![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://besttoday.ru/read/8634.html
19.12 02:15 ![]() Который день не отпускает фотография людоедов во время голода 1921 года в России... Все мы видели "Прогулки по Венеции" с Иосифом Бродским. Там он говорит важные вещи о русском народе. И он говорит ключевую (во всяком случае для меня) фразу: "В 20 веке русских выставили на экзистенциальный холод..." Что это: "Экзистенциальный холод"? Как его описать, как его осмыслить? Может ли он пройти для нации безнаказанно, бесследно? В чем выражаются последствия пребывания на нем? Читаем Солженицына, Шаламова... А я для себя прибавляю воспоминания бабушки о голоде 32 - 33 года в Казахстане, об эпидемии тифа, в которой умер ее семилетний сын, рассказы тетки и дяди о депортации немцев и опять же - голоде 41 - 47 г.г. и т.д... Плюс война. Трупы, трупы, трупы... Смерть ходит рядом... Нужда, стойкая беспросветная. Вранье... бесконечное вранье властей... Полное, абсолютное бесправие. Молчи в тряпочку и работай как лошадь. Голод, такой жуткий, что ни о чем больше думать не можешь, кроме как о еде... Соседка моя по коммунальной квартире в Питере. Блокадница Евдокия Ивановна... Уж померла, наверное... Когда началась блокада, у нее на руках была дочь, 6 месяцев. Сначала кончилось молоко в груди. Тогда она резала лезвием сосок и поила ее кровью. Потом кровь перестала течь. Потом дочка умерла. Прямо на руках. Уснула и не проснулась. Было ли в ней к моменту смерти полтора кг? Или меньше? Поди узнай... Экзистенциальный холод... Как это? Рвутся связи, умирает признательность, благодарность, кровное родство теряет смыл, уходит все человеческое... Каждый сам по себе. Замерзает. Умирает. Превращается в еду. Тебя съедают... Потом умирают те, кто тебя съел. Потом едят их... Потом всех несут на Пискаревку. Тут где-то в сети прочитал, что какой-то польский ни то писатель, ни то сценарист (Глеб Морев - поскажи!) писал, что у русских бессмысленно искать сочувствия. Мол, он как-то начал жаловаться Ахматовой, что вот, де, его в Польше не печатают, не дают ставить его пьес, не пропускают сценарии на киностудии... А Ахматова его ответила: "У тебя жену расстреляли? Нет! Сына в в лагере 20 лет держали? Нет! Ты боишься, что тебя могут посадить в лагерь, расстрелять? Опять - нет! Так чего ты тут ноешь? У тебя прекрасная жизнь!" Вот он - экзистенциальный холод... В Библии описано про него много важного, про этот холод. Когда человек оказывается на таком холоде, он ведет себя мягко выражаясь - нестандартно. Праотец Авраам называет свою жену Сарру сестрой. И дает насладиться ею фараону. Иначе - смерть. Праведный Лот занимается кровосмесительной любовью. Иаков обманывает Исава. Братья продают Иосифа в рабство... В математике есть подраздел о математике бесконечно малых и бесконечно больших величин. Там, в этих областях математики - совсем другие законы сложения, вычитания, закономерности ведут себя иначе, они другие. В физике тоже известно, что время и пространство на околосветовых скоростях ведут себя по-другому. В макро- и мирко мире галактик и микрочастиц - тоже все законы меняются... Так и в морали, наверное, при запредельных, экстремальных нагрузках она меняется, приобретает другие формы. У Шаламова есть об этом: умри сегодня, а я - завтра... У Джека Лондона в "Любви к жизни"... У Ремарка... Это и есть настоящий релятивизм морали. Как в физике, так и в обществе... Что теряет и что приобретает нация после пребывания на экзистенциальном холоде? Эмпирически ясно, что она приобретает совершенно фантастическую адаптивность и живучесть, но утрачивает способность к сочувствию. К милосердию. Достаточно посмтреть как реагировали россияне на Беслан и Норд-Ост. На чеченские войны. На трупы русских... На трупы чеченцев... Да и на Афган... После Беслана в Риме на улицы вышли сотни тысяч людей. А в Москве - никого... А россияне никак не прореагировали. Просто тупо смотрели в телевизор. И переключали. И до этого, то же самое: вон на площадке стоит крышка гроба. Это у соседей цинковый гроб из Афгана пришел. Все. Сходили на поминки. Выпили. Поплакали. Забыли. Точка. Это кто? Муж. Где убит? На Украине. Значит так: хочешь получать пенсию за него, скажи, что помер от пневмонии в воиснкой части в Бурятии. Хорошо? Хорошо. Помер в воинской части в Бурятии. Мне какая разница? Скажите, где ваш муж? Помер от пневмонии в Бурятии. Зачем вы врете! Он у вас погиб на войне с Украиной! Нет. Он умер в Бурятии. Послушайте! Если вы скажете правду и другие, такие же как вы скажут правду, может быть нам удастся остановить войну и поток гробов прекратится! Ну же! Скажите как есть на самом деле. Как было на самом деле, хотите? Вот вам правда: он. Умер. От. Пневмонии. В. Бурятии. В. Воинской. Части. Зачем вы врете? Мне плевать на всех. Мне плевать на поток гробов к другим. Мне платят пенсию за него. Больше, чем я получала от него, когда он был жив. От него, алкаша, от мертвого толку больше, чем от живого было... Идите на х...й, правдоискатели. А то я щас кого надо позову... А вы хотите, чтобы в России возмутились трупам в Алеппо... Нет у них такого места, которое бы болело от чужой боли. Выболело все. Остался рубец. У народа умерла душа. Больше нет той русской души, о которой Достоевский писал, что она всемирная. Выморозилась душа у людей. Вот что принес русским 20 век... Москва слезам не верит. Жалеть нынче немодно... Эй, слюнтявку не распускай. А то по сопатке схлопочешь, не ровен час... Что же делать? Что нам остается? Остается известно что: надежда. И вера с любовью. На что нам надеяться? На повторение чуда Хануки: на то, что Бог пожалеет нас и масла, которого должно было хватить на огонь в меноре в течении одного дня, хватит на восемь... Как братья Маккавеи искали в развалинах Храма хоть один кувшин священного масла, так и нам надо искать в развалинах своей души крупицы милосердия и жалости. Вот я иногда по себе сужу: сообщают мне какую-то страшную весть про чужую боль. А у меня ничего внутри не болит. Мертво. И первая мысль: зачем он мне это сказал... А потом другая: а ведь мне должно быть жалко! Вот сейчас, сию минуту, мне не жалко. Нисколько. Это мне так досталось от русского 20 века. Но что осталось от предков? От десятков предыдущих поколений? Осталось знание, что мне должно быть жалко! Я точно знаю, что в такой ситуации я должен испытывать сочувствие. Да, я сейчас его не испытываю. Потому, что... Да в общем понятно почему. Но (вот он слабенький огонек!) я знаю, что мне нужно его испытать! Я должен себя вести как будто я его испытываю! И вы знаете, я на собственном опыте убедился: начинаешь помогать, вести себя как надо - и сочувствие приходит... Само приходит. Вместе с жалостью и милосердием. Приходит и любовь и вера... Вера... Только не нужно бояться показаться слабым. Я знаю - бабы не любят слезливых мужиков. Но зато Бог любит. Вот и выбирайте. Как там Данила Багров спрашивал: в чем сила, брат? Сила в слабости. Всех победил, занес меч, чтобы отсечь голову ... и пожалел. Слабый? Нет, сильный. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
https://openrussia.org/notes/706535/
