![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
https://web.archive.org/web/20000929...mat/smi1.shtml
Владимир Гусинский выиграл иск по защите чести и достоинства у Бориса Березовского. Процесс был точным слепком с взаимоотношений компаний НТВ и ОРТ Ничто человеческое - ни жесты, ни хамство, ни обиды - не чуждо даже олигарху. Не будь в Борисе Абрамовиче Березовском человеческого - не случился бы и процесс, который несколько месяцев тянулся в Симоновском межмуниципальном суде г. Москвы. Сами ПЕРВЫМ в перечне "человеческого" значится жест, который Борис Абрамович в августе 1997 года сделал в сторону телекомпании НТВ. Он помог выручить из чеченского плена журналистов компании. Странная это была помощь, не романтическая, но другой помощи, а главное - другого канала связи с похитителями, тогда не было. Бандиты прислали на НТВ видеокассету с кадрами издевательств над журналистами. Всяческие дискуссии - платить выкуп или нет - были закончены в тот же момент. Группа "Медиа-Мост" выделила требуемую сумму в два миллиона долларов. Деньги получил начальник службы охраны "Моста" и повез их в Чечню. Но на бандитов он выйти не смог. Деньги вернулись назад, в Москву. Тогда Гусинский и пошел на поклон к Березовскому. Березовский помочь согласился. Он вызвал господ Джаошвили и Патаркацишвили и поручил им операцию по передаче денег бандитам. И вовсе уже не важно, как, почему исполнительному директору ОРТ, каковым является Бадри Патаркацишвили, и заместителю директора ЛогоВАЗа по фамилии Джаошвили поручаются столь щекотливые операции, слабо ассоциирующиеся с их служебной деятельностью, главное, что они справились - журналистов выпустили на свободу. Прошло два года. Наступил июль 2000-го. В телевизоре не было тогда еще никаких доренок. Зато на канале ОРТ в телевизоре, по субботам, сидел пухлый мальчик Паша Шеремет и, отчего-то облизываясь, рассказывал про страшные, позорные долги группы "Медиа-Мост" и НТВ лично. Неподготовленному телезрителю эти истории слушать было неинтересно. Подготовленному - дико. Всякие войны случались по телевизору, но СМИ никогда не мутузили друг друга. Интересующиеся бросались за разъяснениями прямо к "заказчику": "Чего это вы, Борис Абрамович, так ополчились против Гусинского?!" - "А вот так мне сейчас хочется!" - примерно в таком хамском духе ответствовал Борис Абрамович. Прошло еще два месяца. Прошли взрывы в Москве и Волгодонске. Прошла публикация телефонных переговоров Березовского с Удуговым и Махашевым в "МК". Эту публикацию - как вы уже догадываетесь, не без удовольствия - довели до сведения еще более широкой аудитории телекомпания НТВ и радиостанция "Эхо Москвы". Борис Абрамович лежал в это время в больнице с желтухой. Прочитал, увидел, услышал и жутко обиделся. "Что же за гад такой, этот Гусинский, - наверняка подумал Борис Абрамович. - Я спасаю его журналистов от чеченцев, а он меня этими же чеченцами в морду тычет". Борис Абрамович сменил пижаму на костюм и весь желтый и злой понесся в Интерфакс на пресс-конференцию. Там он высказался подробней: "Почему НТВ, почему "Эхо Москвы" откликнулись на публикацию в "МК"? Ну совсем белыми нитками шито. Это все одна группа сегодня: "МК", НТВ и "Эхо Москвы". Группа, которая отрабатывает заказ. Забыли ребята, забыл господин Гусинский, когда в растерянности пришел ко мне и просил помочь освободить Елену Масюк и ее группу. "Ты понимаешь, - говорит он, - это ситуация, когда без денег не освободить. Наша позиция по Чечне была далеко не бескорыстной, в чеченской войне она была мотивирована". Журналисты НТВ выкупались по единственной причине, потому что сам Гусинский построил такие отношения с чеченцами в информационной войне. Вот такова предыстория предательства". Одной пресс-конференции Борису Абрамовичу, впрочем, показалось мало и он отправился к Лауре Мандвиль