Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Общество > Отечественная культура

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 21.05.2021, 10:28
Аватар для Антон Орех
Антон Орех Антон Орех вне форума
Местный
 
Регистрация: 18.11.2011
Сообщений: 472
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Вес репутации: 14
Антон Орех на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий. Глава 154. «Тёмный» концерт

https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2452509-echo/
10:04 , 29 июня 2019

автор
Один Высоцкий


Цитата:
Вот пишут — голос мой не одинаков:
То хриплый, то надрывный, то глухой.
И просит население бараков:
«Володя, ты не пой за упокой!»

Но что поделать, если я не звонок,—
Звенят другие, я — хриплю слова.
Обилие некачественных плёнок
Вредит мне даже больше, чем молва.
1972 год

Москва, Институт социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко, 21 ноября 1973 года. Фото Е.Иберклейда

Полный звук Главы №154: СЛУШАТЬ
https://cdn.echo.msk.ru/files/3119299.mp3
Обычно мы в таких случаях говорим, что это фрагмент выступления Владимира Высоцкого такого-то числа в таком-то месте.
Но про этот концерт настолько определенно мы сказать не сможем: слушать
И видимо, не сумеет сказать уже никто…
Хотя быть может, кто-то услышит сейчас эту пленку и вспомнит, что такого-то числа в таком-то месте был в этом зале и может быть даже держал на коленях магнитофон, на который это всё и записывалось.

Москва, МВТУ им. Баумана, 26 декабря 1976 года. Фото Николая Демчука

В жизни Владимира Высоцкого и в его творчестве до сих пор остается немало незаполненных страниц.
Но в то же время стараниями сотен энтузиастов белых пятен и прорех всё меньше и меньше и, по крайней мере, хронология его выступлений запротоколирована неплохо.

Северодонецк, 21-24 января 1978 года

Если с домашними записями бывает разобраться сложнее, то уж публичные-то вроде бы пронумерованы и расставлены в календарях.
Однако есть среди этих записей те, которые высоцковеды и высоцколюбы называют «тёмными» – когда точную дату и место выступления не знают даже знатоки. И вот как раз такую запись мы сегодня послушаем – причем почти целиком!

Москва, МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Александра Путяты

Заранее просим простить за не всегда хорошее качество звука: слушать
Фонограмму записывали прямо в зале – реакцию публики порою слышно гораздо лучше, чем слова самого Высоцкого. С другой стороны, эта реакция отлично передает атмосферу на концерте и отношение зрителей к человеку, чьи песни они пришли послушать.

Лыткарино, ДК «Мир», 3 июля 1980 года. Фото Александра Феоктистова

А из только что сказанного любопытны не слова про Булата Окуджаву.
Благо, что примерно так Высоцкий говорил про своего творческого, если можно так выразиться, вдохновителя неоднократно. И даже не саркастическое упоминание «актера» Михаила Ножкина здесь интересно.

Михаил Ножкин

А слова про «Битлз».
Потому что творческая биография Высоцкого полностью совпала с золотой эрой рок-н-ролла – однако про отношение Высоцкого к этой музыке или его отношения с какими-то нашими или зарубежными рок-музыкантами практически ничего неизвестно. А здесь Владимир Семенович называет битлов великими музыкантами. В его устах слово «великий» вообще звучало нечасто.

«Битлз»

Это прекрасный фрагмент: слушать
Высоцкого спрашивают, как он будет отмечать 75-летие театра, а он отвечает, что отметит хорошо: «Из-под земли буду смотреть». Смеющегося Высоцкого мы, к слову, тоже слышали не так часто. Как он шутит – это нам всем знакомо, а вот как по-настоящему смеется – это прямо эксклюзив.

Ярославль, ДК моторного завода, 28 февраля 1979 года. Фото Сергея Метелицы

Но ситуация понятна.
75-летие Театра на Таганке, где служил Владимир Семенович, наступит только в апреле 2039 года. Нам бы самим до той поры дожить. Однако именно эта реплика помогла хотя бы приблизительно установить дату выступления. По всей видимости, это начало 1979 года, коль скоро 15-летие еще только предстоит отпраздновать.

Владимир Высоцкий и Никита Прозоровский. 15-летие Театра на Таганке.
Москва, 23 апреля 1979 года. Фото Александра Стернина

Высоцкий, по сути, не сильно лукавит: слушать
Большую часть своей, скажем так, песенной карьеры, он не имел никакого официального статуса и не мог проводить настоящих концертов, хотя известно, что собирал аншлаги практически везде, куда приезжал, иной раз давал в день по три-четыре выступления на одной и той же сцене, выходил перед публикой во Дворцах спорта перед тысячами зрителей.

Куйбышев, Дворец спорта, 29 ноября 1967 года. Фото Григория Гутмана

Но Высоцкому и тем людям, которые ему помогали, постоянно приходилось идти на разные ухищрения – в том числе и обходя советские законы, чтобы артист мог выступать и получать за это еще и достойный гонорар.
В последние годы Владимир Семенович нередко выступал от общества «Знание» и общества книголюбов, и формально это действительно были не концерты, а встречи.

Москва, ЦДРИ, 30 ноября 1979 года. Фото Валерия Смирнова

И нельзя исключать, что отвечая таким странным образом на вопрос из зала, он еще и соблюдал некоторые правила конспирации.
Но уже сколько времени Высоцкий говорит со сцены, а где же песни?

Москва, МИЭМ, 7 апреля 1980 года. Фото Александра Майоршина

Нарушим хронологию концерта: слушать

Как мы уже сказали, точной даты и места проведения концерта, фрагменты из которого мы с вами слушаем, нет.
К сожалению, и запись сохранилась не целиком, а чуть менее 16 минут. Судя по контексту – это уже финальная часть выступления. И так уж вышло, что в эти 16 минут не попало ни одной песни, а только ответы на записки, когда вся песенная программа была Высоцким выполнена. Однако мы вас без песен все-таки не оставим и дадим послушать некоторые из тех, которые прямо упоминаются в записках и ответах Высоцкого. Например, про Орленка Эда.

Орлёнок Эд: слушать

Черновой автограф песни «Таких имен в помине нет…»

Фонограмма с чудесной пластинки, дискоспектакля «Алиса в стране чудес», о которой мы уже рассказывали вам и которая в 70-е – 80-е годы была чуть ли не в каждом доме, где росли маленькие дети и где был проигрыватель.

Сборник своих стихов Владимир Семенович при жизни так и не увидел: слушать
Он действительно не суетился, не бегал по редакциям, не унижался перед ничтожными людьми, которые делали вид, что такого поэта Высоцкого не существует. Кроме разрозненных публикаций – в основном в региональной прессе и стихотворения «Из дорожного дневника», опубликованного в 1975 году сборнике «День поэзии», ничего толком не вышло.

Если конечно не считать публикацию его текстов в неподцензурном альманахе «Метрополь».

До конца жизни двухсерийную историю про «честь шахматной короны» Владимир Семенович так больше и не исполнил: слушать
А Бобби Фишер так и не вернулся в большие шахматы, за исключением короткого выставочного матча с Борисом Спасским в 1992 году.

Бобби Фишер и Борис Спасский, 1972 год

А вопрос из зала, начинавшийся со слов «Владимир Семенович, пора бы получить заслуженного – хотя бы по шахматам», в наши дни тоже слушается пророчески, потому что никаких званий Владимир Семенович при жизни тоже не дождался.

