Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Доска позора > Неправовые законы

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 13.04.2014, 11:28
Аватар для Вестник CIVITAS
Вестник CIVITAS Вестник CIVITAS вне форума
Новичок
 
Регистрация: 04.04.2014
Сообщений: 17
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Вестник CIVITAS на пути к лучшему
По умолчанию 2041. Поправки к закону о ФСБ

http://www.civitas.ru/opentext.php?code=1502

15.07.2010

О дополнениях к закону о ФСБ
Заявление Международного общества «Мемориал»

9 июля Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект, наделяющий ФСБ правом использовать в целях так называемой профилактики (то есть для предотвращения еще не совершенных преступлений) новый рычаг воздействия: предостережение, выносимое органами государственной безопасности «физическим лицам», то есть отдельным гражданам.

На самом деле в профилактике преступлений, в том числе и тех, которыми занимается ФСБ, нет ничего нового. О профилактике как основном направлении работы КГБ впервые заговорил еще Н. С. Хрущев на ХХI съезде КПСС; профилактике уделено значительное место в «основополагающем» приказе Председателя КГБ А. Шелепина «О задачах органов государственной безопасности» от 15 июля 1959 года. А спустя еще 13 лет, 25 декабря 1972 года. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия». Предостережение объявлялось лицам, совершившим «антиобщественные действия, противоречащие интересам государственной безопасности СССР, если они не влекут уголовной ответственности». Трудно вообразить, чтобы Указ от 25 декабря 1972 года помог предотвратить хотя бы одно реальное преступление. Однако нам известны многие десятки случаев, когда «предостережение» выносилось инакомыслящим советским гражданам, каким-то образом публично проявившим свое инакомыслие.

Абсолютно аналогичный подход к профилактике преступлений демонстрирует и сегодняшний законопроект: он позволяет ФСБ объявлять гражданам официальное предостережение «о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений» – «при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности». Юридическая мысль российских законодателей вернулась в старое советское русло.

Полномочия Федеральной службы безопасности в нашей стране давным-давно вышли за всякие разумные рамки. ФСБ в России – больше, чем спецслужба; она наделена даже правом вести следствие по ряду преступлений. Теперь к ФСБ отходит еще одно полномочие прокуратуры – профилактика. Это событие носит не столько практический, сколько знаковый характер.

Мы не ставим под сомнение полезность и уместность профилактики преступлений как таковой. Теоретически, профилактика преступлений – вполне благородная и гуманная задача: остановить человека, находящегося на грани совершения преступных деяний, объяснить ему возможные последствия его действий и тем предотвратить преступление – куда как лучше, чем отправлять его за решетку. (В 1959 году переориентация КГБ на профилактику и была задумана как одна из мер, которые должны были положить конец репрессивной кампании 1957-1958 гг., последовавшей за венгерскими событиями).

Однако попытки юридически регламентировать профилактическую работу – заведомо бессмысленны. В обыденной жизни мы можем говорить о действиях, находящихся «на грани преступления»; но с точки зрения основных принципов права таких действий нет и не может быть. Человек либо совершает преступление (подготовка преступления в соответствии со статьей 30 УК РФ также является преступлением) – и тогда он подлежит уголовной ответственности в соответствии со статьями Уголовного кодекса; либо не совершает его – и тогда его поступки законны и правомерны.

Сотрудник спецслужб может сообщить своему «подопечному», что, по его мнению, тот балансирует на грани совершения преступления, и если так пойдет дальше, то он может оказаться на скамье подсудимых. Но для этого ему не нужно никаких дополнительных полномочий и прав.

Если же «предостережение» регламентируется законодательством, если оформляется «юридический» механизм этого предостережения, то оно неизбежно становится тем, чем на деле был Указ от 25 декабря 1972 года – орудием политического запугивания. Орудием, впрочем, малоэффективным: в большинстве известных нам случаев диссиденты просто игнорировали вынесенные им «предостережения». Скорее всего, так же будет поступать и большинство нынешних российских граждан, ибо за подобное игнорирование никакие конкретные санкции не предусмотрены – и не могут быть предусмотрены, ведь речь идет не о нарушении закона! В законопроекте упоминается, что предостережение «обязательно к исполнению» – но ничего не сказано о том, что будет с теми, кто его исполнять не пожелает.
Попытка скрестить право с заведомо неправовым механизмом политической репрессии неизбежно приводит либо к разрушению права, либо к неэффективности репрессии. В данном случае, по-видимому, имеет место и то, и другое.

Мы не питаем решительно никаких иллюзий относительно судьбы этого законопроекта: нет сомнений, что 16 июля Дума одобрит его в третьем чтении. Однако у нас нет и оснований сомневаться в юридической компетентности главы государства. И мы не теряем надежды на то, что когда этот закон, частично – бессмысленный, а частично – опасный для общественной свободы, поступит на подпись к Президенту РФ, тот оценит его надлежащим образом и наложит на него вето.

Правление Международного общества «Мемориал»

Международное общество «Мемориал» www.memo.ru

(495) 209-7883

nipc@memo.ru

Последний раз редактировалось Ульпиан; 30.04.2022 в 14:52.
Ответить с цитированием
  #2  
Старый 13.04.2014, 11:32
Аватар для Вестник CIVITAS
Вестник CIVITAS Вестник CIVITAS вне форума
Новичок
 
Регистрация: 04.04.2014
Сообщений: 17
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Вестник CIVITAS на пути к лучшему
По умолчанию Контора пишет, "Гарант" подписывает

http://www.civitas.ru/article.php?po...1306&year=2010

Дмитрий Воробьевский

г.Воронеж

29-го июля - в разгар принявших масштабы всероссийского бедствия лесных пожаров - почти незамеченным прошло сообщение о том, что Президент Российской Федерации Д. Медведев, вопреки обращениям к нему многих известных правозащитников, подписал (т.е. окончательно "узаконил") законопроект о расширении "полномочий" ФСБ. Теперь к этим "полномочиям" добавлена, в частности, возможность выносить жителям России некие, хоть как-нибудь увязанные с "антитеррористической" борьбой, "официальные предупреждения", содержащие какие угодно требования что-то делать, а чего-то не делать.

А за игнорирование этих требований изначально в данном законопроекте предусматривались штрафы и арест на срок до 15-ти суток. Но довольно массовые правозащитные протесты против этого законопроекта привели к тому, что данные санкции были из него удалены, вроде бы успокоив тем самым многих правозащитников.

Однако, несмотря на удаление этих санкций (т.е. штрафов и 15-суточного ареста) за игнорирование ФСБ-шных требований, в этом новом "законе" сохранилось упоминание о том, что, мол, их выполнение является для всех обязательным... По-моему, совсем нетрудно догадаться, что из этой странной формулировки, из этого правового абсурда, скорее всего, последует на практике.

Для этого можно вспомнить, например, некоторые решения российского Конституционного Суда, регулярно находящего теперь у "исполнительной власти" некие дополнительные "скрытые конституционные полномочия". Один из самых известных примеров этого - то, как данный Конституционный Суд, ещё в девяностые годы, нашёл вдруг у Ельцина (как у "гаранта Конституции") эти самые "скрытые полномочия" на развязывание - даже без юридически необходимых согласований с Советом Федерации - явно преступной чеченской войны... А среди других подобных примеров - известное решение о том, что очередной "гарант Конституции" (т.е. Путин) имеет, мол, полномочия на фактическую отмену записанного в ней положения о выборности губернаторов...

Так что, теперь, на мой взгляд, можно особо не сомневаться, что при первой же, так сказать, необходимости у ФСБ - с помощью Конституционного Суда - сразу же найдутся "скрытые полномочия" на самостоятельное определение наказаний тем, кто осмелится игнорировать "предупреждения" этой конторы, имеющей, как известно, очень богатый террористический опыт.

04.08.2010
265
Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 15:32. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS