![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №98 от 27.05.1993
Лидеры республик поддержали Конституционное совещание Главные участники вчерашнего заседания Совета глав республик в составе России услышали друг от друга то, что хотели услышать. Борис Ельцин рассказал собравшимся в "Президент-отеле", сколькими правами наделяет республики президентский вариант Основного закона. А руководители республик в свою очередь поддержали идею Конституционного совещания и согласились, создавая новый Основной закон, базироваться на президентском проекте. В совещании приняли участие первый вице-премьер Владимир Шумейко, заместитель председателя ВС Николай Рябов, вице-премьер Сергей Шахрай и руководитель администрации президента Сергей Филатов. Выступая на заседании, Борис Ельцин разъяснил собравшимся, что в его проекте Конституции полномочия федеральной власти ограничены, и это позволяет существенно расширить права субъектов федерации. Однако тут же выяснилось, что это не относится к регионам "второго ряда" — краям, областям, автономиям, которые хотят, чтобы их приравняли к республикам. "Считаю, в этом тонком вопросе мы должны быть реалистами, действовать предельно ответственно и осторожно, — успокоил членов Совета Борис Ельцин. — Уважая национальные чувства населения республик, следовало бы сохранить за ними нынешний статус". При этом Ельцин постарался не испортить и отношения с руководителями межрегиональных и региональных ассоциаций, приглашенных на заседание, заявив, что в вопросах налоговой, финансовой и экономической деятельности нужно максимально сблизить права республик, краев и областей. Президент также обратил внимание глав республик на то, что его проект усиливает влияние регионов на формирование политики — благодаря Совету Федерации, верхней палате нового парламента. У президента же появится больше возможностей для посредничества в урегулировании сложных отношений внутри федерации. "Конечно, высшим арбитром в конфликтных ситуациях будет только суд. Задача президента будет состоять прежде всего в том, чтобы не допустить политических или правовых конфликтов", — упредил Ельцин возможные обвинения в стремлении к авторитаризму. В итоговом заявлении, которое, по словам пресс-секретаря президента Вячеслава Костикова, одобрили участники заседания, поддержаны почти все тезисы выступления Ельцина, кроме предложения о том, что Конституционное совещание должно выработать механизм принятия нового Основного закона. Как особо подчеркнул Костиков, "под честное слово" на Совете договорились, что работа в Кремле будет вестись на основе именно президентского варианта Конституции. По мнению пресс-секретаря, Ельцин одержал победу, но наблюдатели Ъ считают, что пока реально президенту удалось только одно — поставить в глупое положение ВС, до сих пор не определивший своего отношения к Конституционному совещанию. Что же касается "честного слова" одной стороны и обещаний другой, то цена им примерно одинакова. 11 из 19 российских республик еще недавно раскритиковали президентский вариант и идею Конституционного совещания. А сам Ельцин, отпустив цены на нефтепродукты, замороженные перед референдумом, подтвердил репутацию политика, скорого как на популистские меры, так и на их отмену, когда цель достигнута. Так что неизвестно, с чем все-таки приедут представители республик в Кремль и что пообещает Ельцин в обмен на поддержку его проекта Конституции регионам "второго порядка", у которых гораздо больше голосов, чем у республик. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №102 от 02.06.1993