Навои, ДК «Фархад», 27 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва, корреспондента газеты «Индустриальный Навои»

Впрочем, вы же слышите сами, как ведут себя зрители в зале – разве так уж важны были для этих людей официальные звания?
Гораздо важнее, что человек, с которым они общались, был Высоцким – это и было его главным званием: слушать

Петь Высоцкий не стал, а мы с вами сейчас, конечно, послушаем песню из югославского фильма «Единственная дорога», в котором снимался Владимир Семенович.
Только это будет не киновариант, а запись Константина Мустафиди, 2 апреля 1974 года.

«В дорогу живо – или в гроб ложись…»: слушать

Фрагмент чернового автографа песни «В дорогу — живо…»

Еще один ответ на записку из зала невольно перекликается с песней, которую вы только что слышали, и трагичное пересекается со смешным.
Хотя и в ответах Высоцкого, которые мы с вами слышали, тоже хватало черного юмора: слушать

Как бы ни был популярен Высоцкий, но даже в то время, когда его знала вся страна, люди всё равно часто путали его песни с чьими-то чужими песнями или путались в названиях и словах песен самого Владимира Семеновича.

Москва, институт «Гипрогазоочистка», 1973 год

Финальная записка с этого концерта, который так и остается по сию пору «темным» – как раз об этом: слушать

Владимир Высоцкий, между прочим, упоминает и цитирует песню, которая не только не прозвучала вот на этом концерте, но и ни разу до сих пор не звучала в нашем цикле.
И это отличный повод исправить упущение. Запись Константина Мустафиди, 1973 год.

«Наши предки, люди тёмные и грубые…»: слушать

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.

Москва, МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука

А напоследок хочется вспомнить стихотворение, которое не стало песней.
И на концертах Владимир Высоцкий никогда не читал из него больше двух строк, но к сегодняшней нашей истории оно прекрасно подходит: слушать

Всего две строки.
Но раз мы сегодня допеваем и договариваем то, что не допел и не досказал на загадочном «темном» концерте сам Высоцкий, то и это стихотворение вы услышите целиком. А прочтет его наш друг и ваш хороший знакомый, актер Анатолий Меньщиков: слушать

Завершение концерта: слушать

Череповец, СКЗ «Алмаз», 16 апреля 1978 года. Фото Леонида Бахвалова

Цитата:
И ваши похвалы и комплименты,
Авансы мне не отфутболю я:
От ваших строк, мои корреспонденты,
Прямеет путь и сохнет колея.

Сержанты, моряки, интеллигенты,
Простите, что не каждому ответ:
Я вам пишу, мои корреспонденты,
Ночами песни — вот уж десять лет!
1972 год

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных.

Фрагмент неизвестного выступления, февраль 1974 года: слушать

Уважаемые друзья и спонсоры проекта «Один Высоцкий»!

Как вы уже знаете, «книжная версия» нашего издания, наконец, была сдана в типографию.

И теперь мы готовы сообщить вам, что печать всех полос полуторатысячного тиража издания завершена.
Общий объем книги составил шестьсот тридцать две страницы.

Однако впереди еще несколько важных стадий полиграфического процесса.
И ближайшая из них – это фальцовка. Отпечатанные полосы необходимо нарезать и сшить в блоки.

Но куда больше наших слов скажут вам снимки из типографии, на которых вы видите, как идет работа над печатью.
На этих фотографиях – ваши будущие книги, которые не появились бы без вашего участия и поддержки!

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

Последний раз редактировалось Chugunka; 24.05.2021 в 11:56.
Ответить с цитированием
  #2  
Старый 25.05.2021, 09:13
Аватар для Архивные Материалы
Архивные Материалы Архивные Материалы вне форума
Новичок
 
Регистрация: 24.02.2021
Сообщений: 25
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Архивные Материалы на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий об альпинистах


https://www.youtube.com/watch?v=IIAShM0jwPw
Ответить с цитированием
  #3  
Старый 30.05.2021, 12:50
Аватар для Архивные Материалы
Архивные Материалы Архивные Материалы вне форума
Новичок
 
Регистрация: 24.02.2021
Сообщений: 25
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Архивные Материалы на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий О разоблачении артистов, 1980 г


https://www.youtube.com/watch?v=f0d7D5q8-38&t=52s

Последний раз редактировалось Chugunka; 14.06.2021 в 13:39.
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 31.05.2021, 11:33
Аватар для Антон Орех
Антон Орех Антон Орех вне форума
Местный
 
Регистрация: 18.11.2011
Сообщений: 472
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Вес репутации: 14
Антон Орех на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий. Глава 156. «Возьмите меня четвёртым…»

https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2464087-echo/
10:00 , 20 июля 2019

автор
Один Высоцкий

https://cdn.echo.msk.ru/files/3128909.mp3
Полный звук Главы №156: СЛУШАТЬ

Эта черно-белая лента, снятая на «Мофильме», называется «Четвёртый», и сейчас практически забыта широкой публикой: слушать

Фотопроба к фильму «Четвёртый», 1972 год. Фото Владимира Мурашко

Удивительно, но даже в контексте творчества Владимира Высоцкого его вспоминают не так часто.
Хотя даже с точки зрения чистого времени в кадре, это одна из самых объемных ролей Высоцкого в кино и одна из очень немногих главных.

Владимир Высоцкий и Маргарита Терехова: слушать
https://youtu.be/qlfNnC-NWsc
У героя Высоцкого по сюжету нет имени.
Его зовут просто Он. В первой же сцене картины он приходит в дом Женщины, которую Он любил, хотя имя у нее всё-таки есть – Кэт.

Маргарита Терехова (Кэт) и Владимир Высоцкий (Он) на съёмках фильма

Он – успешный американский журналист.
Который в войну был радистом в экипаже американского бомбардировщика и прошел через плен и концлагерь. В лагере их и других заключенных должны были расстрелять. И тогда трое его товарищей по экипажу отвлекли надзирателей и ценою своих жизней помогли остальным устроить побег: слушать
https://youtu.be/H2Gu-HpgeoA
Как вы уже слышали из уст самого Владимира Семеновича, ставил картину режиссер Александр Столпер.

Владимир Высоцкий и Александр Столпер на съёмках фильма «Четвёртый». Фото В. Мастюкова

Музыку написал Ян Френкель.
В основе сюжета лежала пьеса Константина Симонова, которая тоже называлась «Четвёртый». Пьеса в то время была довольно известна и шла в «Современнике» и БДТ. Смысл названия очевиден. Три члена экипажа погибли, а четвёртый остался жить. Достойно ли он живет все эти годы, достойна ли эта жизнь памяти его товарищей: слушать
https://youtu.be/9nR7_EvBr9s
Командир экипажа по имени Дик.
Сыграл его Сергей Шакуров.

Здесь нам все-таки необходимо сделать важное пояснение.
Режиссёр Александр Столпер и писатель Константин Симонов хоть и присутствовали в судьбе Владимира Высоцкого скорее эпизодически, но это были очень важные эпизоды. Что говорить, если статья Симонова в «Правде», вышедшая 8 декабря 1963 года под названием «Вдохновение юности», фактически благословила новый любимовский театр.

Константин Симонов

Без поддержки Симонова, возможно, и не удалось бы после постановки «Доброго человека из Сезуана» – первого спектакля Таганки – продлить жизнь молодого театра.

Через два года, в конце 1965 года на 50-летии Симонова артисты Таганки выступят с душевным коллективным поздравлением, а Высоцкий с товарищами споют специально написанную по такому случаю песню, что, к слову, было довольно редким случаем.
Мы вспоминали об этом в одной из Глав нашего цикла. Режиссер Александр Столпер постоянно экранизировал симоновскую прозу, в том числе сняв в 1963-м знаменитый фильм «Живые и мертвые».

