![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_...RVOSKI_SV.html
БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ, СВ. (1090–1153), христианский святой и учитель церкви. Св. Бернар называл себя «химерой своего века», намекая на то, что в нем как бы соединились две разных личности: преданный уединению и созерцательной жизни монах, каким он всегда хотел быть, и деятельный член церкви, которым ему пришлось стать. Он родился в 1090 в Фонтен-ле-Дижон (Бургундия, Франция). Получив первоначальное образование в маленькой школе в Сен-Ворль в Шатийон-сюр-Сен, он в 1113 поступил в знаменитое аббатство Сито близ Дижона вместе со своими братьями и несколькими товарищами. Два года спустя Бернар основал и возглавил цистерцианское аббатство Клерво в Шампани. Начиная с 1118 от Клервоского аббатства стали отделяться дочерние монастыри, а сам Бернар получил широкую известность как деятель церкви. В 1128 он принял участие в соборе в Труа, на котором был принят устав ордена тамплиеров. См. также ЦИСТЕРИАНЦЫ; ТАМПЛИЕРЫ. 1130 стал годом начала великой схизмы в Западной церкви. Антипапа Анаклет узурпировал права папы Иннокентия II, и последний в 1133 призвал св. Бернара в Италию. В 1137 Бернар с той же целью вновь посетил Италию и внес немалый вклад в прекращение схизмы в 1138. Он сыграл решающую роль на Сансском соборе 1140, осудившем Абеляра, а позднее – на Реймсском соборе 1148. В 1145 Бернар совершил поездку в Южную Францию, чтобы опровергнуть заблуждения Петра Брюйского. В том же году один из клервоских монахов был избран папой под именем Евгения III, и на следующий год этот папа поручил Бернару организовать 2-й крестовый поход. В 1146 и 1147 Бернар совершил поездки в Германию с целью начать подготовку крестового похода. Он скончался 20 августа 1153 в Клерво, и был канонизирован уже в 1174. День памяти святого 20 августа. См. также МОНАШЕСТВО. Сочинения и влияние. Бернару принадлежит ок. 500 писем, адресованных не только папам, епископам, аббатам, королям и важным государственным деятелям, но и простым монахам. В этих письмах Бернар отзывался на большинство важнейших событий своей эпохи и рассуждал о вопросах, связанных с церковной реформой и отношениями между церковной и светской властью. Кроме того, сохранилось более 180 проповедей Бернара, произнесенных по случаю различных церковных праздников, а также множество «кратких проповедей», или «сентенций», на самые разные темы. Св. Бернару принадлежат также восемь больших трактатов. Первый из них, О степенях смирения и гордыни (De gradibus humilitatis et superbiae), был опубликован около 1121. Следующей была опубликованная около 1124 Апология, адресованная бенедиктинскому аббату Сен-Тьерри Гильому, где Бернар порицал цистерцианцев за их критику клюнийских монахов, но в то же время осуждал и последних за неоправданные послабления и недостаточно строгий образ жизни. Вершиной литературного и богословского творчества св. Бернара явились его пространные толкования на Песнь Песней, работу над которыми он начал в 1135 и продолжал на протяжении жизни. Будучи выдающимся церковным деятелем, св. Бернар был, вместе с тем, и выдающимся теологом. Главными проблемами, которые занимали его ум, были отношения между Богом и человеком, единение Бога и человека в таинстве воплощения, отношение церкви и благодати и мистический опыт. ![]() IGDA/M. Seemuller СВ. БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ. Миниатюра 12 в. Литература Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995 |
#2
|
||||
|
||||
![]()
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91...BA%D0%B8%D0%B9