в московское бюро "Фигаро" и еще раз припечатал Гусинского: "Он признался мне, что всегда защищал позицию Чечни во время войны, потому что чеченцы ему платили". Ни Владимир Гусинский, ни компания НТВ подобных оскорблений, конечно, снести не могли. Они подали в суд на Березовского. Они не хотели от него денег, а хотели, чтобы тот опроверг на пресс-конференции в Интерфаксе и в газете "Фигаро" те свои высказывания, которые здесь для читателей выделены жирным шрифтом. В итоге Березовскому не удалось доказать факт "признаний" Гусинского. Районную судебную стадию он проиграл. Но не сдается. А продолжает по собственному телеканалу уличать Гусинского. Ну, Бориса Абрамовича не перевоспитать. Заменители СУД - ЭТО ТАКОЕ малопривлекательное место, где невозможно встретить ни господина Березовского, ни господина Гусинского, хотя они в этом суде и судятся. Не только потому, что там обшарпанные лестницы, холодные туалеты и старые закутанные люди на длинных лавках. Просто в суде, если стремиться его выиграть, надо расплевываться за свое геройство, за свое публичное "наотмашь" малодостойными аргументами. У человека, себя уважающего, сроду не повернется язык произнести эти аргументы. Поэтому человек нанимает адвоката. У адвоката язык очень даже повернется. Такая работа. Березовскому совестно было бы сказать на суде: "Я не говорил корреспонденту "Фигаро" того-то и того-то". Потому что - говорил. Более того: в декабре прошлого года Березовский давал Лауре Мандвиль еще одно интервью - в Карачаево-Черкесии. "И они кушали вместе, - сказал мне Петр Смоляр, который тоже работает в московском бюро "Фигаро", - и он никаких обид не высказывал. Но главное, если бы она переврала его текст - разве он пригласил бы ее обедать?!" - с истинно французской логикой заключил Петр. Но если Березовский не может отречься от куска интервью "Фигаро" - за него это прекрасно сделает адвокат. Или представьте, что Березовский живьем является в суд и говорит живьем же явившемуся на процесс Гусинскому: "Володь, я, когда сказанул, что НТВ отрабатывает заказ, то всего лишь имел в виду, что НТВ рекламные ролики в эфире крутит". Гусинский отвечает: "Ну ты из себя идиота не строй. Неси ответственность как положено". А Березовский в ответ: "А ты тут 37-й год не разводи!" Это нельзя представить с реальными истцом и ответчиком, но их адвокаты точно по этой логике и общались. Адвокат Березовского говорил: "Что порочащего содержит выражение "отрабатывать заказ"?! Применительно к НТВ - ничего. Потому что это коммерческая организация, существует для извлечения прибыли. Для них выполнение заказа - повседневная деятельность". Тогда адвокат истца тащит кипу всяких заключений всяких экспертов, которые словосочетание "отработать заказ" вгоняют в контекст других высказываний обидчика и доказывают, что сочетание этих слов употреблено не просто в обидном, но в оскорбительном значении! Тогда опять поднимается адвокат ответчика: "Используя квазинаучное исследование, нам объясняют, что именно хотел сказать Березовский. Но это же все нам знакомо! Путем такого же анализа раздавили Зощенко, довели до смерти Пастернака, убили Вавилова, усмотрев в его генетике буржуазную диверсию, потом людей к стенке ставили. Это слишком опасный путь". Еще веселее, когда в качестве "системы доказательств" используются творения современных авторов. - Не могу не доставить себе удовольствия доказать, что Борис Березовский говорил правду, - говорит адвокат ответчика. - Есть независимая газета - "Известия". У нее нет хозяина. И там есть независимый журналист, неординарная фигура в публицистике - Максим Соколов. Он кристально чистый журналист, это истина в последней инстанции. Он пишет в своих статьях о прочеченской позиции группы "Медиа-мост". Из этого следует, что прочеченская позиция Гусинского и его холдинга