18 February 2017, 10:00 В самом начале своей истории советскому государству понадобился материальный символ пламенеющих революционных сердец Сергей Простаков В издательстве «Пальмира» переиздали книгу антрополога Светланы Адоньевой «Дух народа и другие духи», посвященную истории и бытованию культурных стереотипов и норм в российском обществе. Сама автор считает, что ее книга — о коллективных чувствах и коллективных действиях. Используя большое количество дневников и воспоминаний, Адоньева показывает, как незнакомые между собой люди, жившие порой в разные исторические периоды, воспроизводили одни и те же практики, переживали одинаковые эмоции. Таким образом, в книге совершается переход от социологического понимания общественных явлений к индивидуальному, антропологическому. Открытая Россия с разрешения издательства «Пальмира» публикует отрывок из книги Светланы Адоньевой «Дух народа и другие духи». Итак: газовые светильники зажигают в местах особых захоронений. Это захоронения людей, умерших безвременной смертью. Мемориалы приписывают похороненным в них подвижническую мотивировку собственной кончины/гибели. Вечный огонь является элементом ритуального сооружения, которое одновременно адресовано и мертвым, и живым. Мертвым оно обеспечивает бессмертие в виде «памяти». Но в чем смысл сообщения, обращенного к живым посетителям этих мест? Вопрос не в генезисе или типологии символа Вечного огня. Меня интересует, каким образом, посредством каких процедур идеологический сюжет превращается в личное прошлое, а концепция — в исторический факт. Сотворенный в новейшее время культовый объект за очень короткий период стал социальным институтом, конвейерным способом, преобразующим индивидуальные миры граждан в одну общую реальность. Ритуальные огни и мемориальные сооружения нашей Советской родины служили урочными местами — ритуальными площадками. Советское государство выделяло значительные участки земли, строго подбирало состав разработчиков символических объектов и бдительно следило за содержанием и пафосом их творчества, направляло для реализации этих проектов значительные материальные ресурсы, и все это совершалось для «духовных» нужд советских людей: сады камней, площадки для медитаций! Пространственный символический объект создавался с целью воздействия на духовную жизнь людей: «Как правило, мемориалы составляют замкнутое композиционное целое, четко выделяемое из повседневного окружения. Поэтому они расположены обычно в парках, скверах, а чаще — вне города, на лоне природы. Ансамбли рассчитаны на последовательное восприятие в пространстве и времени, авторы разворачивают их по законам драматургии: завязка, развитие, кульминация, финал. В результате такого построения у посетителей ансамбля возникает возвышенное духовное состояние, подобное катарсису античной трагедии, что и является целью и смыслом их художественного воздействия». Эти ритуальные площадки в строго отведенное для этого время — красные дни советского календаря — становились местом посвятительных или календарных ритуалов: посвящение в пионеры, митинг в память «-летия со дня». Поражает плановость (дело пятилеток) и размах культового творчества как в отношении их созидания (пространство), так и в отношении их внедрения в повседневную жизнь (время): конструируется общая реальность. Посещение ритуальных мест было включено во все экскурсионные планы туристических бюро на всей территории СССР. До сегодняшнего дня это обязательный элемент протокола официальных визитов. Очевидно, что газовый факел над захоронением — дальнейшая разработка начатой с первых дней русской революции работы по созданию новых святынь. Вместо гробниц святых и лампад над ними в центре храма объектом поклонения становится прах «борцов за дело...» с газовой горелкой над ним, и все это — в центре мирского града: на площади. Творения советской пропаганды перетолковывают христианскую традицию. На первой полосе «Пионерской правды» от 21 января 1946 года читаем: «Боритесь и побеждайте врагов внутренних и внешних — по Ильичу (И. Сталин)». Сравним: «От внутренних моих избави мя, Боже, и от чуждих пощади раба Своего». Ленинский план «монументальной пропаганды» был возглашен декретом «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей» (Собрание узаконений и распоряжений, № 31 от 15.04.1918). Как отзывались о нем свидетели, он был «органически связан с великим делом культурной революции, с колоссальной перестройкой человеческого сознания, которую сделали возможной великие дни Октября». Пространственные объекты, в соответствии с определяющей их идеологией, должны были стать и стали инструментом, преобразующим внутреннее (когнитивное, эмоциональное) пространство граждан. Идеологическим фокусом монументальной пропаганды стал ленинский Мавзолей, что, безусловно, не было задумано автором плана. Но — так получилось. «Место для Мавзолея было выбрано на Красной площади. Она стала форумом социалистической Москвы, площадью, где у кремлевской стены погребены борцы, павшие за революцию... Трудность состояла в том, что следовало... создать такое сооружение, в котором была бы выражена идея бессмертия великого дела Ленина». Архитектурное решение Мавзолея было разработано А.В. Щусевым: «Телефонограмма ЦКРКП(б) тов. Сталину Организация рабочих фабрики „Освобожденный труд“ просит вас принять следующее предложение: тело глубоко уважаемого Владимира Ильича советуем похоронить на Красной Площади, дабы каждый рабочий, крестьянин, проходя Красную Площадь, мог умственно и сердечно сообщаться с дорогим Ильичем». «...последователи... дорогого вождя Владимира Ильича Ленина... просит комиссию похоронам труп Ленина не зарывать землю как обыкновеннаго смертнаго... мы сплоченными рядами должны заменит фигуру Ленина». «Похороны Ленина должны стать воскресением пролетариата мировой революции». Эти тексты свидетельствуют о том, что идея бессмертия в отношении Ленина колеблется между вечной жизнью — с мертвым Лениным можно умственно и сердечно сообщаться («Ленин всегда живой! / Ленин всегда с тобой! / Ленин в тебе и во мне!») — и идеей воскресения («Отчего ж тогда Ленин в Москве целым лежит? Он науку ждет — воскреснуть хочет»). Дух одного человека переселяется во множество людей. Все члены сообщества, продолжающие общее дело, становятся носителями одного духа. «Вот и вход в Мавзолей, — писал в газету „Пионерская правда“ в 1946 году (№ 7 от 21 янв.) вожатый 1-го звена 203-го московской школы Анатолий Кононов. — У входа все снимают шапки и медленно спускаются вниз, где покоится тело Ленина. Кругом тихо. Слышен только приглушенный шелест шагов. Какой-то комок подступает к горлу, и я с трудом сдерживаю слезы. Рядом со мной идет узбек из Ферганы. У гроба он задерживает шаг... И каждому из нас хочется надолго запомнить это дорогое лицо». Адоньева С. Дух народа и другие духи — СПб.: ООО «Издательство «Пальмира»; ООО «Книга по Требованию», 2016 |
#3
|
||||
|
||||
![]() ![]() Ещё народы и менталитет(http://yarodom.livejournal.com/tag/%...D1%8B?mode=and) Медведи, балалайка и другие мифы о русских Такие странные В цикле передач «Такие странные» мы развеем мифы о странных иностранцах и расскажем, как рождаются стереотипы о национальной психологии. ©Ещё «Такие странные»: продолжение следует... Как появились стереотипы о русских и правдивы ли они? Ох, уж эти странные русские! Они выгуливают косолапых по улицам, лежат целыми днями на печи и заедают чай из самовара баранками. О русских существует огромное количество стереотипов. Но какие же из них реальны? Мы разберемся, по каким улицам на самом деле ходят медведи, в какие времена ели черную икру ложками и правда ли, что все русские умеют играть на балалайке. https://youtu.be/5vEqRMVcVvQ Медведи, балалайка и другие мифы о русских / Такие странные |
#4
|
||||
|
||||
![]()
24 сентября, 2015