Материал из Википедии — свободной энциклопедии ![]() Бернард Клервоский Bernard de Fontaine Св. Бернард в «Краткой истории монахов и монастырей», Альфред Уэсли Вишарт (1900) Рождение 1090[1] Фонтен-ле-Дижон (Бургундия) Смерть 13 августа 1153 аббатство Клерво (Бургундия) Почитается в католицизме, англиканстве, лютеранстве Канонизирован 18 января 1174 в Риме Папой Александром III День памяти 20 августа Покровитель Бургундии, Гибралтара, цистерцианцев, пчеловодов Атрибуты посох, книга Берна́рд Клерво́ский (фр. Bernard de Clairvaux, лат. Bernardus abbas Clarae Vallis; 1091, Фонтен-ле-Дижон, Бургундия — 20 или 21 августа 1153, Клерво) — французский средневековый богослов, мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво (с 1117 года). Содержание 1 Биография 2 Вдохновитель крестовых походов в Европу 3 Примечания 4 Литература 5 Ссылки Биография ![]() Ф. Рибальта. «Явление Христа Святому Бернарду» Происходил из знатной семьи, в двадцатилетнем возрасте вступил в цистерцианский орден, где своим подвижничеством приобрёл известность. В 1115 году Бернард Клервоский основал монастырь Клерво, где стал аббатом[2]. Благодаря его деятельности малочисленный цистерцианский орден стал одним из крупнейших. Бернард Клервоский придерживался мистического направления в теологии, был ярым сторонником папской теократии. Активно защищал права папы Иннокентия II против Анаклета II. В свете борьбы против Анаклета II осуждал Рожера II, получившего корону от антипапы, но затем примирился с королём и переписывался с ним. Боролся с ересями и свободомыслием, в частности был инициатором осуждения Пьера Абеляра и Арнольда Брешианского на церковном соборе 1140 года. Активно боролся с ересью катаров. Участвовал в создании духовно-рыцарского ордена тамплиеров, в частности под его влиянием на соборе в Труа 1128 года, (возглавляемом Матвеем Альбанским) был принят устав ордена. Вдохновитель второго Крестового похода 1147 года. Содействовал росту монашеского ордена цистерцианцев, в его память получившие название бернардинцев. На фоне невыразительных фигур пап того времени (среди которых были и его ученики из Клерво) Бернард Клервоский приобрёл колоссальный авторитет в церковных и светских кругах. Он диктовал свою волю папам, французскому королю Людовику VII. Основной добродетелью считал смирение. Целью человеческого существования считал слияние с Богом. Канонизирован в 1174 году; в 1830 году внесён в число Учителей Церкви. Вдохновитель крестовых походов в Европу ![]() Эмиль Сигнол Св. Бернард призывает в Везле христианский мир к крестовому походу в 1146 году ![]() Св. Бернард Клервоский, Георг Андреас Вассхубер 15 февраля 1145 года коллегия кардиналов избрала аббата Бернардо Паганелли новым римским папой под именем Евгения III. Паганелли был не только тёзкой, но и — с самого начала своего монашества у цистерцианцев — учеником Бернарда Клервоского, с которым он поддерживал «уникально тесные отношения»[3]. Римским папой стал член цистерцианского ордена, который Бернард — влиятельный католический деятель эпохи — сам и создал. Отводя подозрения в том, что Паганелли его протеже, Бернард оставил для историков следующее письмо к кардиналам (номер CCXXXVII): Прости вас Бог за то, что Вы сделали!.. Вы превратили последнего в первого, и… его новое положение опаснее прежнего… По какой причине или по чьему совету… поспешили вы к простецу, отыскали его в его убежище, вырвали у него из рук топор, кирку или мотыгу и возвели его на престол?[4] — Д. Норвич. Расцвет и закат Сицилийского королевства Избрание Паганелли папой состоялось, укрепив этим и политическое положение самого Бернарда — учителя папы Римского. Известный случай, когда Бернард назвал уже состоявшегося Папу в письме к нему «нищим из навозной кучи» (номер CCXXXVIII)[4], укладывается в этот же контекст: крепко держа в руках узды управления своим бывшим учеником, Бернард диктовал Евгению III свою политику. Наиболее крупным мероприятием, на котором Бернарду удалось настоять, стал Крестовый поход против славян, развернувшийся на фоне Второго крестового похода. ![]() Памятник Бернарда Клервосского в Дижоне, на площади, носящей его имя В начале апреля 1147 года римский папа был у своего учителя в Клерво. Там Бернард убедил Евгения III развернуть вектор крестовых походов с юга на восток, обратив их против язычников Европы, начав, в частности, с вендов. Эту идею римский папа претворил в булле англ. „Divini dispensatione“, которую он подписал в Труа 11 апреля 1147 года[3]. Идею этой буллы, образ действий, который она предлагала крестоносцам в отношении европейцев-язычников в своей миссии, часто выражают лозунгами «крещение или смерть» (фр. La mort ou le baptème, нем. Tod oder Taufe), «уничтожить или обратить в христианство» (фр. Extermination ou Conversion, нем. Vernichtung oder Bekehrung)[5]. Примечания ↑ http://www.britannica.com/EBchecked/...d-de-Clairvaux ↑ Бернард Клервоский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Fonnesberg-Schmidt Iben. The popes and the Baltic crusades, 1147–1254. — Brill, 2007. — Vol. 26. — P. 31. — ISBN 9004155023. Норвич, Джон. Расцвет и закат Сицилийского королевства. Нормандцы в Сицилии. 1130-1194. — Москва: Центрполиграф, 2005. — С. 121. — 399 с. — ISBN 5-9524-1752-3. ↑ Louis Hansoul. Le Credo, un champ de ruines? Литература Фокин А. Р. Бернард Клервоский // Православная энциклопедия. Том IV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — С. 670—676. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9 Штёкль А. История средневековой философии. — СПб.: Алетейя, 1996. Бернард Клервоский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с. Ссылки Письма Бернарда Клервоского против Петра Абеляра Opera omnia Sancti Bernardi Claraevallensis (Полное собрание трудов св. Бернарда Клервоского) Бульст-Тиле М. Л. Влияние св. Бернара Клервосского на формирование ордена тамплиеров. Проверено 14 июля 2012. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
http://bernard.oneiros.ru/ep187/
![]() Historia Calamitatum 187 188 189 190 191 192 193 330 331 332 333 334 335 336 337 338 Apologia Письмо CLXXXVII.1 Епископам, созываемым на собор в Сансе Епископам, созываемым в Санc2 в целях борьбы с Петром Абеляром. Распространился слух среди многих: мы полагаем, что он достиг и вас; с какой целью созывают нас в Санс на следующую неделю после Пятидесятницы3 и вызывают на суд ради защиты веры, хотя рабу Господа и не должно ссориться, но быть ко всем незлобивым?4 Если бы дело касалось меня лично, то, может быть, раб вашей святости и мог не совсем незаслуженно получить похвалы при вашем содействии. Ныне же, поскольку дело является также и вашим и даже более вашим, я смелее увещеваю и настойчивее прошу, чтобы в нужде вы показали себя друзьями. Друзьями, сказал я, не нашими, но Христа, Невеста5 коего вопиет к вам из дебрей ересей и всходов заблуждений, которые уже почти задушили ее, возросши под покровительством вашим и вашей охраною. Но друг Жениха не оставит ее ни в напасти, ни в счастии. Не удивляйтесь, что мы приглашаем вас так внезапно и в столь скором времени. Противная сторона в своей изворотливости и хитрости предвидела также и это, дабы напасть на беззаботных и вынудить к бою невооруженных. Письмо относится к 1141 г. ↩ Санс — город, расположенный юго-восточнее Парижа, центр архиепископства. ↩ От Пятидесятницы, как и от других праздников, велся счет недель. ↩ 2 Тим. 2:24. "Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым". ↩ Под Невестой Христа разумеется католическая церковь. ↩ В рамках скромненького проекта «Письма Бернара Клервоского против Петра (Пьера) Абеляра» мы пытаемся представить по-русски историю «величайшего культурного эпизода XII столетия» (М.Т. Ратисбон). перевод - Влад Андерсен, 2006-2009 |
#4
|
||||
|
||||
![]()
http://bernard.oneiros.ru/ep188/
Sancti Bernardi Claraevallensis epistolae contra Petrum Abaelardum Historia Calamitatum 187 188 189 190 191 192 193 330 331 332 333 334 335 336 337 338 Apologia Епископам и кардиналам2 Римской курии3 Владыкам и отцам, достопочтенным епископам и кардиналам курии — слуга их святости. Нет сомнения в том, что именно вам надлежит удалять соблазны из Царства Божьего, подрубать под корень растущие шипы и прекращать. Ибо так предписал Моисей4, когда он подошел к горе, говоря: «Вот Аарон и Ор5 с вами; у кого будет дело, тот пусть приходит к ним». Я же говорю о том Моисее, который явился чрез воду и не только в воде, но и в крови. А так как вместо Аарона и Ора над народом Божьим пребывают власть и ревность римской Церкви, то мы обращаемся к ней с полным правом, и не по поводу отдельных вопросов, а в связи с поношением веры, оскорблениями Христа, охаиванием отцов, пренебрежением к ним, соблазнами для современников и опасностями для потомков. Осмеивается вера простых, раздирается сокровенное Бога, безрассудно обсуждаются вопросы, касающиеся высочайшего, подвергаются поношению отцы за то, что они сочли должным об этих вопросах скорее молчать, нежели делать попытки их разрешить. Поэтому и происходит то, что пасхальный агнец, вопреки божественному установлению, или варится в воде, или раздирается сырым по звериному обычаю. То же, что остается, не сжигается в огне, но попирается ногами. Таким образом человеческий разум захватывает себе все, не оставляя ничего для веры. Он пытается постичь то, что выше его, он исследует то, что сильнее его, он врывается в божественное и скорее оскверняет святыню, чем открывает ее, запертое и запечатленное не раскрывает, но раздирает, и все, что он находит для себя непостижимым, считает за ничто, не удостаивая веры. 2. Прочтите, если угодно, книгу Петра Абеляра, которую он называет «Теологией» (ведь она находится у вас под руками, ибо, как он похваляется, в курии ее читают многие) и посмотрите, что говорится там о Святой Троице, о рождении Сына, об исхождении Духа Святого и прочее без числа, совершенно непривычное как ушам, так и умам католиков. Прочтите и другую, которую называют книгой его «Сентенций» [^6], а также и ту, которая называется «Познай самого себя», и обратите внимание на то, сколь густо произрастают там посевы святотатственных заблуждений. Обратите внимание на то, как он мыслит относительно души Христа, лица Христа, нисхождения Христа в преисподнюю, таинства алтаря, власти вязать и разрешать, первородного греха, вожделения, греха наслаждения, греха бессилия, греха невежества, греховного деяния и воли к греху. И если вы найдете, что я возмущаюсь справедливо, возмутитесь и вы; и возмущайтесь не попусту, но действуйте сообразно тому положению, котороые вы занимаете, сообразно достоинству, вас украшающему, сообразно той власти, которую вы получили. И каким образом тот поднялся на небеса, таки образом пусть низвергнется он в преисподнюю. и деяния мрака, осмелившиеся выступить на свет, да будут уличены при свете светом, так чтобы тот, кто грешил при всех, при всех был бы и изобличен. Да обуздают себя и другие полагающие мрак светом и болтающие на перекрестках дорог о божественном, и те, которые дурное высказывают в сердцах своих и пишут в своих книгах. Итак, да преградятся уста глаголящих нечестивое! Письмо относится к 1141 г. ↩ Кардинал – высший после папы сан в католической церкви. Коллегия кардиналов – верховный орган, которому принадлежало право избирать папу. Сами кардиналы назначались папой и являлись его советниками. Существовало три ранга кардиналов: кардиналы-епископы, кардиналы-пресвитеры и кардиналы-диаконы. ↩ Римская курия или папская курия — центральный орган католической церкви, осуществляющий повседневное руководство ее делами. ↩ Моисей — по библейской легенде законодатель древних евреев. ↩ Аарон — брат Моисея. Ор — помощник Аарона. ↩ В рамках скромненького проекта «Письма Бернара Клервоского против Петра (Пьера) Абеляра» мы пытаемся представить по-русски историю «величайшего культурного эпизода XII столетия» (М.Т. Ратисбон). перевод - Влад Андерсен, 2006-2009 |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|