есть общеизвестный факт, не требующий доказательств. - Максим Соколов работал в том самом "Медиа-Мосте" и с позором был изгнан, и стал писать о Гусинском в "Огоньке" и "Известиях", то есть раньше работал на Гусинского, а теперь работает на Березовского! - взвивается адвокат истца. - Нет! Я буду ссылаться на мнение Александра Минкина. Минкин принципиальнейший и честнейший. Его материалы объясняют политику НТВ в отношении военных действий в Чечне. Адвокат Гусинского просит судью приобщить к делу статьи Минкина разных лет. - Просим убедительно вернуть подлинники. Это личная собственность Александра Минкина, - с трепетом говорит адвокат. В какой-то момент мне начинает казаться, что я смотрю телевизор. Причем два канала одновременно - ОРТ и НТВ. Весь процесс - это местами забавная, местами подлая демагогия от ОРТ, это затянутость, пережевывание многажды пережеванного от НТВ и - регулярно вспыхивающие перебранки между каналами. Была единственная "нетипичность". На процесс ходила очаровательная юная пара. Он и она. Брюнет и блондинка. Они сидели рядышком и тихо переговаривались. Он был корреспондентом НТВ, она - ОРТ. В телевизоре им предстояло показывать весьма разные сюжеты с одного и того же процесса. Зато в жизни они являли славный поведенческий образец для своих хозяев. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
https://web.archive.org/web/20000929...mat/smi1.shtml
Министр печати играет краплеными лицензиями Всю прошлую неделю телевизионный мир трясло. Министр печати Лесин сбросил бомбу сразу на два канала - ОРТ и ТВЦ. Министр объявил: срок действия лицензии ОРТ заканчивается 29 марта, ТВЦ - 20 мая. И уже 24 мая обе компании выстроятся в шеренгу и энергичным шагом отправятся на КОНКУРС. Им предстоит побороться за продолжение права вещать на своих частотах с другими желающими эти частоты занять. ВООБЩЕ, лицензии по истечении срока их действия (обычно - пять лет) продлеваются автоматически - если к вещателю не было замечаний. ОРТ и ТВЦ за время избирательной кампании получили по два предупреждения, а значит, право на "автомат" потеряли. Что тут началось! Шум, крики, догадки... Крики в основном издавал генеральный директор ОРТ Константин Эрнст ("Это откровенный шантаж! Это издевательство над 10 миллионами телезрителей!"). Шумели программы ОРТ. "Однако" называла происходящее скрытым переделом собственности, "Время" прямо пригрозило Михаилу Лесину целым рядом сюжетов, должных как следует скомпрометировать его, Лесина, сомнительную личность. Догадки строили все остальные: Путин хочет "увести" ОРТ у Березовского. "Кнопку" ОРТ жаждет занять ВГТРК. Сам Березовский, неудовлетворенный своей ролью теневого владельца ОРТ, замаскировавшись под какое-нибудь АОЗТ и приняв участие в конкурсе, хочет захватить весь первый канал! Про ТВЦ никто особенно не вспоминал. А зря. Потому что ТВЦ и есть единственная реальная жертва всей этой истории. Это у ТВЦ реально заканчивается срок лицензии в мае. Это ТВЦ предстоит участвовать в конкурсе на свою частоту, выкладывать за это участие миллион долларов, и наверняка - выкладывать немаленькие суммы на взятки всем и всяческим чиновникам. А что ОРТ? А ничего! Михаил Лесин трясет сейчас перед доверчивой общественностью старой лицензией ОРТ образца 1995 года. Подойдет время конкурса, и министр, как фокусник, вытащит из кармана другую лицензию ОРТ, посвежее, срок которой истекает только в 2003 году. Лесин и Эрнст как бы забыли, а общественность наверняка не знает, что в декабре 1998 года АОЗТ ОРТ изменило форму собственности и превратилось в ОАО (новое законодательство запрещало оставаться в форме ЗАО структурам с участием госкапитала. ОРТ, как известно, принадлежит государству на 51 процент). То был прекрасный повод к переоформлению лицензии! 18 декабря 1998 года ОРТ получило новую лицензию сроком на пять лет до декабря 2003 года. Трудно судить о причинах этого фарса, затеянного Минпечати, - может, они просто хотели продемонстрировать свою объективность и справедливость ("Перед Минпечати все равны!") и.о. президента Путину? Важно, что на поверхность, благодаря этому, всплыли вещи совсем нешуточные. Во-первых, как выяснилось, для того чтобы выиграть конкурс такого рода, совсем необязательно являться авторитетным, признанным вещателем. Победителем может оказаться любая структура, которая представит достойную концепцию и солидное технико-экономическое обоснование. Определять достоинства концепции и ТЭО будет конкурсная комиссия, которая существует при Минпечати, которую возглавляет все тот же Лесин и которая по сути своей - "вне закона". Потому что по действующему Закону о СМИ административные органы (вроде Минпечати) не имеют права проводить конкурсов по лицензированию, а имеет право - независимая национальная комиссия. Но такая комиссия существует только в тексте закона, но никак не в жизни. А насколько правомерно драть с победителя конкурса миллион долларов? И это еще не предел. Минпечати придумало аукционный принцип: если у кого-то денег совсем немерено, он может предложить еще большую сумму. И при складно составленной концепции у него большие шансы на успех, чем у прежнего хозяина частоты вроде ТВЦ. Минпечати поощрять богатеньких выгодно: 20 процентов конкурсного взноса остается в его кассе. И, в конце концов, о каких честных конкурсах может идти речь, если Министерством печати управляет бизнесмен Михаил Лесин, авторитетный, бесспорно, товарищ в своей среде, но уж никак не в журналистской. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
https://web.archive.org/web/20000929...mat/smi1.shtml
Товар хорошо показывать хорошим лицом ИНОГДА журналисту надоедает гоняться за материалом, и он сам превращается в "материал". В самодостаточную персону. И отправляется на какую-нибудь публичную трибуну доводить свои мысли до живой аудитории. До сих пор единственной такой регулярной трибуной, по крайней мере на телевидении, для журналиста являлся "Пресс-клуб" АТВ. Но почему, вы думаете (вы - кто смотрит передачу по воскресеньям), политики - то неуравновешенный Станислав Говорухин, а то вполне вменяемая Ирина Хакамада - все чаще стали кричать журналисту, выступившему с вопросом или мнением: "А вы кто такой?!" Потому что иногда этот журналист для них - действительно никто. Это я, сидя у телевизора, могу возмущенно подпрыгнуть: "Как - кто?! Это же Костя, председатель нашего кооператива, милейший человек, прекрасно писавший о международном положении в бытность свою обозревателем газеты "Известия"!" Но сегодня-то Костя работает на Би-Би-Си. Говорухин его не слышит. Да и я не уверена, что Би-Би-Си именно та радиостанция, что особо глубоко судит о проблемах избирательной кампании в России. Этими проблемами куда серьезней заняты в других СМИ другие журналисты, Говорухину наверняка известные. Самый, пожалуй, грамотно выстроенный выпуск "Пресс-клуба" был о Чечне, куда позвали военных корреспондентов. То были люди, хорошо знающие и друг друга, и предмет разговора. Для меня было истинным потрясением услышать, как военный корреспондент РТР (государственного канала!) воздал должное смелости "иностранного" Андрея Бабицкого, ибо другим журналистам работать в тылу у боевиков не столько "запрещено", сколько просто страшно. Единственный журналист на "Пресс-клубе", который не обязан быть сведущим абсолютно, - это его ведущая Ирина Петровская. Все, что нужно ведущему - это здравый смысл, что у Петровской в норме. Единственный журналист на "Пресс-клубе", который во всем подряд компетентным быть, понятно, не может, но чье "ежепередачное" присутствие вполне объяснимо, - это главный редактор радиостанции "Маяк" Андрей Быстрицкий. У него есть функция: выразить на каждой программе "государственную позицию", ибо программа идет по государственному каналу. Передачу как-то даже переверстывали так, чтобы "государственное слово" Быстрицкого являлось финальной точкой выпуска. Вот, пожалуй, и все постоянные участники, не считая Дмитрия Быкова из "Собеседника", который сидит на "Пресс-клубе" ровно столько лет, чтоб уже считаться талисманом передачи. Остальным бы меняться в зависимости от темы. А с другой стороны? С другой - все это мое замечательное построение рушится, когда я иду в МГУ на дискуссию о свободе слова между российскими и итальянскими журналистами. Тут - люди абсолютно компетентные. И все - главные. Главный редактор "МК" Павел Гусев, главный редактор "НГ" Виталий Третьяков, генеральный директор НТВ Евгений Киселев. С итальянской стороны - тоже качественный подбор: главный редактор газеты "Репубблика" г-н Мауро и политобозреватель газеты "Коррьере делла Сера" г-н Вентурини. И вот наши авторитетные, компетентные товарищи ухитряются своими противоречивыми и противоречащими друг другу умозаключениями запутать и довести товарищей итальянских до натуральной истерики! Только представьте: Гусев Павел заявляет, что демократия у нас эфемерная. Власть пытается всякими налоговыми и лицензионными удавками скрутить прессу в бараний рог. Киселев Евгений ему вторит, сообщая, как "Внешэкономбанк" потребовал у НТВ раньше времени возврата многомиллионного кредита, а всякие чиновники выказывают свое "фэ" некоторым сюжетам "Итогов". А Третьяков Виталий оптимистичен и бодр! "Мне нравится свобода слова, которая у нас имеется. У западных журналистов таких свобод нет. У нас - замечательный плюрализм! У нас по государственному ОРТ можно услышать, как Новодворская обзывает Путина преступником". "Ничего не понять, - огорошенно констатирует итальянский товарищ. - С одной стороны говорят: много свободы, с другой - ее нет вообще..." Итальянцы честно пытаются порассуждать об этом противоречии, пытаются посравнивать подходы к освещению, к примеру, военной тематики у себя дома и дома у нас, но в итоге отчего-то нарываются на резкую отповедь господина Третьякова: "Не надо устраивать судилище над российской журналистикой! Я услышал приговор ей (я, к слову сказать, не услышала, хотя пользовалась однотипными наушниками. - Е.Р.) - плохая, нехорошая! Вы, Запад, пудрили нам мозги во время перестройки и не надо пудрить их сейчас". Итальянцы в шоке. Они кричат. Переводчик захлебывается переводом. Венец дискуссии - скандал. Одно слово - иностранцы. Они действительно нас не знают. Они представления не имеют, что и в солидном стане главных редакторов непременно найдется свой Отар Кушанашвили (помните "Акулы пера" с аудиторией зеленых "акулёнков"?) - этакий "плохой мальчик", эпатажник - с элементами логики и с элементами демагогии, однако всё - на пользу шоу. Именно по этой причине его зовут на всякие дискуссии: для шоу, для остроты. Вот чего, собственно, и не хватает еще "Пресс-клубу". К разумной Петровской, государственному Быстрицкому, сменной группе компетентных журналистов приплюсовать еще эпатажника - цены программе не будет! Кстати (это совсем серьезно), допустим, выборы закончатся результатом. Допустим - прогнозируемым. А значит - сохранит свой пост на ВГТРК Олег Добродеев, которого принимал на работу Владимир Путин, и следовательно - сохранит свое место в эфире РТР программа "Пресс-клуб", которая на этом канале появилась именно при Добродееве. Тогда у этой программы может образоваться некая миссия: доносить до российской аудитории суждения оппозиционной, "непризнанной" прессы, которую в "Пресс-клуб" - по многолетней логике этой программы - наверняка звать продолжат. Тогда этой прессе тем более нужно выглядеть как можно достойней. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|