люди, которые именуют себя художниками, а сами создают "картины", что не поймешь, нарисованы ли они рукой человека или хвостом осла. Кто им разрешил так писать?! Всех на лесоповал!" После чего обзывает художников вовсе неприличными словами, что будет иметь печальные последствия как для непосредственных участников выставки, так и для всего советского искусства в целом. В Мемуарах Хрущев напишет: "Нельзя же административно-полицейскими методами бороться против того, что возникает в среде творческой интеллигенции". Последний раз редактировалось Chugunka; 20.10.2024 в 18:54. |
#6
|
||||
|
||||
![]()
https://foto-history.livejournal.com/12401235.html
Александр Майсурян (maysuryan) написал в foto_history 2019-03-26 08:56:00 1751 ![]() Март 1963. Н.С. Хрущёв двигает кулаками за спиной поэта-шестидесятника Андрея Вознесенского (на трибуне) В марте 1963 года проходила одна из "исторических встреч Хрущёва с интеллигенцией". На которых первый коммунист планеты распекал художников-абстракционистов, поэта Андрея Вознесенского и других "шестидесятников", а похваливал и ставил им в пример... лидера русских монархистов Василия Шульгина за его "патриотизм" и Александра Солженицына, "современного Льва Толстого" (тоже нашёл, кого хвалить, ага). Рассказ режиссёра Михаила Ромма об этом эпизоде: "Никита Сергеевич... кричит уже в зал: — А вы что скалите зубы! Вы, очкарик, вон там, в последнем ряду, в красной рубашке! Вы что скалите зубы? Подождите, мы ещё вас послушаем… ...Потом Никита Сергеевич поднял на трибуну человека, который «скалил зубы», «очкарика». — Вы кто? — спрашивает Хрущёв. — Я… я Голицын. — Что, князь Голицын? — Да нет, я не князь, — отвечает «очкарик», — я… художник-график. Могу показать свои работы. Никита Сергеевич отказывается смотреть рисунки и предлагает Голицыну выступить. Тот не знает, о чём ему говорить. Хрущёв возмущается: как так не знаете о чем говорить? — Вы же вышли, — кричит он, — говорите! Голицын отказывается. — Может быть, — говорит он, — я стихи прочитаю. — Какие стихи? — удивляется Хрущёв. — Маяковского, — говорит Голицын». «И тут в зале, — продолжает свой рассказ Ромм, — раздаётся истерический смех, потому, что это нервное напряжение уже было невыносимо. Сцена эта делалась уж какой-то сюрреалистической, это что-то невероятное». ![]() В декабре 1962 года состоялось не менее громкое, чем "встречи с интеллигенцие", посещение Н.С. Хрущёвым выставки в Манеже, где от него досталось художникам-абстракционистам Всем, читавшим этот текст в популярном перестроечном "Огоньке", становилось так жаль злосчастного бедолагу Голицына. Ну, не повезло человеку с фамилией, а Первый секретарь ка-а-ак сплеча рубанёт — "князь"! Экое самодурство, Никита Сергеевич. Юрия Гагарина, небось, князем не обзывали понапрасну. Типичный волюнтаризм. И Голицын в ответ так жалобно: "не князь я, художник". Но вот советская власть кончилась. Угнетённые художники сбросили с себя её нестерпимое иго и тяжкое ярмо. И тогда... Из интервью академика Дмитрия Лихачёва в середине 90-х годов, когда всерьёз обсуждалась реставрация монархии в России (выделение моё): "Существует (!) закон о престолонаследии, принятый ещё Павлом I, согласно которому женщина не может находиться на престоле. Поэтому Мария Владимировна никак не может быть императрицей. С юридической (!) точки зрения право решать этот вопрос имеет только Земской собор. На избрание могут претендовать члены самых знатных (!) русских фамилий. Например, художник Илларион Голицын, живущий в Москве. Даже Голицыны, живущие за границей, менее предпочтительны, так как эти люди родились уже за границей, многие из них даже плохо говорят по-русски." Что-о-о? Да тот ли это Голицын, может, другой какой? Тот самый. Вот что можно почерпнуть об этом из Вики: "Князь Илларион Владимирович Голицын (20 мая 1928, Москва — 14 марта 2007, там же) — живописец, график, скульптор... Илларион Голицын родился в 1928 году в семье художника-графика Владимира Михайловича Голицына и Елены Петровны, урождённой графини Шереметевой. Происходил из старинного княжеского рода Голицыных. В марте 1963 года, на встрече с интеллигенцией в Кремле, Н. С. Хрущёв подверг публичному разгрому поэта Андрея Вознесенского и писателя Василия Аксенова, а также Иллариона Голицына, поддержавшего Вознесенского... Погиб в 2007 году: был сбит машиной на улице". ![]() Герб князей Голицыных Вот-те клюква! Оказывается, Никиту-то нашего свет-Сергеевича классовое чутьё всё-таки не подвело. ![]() В общем... никто не таков, каким кажется с первого взгляда. Вы думаете, Никита Сергеевич, что это патриот Василий Шульгин? А это лидер русских монархистов. Вы полагаете, что это "современный Лев Толстой"? А это монархист и мракобес Александр Солженицын. Вы думаете, что этот молодой человек в красной рубашке, желающий почитать стихи Маяковского, — график? Познакомьтесь, Никита Сергеевич, это один из будущих, хе-хе-хе, кандидатов на престол... Не график, а страшно вымолвить, граф или князь, "член самой знатной русской фамилии"... ![]() Дмитрий Налбандян. "Встреча руководителей партии и правительства с творческой интеллигенцией", 1957 г. (Холст, масло. Из фондов ГМВЦ «РОСИЗО»). В Рунете было много споров о датировке этой картины, многие блогеры доказывали, что официальная датировка ошибочна, и по составу изображённых она относится к июлю 1960 года, а не маю 1957 года. Возможно, это и так... Но, возможно, после июньского пленума 1957 года художник просто не стал изображать на картине членов осуждённой на нём "антипартийной группы" — Молотова, Кагановича и других P. S. Вот, кстати, что на той встрече Хрущёв говорил про Шульгина: "Я видел людей. Возьмите, к примеру, Шульгина, товарищи. Шульгин. Монархист. Лидер монархистов. А теперь, теперь он… конечно, не коммунист, — и славу богу, что он не коммунист… (Смех в зале). Потому что он не может быть коммунистом. Но что он, так сказать, проявляет патриотизм, это… это факт. И поэтому, когда он выступил со своими статьями, — я был в Америке, и в это время там были напечатаны его статьи, — на него плевались те, кто раньше питались его соками. Так что, знаете, это такие жернова, которые перетирают в муку, знаете, гранит. Или стирают, или люди шлифуются и крепнут, и становятся в ряды хороших людей." ![]() "Хороший человек" монархист В. В. Шульгин в Кремлёвском дворце съездов. 1964 Последний раз редактировалось Chugunka; 22.10.2024 в 04:50. |
#7
|
||||
|
||||
![]()
https://humus.livejournal.com/6551722.html
Пишет хумус (humus) 2019-04-04 23:00:00 1420 "Пожалуй, единственный человек, которому ход событии пришелся явно по душе, был маршал Родион Малиновский. В некоторых публикациях о деле с У-2 утверждается, будто бы московские ястребы поручили ему следить за советским лидером, чтобы тот не отклонялся от жесткой линии. Это нонсенс. Хрущев настроился на жесткий курс и не нуждался в контроле или подталкивании. Если он в чем-то и нуждался, так это в сдерживании, чтобы он не переигрывал роль человека, возмущенного нанесенным ему оскорблением. В какой-то момент, когда мы с нашим министром иностранных дел находились у него в кабинете, он вспомнил, что государственный секретарь США Гертер был калекой, передвигался на костылях. И вдруг Хрущеву пришла в голову фантастическая мысль: «А что, если при случае сказать: Бог шельму метит?» Не знаю, говорил он это всерьез или нет, но мы с Громыко в один голос воскликнули, что такое говорить совершенно невозможно. Уговаривать нам Никиту Сергеевича не пришлось. Тем не менее он все-таки переигрывал, в особенности на пресс-конференции, состоявшейся непосредственно после провала саммита. Он действительно вышел из себя, когда его начали освистывать, мешая говорить. Пожалуй, наиболее достойно во всей этой истории вел себя генерал де Голль. Он поддерживал американцев, но при этом намекал, что вся эта история лишь частный случай, который не может коренным образом изменить общий ход событий. Хрущеву он говорил, что советский спутник каждый день пролетает над Францией, однако французы воспринимают это спокойно, не поднимают шума". (из воспоминаний Олега Трояновского) Последний раз редактировалось Chugunka; 27.12.2024 в 20:49. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|