На съёмках фильма «Живые и мёртвые», октябрь 1962 года. Фото Геннадия Михайлова

Высоцкий сыграл в этой картине маленькую роль, всего три эпизода, но во время съемок Константин Михайлович лично приехал на площадку и, считается, что тогдашний разговор с ним и другими актерами о войне, о фронтовой жизни очень повлиял на молодого и еще начинающего артиста и поэта Высоцкого.

Ну а мы вернемся к фильму «Четвёртый».

Экипаж самолета, в котором воевал Он: слушать
Командир, Второй пилот, Штурман. Сергей Шакуров, Александр Кайдановский, Сергей Сазонтьев.
https://youtu.be/ZDfLLPnfzew
Надо сказать, что смотрится всё это действо очень необычно.
Чем-то этот художественный фильм похож на постановки в популярном в то время жанре фильма-спектакля. Когда, при минимальном использовании натуры, действие происходит преимущественно в декорациях павильонов, а персонажи, хотя и используют пластику, мимику и бывают порою очень экспрессивны, в кадре передвигаются мало и смотрятся статично.

Владимир Высоцкий (Он), Александр Кайдановский (Штурман), Сергей Шакуров (Дик) и Сергей Сазонтьев (2-й пилот) на съёмках фильма

Члены экипажа вспоминают Джека Уиллера, и в этом месте в картине идет длинный, фактически концертный и абсолютно вставной по сюжету номер в исполнении Мариса Лиепы, тоже сыгравшего в «Четвёртом».

Марис Лиепа (Джек Уиллер) и Владимир Высоцкий (Он) на съёмках фильма, июль 1972 года. Фото Игоря Аксёнова

Но говорит герой Лиепы с экрана голосом Вячеслава Тихонова: слушать
https://youtu.be/RbHsAcXxoEU
Голосами фантастических артистов можно наслаждаться и просто самими по себе, но мы чувствуем, что здесь нужны некоторые пояснения по сюжету.
Суть фильма – в разговоре главного Героя со своей совестью. Из реальных персонажей – только героиня Маргариты Тереховой, Женщина которую когда-то любил, а потом бросил Он.

Владимир Высоцкий (Он) и Маргарита Терехова (Кэт) на съёмках фильма, июль 1972 года. Фото Игоря Аксёнова

Остальные персонажи возникают только в памяти и в воображении героя.
Положительные герои – те, кто был с Ним вместе в бараке концлагеря. Товарищи по экипажу бомбардировщика погибли, но остальным удалось бежать, и встречи с ними в разных обстоятельствах после войны всплывают в памяти героя.

Рабочий момент съёмок фильма

А погибшие являются к нему такими, какими были за несколько часов до смерти и разговаривают с Ним в том же самом лагерном бараке, сидя в ряд.

Но есть и персонажи сугубо отрицательные.
И деление на плохих и хороших абсолютно четкое и очевидное. Как в сцене допроса на некоей Комиссии, председателя которой сыграл Леонид Кулагин: слушать
https://youtu.be/g5B42_C3LaU
Кстати, эта сцена, одна из ключевых по сюжету, монтировалась частями.
Леонида Кулагина снимали отдельно, Высоцкого отдельно, а вместе их даже на съемочной площадке не было. Такие вот чудеса кинематографа и режиссерские фокусы.

Фотопроба к фильму «Четвёртый». Фото Владимира Мурашко

Диалоги и пространные монологи, порою похожие на манифесты, в картине сочные, ничего не скажешь.
Но в них же вы слышите и ответ на вопрос, почему фильм «Четвёртый» сегодня так редко вспоминают, да и в те годы у него не было громкого признания. Он с одной стороны прекрасно смотрится, но с другой стороны сюжет его максимально схематичен, как схематичны и сами персонажи.

Владимир Высоцкий с гримёром З. Егоровой. Рига, август 1972 года

Пафос – типично антибуржуазный, антикапиталистический, обличающий западное общество, где карьера и благополучие важнее человеческой морали.
Лагерные друзья героя Высоцкого – сплошь антифашисты, коммунисты, борцы за права трудящихся. И даже священник – тоже глубоко порядочный человек. А главный герой, то есть Он, выбирает другой путь – конформиста и карьериста. И после допроса в Комиссии к нему снова приходит Совесть в лице друзей по экипажу: слушать
https://youtu.be/yiDSqUyzixs
Главный герой не только обрекает на смерть отца своей любимой женщины, но и бросает ее саму.
Чтобы жениться на сестре газетного магната. Сестру, крайне вульгарную Бэтси, великолепно сыграла Татьяна Васильева, тогда еще носившая девичью фамилию Ицыкович.

Татьяна Ицыкович (Бэтси) и Владимир Высоцкий (Он) на съёмках фильма

Это было вообще первое ее появление на экране.
Она всеми способами добивается от Него развода, а Он получает престижное и доходное место в компании ее брата Чарльза Говарда, которого сыграл Юрий Соломин: слушать
https://youtu.be/W37WKONRzC4
Вы, конечно, обратили внимание на актерский состав.
Что ни имя – то настоящая звезда. Владимиру Высоцкому везло на партнеров и на сцене, и в кино, но в этом фильме, кажется, нет вообще ни одного артиста, которого до сих пор не помнили бы зрители. Шакуров, Кайдановский, Соломин, Лиепа, Васильева, Терехова, Юозас Будрайтис, Лев Дуров, Михай Волонтир, Армен Джигарханян, Лев Круглый. Что говорить, если в совсем коротком эпизоде снялась звезда Таганки Зинаида Славина. Хоть и не для каждого из них роль в этой картине была такой уж удачной. Критиковали, скажем, Соломина за некоторую истеричность манеры, не соответствующую железному характеру воротилы большого бизнеса.

Юрий Соломин (Чарльз Говард) и Владимир Высоцкий (Он) на съёмках фильма

Маргарита Терехова отказывалась говорить об этой работе, хотя на экране здесь она просто невероятно красива…

Ну а Он – главный герой Высоцкого, предал в очередной раз и не написал статью, которую так ждал Лев Дуров в образе пастора Вандеккера: слушать

Хорошо ли играет Высоцкий в этом фильме?
Вопрос не такой простой. Владимир Семенович действительно очень старается, он пытается выжать из своего несколько карикатурного персонажа всё, что возможно: слушать

Но всё время не оставляет чувство какой-то неловкости при взгляде на эти старания.
И в какой-то момент понимаешь, что роль персонажа по имени Он – не подходит Высоцкому. Потому что в жизни Высоцкий был максимально противоположен этому своему герою.

Владимир Высоцкий (Он) на съёмках фильма

Его песни, его стихи, то каким он был для своих друзей, как был готов помочь любому и в любую минуту, в лепешку расшибиться, но сделать – ничего из этого и близко нет в характере журналиста по имени Он.
Зато есть все черты, каких у Высоцкого не было и быть не могло!

«Четвёртый»

Один из самых драматичных моментов фильма – встреча с Гвиччарди, которого играл Армен Джигарханян.
И Бэтси в исполнении Татьяны Васильевой: слушать
https://youtu.be/rcEs2qbBgZc
Армен Борисович, к слову, тоже был не в восторге и от своей работы, и от работы Высоцкого.
Мол, Высоцкий в кадре просто присутствует, произносит, декламирует – но не играет.

Армен Джигарханян (Гвиччарди) и Владимир Высоцкий (Он) на съёмках фильма

Впрочем, Джигарханян всегда критичен в отношении актерского таланта Высоцкого.

Возможно, какой-то отпечаток на работу наложил и сложный личный период в жизни Владимира Семеновича.
Перед съемками обострилась всем известная его болезнь. Договор с Высоцким на участие в фильме был заключен 12 июля 1972 года, и вскоре съемки начались в Риге. Туда срочно попросили приехать Марину Влади, и она в который раз оказала на Володю во всех смыслах отрезвляющее действие.

Юрмала, кемпинг «Яункемери», август 1972 года. Фото Ояра Мартинсона

Все, кто вспоминают те дни, говорят о необыкновенной нежности, с которой они относились другу к другу.
Обстановка нормализовалась.

Олег Марусев, Карел Готт и Владимир Высоцкий. Юрмала, Дубулты, 6 августа 1972 года. Фото Ояра Мартинсона

К тому же в Юрмале, где поселились Высоцкий и Марина, именно в тот момент отдыхали многие известные люди, и Владимир Семенович проводил время то с Сергеем Параджановым, то со знаменитым певцом Карелом Готтом, здесь же были и Василий Шукшин, и Роберт Рождественский.
Так или иначе, картину все-таки завершили успешно: слушать
https://youtu.be/5OuJmfhFOdE
Время действия – начало 60-х.
Сама пьеса написана Константином Симоновым в 1961 году. Но даже для того времени сюжетные подробности кажутся нарочитыми. Судят антифашистов, убивают протестующих рабочих, преследуют коммунистов за помощь республиканской Испании еще до войны. Наконец, главная коллизия. Над СССР пролетит американский самолет с атомной бомбой, и надо предупредить об этом, чтобы предотвратить мировую катастрофу. Почти полный пропагандистский набор. Но для героя – это переломный момент всей жизни. Еще более трудный, чем в концлагере у фашистов. Написать о полете этого злосчастного самолета и поставить на кон карьеру или промолчать? И, в конце концов, Он все-таки принимает решение: слушать
https://youtu.be/DVJj1xblX9c
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.

Фильм «Четвёртый» вышел на экраны 7 мая 1973 года.

Афиша кинофильма «Четвёртый». Художник В.Козорезова

После премьеры публично Владимир Высоцкий об этой роли вспоминал очень редко.
И с одной стороны, она получилась одной из самых больший его ролей в кино, а фильм – одним из самых необычных, но с другой, удачей эту работу не назовешь.

Газета «Вечерняя Москва», 22 мая 1973 года

Однако режиссер Александр Столпер именно Высоцкого хотел непременно снять в роли журналиста по имени Он.
Пускай даже персонаж совершенно не соответствовал личности артиста. Но от режиссера требовалось немало мужества, чтобы отстаивать кандидатуру Высоцкого на главную роль. Далеко не каждый тогда на это решался и далеко не каждому это удавалось.

Фотопроба к фильму «Четвёртый». Фото Владимира Мурашко

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– Марк Цыбульский, «На съемках «Четвёртого»»;
– Виктор Бакин, «Владимир Высоцкий без мифов и легенд».

Константин Симонов и Владимир Высоцкий. Париж, «Павийон де Пари», 26 октября 1977 года

Юбилейная («Прожить полвека — это не пустяк…»): слушать (Москва, ЦДЛ, 50-летие Константина Симонова, 28 ноября 1965 года)

«Советский экран», январь 1973 года


Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

Последний раз редактировалось Chugunka; 03.06.2021 в 10:48.
Ответить с цитированием
  #5  
Старый 04.06.2021, 10:35
Аватар для Архивные Материалы
Архивные Материалы Архивные Материалы вне форума
Новичок
 
Регистрация: 24.02.2021
Сообщений: 25
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Архивные Материалы на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий О фильме Место встречи изменить нельзя, 1979 г


https://www.youtube.com/watch?v=KZhf_JzcagU

Последний раз редактировалось Chugunka; 14.06.2021 в 13:40.
Ответить с цитированием
  #6  
Старый 05.06.2021, 11:04
Аватар для Антон Орех
Антон Орех Антон Орех вне форума
Местный
 
Регистрация: 18.11.2011
Сообщений: 472
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Вес репутации: 14
Антон Орех на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий. Глава 157. «В Тбилиси — там всё ясно, там тепло…»

https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2472767-echo/
10:17 , 03 августа 2019

автор
Один Высоцкий


Цитата:
И засосало мне с тоской
Под ложечкой,
И я прошёлся колеёй
Немножечко…
И в двух шагах — ручьи воды
Весенние,
А рядом — вверх и вбок — следы
Спасения.
Владимир Высоцкий (из черновиков, 1972 год)

Полный звук Главы №157: СЛУШАТЬ
https://cdn.echo.msk.ru/files/3135669.mp3
История, которую мы хотим вам рассказать в этот раз, с одной стороны довольно короткая – всего пара месяцев.
С другой стороны, длинная – почти полтора десятилетия. С одной стороны, история легкая, хоть и событий в ней предостаточно.

Тбилиси, гостиница «Аджария», 21 сентября 1979 года. Фото Александра Саакова

С другой – не такая простая, потому что живого голоса Высоцкого в ней не так много, а мы все-таки делаем рассказ для радиоэфира.

Если цитировать всех очевидцев этой истории – нам понадобится отдельный цикл.
Потому что в Грузии произносить тосты и рассказывать истории любят, умеют и способны делать это обстоятельно и долго. Да, сегодня мы отправимся вместе с Владимиром Семеновичем именно в Грузию. Где его любили всегда и где у него до сих пор масса поклонников, несмотря на все коллизии современной жизни.

Тбилиси, ДК «Строитель» института ТбилЗНИИЭП, 20 сентября 1979 года. Фото Григория Абелишвили

11 октября 1979 года, второй концерт в НИИ «Мион» в Тбилиси: слушать
Песню про «утреннюю гимнастику» мы в сейчас послушаем, коль скоро Владимир Семенович упомянул ее отдельно, а пока сделаем важное пояснение. Высоцкий бывал в Грузии неоднократно. По самым разным делам – и личным, и творческим.

Слева направо: актёр Ило Циквадзе, Сергей Параджанов, Ирина Магвинетухуцеси (дочь Отара), Владимир Высоцкий, актёр Отар Магвинетухуцеси, театровед Донара Канделаки и актриса Гуранда Габуния (жена Отара).
Тбилиси, ДК профсоюзов, 11 октября 1979 года. Фото Юрия Мечитова

Но так получилось, что до наших дней сохранились только записи осенних гастролей в Тбилиси в 1979-м и отрывочные и не очень хорошего качества записи во время морских круизов.
Поэтому наш рассказ будет охватывать весь период от первого приезда в 1966 году до последнего в 1979-м, но в качестве непосредственно грузинских звуковых «иллюстраций» будут только эти дошедшие до нас пленки.

А теперь «Утренняя гимнастика», концерт в Тбилисском научно-исследовательском институте сооружений и гидроэнергетики.

Утренняя гимнастика: слушать

1966 год, первая встреча Высоцкого с Грузией.
И, между прочим, получается, что это с точки зрения сегодняшнего дня – первые заграничные гастроли Театра на Таганке, ведь Грузия же нынче – заграница. Но и тогда это был первый выезд любимовской труппы за пределы РСФСР. Артисты потом вспоминали, что встречали их так, словно перепутали с западными гастролерами. Толпы народу, журналисты, камеры. Центральные грузинские газеты посвятили московскому театру сплошь положительные рецензии.

Театр на Таганке в редакции газеты «Заря Востока», 7 июля 1966 года. Фото Михаила Квирикашвили
1-й ряд, сидят: Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, заведующий отделом литературы и искусства Владимир Панов, литсотрудник отдела республиканской информации Шалва Свани, ответственный секретарь редакции Юлий Поляков.
2-й ряд, стоят: литсотрудники отдела литературы и искусства Валерий Партугимов и Нана Кипиани, Юрий Любимов, старший корректор Марина Тер-Погосова, первый заместитель редактора газеты Галина Мухранели, литсотрудник отдела литературы и искусства Лия Цилосани, Зинаида Славина, литсотрудник отдела промышленности Георгий Безиргани, заместитель редактора газеты Зураб Беридзе, Вениамин Смехов.