«Постучи по дереву! Не свисти дома!» — с детства твердят нам бабушки. А уж как они запугивают нас всякой нечистью, домовыми и черными кошками! Традиция суеверий прочно засела в подкорке русского сознания, совместив в себе пережитки языческой ереси с народной мудростью. И несмотря на то, что домовых и леших сегодня уже мало кто боится, русский человек все равно всегда «присаживается на дорожку» и предпочитает не просыпать соль. ![]() Соль просыпать — слезы проливать Наверное, почти каждый из нас, когда просыпает соль, так или иначе вспоминает одну из самых распространенных примет о том, что это сулит ссоры и несчастье. Соль в мировой культуре уже достаточно интересный и многогранный символ, однако русская народная традиция всегда придавала ей, прежде всего, бытовое значение. Считается, что эта примета появилась во времена бунтов и восстаний на Руси в середине XVII века, когда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и значение — просыпать попусту столь драгоценную вещь — неизбежно ведет к ссоре в доме. Но находчивый русский народ быстро находил способ избежать неприятностей. Так что, если вы верите в приметы и все же просыпали соль, ничего страшного. Достаточно просто рассмеяться, или дать себя ударить по лбу, или же посыпать голову рассыпанной солью. Позже стали шутить, что если еда пересолена — значит стряпуха влюблена в кого-то. ![]() Дома свистишь — деньги проглядишь Эту примету знает каждый, даже самый отдаленный от суеверий русский человек. Помимо того, что свистеть в доме попросту может быть невежливо, свистом, согласно народным поверьям, можно было привлечь в дом разную нечисть. А можно было обидеть домового. Тогда он сбежит, прихватив с собой не только нажитое добро, но и покой. Со свистом в дом приходит ветер, который также может вынести из дома все богатство. Неудивительно, что и моряки всегда боялись накликать свистом бурю. Кроме того, если свистеть в доме, можно «просвистеть» не только деньги, но и память. На самом же деле, свистеть — значит отвратить от себя лик Богородицы, а свистеть в доме, так или иначе, — к опустошению. Одежда наизнанку — к перебранке ![]() Вопреки другим народам, в русской традиции одетая наизнанку одежда не обещает человеку удачи. Народная мудрость формулирует это четко и ясно: «Платье наизнанку — либо пьян, либо бит будешь», а «плюнуть на платье невзначай — терпеть напраслину». Неудивительно, ведь раньше люди относились к одежде гораздо более бережно и аккуратно, чем современный человек. В старинные времена одежда выполняла еще и некую охранную функцию. Недаром иногда на одежде изображались специальные узоры-обереги. Кроме того, она почти всегда была очень дорогой и одеть ее неподобающим образом мог только безалаберный человек. Иногда правда этому придавали и хорошее, даже забавное, значение. Например, говорили в народе, что если у замужней бабы юбка завернулась при одевании, значит скоро она родит. На себе шьешь — память зашьешь ![]() Еще одна примета, связанная с одеждой предупреждает, что нельзя зашивать одежду прямо на себе, так как можно память зашить. Это не только опасно физически, но еще и обладает некоторым мистическим оттенком. Впрочем, достоверно неизвестно, почему эта примета связана с памятью. Вероятнее всего, здесь силен языческий подтекст. Можно лишь предположить, что разгадка в том, что в старину, когда не было ни антибиотиков, ни антисептиков, а иглы были большие, кривые и, соответственно, неудобные, уколовшись иглой, можно было получить серьезное заражение крови или столбняк. Однако и для этой приметы народ придумал противодействие: чтобы обезопасить свою память от таинственных процессов, достаточно лишь взять нитку в рот. Так что и к этому суеверию стоит относиться с юмором. ![]() На порог ступишь — пращуров разбудишь Примет, связанных с порогом целое множество, и не только в нашей культуре. Самые известные русские вариации на эту тему, пожалуй, о том, что через порог нельзя здороваться или передавать вещи, чтобы черти не разлучили или чтобы дети немыми не были. Порог — пограничная территория между внешним пространством и внутренним, территория, где обитают духи. И речь здесь не о всякой нечисти, а именно о духах. Дело в том, что для древних порог дома имел некое сакральное значение. Это место, где обитали духи пращуров, которые должны были охранять своих живых родственников от всяческого зла. Ведь в старину прах умерших нередко хоронили менно под порогом. Отсюда и особое отношение к этой части дома. ![]() Бабий волос упадет — трава не растет Особенное отношение всегда было и к волосам, прежде всего женским. Значение имел и цвет волос, и структура, так как по ним можно было определить иной раз и нрав человека. Не без основания считалось также, что женщина с непокрытой и растрепанной головой не должна выходить на улицу в грозу, иначе громом убъет. И, разумеется, к простоволосым растрепанным женщинам всегда относились настороженно: вдруг колдунья? Так что неудивительно, что волосы наделялись некой мистической силой. Нельзя родственников стричь, нельзя хранить обрезанные волосы, а там где бабий волос упадет и вовсе — трава не растет. На чужой след ступаешь — ноги теряешь ![]() А вот со следами в русских суевериях все относительно просто. Пройдешь по чужому следу — чью-нибудь болезнь подберешь, или еще хуже судьбу. Но в старину люди иной раз всерьез опасались, что следы могут быть «заговорены». А уж если тут поработал колдун — беды не миновать. И пускай сегодня многие суеверия кажутся нам нелепыми, все равно, увидев чьи-то следы на песке, мы машинально обращаем на них внимание. Последний раз редактировалось Chugunka; 25.09.2017 в 06:53. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
9 августа, 2015
Если собрать и проанализировать результаты всех соцопросов, проводимых в нашей стране, можно получить любопытную картинку. ![]() Нашлись люди, которые этим заморочились. портрет россиянина Лента.ру изучила результаты опросов ВЦИОМа, ФОМа и «Левада-центра». Обо всем - об уровне симпатии россиян к странам Запада, отношении к смертной казни, секс-меньшинствам и даже к хамону, об их страхах, надеждах и предпочтениях. В итоге получилось, что значительная часть населения не верит в победу над коррупцией, но при этом смотрит в будущее с оптимизмом. Что большинство жителей страны никогда не ели хамон, не ездили за границу, не знают иностранных языков и гордятся Россией. При этом мало кто может похвастаться знанием Конституции и государственного гимна России - из него обычно помнят только первые строки. Еще россияне не любят США и Украину, одобряют цензуру, осуждают нудистов, ругают проституток и склонны считать себя православными. В общем, любуйтесь: ![]() А морали не будет тут никакой. Сами придумайте. |
#6
|
||||
|
||||
![]()
http://carnegie.ru/commentary/?fa=68295