Вокруг новой Конституции (Филатов) Количество участников Конституционного совещания 5 июня — при условии, что в нем примут участие все предполагающиеся полномочные представители — составит 762 человека. По словам сообщившего об этом вчера на брифинге в Кремле руководителя администрации президента Сергея Филатова, завершить совещание предполагается 16 июня. Таким образом, президентская сторона намерена провести доработку проекта Конституции в рекордно короткие сроки — всего за 12 дней. По подписанному в понедельник указу Бориса Ельцина состав участников совещания от субъектов федерации расширен вдвое — все руководители и исполнительной, и представительной власти регионов включены в число участников, в добавление к уже избранным от регионов экспертам. Сергей Филатов сообщил, что в настоящее время свое участие в совещании подтвердили 165 руководителей субъектов федерации и 124 региональных эксперта. Ожидается, что к ним прибавятся еще 24 человека. Причем эксперты от субъектов федерации будут считаться полноправными участниками совещания, в отличие от экспертов технических, придаваемых президентской стороной каждой из пяти групп участников — от субъектов федерации, от федеральных властей, от партий, общественных организаций, профсоюзов и конфессий, от товаропроизводителей и предпринимателей, от органов местного самоуправления. Совещание откроет своим докладом Борис Ельцин. По поправкам к проекту, которых поступило уже более двух тысяч, скорее всего, выступит один из разработчиков президентского проекта Сергей Алексеев. Дальнейшая работа, кроме заключительного заседания, будет проходит в группах. По словам Филатова, совещание не будет обсуждать проект закона о выборах в двухпалатный парламент. Должен быть решен только принципиальный вопрос: проводить ли выборы по личностному признаку или по партийным спискам. Сам Филатов поддерживает смешанный принцип выдвижения кандидатов. Предложение Руслана Хасбулатова вынести на референдум сразу три проекта Конституции — президентский, парламентский и от оппозиции — Сергей Филатов назвал "продуманным политическим шагом", за которым "стоит желание утопить это дело" — в связи с тем, что на таком референдуме, по мнению Филатова, необходимое число голосов не получит ни один проект. Филатов вновь подчеркнул, что ни румянцевский, ни проект оппозиции рассматриваться на Конституционном совещании в качестве самостоятельных не будут. Вместе с тем совещание, по его словам, в учредительное не перерастет. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №103 от 03.06.1993
Вокруг новой Конституции Оппозиционные политические объединения готовятся дать президенту бой на Конституционном совещании, открывающемся в Кремле 5 июня. Сегодня представители этих объединений соберутся на альтернативное конституционное совещание, где предполагают обсудить не только проблемы, связанные с принятием нового Основного закона, но и наметить меры на случай угрозы государственного переворота, под которым подразумеваются жесткие действия президента. Между тем похоже Борис Ельцин об этом и не помышляет, хотя совещание в Кремле, очевидно, будет идти довольно трудно: для участия в нем приглашены 34 партии и организации, 15 общественно-политических союзов и движений, 8 молодежных организаций. Обилие предложений, с которыми они направляются в Кремль, обещает жаркие дискуссии и делает непредсказуемыми их итоги. На Конституционном совещании в Кремле центристские и оппозиционные организации намерены приложить все усилия, чтобы не допустить одобрения президентского проекта. Пикантность ситуации заключается в том, что все партии и движения приглашены к участию в создании Основного закона именно президентом. Председатель исполкома Гражданского союза Василий Липицкий заявил корреспонденту Ъ, что союз идет в Кремль для того, чтобы не допустить на совещании неконституционных действий — принятия Основного закона в обход съезда. Тактика оппозиционеров (коммунистических и патриотических партий и движений), очевидно, будет в основном совпадать с тактикой Гражданского союза. Однако если представители политического центра, по словам Липицкого, будут предлагать для обсуждения на совещании вариант Конституционной комиссии, то оппозиционеры намерены отстаивать проект "коммунистической" Конституции РСФСР, подготовленный депутатом Юрием Слободкиным. Президент, очевидно, может рассчитывать, на поддержку своего проекта объединением "Демократический выбор", блоком "Новая Россия", Партией экономической свободы, Российским движением демократических реформ, Социал-демократической партией России и другие организации радикальной демократической ориентации. Однако и они готовы рассматривать президентский проект лишь как конституционный закон переходного периода, а для принятия собственно Конституции предлагают созвать Учредительное собрание. Силы противников и сторонников проекта Конституции, предложенного Ельциным, следует расценить как равные, тем не менее не исключено, что этот проект на совещании будет блокирован. |
#4
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №104 от 04.06.1993
!Вокруг новой Конституции Борьба вокруг проекта новой Конституции России вступает в решающую стадию. Не дожидаясь открытия Конституционного совещания, созываемого президентом, оппозиция провела свое Всероссийское конституционное совещание, на котором заявила о несвоевременности принятия в нынешних условиях нового основного закона России и назвала действия Бориса Ельцина "антиконституционными". Инициаторами альтернативного конституционного совещания выступил Общественный комитет защиты конституции и конституционного строя России, созданный организациями коммуно-патриотическими направленности: Фронтом национального спасения, блоком парламентских фракций "Российское единство", Союзом офицеров и рядом других оппозиционных движений. В совещании приняли участие представители 88 политических партий и движений, народные депутаты России. После его окончания экспертная группа комитета защиты конституции продолжит работу с предложениями различных политических организаций, которые поступали во время проведения совещания. Открывая совещание, народный депутат России Владимир Исаков заявил, что цель этого собрания - "дать оценку попыткам принятия Основного закона неконституционным методами и договориться о совместных политических действиях различных организации в случае, если президентом России будут продолжены преступные действия". Участники совещания считают несвоевременным принятие новой конституции в нынешних условиях. Лидер Русского национального собора Александр Стерлигов сказал корреспонденту Ъ: "Новая конституция нужна только Ельцину, но не народу. Ее нужно принимать в условиях национального согласия. Кроме того, в обществе не произошло существенных сдвигов, которые необходимо закрепить в новой конституции". Другой участник совещания, делегат из Саратова доктор юридических наук Олег Миронов в своем выступлении заявил: "Великий Монтескье пришел бы в ужас от современного трактования его идеи разделения властей. Представительные органы должны иметь гораздо большие функции, чем другие государственные структуры". Совещание приняло резолюцию, в которой выступило против форсирования конституционного процесса и оценило последние действия Бориса Ельцина как антиконституционные. С целью "недопущения государственного переворота" участники совещания создали постоянно действующую экспертную группу, которой вменено в задачу следить за текущим конституционным процессом. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №106 от 08.06.1993
Конституционное совещание Конституционное совещание, открывающее, по мнению Бориса Ельцина, очередную фазу в российском конституционном процессе, стимулировало не только подготовку нового Основного закона. Инцидент с несостоявшимся выступлением спикера резко усугубил недавний раскол среди членов президиума ВС. Открытый переход части его членов — если не полностью, то в основном — на сторону президента, позволяет гораздо выше, чем раньше, оценивать шансы возможной смены руководства в парламенте. Вероятность такого развития событий подтвердил вчера на пресс-конференции первый вице-премьер правительства Владимир Шумейко: он заявил, что на ближайшем съезде народных депутатов, возможно, будет решен вопрос о переизбрании Руслана Хасбулатова. Толчок, приданный Конституционным совещанием, а точнее, скандалом с "не укладывавшимся в регламент" выступлением спикера парламента, окончательно поляризует позиции членов руководства ВС, и, вероятнее всего, послужит началом серьезной антихасбулатовской кампании внутри парламента и в обществе в целом. По мнению многих наблюдателей, несмотря на явную и довольно грубоватую проработанность "инцидента" с обеих сторон (и со стороны спикера, сознательно пошедшего "на позор", и с президентской стороны), результаты происшедшего оказались в моральном плане гораздо менее выгодны именно для руководителя представительной власти. Проигрыш спикера, видимо, обусловлен недооценкой фактора публичного унижения — можно сколько угодно укорять президента за бестактность поведения его сторонников, однако в массовом сознании образ растерянного Руслана Хасбулатова отпечатается надолго. Инцидент поставил под сомнение всегдашнюю "непотопляемость" спикера. К тому же надежда занять кресло спикера может объединить диаметрально противоположные силы парламента. Немедленно начавшиеся сепаратные переговоры части членов президиума с руководителем администрации президента Сергеем Филатовым, их намерение встретиться с президентом, скромное возвращение на совещание председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, который, как оказалось, был возмущен в субботу только вторым инцидентом — с выдворенным в горизонтальном положении из зала заседания автором "коммунистического" проекта Конституции Юрием Слободкиным, странные вчерашние "забегания на минутку" на совещание ответственного секретаря Конституционной комиссии Олега Румянцева и т. п. — все это вполне наглядно демонстрирует, что Борис Ельцин, на этот раз отдавший предпочтение жесткости, одержал серьезную победу над своим главным оппонентом. Сдержанная радость, проявляющаяся в оценках ситуации первого дня совещания, которые дают представители президентской стороны, показывает, что их оценка совпадает с оценкой большинства наблюдателей. Ощутимое поражение спикера позволило вчера Владимиру Шумейко предположить, что летом пройдут сразу два съезда народных депутатов — первый по смещению Хасбулатова, а второй, уже без спикера, — по принятию Конституции в целом. Вместе с тем, несмотря на заявление Шумейко о том, что спикеру "совсем необязательно" возвращаться на совещание, по мнению отдельных наблюдателей, возможен и очередной вариант "полупокаянного согласия" — путем выступления Хасбулатова на следующем пленарном заседании. Вчера на закрытом совещании членов президиума в кабинете спикера вопрос возвращения обсуждался, однако, по сведениям Ъ, пока никакого решения принято не было (см. стр. 3). Тем не менее Олег Румянцев был отправлен в Кремль "договариваться с президентом". Естественно, что возвращение может состоятся только по "просьбам трудящихся", каковые, как известно, уже поступили — вчера группа представителей субъектов федерации выступила с призывом к покинувшим совещание вернуться и предложила предоставить спикеру слово. Как бы ни было трудно представить оскорбленного спикера в Кремле, полностью эту возможность исключать нельзя — тем более что примеров рукопожатий, казалось бы, вконец разругавшихся лидеров ветвей власти в истории последних съездов народных депутатов предостаточно. |
#6
|
||||
|
||||
![]()
Журнал "Коммерсантъ Власть" №23 от 14.06.1993
Скандал с оставшимся за бортом Конституционного совещания диссидентом Хасбулатовым, похоже, исчерпался сразу в двояком смысле. В плане чисто тактическом последующие шаги председателя ВС (малореалистические "пять условий возвращения тов. Хасбулатова в Кремль", новый маньеристский образ "поджигателей конституционного поля", очередное селекторное совещание, угроза созвать параллельное Конституционное совещание, наконец, болезнь, которая немедленно после селекторной радиопереклички помешала спикеру все-таки изложить свои идеи также и участникам совещания) напоминают глухую оборону, единственной осмысленной цель которой является всемерное оттягивание капитуляции. Но кроме того что тактика, по которой ведется кампания, представляется слабой, создается впечатление, что налицо и ошибка чисто стратегического плана: покуда "хасбулатовская партия" довоевывает проигранную битву, удерживая немногочисленные очаги разрозненного сопротивления, вне ее внимания остается реально уже начавшаяся новая кампания — избирательная. На этой неделе в Кремле можно было бы вывесить лозунг "Президент и партии едины": сперва заседавшие в партийной курии участники Конституционного совещания, а затем и Ельцин все с большим воодушевлением говорили о досрочных выборах. Выдвинутая председателем союза "Обновление" проф. Владиславлевым идея не замахиваться сразу на великое, но сосредоточить усилия прежде всего на принятии нового избирательного закона воодушевила самых разнокалиберных партийцев — от демороссов до либерального демократа Жириновского. Объединенная идеей о предстоящем переделе пирога власти многопартийная курия — вопреки расхожему представлению о многопартийности как источнике безобразных склок — даже на общем, весьма пристойном фоне совещания представляла собой и вовсе цивилизованную идиллию. Идиллия понравилась и Ельцину. Отметив, что участники совещания столь достойны и пристойны, что могли бы реально претендовать на парламентский мандат, и ему, президенту, парламент видится составленным как раз из этих лиц, Ельцин усиленно ухватился за идею нового парламента и 12 июня, на праздничной пресс-конференции прямо говорил: "Новые выборы, эти темы злободневны, их ставит сама жизнь... Я надеюсь, что выборы должны быть в октябре, ну, может быть, месяцем раньше, месяцем позже". Энтузиазм президента может быть связан с тем, что как раз двумя днями раньше долгие разговоры о необходимости создавать президентский (или реформистский — как кому нравится) предвыборный блок наконец-то воплотились в дело: "Заявление о формировании предвыборного объединения избирателей — блока реформистских сил" совместно подписали "твердые ельцинцы" (пропагандист Михаил Полторанин, начальник канцелярии Сергей Филатов, вождь "Демроссии" Лев Пономарев), "гайдаровцы" (сам Гайдар, Анатолий Чубайс, Геннадий Бурбулис, Андрей Козырев), вице-премьеры нынешнего кабинета Борис Федоров и Владимир Шумейко, "радикалы" (адвокат Андрей Макаров, полковник Сергей Юшенков) и статусные либералы (режиссер Марк Захаров, академик Дмитрий Лихачев). Ельцин, довольный закулисными трудами Бурбулиса по сколачиванию блока заметил: "Ведется очень капитальная работа. Она просто не рекламируется" — и пообещал, что блок в итоге должен перерасти в президентскую партию. Горячо внявший призыву председателя КС Валерия Зорькина "сделаться российским де Голлем" Ельцин, и так уже немало потрудившийся на ниве российского голлизма (борьба с парламентской республикой, плебисциты, проталкивание новой конституции), следует голлистской тактике и далее. Новый блок сильно напоминает голлистский "Союз в защиту новой республики", а Ельцин в этой ситуации — самого творца Пятой Республики, который, всласть поругав и "режим партий", и "театр теней", под которым он разумел Национальное собрание, закончил тем, что, предав мягкому благоумолчанию свои прежние речи про надпартийного лидера-арбитра, создал мощную партию, предназначенную для выступлений в столь сильно перед тем обруганном "театре теней". Такой голлистский фокус — если, конечно, новые выборы удастся пробить — ставит новый блок в довольно выгодное положение. Отчасти повторяется ситуация с президентскими выборами 1991 года. Тогда противники Ельцина долго и убедительно доказывали, что и никакого президента России не нужно, и Закон о президенте плох до чрезвычайности. В результате, когда дело дошло до выборов, их позиции оказались крайне неудачными: после того, как ты только что доказал, что пост президента — несчастие для России, трудно эффективно домогаться как раз этого поста. Сейчас "хасбулатовская партия" положила массу трудов на дискредитацию впрок любого нового законодательного корпуса, объявив его по определению и марионеточным, и узурпаторским. Изготовление такого количества убедительных аргументов (как выясняется — против самих же себя) естественным образом несколько затрудняет будущее кампанию по самовыдвижению патриотов в депутаты марионеточного парламента. Не столь подверженные ослеплению борьбы умеренные оппозиционеры и центристы, исходя из правила "не держать все яйца в одной корзине и все деньги в акциях одной фирмы" давно уже предчувствовали, что дело все равно идет к досрочным выборам. Кого не убедили результаты апрельского плебисцита, тот поумнел, видя, что Конституционное совещание стало реальным и серьезным фактором политики. В итоге многопартийная курия демонстрирует трогательное объединение политических фаворитов (реформисты), центристов, у которых хватило ума вовремя подстелить соломку (Травкин, Владиславлев) и вечных борцов, представленных в образе В. В. Жириновского: "Все на выборы, все на выборы в самый главный, верховный совет!". |
#7
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №106 от 08.06.1993
Конституционное совещание Конституционное совещание, открывающее, по мнению Бориса Ельцина, очередную фазу в российском конституционном процессе, стимулировало не только подготовку нового Основного закона. Инцидент с несостоявшимся выступлением спикера резко усугубил недавний раскол среди членов президиума ВС. Открытый переход части его членов — если не полностью, то в основном — на сторону президента, позволяет гораздо выше, чем раньше, оценивать шансы возможной смены руководства в парламенте. Вероятность такого развития событий подтвердил вчера на пресс-конференции первый вице-премьер правительства Владимир Шумейко: он заявил, что на ближайшем съезде народных депутатов, возможно, будет решен вопрос о переизбрании Руслана Хасбулатова. Толчок, приданный Конституционным совещанием, а точнее, скандалом с "не укладывавшимся в регламент" выступлением спикера парламента, окончательно поляризует позиции членов руководства ВС, и, вероятнее всего, послужит началом серьезной антихасбулатовской кампании внутри парламента и в обществе в целом. По мнению многих наблюдателей, несмотря на явную и довольно грубоватую проработанность "инцидента" с обеих сторон (и со стороны спикера, сознательно пошедшего "на позор", и с президентской стороны), результаты происшедшего оказались в моральном плане гораздо менее выгодны именно для руководителя представительной власти. Проигрыш спикера, видимо, обусловлен недооценкой фактора публичного унижения — можно сколько угодно укорять президента за бестактность поведения его сторонников, однако в массовом сознании образ растерянного Руслана Хасбулатова отпечатается надолго. Инцидент поставил под сомнение всегдашнюю "непотопляемость" спикера. К тому же надежда занять кресло спикера может объединить диаметрально противоположные силы парламента. Немедленно начавшиеся сепаратные переговоры части членов президиума с руководителем администрации президента Сергеем Филатовым, их намерение встретиться с президентом, скромное возвращение на совещание председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, который, как оказалось, был возмущен в субботу только вторым инцидентом — с выдворенным в горизонтальном положении из зала заседания автором "коммунистического" проекта Конституции Юрием Слободкиным, странные вчерашние "забегания на минутку" на совещание ответственного секретаря Конституционной комиссии Олега Румянцева и т. п. — все это вполне наглядно демонстрирует, что Борис Ельцин, на этот раз отдавший предпочтение жесткости, одержал серьезную победу над своим главным оппонентом. Сдержанная радость, проявляющаяся в оценках ситуации первого дня совещания, которые дают представители президентской стороны, показывает, что их оценка совпадает с оценкой большинства наблюдателей. Ощутимое поражение спикера позволило вчера Владимиру Шумейко предположить, что летом пройдут сразу два съезда народных депутатов — первый по смещению Хасбулатова, а второй, уже без спикера, — по принятию Конституции в целом. Вместе с тем, несмотря на заявление Шумейко о том, что спикеру "совсем необязательно" возвращаться на совещание, по мнению отдельных наблюдателей, возможен и очередной вариант "полупокаянного согласия" — путем выступления Хасбулатова на следующем пленарном заседании. Вчера на закрытом совещании членов президиума в кабинете спикера вопрос возвращения обсуждался, однако, по сведениям Ъ, пока никакого решения принято не было (см. стр. 3). Тем не менее Олег Румянцев был отправлен в Кремль "договариваться с президентом". Естественно, что возвращение может состоятся только по "просьбам трудящихся", каковые, как известно, уже поступили — вчера группа представителей субъектов федерации выступила с призывом к покинувшим совещание вернуться и предложила предоставить спикеру слово. Как бы ни было трудно представить оскорбленного спикера в Кремле, полностью эту возможность исключать нельзя — тем более что примеров рукопожатий, казалось бы, вконец разругавшихся лидеров ветвей власти в истории последних съездов народных депутатов предостаточно. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|