Отметили и Высоцкого, который хоть и был актером молодым, но в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир», великолепно менял образы, что называется, переключал регистры, воплощая и комическое, и драматическое, и сатирическое в разные моменты постановки.

«Десять дней, которые потрясли мир…». Фото Виктора Ахломова

Хотя именно с «Десятью днями» вышел поначалу конфуз.
На первом спектакле публика реагировала вяло, а зал был наполовину пуст. Но это было, как ни странно, оборотной стороной популярности Таганки. На первое представление билеты разобрала сплошь партноменклатура, чтобы было чем козырнуть перед остальными, а на сам спектакль ходить и не обязательно. И ладони в зале можно поберечь. Но потом залы всегда были полны – и в Тбилиси, и в Сухуми, хотя играли, когда на улице была жара под сорок.

«Десять дней, которые потрясли мир…». Фото Виктора Ахломова

А среди зрителей было и немало москвичей, которым оказалось проще взять отпуск, приехать в Грузию, заплатить за билеты вдвое больше, чем в Москве, но всё-таки увидеть Театр на Таганке, на который в столице было не попасть вообще.

А Владимир Семенович, если судить по письмам другу Игорю Кохановскому и воспоминаниям жены Людмилы Абрамовой, поразился с одной стороны невероятному уровню культуры тбилисцев, с другой стороны – ловкачеству тбилисских торговцев на рынке, а с третьей стороны – таланту грузин к застолью.

«Жена моя Люся поехала со мной и тем самым избавила меня от грузинских тостов аллаверды, хотя я и сам бы при нынешнем моем состоянии и крепости духа устоял. Но – лучше уж подстраховать, так она решила. А помимо этого, в первый раз в жизни выехали вместе. Остальных потихоньку спаивают, говорят: «Кто не выпьет до дна – не уважает хозяина, презирает его и считает его подонком». Начинают возражать: «Что вы, как это, генацвали?» А вечером к спектаклю – в дупель».

Автограф на стене дачи Медеи Джапаридзе и Реваза Табукашвили в местечке Армази близ Мцхета: «Как хочется побывать у вас ещё!!! Высоцкий и его друг Епифанцев».
«Благодарим Вас за прекрасный день! Ю.Любимов» (1966 год)

К той же поездке в 1966 году относится и апокрифический эпизод, который очевидцы вспоминают по-разному.
Точно известно только одно: Владимир Высоцкий чуть не утонул! Во время застолья у местных друзей Юрия Любимова на берегу Куры Высоцкий – в то время, подчеркнем, непьющий – решил искупаться, но недооценил своенравность бурной и к тому же ледяной реки Кура.

Пицунда, 1973 год. Фото Константина Мустафиди

И вытащил его – чуть ли не в последнюю минуту – друг, актер Георгий Епифанцев.
Хотя по другой версии Высоцкого и Епифанцева искусали пчелы, от которых им пришлось спасаться, просто нырнув в воду, а потом доставать в потоке Куры пришлось уже обоих. В любом случае, получилось драматично.

Ну а мы вновь послушаем Владимира Семеновича, концерт в НИИ «Мион» 11 октября 1979-го.
Песня, кстати, тоже в некотором смысле о реке.

Про речку Вачу и попутчицу Валю: слушать

Тбилиси, ДК «Строитель» института ТбилЗНИИЭП, 20 сентября 1979 года. Фото Григория Абелишвили

Возвращаясь же к поездке Театра на Таганке в 1966 году, отметим, что хоть концертов Высоцкий тогда в Грузии и не давал, и записей с песнями никаких не сохранилось, но именно в тот приезд в студии тбилисского телевидения было снято несколько фрагментов спектаклей.
Небольших, но для поклонников театра и Высоцкого лично – очень ценных.

Лишь в 2017 году эта съемка была найдена в архивах грузинского телевидения известным меценатом и издателем Вадимом Панютой.
В 2018 году она выпущена на DVD в качестве приложения к книге «Высоцкий в Грузии», вышедшей в издательстве «Либрика».

А Высоцкий хоть и не пел, зато писал.
В Сухуми он сочинил одну из злободневных для той поры песен. Артистов не пускали в ресторан, потому что ждали какую-то важную делегацию. Ну и Высоцкий зафиксировал это в своих строках и аккордах.

«А люди всё роптали и роптали…»: слушать

Осенью того же 1966 года Высоцкий вновь приезжает в Грузию.
В горной Сванетии снимались эпизоды фильма «Вертикаль», который принес Владимиру Высоцкому не просто всесоюзную славу, а всесоюзную узнаваемость. Песни его на бобинах уже слушали, но в лицо знали немногие. А после «Вертикали» вышли и первые миньоны с песнями Высоцкого из этого фильма.

Впрочем, сегодня мы, с вашего позволения, из этого всем хорошо известного кино песни давать не будем.
Но в связи с нашей темой вспомним, что в 1969 году для другой картины – «Белый взрыв – Высоцкий написал песню, посвященную памяти выдающегося грузинского и советского альпиниста Михаила Хергиани.

К вершине: слушать

Михаил Хергиани

Еще один приезд Высоцкого, связанный со съемками в кино – это 1972 год, «Плохой хороший человек».
Иосиф Хейфиц снимал свою картину в самых разных местах – от Ленинграда до Ялты. И несколько эпизодов, в частности сцена дуэли, снимались неподалеку от Гагр.

Владимир Высоцкий, Олег Даль и Юрий Медведев в сцене дуэли на съёмочной площадке фильма «Плохой хороший человек», май 1972 года

Известно, что в свободное время Владимир Семенович дал как минимум четыре концерта, но увы, сохранилась лишь одна запись в Гаграх – в Зелёном театре.
Нет и фонограммы тогдашнего выступления в Сухуми.
Но мы забежали вперед, если придерживаться чистой хронологии. Потому что между этими кинематографическими историями были еще истории морские.

В 1968 году Владимир Высоцкий совершил свой первый круиз на теплоходе.
Это была «Аджария».

Теплоход «Аджария»

Капитаном на ней служил Александр Назаренко.
И по его воспоминаниям, с того года Высоцкий приезжал к нему почти каждый год, кроме последнего. Назаренко выделял ему каюту, а Высоцкий в благодарность обязывался провести несколько выступлений по ходу круиза.

Владимир Высоцкий и Александр Назаренко с участниками круиза на теплоходе «Аджария». Чёрное море, октябрь 1969 года. Фото Марка Ганкина

Круизы по нынешним временам были совсем простые, по Черному морю, чаще всего от Одессы до Батуми, с заходом в другие черноморские гавани.
Назаренко командовал «Аджарией», а потом судном «Шота Руставели». Ему Владимир Семенович и посвятил одну из самых знаменитых своих «морских песен». Запись Константина Мустафиди, 1973 год.

На отход и приход (морякам дальнего плавания): слушать

На теплоходе «Аджария». Чёрное море, октябрь 1969 года. Фото Марка Ганкина

Хорошо известно, что слова Высоцкого оказались пророческими.
Когда Владимир Семенович вместе с Мариной Влади были на Таити, то услышали с пришвартованного корабля как раз эту песню…

А на другом знаменитом черноморском теплоходе, «Грузия», капитаном был Анатолий Гарагуля.

Анатолий Гарагуля, Марина Влади и Владимир Высоцкий на теплоходе «Грузия». Чёрное море, сентябрь 1969 года

Личность колоритная, и дружил он не только с Высоцким.
С Гарагулей плавали и Василий Аксенов, и Булат Окуджава, и Петр Тодоровский, и другие известные люди искусства. Гарагулю самого даже снимали в кино. Он сыграл капитана в фильме «Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые». Теплоход «Грузия», как впрочем и суда под командованием Александра Назаренко, возили еще и зарубежных туристов по Средиземному морю, а Гарагуля ходил даже в кругосветки. Но Высоцкий плавал с ним только по черноморским маршрутам. И тоже выступал во время плавания перед пассажирами.

Выступление перед пассажирами теплохода «Шота Руставели, август 1971 года

Сохранились две записи – в общей сложности около получаса.
Качество не ахти, конечно, но песню вы наверняка узнаете. «Темнота впереди» была написана для фильма Виктора Турова «Сыновья уходят в бой», хотя и не вошла в эту картину…

Август 1969-го, запись для Анатолия Гарагули.

В темноте: слушать

Именно на теплоходе у «Грузия» у Анатолия Гарагули Владимир Высоцкий и Марина Влади провели своеобразное свадебное путешествие.

Марина Влади, Анатолий Гарагуля и Владимир Высоцкий на теплоходе «Грузия». Чёрное море, сентябрь 1969 года

Но история эта отдельная, и коснемся мы ее уже в следующей Главе, где продолжим рассказ о Высоцком и Грузии, где он провел в общей сложности за все свои приезды лишь около двух месяцев, но пережил столько интересных моментов.

А я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

Мы хотим посвятить эту Главу памяти нашего друга Владимира Алексеевича Кара-Мурзы.
Именно Володя познакомил меня с ребятами из «Ракурса», и без него наш цикл просто не состоялся бы.

Владимир Кара-Мурза. 6 января 2016 года. Фото Александра Ковановского

Он очень хотел, чтобы всё у нас получилось и благословил в эту долгую дорогу, по которой нам теперь придется идти без него, но всегда с благодарностью вспоминая его поддержку и помощь.
Песня, которую Высоцкий спел в сентябре 1979-го в Тбилиси – не только про Владимира Семеновича, но и про Владимира Алексеевича. У которого в жизни тоже была «своя колея».

Чужая колея: слушать

Владимир Высоцкий встречает Театр на Таганке, прилетевший на гастроли. Тбилиси, аэропорт, 19 сентября 1979 года. Фото фотокорреспондента газеты «Заря Востока» Н.Тбилели

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– Людмила Абрамова, «Факты его биографии»;
– Вениамин Смехов, «Театр моей памяти»;
– Марк Цыбульский, «Владимир Высоцкий в Закавказье»;
– Игорь Кохановский, «Письма Высоцкого» и другие репортажи на радио «Свобода»;
– Виктор Бакин, «Владимир Высоцкий без мифов и легенд».

Здесь вам не равнина: слушать (Гагры, Зелёный театр, август 1972 года)

Афиши к выступлению 5 октября 1972 года

25 июля 2019 года в Государственном культурном Центре-музее Владимира Высоцкого состоялась презентация мультимедийного издания ста глав авторского цикла Антона Ореха «Один Высоцкий», выходящего в эфир на радио «Эхо Москвы» и осуществляемого при участии Творческого объединения «Ракурс».

Последний раз редактировалось Chugunka; 08.06.2021 в 11:15.
Ответить с цитированием
  #7  
Старый 09.06.2021, 10:56
Аватар для Архивные Материалы
Архивные Материалы Архивные Материалы вне форума
Новичок
 
Регистрация: 24.02.2021
Сообщений: 25
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Архивные Материалы на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий о Последних премьерах, 1979 г


https://www.youtube.com/watch?v=7CEHyMVWzeM
Ответить с цитированием
  #8  
Старый 10.06.2021, 09:01
Аватар для Антон Орех
Антон Орех Антон Орех вне форума
Местный
 
Регистрация: 18.11.2011
Сообщений: 472
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Вес репутации: 14
Антон Орех на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий. Глава 158. «Потому-то и новых времён в нашем городе не настаёт…»

https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2478933-echo/
10:00 , 10 августа 2019

автор
Один Высоцкий


Цитата:
В сад пустите бездомных ──
Ишь понаставили пугал!
И предоставьте влюблённым
Тихий укромный угол.

Владимир Высоцкий (из черновиков, 1965 год)
https://cdn.echo.msk.ru/files/3139351.mp3
Полный звук Главы №158: СЛУШАТЬ

Путешествие по Грузии вместе с Владимиром Высоцким, которое мы начали в предыдущей Главе, сегодня продолжится.
Тем более что нам еще предстоит рассказать вам про свадьбу и свадебное путешествие Высоцкого и Марины Влади и заочно побывать на тбилисских выступлениях Владимира Семеновича осенью 1979 года.

Владимир Высоцкий и Марина Влади официально вступили в брак 1 декабря 1970 года в Москве, в Грибоедовском ЗАГСе.
Церемония прошла без праздничных нарядов и марша Мендельсона.

Бракосочетание Владимира Высоцкого и Марины Влади. Москва, 1 декабря 1970 года. Фото Макса Леона

Имея за плечами по два брака и в общей сложности пятерых детей от предыдущих супругов, молодожены не хотели пышной церемонии.
И расписались не в главном зале, а в кабинете начальника ЗАГСа, в присутствии всего нескольких человек.

Бракосочетание Владимира Высоцкого и Марины Влади. Москва, 1 декабря 1970 года. Фото Макса Леона

Свидетелем со стороны Марины был корреспондент газеты «Юманите» в Москве Макс Леон, на квартире которого они когда-то и познакомились.
Со стороны Высоцкого свидетелем был Всеволод Абдулов.

Всеволод Абдулов — свидетель на церемонии бракосочетания Владимира Высоцкого и Марины Влади. Москва, 1 декабря 1970 года. Фото Макса Леона

А еще присутствовал режиссер Виктор Туров.

Отмечали тоже в узком кругу, позвав Юрия Любимова с тогдашней его супругой Людмилой Целиковской, Александра Митту с женой, Андрея Вознесенского с Зоей Богуславской и Зураба Церетели.

Юрий Любимов и Людмила Целиковская

Несколько бутылок шампанского, пирог, Высоцкий, лежащий на диване с гитарой – в общем, особого разгула не получилось.

Москва, декабрь 1970 года

И тогда Церетели решил, что отпраздновать такое неординарное событие нужно с грузинским размахом и позвал всех немедленно в Тбилиси.

Вот там уже было что-то сногсшибательное.
Грузинское застолье – каким мы только можем представить его по фильмам и полуфантастическим рассказам очевидцев. Пировали до шести утра, с невероятным количество цветистых, вычурных тостов. Перед каждым тостом молодоженам и всем присутствовавшим подносили рог с вином, которые Высоцкий и Марина даже не пытались допить, зато грузины выпивали всякий раз до дна. Марина с Володей подсчитали, что гости выпили никак не меньше десяти литров на человека.

Новороссийск, 23 августа 1971 года. Фото Зиновия Высоковского

Угощения подавали на дорогущем старинном сервизе, какой-то исключительной ценности.
А Зураб Церетели потом вспоминал, что застолье перешло еще и в поэтическое мероприятие, потому что гости читали Пушкина, Пастернака, Лермонтова, а Высоцкий взял в руки гитару.

Омрачило событие только одно символическое обстоятельство.
Марина Влади то ли нечаянно задела ножку стола ногой, то ли не аккуратно ударила ладонью по краю стола, но так или иначе старинный дубовый стол сложился пополам со всей посудой.

Марина Влади

А по грузинскому поверью – это очень скверная примета, сулящая молодоженам недолгий и несчастливый брак.
Правда, вида никто не подал, и все продолжили веселиться до рассвета.

В тот приезд их изумительно встретит Сергей Параджанов, который относился к Володе и Марине с невероятной симпатией.
Это он однажды выложит в их комнате огромный ковёр из фруктов, чтобы выразить свою любовь и восхищение. С Параджановым они придут в гости к великому грузинскому художнику Ладо Гудиашвили.

Ладо Гудиашвили

В молодые годы он жил в Париже, дружил с Пикассо, Модильяни, Утрилло и хорошо знал отца Марины Влади Владимира Полякова.
Для Марины это будет невероятная встреча и очень трогательный и одновременно грустный вечер. Она увидит фотографию молодого отца в компании знаменитых художников, и Ладо подарит ей это фото. Разойдутся снова под утро после еще одного грузинского застолья, обнявшись на прощание.

Владимир Высоцкий и Марина Влади. Москва, 1 декабря 1970 года. Фото Макса Леона

А мы с вами сейчас послушаем одну из самых знаменитых шуточных песен Владимира Семеновича про «Диалог у телевизора», он же «Диалог в Цирке».
Вариант, записанный Константином Мустафиди в 1973 году. С той самой строкой про Зину, у которой «в 70-м был грузин».

Диалог у телевизора: слушать

Тбилиси, ДК «Строитель» института ТбилЗНИИЭП, октябрь 1979 года. Фото Григория Абелишвили

Если судить по книге Марины Влади, то в свадебное путешествие на теплоходе по Черному морю они с Высоцким отправились как будто непосредственно после торжества, устроенного Зурабом Церетели.
Но это был декабрь – не лучшее время для круизов, мягко говоря. На самом деле, памятное плавание на теплоходе «Грузия» под командованием легендарного капитана Анатолия Гарагули состоялось лишь через несколько месяцев.

В ожидании капитана теплохода «Грузия» Анатолия Гарагули в сухумском порту во время круиза на теплоходе «Шота Руставели», август 1971 года.
В центре — Владимир Высоцкий и Марина Влади, капитан теплохода «Шота Руставели» Александр Назаренко, слева от него — Агргба, левее — начальник сухумского порта, справа — Тимка и Костя Георгиевы, крайняя слева женщина — администратор теплохода «Шота Руставели».

Гарагуля неоднократно шел на хитрость, сообщая в Черноморское пароходство, что каюта-люкс нуждается в ремонте, и она, таким образом, выводилась из продажи.
А на самом деле капитан бронировал ее персонально для Высоцкого и Марины, как своих гостей. В ответ Владимир Семенович давал на борту лайнера концерты.

Чёрное море, теплоход «Шота Руставели», август 1971 года

Внесем, к слову, одно историческое уточнение.
Теплоход «Грузия» не был немецким трофейным судном. Построили его ещё до войны в Ньюкасле по польскому заказу, а в 1950-м продали в Советский Союз. Но корабль был шикарный! Корабли, строившиеся в СССР, таким богатством отделки похвастаться не могли.

Капитан теплохода «Шота Руставели» Александр Назаренко (в кителе), Марина Влади с капитаном теплохода «Грузия» Анатолием Гарагулей и Владимир Высоцкий с членами экипажа теплохода «Грузия».
Сухуми, август 1971 года

А люкс был по нынешним временам почти президентским – с обитыми голубым бархатом стенами, отделанный ценными породами дерева, с фарфоровыми раковинами, зеркалами повсюду, полированной медью – в общем, поразилась даже Марина Влади, которую роскошью было вроде бы не удивить.

Владимир Высоцкий и Марина Влади поднимаются на борт теплохода «Грузия».
Август 1969 года. Фото В.Романовского

Потом она будет вспоминать это путешествие как один из самых счастливых моментов их совместной жизни.
Как время редкого счастья и безмятежности.

Вскоре после того круиза теплоход «Грузия» спишут на лом, а капитан Гарагуля получит под свою команду новую «Грузию» – тоже прекрасную, на которой Марина и Володя также побывают.
Но таких ярких минут у них уже не будет никогда ни в одном плавании. Весной 1971 года у них получилось действительно свадебное путешествие.

Джубга, август 1971 года

Здесь мы с вами ненадолго перенесемся из 1970-го и 1971 года в 1979-й, на тбилисское предприятие КавГипротранс и дадим микрофон Владимиру Высоцкому.

Дайте собакам мяса: слушать

Мы уже говорили, что в общей сложности за все своим приезды в Грузию Владимир Семенович провел в этой республике около двух месяцев.
Приезжая и с театром, и на гастроли, и на съемки – и просто так, на отдых или к друзьям.

Владимир Высоцкий и Марина Влади в Пицунде, 1973 год.
Кадр киножурнала документальной хроники.
© Издательство «Либрика»

В августе 1973 года Высоцкий был в Пицунде вместе Мариной и Всеволодом Абдуловым и там же встречался с удивительной семьей.
Виктор Суходрев – выдающийся советский дипломат и переводчик, работавший с Микояном, Хрущевым, Брежневым, Горбачевым, присутствовавший и работавший практически на всех важнейших международных встречах того времени.

Виктор Суходрев и Леонид Брежнев. Конец 60-х

А с ним в Пицунде была его вторая супруга Инга Окуневская, дочь великолепной Татьяны Окуневской, звезды довоенного и послевоенного кино.

Высоцкий и Суходрев были к тому моменту неплохо знакомы и даже вместе встречали Новый год дома у Александра Митты, а Суходрев несколько раз записывал Высоцкого на магнитофон.
Виктор Суходрев рассказывал очень забавную историю, как они втроем с Высоцким и Абдуловым поехали к «дяде Грише» – Григорию Чепия, с которым Высоцкий познакомился во время съемок «Плохого хорошего человека».

На съемочной площадке фильма «Плохой хороший человек», 1972 год

2 августа у Суходрева и Окуневской была годовщина свадьбы.
И у «дяди Гриши» они хотели взять вина. А в итоге так надегустировались, что непьющий Высоцкий разводил по номерам Абдулова, Суходрева и пятилитровую бутыль. Был в тот приезд и необычный концерт после ужина на пляже, когда Высоцкий пел для друзей, но в ночном южном воздухе голос разносился так далеко, что его пение услышали все вокруг. И там же в Пицунде, по воспоминаниям Суходрева, Высоцкий написал песню «Штормит весь вечер…».

Владимир Высоцкий и Марина Влади в каюте теплохода «Шота Руставели» во время круиза по Чёрному морю 12-26 августа 1971 года

На концерте в Центральном статистическом управлении 30 октября 1973 года она прозвучит с редким и малоизвестным вариантом финальных строк:
«И я ни разу не солгу
На этом чистом берегу».

Шторм («Штормит весь вечер, и пока…»): слушать

Виктор Суходрев и Владимир Высоцкий потом еще неоднократно встречались.
Был Суходрев и на так называемом «новоселье» в 1975 году, когда Владимир Семенович вселился в квартиру на Малой Грузинской (опять же обратите внимание на символичное в нашем контексте название улицы). Именно Суходрев поможет после смерти Высоцкого составить письмо на имя Брежнева, чтобы эта квартира осталась в собственности семьи, и потом в ней будет жить Нина Максимовна Высоцкая.

Нина Максимовна Высоцкая с гостями в квартире на Малой Грузинской улице.
Москва, 25 октября 1985 года. Фото Игоря Данилова

И вот мы подходим к последней грузинской странице в биографии Владимира Высоцкого.
Гастролям в Тбилиси в сентябре-октябре 1979 года.

В это время в столицу Грузии на гастроли приехал Театр на Таганке.
Обстановка в театре в тот период была сложная, и нервозность в труппе накладывалась на личное беспокойное настроение Высоцкого.