17.03.2017 Российская идеология ![]() Вильгельм Марстранд. Англичанин, преследуемый калеками и нищими в Риме. 1848. Источник: the-athenaeum.org Одна из причин консервативного реванша в том, что из акта признания равноправия исчезло необходимое для этики личное усилие, из внутреннего оно стало внешним. Большинству хочется, чтобы их признание прав меньшинств по-прежнему считалось этически ценным, личным поступком, актом щедрости. Чтобы в нем по-прежнему было что-то от личного выбора Не успел утихнуть спор о том, можно ли участвовать человеку без ноги в одном конкурсе со здоровыми, как государство вступает в дискуссию и шлет певицу в инвалидной коляске на европейский конкурс в Киев. То есть пытается разговаривать с Европой на ее языке, одновременно убеждая себя и других, что это и наш язык. Если это и запрещенный прием, то для выступления на Украине лучше не придумать. Инвалидность в иерархии современной Европы стоит выше национальности. Любой российский исполнитель в Киеве – женщина, ребенок, старик, мужчина любой ориентации – будет встречен негодующим гулом трибун. Но борьба с инвалидом в Европе невозможна, негодующий гул в адрес инвалида в европейском словаре эмоций давно помечен как «устар.». Так что либо его не будет (что вряд ли, украинская аудитория уже правильно себя настроила), либо европейцы, услышав гул, должны будут убедиться, что идущая в Европу Украина в меньшей степени владеет европейским языком, чем объявленная врагом Россия. Не пустить в страну – немногим лучше, все равно будет повод риторически спросить, кто тут смешивает культуру и политику, труд и отдых, деготь и мед. Навык эффектно предъявлять собственное следование западным ценностям прочно входит в набор приемов российской публичной дипломатии. Дуэт «Тату», несмотря на последующие искупительные замужества навсегда оставшийся в истории музыки ЛГБТ-коллективом, открывал Олимпиаду в 2014 году уже после того, как был принят закон о запрете гей-пропаганды. Из того же примерно ряда назначение Марии Захаровой спикером МИДа (не хуже Саки с Нуланд) и ее неформальный стиль, «Бурановские бабушки», концерт в Пальмире (классическая музыка в античном театре – храним и спасаем наследие Запада лучше самого Запада) и много чего еще. Демонстративность жеста не обязательно означает, что он до основания фальшив. Попытка нарочито громко заговорить с Западом на языке его собственных гуманитарных достижений, часть которых в России считается гуманитарными перегибами, может выглядеть и как уловка, и как надрыв, и как одноактная пьеса, искусственно разыгранная в пропагандистских целях по приказу сверху. Трамп оскорбил журналиста-инвалида, за которого пришлось вступаться всем Голливудом, а Путин отправляет певицу-инвалида представлять Россию. По какую сторону Атлантики, спрашивается, на каком берегу Одера и Нейсе теперь моральная высота? Выбор певицы с ограниченными возможностями – попытка не просто разговаривать с Западом на языке его хлопот, но и выступить на этом языке громче, радикальнее, перекрикивая более тихие и последовательные высказывания. «Евровидение» известно как одно из любимых культурных мероприятий европейского ЛГБТ-сообщества, и там уже выставляли представителей нетитульных рас, афроскандинавы поднимались на сцену, как и вообще люди, возрастом, полом и особенностями развития отличающиеся от глянцевого эстрадного идеала. Раз «Евровидение» – это фестиваль толерантности, можно пойти по этому пути дальше европейцев и мнимым, с точки зрения России, обездоленным противопоставить истинных. Женщина в инвалидной коляске, которая едет соревноваться на конкурс со здоровыми гетеро- и гомосексуальными певцами любого цвета, – это еще и противопоставление нашего настоящего человеческого подвига их попытке превратить сексуальную ориентацию или мигрантское происхождение в предмет гордости, сочувствия и поддержки. Нашли чем гордиться и кому сочувствовать: вот кому надо. Толерантность как подарок Русскому человеку бывает и в самом деле непонятно, зачем сочувствовать переехавшему в Европу здоровому арабу, он сам недавно мог быть и бывал таким же переехавшим, но особого сочувствия не помнит. Он не понимает, почему нельзя смотреть на геев с недоуменной брезгливостью, если на него самого так, бывает, и смотрят (как и вообще на многих восточных европейцев), хотя всё при нем. И что такого в этой Трамповой стене с Мексикой, если он сам живет за похожей и она ни у кого не вызывает возмущения. Можно сказать, что предъявить инвалида со стороны России – это не дух, а буква, не усилие милости, а имитация в тактических целях. Раз гуманности в русской жизни меньше, чем в телевизоре, нечего и изображать. С другой стороны, надо с чего-то начинать, и придуманный для демонстрации поступок может привиться и пустить корни. Избранию певицы в коляске представителем нации предшествовала – независимо от намерений инициаторов – вполне искренняя дискуссия на тему, можно ли человеку, который в силу видимых физических недостатков является предметом сочувствия, участвовать в соревновании, где победу дают не приборы, а живые люди. Сам этот разговор был не только вполне непритворным, но тематически и стилистически совпадал с европейскими разговорами на ту же тему и пришел к сходным выводам, несмотря на заявления о непреодолимых ценностных различиях. Да, это может быть преимуществом на конкурсе, но попробуйте с этим преимуществом жить. Позитивная дискриминация на то и дискриминация, что выравнивает за счет равенства. Дальше только вопрос, когда остановиться, чтобы после его достижения прежде неравноправные группы не превратились в команды преследования. Даже не они сами, а те, кто гонит от их имени: голливудские актеры, обличавшие Трампа за некорректное общение с инвалидом, здоровей и моложе их обоих. Здесь действительно тонкая грань. Милость, сострадание, вообще этика относятся к тем вещам, которые философы в ХХ веке связывают с потребностью и усилием («Мораль, этика, философия, культура есть физика, мускулы, умение», – говорил студентам Мамардашвили). Это не то что достаточно постичь чистым разумом и изложить в подробной инструкции. Этический акт теряет смысл, если в нем нет личной потребности действующего, его личного усилия. Большинству хочется, чтобы признание ими прав меньшинств по-прежнему оставалось ценным, личным поступком, актом щедрости. Одна из причин антилиберального реванша в области морали состоит в том, что из акта признания равноправия меньшинств исчез необходимый для этики воздух выбора, внутреннее усилие для гарантии начисто подменили внешним. Но одно дело вместе с ущемленными в правах бороться за их равенство, другое – ежеминутно дрожать, как бы эвмениды не уличили тебя в преступном «изме». Чтобы этика оставалась этикой, она должна быть не только результатом ограничения снаружи, но и самоограничением изнутри. Снисхождение, милость, позитивное выгораживание – вещи, которые невозможны без некоторого кодекса (чтоб все знали, как нельзя), но при этом отличаются от права тем, что сохраняют щедрость личного дара. Но нельзя и чтоб он превратился в барскую милость. Сами мы не местные С российской общественной моралью происходит примерно то же самое, что с российскими городами и привычками их жителей. Под разговоры о том, что западный образ жизни совершенно чужд русскому человеку, русские города становятся более европейскими, чем когда-либо после революции 1917 года. Европейцы и американцы, контрапунктом наезжающие в Россию и скептически настроенные к режиму, говорят об этом с некоторым изумлением. Сейчас они ждали этого меньше всего. Вышли из моды бессчетные суши, «Флоренции» и «Манхэттены», их заменяют «Воронеж» или «Краснодар», но внутри их гораздо более узнаваемая глобальная среда, европейское отношение к еде, идея местного продукта: не только у человека, но и у котлеты должна быть малая родина. Изгнание машин с тротуаров и чистый вокзальный туалет делают страну более европейской, чем тысячи деклараций о намерениях (разумеется, остального этим не заменишь). Под разговоры о новой холодной войне происходит настоящее вторжение Запада в Россию. В том, что пытаются делать с российскими улицами, вывесками, поездами, парковками, аэропортами и банками, нет ничего, что не являлось бы переносом достижений западной повседневности на российскую почву. И перенос принимается. Певица в коляске на конкурсе – совершенно из той же серии. Как всякое копирование, опережающее запросы и выходящее за повседневные нужды обывателя, оно кажется излишеством. Ненужными казались велодорожки, кар-шеринг, аэроэкспресс первый год ходил пустым, опытные водители презирали навигаторы, не всякий еще закачал транспортную карту в телефон и зачем-то лезет за ней в кошелек. Постановка вопроса о меньшинствах всегда кажется несколько искусственной и преждевременной (вон сколько у нас здоровых бедных), а общество для нее – несозревшим. Но искусственно поставленный вопрос вызывает естественный отклик. Вопрос может казаться надуманным, но ответ всегда так или иначе настоящий. Когда страна присоединяется к ЕС, Евросоюз открывает главы для переговоров. Это разные вопросы – юридические, политические, хозяйственные, которые в Европе решены так, а в стране-кандидате иначе или никак. Россия в последние годы – хоть это годы антизападной мобилизации (а последние полгода еще и антироссийской мобилизации на Западе) – открыла множество папок с европейским моральным содержимым и где-то пришла к сходным с Европой выводам, а где-то приблизилась к ним самим фактом их открытия. Разрушение табу Оппозиционные политики сетуют, что наших людей мало волнует материальная жизнь начальства. Этому есть простое объяснение. Нынешние поколения русских людей помнят, как здесь боролись с привилегиями партноменклатуры: у них дачи, спецмагазины, мальчики-мажоры на черных «Волгах» едут в МГИМО. Однако, успешно лишив мальчиков «Волг», многие одновременно лишили себя вкладов, пенсий, стипендий и рабочих мест. И поскольку фраза «есть что терять» гораздо больше соответствует положению современного россиянина, чем гражданина позднего СССР, этим, а не надеждой взобраться наверх и наворовать самим объясняется брезгливо спокойное отношение к руководящим поместьям. Зато растет широкий ассортимент обильных прихотей, которых прежде тут не знали. Официанты отказались обслужить девочку с аутизмом: распугает клиентов. Владелец заведения получает заслуженный общественный приговор: не сметь отказывать людям с особенностями, и мало кто теперь рискует. Близость учителя и ученика теперь может быть только интеллектуальной, даже в самых элитарных, не хуже Платоновой академии, школах, а ведь еще недавно этим можно было почти открыто прихвастнуть. Поиск пропавших, помощь хосписам, волонтерство в детдомах, защита зданий и деревьев – формы престижного досуга. Одеть нагого, утешить больного и посетить узника – модные занятия. Не только бывшему городскому советнику из старых авторитетов теперь спокойно не заехать на «мерседесе» на пешеходный Арбат, но и заслуженному деятелю культуры не проехаться по тротуару с народным артистом на пассажирском сиденье. В мире CCТV – сети камер непрерывного наблюдения – повышается чувствительность. По вопросам, которые раньше были личной драмой или стыдной тайной, теперь возникает общественное мнение. Даже там, где общественное мнение поворачивается своей архаической стороной, начало дискуссии сплошь и рядом работает на расшатывание архаики. Традиционный мир строится на множестве табу: есть вещи, о которых не говорят, – они слишком ясные и слишком стыдные. Члены примитивного сообщества, уверенные, что все думают, как они, потому что иначе просто немыслимо, выясняют шокирующую правду: рядом с ними живут люди, которые думают иначе и этого не стесняются. Не какие-то отщепенцы, а вот прямо такие же, а то еще и получше устроились. Ясно же, что, если оделась волнительно и пошла пить с парнями, так сама и виновата, а оказывается, неясно. Были уверены, что со своим полом – позор хуже некуда и все так считают, а оказывается, не все. ВИЧ-инфицированные, выясняется, тоже не только сами виноваты, не все они геи и наркоманы. Парламент разрешил поколачивать детей в воспитательных целях, но как только бизнесмен на джипе пытается заняться воспитанием на улице, лично глава СК Бастрыкин требует довести дело до уголовного наказания. Открытие конверта с этическим вопросом даже с целью получить отрицательный ответ в ситуации рациональной, экономной в средствах тирании автоматически становится началом переговоров по прежде закрытому вопросу. Ограничение прав в архаическом обществе иногда оборачивается также ограничением бесправия. Мы-то думали, что этих можно убивать, если плохо спрятались, а оказывается, им только нельзя агитировать среди несовершеннолетних. Из-за этого получается, что, несмотря на отдельные дикие эксцессы, разговор ведется на более корректном языке, чем в свободное перестроечное время или в девяностые. А крайности чаще, чем ждешь, дезавуируются или наказываются, как совсем недавно попытки депутатов Толстого и Милонова заняться поиском во всём виноватых. Фильм «Брат-2» сейчас не получил бы финансирования (жаль, потому что он более настоящее кино, чем «Викинг»), но Министерство культуры, которое любит, когда про Крым и патриотизм, и даже частные лица просто не дали бы денег на всех этих «чурок» и «хохлов». Как и на современном Западе, даже неприязнь начала отливаться в выверенные, осторожные формулировки, соблюдает некоторые лингвистические табу. Этическая пустота, оставшаяся после крушения советской системы взглядов, заполняется сейчас больше, чем в циничные девяностые, и не только отрицанием чужих, либеральных ценностей, как совершенно верно заметил в прошлом году Андрей Архангельский, но и их копированием – в чем проявляется как раз верность русским традициям со времен викинга Владимира и Византии. Это происходит даже там, где открытие дискуссии по тому или иному вопросу подразумевает победу над чуждым нам ответом. В вызывающих жестах в адрес оппонентов, которые думали, что нам слабо, в попытке подхватить европейский разговор, чтобы получить свой суверенный ответ, создается новая русская позитивная этика, построенная не только на отрицании, а на копировании, подражании и полемике. На моральном варианте итальянской забастовки: вы нам про терпимость, и мы вам про нее же с горкой. Посылая инвалида на конкурс, Россия ведет себя совершенно так же, как создатели календаря «Пирелли», которые в последние годы заменяют соблазнительных красавиц то зрелыми женщинами, то беременными. Эпоха большей свободы, когда хорошим тоном было требовать неограниченного рынка, молодости и фасона, была в этом отношении гораздо менее сострадательной. Государство ограниченных возможностей Попытка перекричать европейцев на их языке, отправив к ним певицу на коляске, не обязательно будет удачной. Никакие соображения позитивной дискриминации не помешали не пустить российскую паралимпийскую сборную в Рио целиком, включая те виды спорта, где допинг не дает победы. К тому же Россия, особенно в последние месяцы, закрепляется в зоне легитимной ксенофобии, и в здешнем инвалиде-патриоте для внешнего наблюдателя второе перевешивает первое. Дискуссия об инвалиде на конкурсе полезна среди прочего и для того, чтобы понять самочувствие современной России в мире. Она ведь примерно так себя и чувствует – на липовой ноге, на березовой клюке. Потеря конечностей, которые продолжают болеть, сочетается с желанием выступать так, как если бы ампутации и боли не существовало. Пусть никто не подает виду, что заметил наши физические изъяны, и вслух ничего не говорит, но при этом про них помнит и, когда будет судить, учитывает. С одной стороны, мы хотим позитивной дискриминации, с другой – чтобы никакого снисхождения, взгляда сверху вниз, никакого разговора о стране с ограниченными возможностями. Выиграть так, чтобы поддались как увечному, но чтобы об этом никто не знал. Чтобы всякая попытка говорить о России со скидкой на возраст и болезнь пресекалась, но и инвалидность учитывалась. Но, как и в случае «Евровидения», принадлежность перевешивает следы страдания, и коляска выкатывается под негодующий вой трибун. Между тем положение страны-меньшинства, борющейся за равноправие, удобный повод опрокинуть ситуацию в себя и без внешних указаний построить равенство внутри, позитивную этику, основанную на добровольной щедрости большинства к меньшинствам, которая и была бы самым действенным аргументом в борьбе за равноправие снаружи. Последний раз редактировалось Chugunka; 25.09.2017 в 06:58. |
#7
|
||||
|
||||
![]()
Карамзин:
"Касательно всех этих модных разговоров о предоставлении населению свободы, по которой-де истосковались в столичных салонах, позволительно прежде спросить, как эта свобода будет употреблена. К примеру, вчера я самолично наблюдал, как император, выглянув из окна кареты и узрев обок с московским трактом деревеньку, долго не мог отсморкаться. Лично дул ему в ноздри. В следующий раз, посоветовал, без особой нужды жалюзь не отпирать". Гоголь: "Редкий народ сподобится проникнуть так глубоко в неприличное место, но, даже сподобившись, не утратит он присущей человеку врожденной тоски по чистому воздуху. В то время как наш русак будет сидеть в том месте и нахваливать, словно ничего лучше во всем свете не сыщешь. Слово жопа ему знакомо, но сдается мне, он безмерно далек от правильного его понимания". Тургенев: "На первой заре, бывало, выйдешь из зарослей валежника на просеку, а там тебя уже поджидает пьяный селянин: лежит на колее, просит водки. Полина, mon coeur, вы не поверите, как иногда хочется сказать что-нибудь на местном диалекте. Но не буду, не буду, le charme de mon âme". Толстой: "Так ведь не роман же об этом писать! Вчера все утро орал на старосту. На вопрос, кто сжег библиотеку, подаренную мной яснополянской общине, каналья упал на пол и умолял шибко не пороть. Господа, вам известен мой мирный норов, но он напросился. Есть еще сила в ноговицах!" Есенин: "По заре ли выйду, по дождю ли. // Счастье – всем, а нам опять физдюли". Горький: "Что на Капри чудесно, так это даже не погода – вечно праздничная и добрая. Но окрыляет мысль о том, что я далек от России с ее клоповым духом и ленивыми, злобными и завистливыми харями. И не надо меня успокаивать, я спокоен как никогда, вы первые начали: ах родина, ах березки". Маяковский: "Потискал бы каждую до последнего сжатия мускул. // Идя по Парижу, собрал бы гуртом всех Наташ. // Дайте обнять мне заблудшую душу русскую, // Чтоб, бля, дома сидела, не портила миру пейзаж". Проханов: "Иногда готов жизнь отдать. А потом глянешь им в глаза: нет, не готов, сгиньте в своей блевотине. Но стоит отойти – и снова тянет на геройство во славу России". |
#8
|
||||
|
||||
![]()
Youtube-канал Юрия Дудя во второй раз за месяц дает повод для масштабного спора в соцсетях: в начале февраля комментаторы активно обсуждали его интервью с кандидатом в президенты Павлом Грудининым, а на этот раз в центре внимания оказался Алексей Серебряков, актер, которого россияне знают по фильмам "Левиафан" и "Груз 200". На шестой минуте часового интервью Серебряков сформулировал российскую национальную идею так, что многие остались этим крайне недовольны.
![]() Алексей Серебряков в фильме "Левиафан" Андрея Звягинцева Я думаю, что если отъехать на 30-50-70 км от Москвы, вы увидите много элементов 90-х годов. Так или иначе до сих пор ни знание, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство не являются прерогативой, национальной идеей. Национальной идеей является сила, наглость и хамство. За эти слова Серебрякова немедленно начали терзать "патриоты" в лице режиссеров Бортко и Кончаловского, коллег Пореченкова и Панкратова-Черного, главы "Мосфильма" Карена Шахназарова и других деятелей культуры, включая почему-то Катю Лель. Вместо высказываний этих людей лучше приведем здесь не слишком длинный, но очень цельный текст, который составила из них "Медуза": Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Настоящая национальная идея — это сплоченность народа перед лицом опасности, любовь к Родине, сострадание. Да, русские бывают грубоваты, но это вопрос воспитания. Непонятно, что произошло с Серебряковым, ведь был патриотом, а теперь глупый и подлый, к тому же сам хамит. В конце концов, что он знает про Россию? Ничего! Наверное, сработала западная машина русофобии (все, кто эмигрировал, ругают Россию), либо это просто пиар и попытка заработать, как у Дианы Шурыгиной. Это вообще присуще русской интеллигенции, еще от монгольского ига повелось. Серебрякова нельзя больше снимать в российских фильмах (кстати, зачем он вообще у нас снимается, если не любит Россию?), а на Западе он в кино и так никому не нужен. Хороший артист не значит умный человек. Серебрякова надо лечить, а еще лишить его гражданства — пусть живет в Канаде и выступает на елках для мигрантов. А мы будем жить здесь. В Сети на возмущенные возгласы "патриотической общественности" отреагировали резкой критикой в ее адрес. Николай Подосокорский: Знаменитый актер Алексей Серебряков разворошил целое осиное гнездо записных патриотов, незамедлительно подвергших его настоящей травле. Так, писатель Сергей Лукьяненко призвал все государственные структуры прекратить любое сотрудничество с артистом: "Я лично считаю, что человек после таких высказываний должен быть некой персоной нон грата по крайней мере для всех официальных деятелей и студий". Режиссер Андрей Кончаловский подчеркнул, что испытывает к Серебрякову "сочувствие", потому что за границей "он вряд ли кому-то нужен". Карен Шахназаров назвал поведение артиста "некрасивым и бесчестным". Александр Панкратов-Черный раскритиковал Серебряникова, указав на "природную интеллигентность казаков". Федеральное агентство новостей опубликовало материал с заголовком "Серебрякова предложили лишить гражданства и отправить в Гондурас за слова о России", сославшись на мнение интернет-пользователей. Депутат Госдумы Владимир Бортко заявил, что если Серебряков "не желает любить свою Родину, то и работать ему здесь не стоило, и деньги получать", и заключил, что со стороны Серебрякова говорить такое "не очень логично и подловато". Свои пять копеек вставила даже Катя Лель, исполнительница песни "Муси-пуси". По ее словам, "русский народ — он как раз с состраданием, с глубокой душой, чем и отличался всегда". Ольга Романова: Пропустила скандал с Алексеем Серебряковым. Полезла срочно в новости, а там певица Катя Лель, проект человека, который был известен как Саша-Жопа, комментирует духовность русского народа. Я думаю, что все имеют право на комментарий. Но не всех экспертов по духовности цитируют госагентства. Методичка: Можно подумать, что эти душные люди с подгоревшими <задницами> получили прямое распоряжение Минкульта, но нет – всё это по собственной инициативе. Вот в чём прелесть-то. Другие сетевые комментаторы присоединились к критикам актера. Акитилоп: Что мы узнаем про Серебрякова из интервью Дудя? - даёт взятки гаишникам - всерьёз считает, что «Доктор Рихтер» это сильная актерская работа - гордится финалом сериала «Бандитский Петербург» - не смог жить в Канаде из-за дорогой медицины - увёл чужую жену из семьи - любит ледяную водочку под хороший закусон - снялся в главной роли в экранизации ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО РОМАНА МЕДИНСКОГО (денег в итоге не получил) А быдло и ватник все равно ты ![]() Павел Пряников: Посмотрел интервью актёра Серебрякова у Дудя. Многие возмущались высказываниями Серебрякова про Россию - "национальная идея - хамство", "ленивый народ" и т.п. А я увидел немного другое. Жена и дети Серебрякова - граждане Канады, у него самого, видимо, ПМЖ. Семья живет там, актёр не устаёт нахваливать Канаду, противопоставляя её "лапотной России". Но при этом деньги зарабатывает в России - на тех самых "хамах" и "лентяях". Съёмочный день у него 300-400 тыс. руб. стоит. Летает он сюда за деньгами. Его образ жизни и отношение к России - типичное для нашей элитки. Заколачивать деньги здесь, а жить на Западе. Вероятно, нет ничего в этом плохого, многие в мире так живут. Но лишь немногие кусают дающую руку. Ненавидеть страну, людей там живущих - и выкачивать отсюда деньги. У Серебрякова это сотни тысяч долларов в год, у какого-нибудь чинуши - миллионы и десятки миллионов, у Абрамовича - миллиарды. Но разницы между ними всеми никакой. От них всех никогда не услышишь никакой благодарности стране (хотя бы за одни из самых низких в мире налоги) и людям. Ну ладно ещё государство - его везде в мире принято ругать. Но люди-то чем вам всем насолили? Наоборот же, такой народ ещё поискать надо. Это очень терпеливые и покорные люди, к тому же очень трудолюбивые (никто в Канаде, на новой родине Серебрякова, не стал бы работать за $200-400 за месяц - как в России, а $400 - это медианная зарплата в РФ; да ещё и на опасном производстве, без всякого социала). Родина им никогда ничего не должна, наоборот, только они всегда должны Родине (воевать, терпеть, молчать) - и при этом большинство искренне любит её. И от всей элитки - будь то правящие правые либералы и государственники, левые государственники-сталинисты, попы - слышат только одни упрёки и утирают плевки: мало работаешь! плохо и мало молишься! пьянь! раб! хам! невежда! мало воюешь! И ещё после такого требуют уважать их всех. Тут уже сказка не о двух генералах, а о сотне маршалов. Разумеется, у народа есть недостатки. У любого. Но есть и хорошее. Нельзя же всё время ругать и наказывать людей, как принято в русской культуре (даже в отношении детей), и никогда не хвалить. Почему-то у нас считается, что если начальник молчит - это уже похвала и награда. Нельзя так. Жизнью в Канаде и работой на Россию Серебрякова не попрекнул только ленивый. Егор Холмогоров: Почему нельзя просто переехать в Канаду? Почему это обязательно нужно оправдать перед собой и другими? Сиди себе у озера Онтарио, лови рыбу, здоровайся с проходящими мимо сикхами и забудь ты про Россию эту, про Путина забудь, про Териберку, которая то ли несчастная, то ли уже расцветшая после полученной славы. Но почему-то российский либеральный интеллигент не чувствует себя нормально на Западе до того момента, пока в Россию публично не плюнул. Так что успокойтесь, это Серебряков не про нас и нашу Россию, а про себя и Запад. Без игры в верблюда человек просто не чувствует себя по-настоящему "выбравшим свободу". Владимир Бортко уже предположил, что актеру станут реже предлагать роли в российских фильмах. Борис Межуев: Кампания осуждения несчастного актера Серебрякова за слова о "национальной идее" производит трагикомическое впечатление. Разумеется, Серебряков - это менее всего эксперт в области идей, в том числе национальных, но когда серьезные режиссеры говорят, что после этих слов они не будут его снимать в кино, это выглядит смешно. Надо тогда провести опрос среди актеров российского кино о том, что они думают о "национальной идее" России, и затем снимать только тех артистов, кто ответит правильно на этот вопрос. Неплохо бы включить в этот список и телеведущих, а также руководителей телекорпораций. Некоторые критики Серебрякова тоже не то чтобы безвылазно сидят в России, отмечают комментаторы. Леонид Павлючик: Ну, ладно там Шахназаров, Бортко – они твердокаменные большевики-путинисты, последний в пылу верноподданичества даже от своего лучшего фильма «Собачье сердце» отрекся. Но к хору осуждающих зачем-то примкнул и Андрей Кончаловский. «Честно говоря, у меня, кроме сочувствия, к Алеше ничего нет. Надеюсь, что он по-прежнему будет сниматься в России, чтобы жить, потому что там он вряд ли кому-то нужен», — снисходительно сказал режиссер. Вроде бы даже мягко пожурил. Но с каких это пор Андрей Сергеевич стал моралистом и записным патриотом? Я же еще не в маразме и хорошо помню его статьи, в которых он костерил Россию, русский характер на чем свет стоит. Да вот, например, не столь давние выдержки из его публикации в «Комсомолке» -- нынешнем рупоре мракобесия: «Дело в том, что Россия, подобно ряду других стран Африки и Востока, живет в другом историческом измерении, а точнее, в средневековье». «Феодализм гнездится у нас в каждом чулане, стоптанном валенке, под сиденьем бронированного «Бентли» и в золотых часах «Ролекс» на холеной руке». «Посмотрите окрест себя - куда ни глянешь, братки и крыши, рейдерства и убийства за отказ платить дань или делиться своими активами! Суды по понятиям и всепроникающая готовность нарушить закон любого представителя власти». «Сопротивляться бесполезно: жаловаться некому - судьи глухи! Ссы в глаза, как говорится... Кущевская по всей стране - даже рабство возродилось, недаром в Кущевке судят за это мать Цапка! Что это, как не феодализм?» А вот самое прелестное: «Мы до сих пор воспринимаем возвышение соседа как угрозу собственному благополучию. Отсюда зависть и желание облить дерьмом каждого, кто успешнее нас. Об этом я и снял фильм «Курочка Ряба», которую так не любят «защитники» русского народа». Это было написано в марте 2012 года. Всего 6 лет назад. Что с тех пор изменилось в стране к лучшему? Да ничего, кроме того, что Россия развязала одну войну, влезла во вторую, рассорилась на этой почве со всем миром и переживает затяжную экономическую рецессию. Более 20 миллионов соотечественников живут ниже черты бедности, то есть в нищете. То есть в том самом феодализме. Но теперь Кончаловский записался в защитники власти и русского народа. Почему вдруг? Да все очень просто. Раньше он был «равноудален» от Кремля, вот и позволял себе говорить то, что думает. Нынче его «приблизили», и он сразу стал апологетом Путина и лучшим другом министра Мединского. Зато теперь говорит только то, чего от него ждут в Кремле. Многих такая реакция "патриотической общественности" заставила проникнуться уважением к Серебрякову. Евгений Левкович: Совсем уже было разочаровался в мастерах культуры. "Смерть Сталина", которую они разрекламировали так, что дошло до нашего забытого богом Лосиного острова, не оправдала наложенной на неё епитимьи. Не говоря уже о "Матильде". Но дал им всё-таки последний шанс - посмотрел интервью с Серебряковым. Дорогие путинские <девушки по вызову> - Бортко, Шахназаров, Кончаловский, Панкратов-Чёрный, Катя Лель... (никого не забыл?). В этот раз - спасибо за наводку. "Я и не знала, что коты такие умные бывают". Так уж и быть, посоветуйте что-нибудь ещё. Кампания, развернувшаяся в ответ на слова Серебрякова, только подтверждает его правоту, считают комментаторы. Глеб Павловский: Что русская идея "в силе, наглости и хамстве", как-то всех задело. Но замените хамство на агрессивность - и вы получите гаражный punk jazz. Серебряков обозначил стиль наглой импровизации. Для #СистемаРФ это её поведенческий принцип Кирилл Шулика: Я помню Серебрякова, когда это еще не было модным. Мощный фильм "Фанат", можете посмотреть. Но речь не о его творчестве. Он все правильно, конечно, сказал Дудю и своевременно, главное. Действительно, в России хамство и наглость это национальная идея. А что, нет? Своевременно же потому, что вся эта братия типа Бортко и даже, прости Господи, Александра Панкратова-Черного, начала рассказывать про патриотизм. Лучшего подтверждения слов Серебрякова найти было сложно. Ждан Тихонов: Да как он посмел обвинить русский народ в хамстве и наглости? Сказал русский народ и привычно достал биту. Владимир Осечкин: Алексей Серебряков честно сказал то, о чём многие думают. Сказал правду. Реакция агентов АП и их истерика в СМИ это подтвердили. Юлия Ауг: О, какой поднялся хайп после интервью Дудя с Серебряковым. То есть людей оскорбила простая правда, которую сказал Алексей. Про национальную идею России. Включите телевизор, посмотрите программу «Время покажет» или подобные ей, и скажите, что это не так. Почитайте комментарии под видео с интервью и с кажите, что это не не так. Что не сила, наглость и хамство, именно сейчас, являются национальной идеей? То есть интервью с Грудининым, где он восхваляет Сталина, массового возмущения не вызвало. В СМИ не появилось отповедей и призывав покаяться. Большенство это устраивает. Сталин - эффективный менеджер. Отлично. Это отличное зеркало. 86% посмотрите на себя. Вас не возмущает человек, который восхищается убийцей, человеком, который на протяжении десятилетий проводил геноцид народов на территории СССР и выстроил репрессивную систему и лагерную экономику, а человек, который сказал вам правду о нас, вас возмущает. «Мама, мы все тяжело больны, Мама, мы все сошли с ума». Медиатехнолог: Но почему все так <докопались> до Серебрякова? Он ведь во многом прав. Сегодня Россия только по Первому каналу цветет и обгоняет Илона Маска в космической отрасли. Много ли интеллигенции вы найдете в городах средней полосы России? Найти-то найдете, но основная часть населения живет за чертой бедности, и это диктует им правила жизни: наглость, силу, хамство. Именно эти правила позволяют им первыми снимать блин с лопаты, да пожирнее; первыми заходить к врачу «только спросить», первыми занимать должность к которой стремились 10 лет и получать долгожданную прибавку к ЗП в 10000 рублей, а значит наконец-то слетать не в Турцию, а в Тай, как соседи Петровы. А за стенкой у соседей Петровых в это же время «Ванька-то муж смог, а ты говно все сидишь в носу колупаешь.» Все это следствие того, что россияне вынуждены выживать, а не творить. Когда ты выживаешь, твоего сознания хватает разве что на созидание блатняка и возведение Михаила Круга в бестселлеры мировой литературы, как великого поэта. У Серебрякова хотя бы хватило смелости сказать правду. <...> Может он и есть наша настоящая патриотическая интеллигенция, а не Катя Лель и ей подобные? Николай Руденский: "Я часто испытывал, - сказал однажды Гете, - жгучую скорбь при мысли о немецком народе, отдельные представители которого в высшей степени достойны уважения, но в целом он производит жалкое впечатление. Сравнение немецкого народа с другими народами вызывает неприятное ощущение, которое я стараюсь преодолеть всеми возможными способами"... Немцы, писал Ницше в "Эссе о человеке", "не представляют, насколько они отвратительны", и он делал вывод, что, "куда бы ни вторгалась Германия, она разрушает культуру". (Уильям Ширер. "Взлет и падение Третьего рейха") А вы говорите Серебряков... Мария Слоним: А есть такое выражение «хейт-хайп»? Так это то, что выплеснулось в связи с замечательным интервью Серебрякова, это то, что выплескивается в связи с любыми честными и человеческими проявлениями в России. В переводе на русский это, наверное, «ату его»! А кто-то отмечает, что в последнее время пространство общественной дискуссии оказывается непрерывно заполнено этим самым "хейт-хайпом". Анна Наринская: Жители целой страны, включая тех кто выехал за ее пределы, но интереса не утратил, постоянно стоят в низком старте, ожидая как бы оскорбиться. Пальму первенства, разумеется, держат почвенники и патриоты, но люди моих ценностей (то бишь либеральных, где, кроме прочего, всякая свобода самовыражения значится) догоняют. То есть на Полисском они даже практически догнали , но теперь артист Серебряков сказал, что в России правит «сила и хамство» и патриоты опять вырвались вперед. В соревнованиях кто более лучше оскорбляется мои соотечественники - независимо от места проживания – точно бы все призовые места брали. Александр Рыклин: "Национальной идеей являются сила, наглость и хамство".... Алексей Серебряков... Ну, зачем же он так? Явно же не полный список... А идиотизм, мстительность, безответственность, инфантилизм, мракобесие, невежество, ханжество? Это все про народы Океании, что ли? Подобные черты, разумеется, у всех присутствуют. Просто нынешняя российская власть делает все возможное, чтобы поднимать эту муть со дна народного сознания на поверхность. Делает их базовыми и основополагающими. И давайте честно признаемся - на поприще отравления общественной атмосферы Кремль добился впечатляющих успехов! Дмитрий Гудков: Я понимаю, что на носу выборы и нужно срочно найти врага. Почему бы не актера Серебрякова? Какие выборы, в конце концов, такие и враги. Но вам не кажется, что вы сами дико смешны? Не сильны, не наглы, а жалки? Это ведь даже не Pussy, не «в мичети», а обычная полемическая фраза в духе Герцена или Щедрина. В ответ же – термоядерный удар пропаганды. Значит, попало в больное место? Значит вы все – опровергатели – на самом деле живете именно в такой России, где сила, наглость и хамство? Орете друг на друга в телевизоре, отжимаете землю у соседей, бьете несогласных по подворотням – и в итоге выбираете Путина. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Узнали цитатку или подсказать? Впрочем, можете и Фонвизина запретить, немца растреклятого. Ну а у меня Россия другая. Я и с Серебряковым не согласен, и уж тем более – с вами. А развязанная травля – это отвратительно в любом случае. Виктор Шендерович: У России сегодня два смертельных врага – Серебренников и Серебряков. Один разворовал все деньги, выделенные на культуру, и осталось только на самом донышке, на пару Михалковых и одного Мединского, а другой нас так глубоко оскорбил, что Государственная дума упала от возмущения в обморок всем списочным составом, и Россия теперь лежит беззащитная, бери кто хочешь. Одна надежда на Путина, но он на бюллетене. Даже не знаю, что делать. От себя замечу следующее: в одном мизинце Серебрякова, в любом его монологе в кино или ответе на вопрос в интервью - больше подлинной русскости, чем во всех наших профессиональных "патриотушках" вместе взятых. "Патриотушки" столь бурно расперделись и развонялись только по одной единственной причине: они прекрасно понимают, что Серебряков сказал правду. Ткнул их носом в собственные какашки. Естественно, что это мало кому понравится... https://www.svoboda.org/a/29056910.html Последний раз редактировалось Chugunka; 03.10.2021 в 06:49. |
![]() |
Здесь присутствуют: 17 (пользователей: 0 , гостей: 17) | |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|