Тбилиси, октябрь 1979 года. Фото Александра Саакова

Он приехал в Тбилиси раньше театра.
Вместе с Леонидом Филатовым и Валерием Золотухиным они должны были дать несколько выступлений в рамках концертной программы «В поисках жанра».

По сути это были просто отдельные номера в исполнении актеров Таганки, собранные вместе.
Но всё это действо называлось спектаклем и позволяло артистам немного подзаработать. Десять выступлений во Дворце Спорта за пять дней. Фрагмент одного из таких выступлений вы сейчас и услышите.

Про Джеймса Бонда: слушать

Шон Коннери в фильме «Красная палатка»

На пленке вы слышите аплодисменты и смех публики в зале, но концерты во Дворце спорта оставили у Высоцкого удручающее впечатление.
Народ на эти спектакли не шел! Половину просто пришлось отменить из-за непроданных билетов.

У Высоцкого возникли черные мысли, что зрители от него устали, что песни его приелись и тому подобное.
На самом деле, Высоцкий тут был не при чем. В тбилисском Дворце спорта была скверная акустика. Местная публика в принципе не любила туда ходить вне зависимости от того, какие артисты выступали.

В антракте спектакля «Преступление и наказание».
Тбилиси, ДК профсоюзов, 11 октября 1979 года. Фото Юрия Мечитова

Высоцкий успокоился, только когда выяснилось, что на его концертах в других залах и клубах свободных мест не предвидится.
Да и спектакли Таганки прошли с неизменными аншлагами.

Гастрольный репертуар Театра на Таганке в Тбилиси. Сентябрь-октябрь 1979 года

Но для расстройства у Высоцкого был и другой повод.
Как раз в то время набирало обороты «Ижевское дело» о незаконный выплатах за выступления различных артистов в Удмуртии, среди которых был и Высоцкий. Следователь Воробьев приехал в Тбилиси допросить его лично. Высоцкого рассматривали пока в качестве свидетеля, но Владимир Семенович не хотел фигурировать в этом процессе даже в такой роли.

Тбилиси, ДК профсоюзов, 11 октября 1979 года. Фото Юрия Мечитова

Ведь он только что снялся в «Месте встречи изменить нельзя».
А тут ему пришлось бы выступить уже не в роли милиционера и борца за законность Жеглова, а в роли почти противоположной.

Там же в Тбилиси Высоцкий случайно встретил Генриха Падву, с которым был знаком через Всеволода Абдулова.

Генрих Падва

Карьера будущего знаменитого адвоката только начиналась, но он согласился Высоцкому помочь и вспоминал впоследствии, что Владимира Семеновича в этом деле, казалось, совершенно не волновала собственная судьба – зато он очень переживал, как бы не пострадала репутация Юрия Любимова, как бы не было неприятностей у его друга и фактического импресарио Валерия Янкловича, у Василия Кондакова, который и был главным организатором концертов в Ижевске и Глазове.

Сергей Параджанов, Валерий Янклович и Владимир Высоцкий в ДК профсоюзов, Тбилиси, 11 октября 1979 года.
Фото Юрия Мечитова

Но были, само собой, и светлые моменты в той поездке.
Высоцкого все-таки по-особому принимали. И самого, и вместе с товарищами по театру постоянно звали в гости, устраивали многочасовые посиделки с вином и тостами, снова блистал Сергей Параджанов.

Сергей Параджанов, Владимир Высоцкий и поэт Эльфа Голубятникова-Кипшидзе. Тбилиси, ДК профсоюзов, 11 октября 1979 года.
Фото Юрия Мечитова

Все просили Высоцкого спеть, но он вынужден был чаще всего отказываться.

И так получилось, что едва ли не единственным, кто ни о чем не просил, был Алик Степанян, работавший тогда следователем и присутствовавший в Тбилиси при расследовании упомянутого «ижевского дела».
С Высоцким у них быстро возникла взаимная симпатия и, в конце концов, Владимир Семенович сам предложил спеть у Степаняна дома. Как раз в это время Высоцкий, что называется, «обкатывал» одну нынче хорошо известную песню и спел ее Степаняну.

Через десять лет: слушать

Тбилиси, ДК «Строитель» института ТбилЗНИИЭП, 20 сентября 1979 года

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

Поездка в Тбилиси осенью 1979 года стала последним визитом Владимира Высоцкого в Грузию.
И запомнилась еще одним событием. 21 сентября в номер гостиницы «Аджария», где остановился Высоцкий, пришел тбилисский фотограф Александр Сааков. Он сделал несколько снимков Высоцкого и присутствующих в номере Валерия Золотухина и Леонида Филатова.

Леонид Филатов, Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин.
Тбилиси, гостиница «Аджария». 21 сентября 1979 года.
Фото Александра Саакова

Это одна из самых знаменитых съемок Высоцкого. На всех снимках Владимир Семенович серьезен, местами отрешен, порою кажется, что даже зол. Настроение у него действительно было скверное. Но сегодня в его взгляде с этих портретов угадывается и совершенно иной смысл.

Тбилиси, гостиница «Аджария». 21 сентября 1979 года.
Фото Александра Саакова

Недаром именно фотография, сделанная Сааковым, висела на сцене Театра на Таганке в день прощания с Высоцким, а в конце церемонии была даже выставлена в окно над входом в театр, чтобы его смогли увидеть все те, кому не удалось попасть в театр попрощаться.

А еще одно фото из той же тбилисской съемки, сделанное уже сыном Саакова и никогда не публиковавшееся прежде, украсило обложку нашего издания «Один Высоцкий» с первой сотней Глав этого цикла.

За этот – без преувеличения – уникальный сюжет, чудом сохранившийся в архиве семьи Сааковых, мы хотим поблагодарить мецената Вадима Панюту и издательство «Либрика», любезно предоставивших этот уникальный кадр для главной иллюстрации нашего проекта.

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс и Издательства «Либрика»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– Марина Влади, «Владимир, или Прерванный полет»;
– Виктор Бакин, «Высоцкий без мифов и легенд»;
– Николай Андреев, «Жизнь Высоцкого»;
– Марк Цыбульский, «Владимир Высоцкий в Закавказье»;
– Лев Черняк. Интервью с Виктором Суходревом и Ингой Окуневской;
– Валерий Перевозчиков. Интервью с Аликом Степаняном.

Владимир Высоцкий и Александр Сааков. Тбилиси, гостиница «Аджария», 21 сентября 1979 года

Слух: слушать (Тбилиси, НИИ «Мион», 11 октября 1979 года, 1-е выступление)
Зарисовка о Париже, или Письмо к другу: слушать (Тбилиси, НИИ «Мион», 11 октября 1979 года, 2-е выступление)

Последний раз редактировалось Chugunka; 13.06.2021 в 10:45.
Ответить с цитированием
  #9  
Старый 19.06.2021, 12:38
Аватар для Архивные Материалы
Архивные Материалы Архивные Материалы вне форума
Новичок
 
Регистрация: 24.02.2021
Сообщений: 25
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Архивные Материалы на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий Об аплодисментах и слухах, 1979 г


https://www.youtube.com/watch?v=toL3gWg_pHg
Ответить с цитированием
  #10  
Старый 25.06.2021, 11:45
Аватар для Архивные Материалы
Архивные Материалы Архивные Материалы вне форума
Новичок
 
Регистрация: 24.02.2021
Сообщений: 25
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Архивные Материалы на пути к лучшему
По умолчанию Пусть меня историки осудят, 1976 г


https://www.youtube.com/watch?v=KiE84toWtzE
Ответить с цитированием
Ответ

Метки
высоцкий


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра
Комбинированный вид Комбинированный вид

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 03:08. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS