http://rapsinews.ru/incident_publica...279455282.html
Возможно, что английское правительство оставило свое резкое отрицательное отношение к Стокгольму в расчете на то, что сами английские рабочие определенно выскажутся против поездки на конференцию. Сказать в настоящий момент, что английское правительство не ошиблось, еще преждевременно, так как именно теперь происходит совещание представителей всех рабочих групп социалистической партии Англии, на котором вопрос «участвовать или не участвовать» должен решиться окончательно. Но это решение, несмотря на свой окончательный характер, может быть пересмотрено, так как упомянутое совещание – лишь подготовка к союзнической социалистической конференции, которая на днях соберется в Лондоне. На эту конференцию приедут с определенными директивами по вопросу о Стокгольме также и Французские делегаты.
Но дело в том, что и во Франции среди тамошних социалистов произошел резкий раскол по этому вопросу. Казалось, что вопрос о Стокгольме решен уже в положительном смысле. Но в последнее время целый ряд выдающихся вождей французского рабочего движения и стоящих за ними организаций начинает определенно протестовать против встречи социалистов из союзных стран с социалистами Германии и Австрии, в частности с социал-демократами шейдемановского толка. Определенно против участия в Стокгольме высказался министр-социалист Тома. И это в свою очередь заставило часть французских социалистов возбудить вопрос о дальнейшем пребывании Тома в составе министерства Рибо. Возбужден этот вопрос, конечно, в предположении, что большинство французских рабочих стоит за участие в международной социалистической конференции. Но это подлежит еще выяснению. С целью такого выяснения созывается общенациональный съезд французских социалистов, а до созыва этого съезда ряд конгрессов и совещаний отдельных фракций и направлений социализма во Франции. Предугадать исход этих съездов сейчас очень трудно. Можно лишь сказать, что социалисты циммервальдского направления, которые были весьма малочисленны, в последнее время заметно усилились, особенно в провинции. Тем самым увеличиваются шансы на то, что французские рабочие выскажутся определенно за участие в стокгольмской конференции и дадут соответственные директивы своим представителям на съезде социалистов-союзников в Лондоне.
Эти разногласия в социалистических лагерях Франции и Англии не остаются без внимания на курсе политики правительства. В одном из последних заседаний французской палаты депутатов премьер-министр Рибо заявил, что дело заключения мира и выработка условий его не является делом определенного класса, а всей нации в лице его правительства. Истина эта бесспорная. Не подлежит, однако, сомнению, что уклонится от влияния своих социалистов вряд ли в настоящий момент сумеет министерство Рибо. Это видно хотя бы из того, что оно придает большое значение оставлению в своем составе социалиста Тома. Также несомненно усиление позиции Рибо в случае отрицательного отношения французского социализма к стокгольмской конференции. Но дело в том, что в настоящий момент социалисты-циммервальдисты Франции приобрели невольных союзников в лице новой группы Кайо, пропагандирующей мир, основанный на компромиссе, и фактически также приемлющий русскую формулу.
Таким образом, до разрешения создавшегося парламентского положения во Франции проблема дипломатическая остается чрезвычайно неопределенной. И это в те самые дни, когда в Лондоне собралась конференция официальных представителей союзных государств с целью обсуждения изменившихся задач войны и возможностей дальнейшего продолжения ее. Утверждают, что конференция эта состоялась, главным образом, по настоятельному требованию русских представителей и вызвана она изменившимся положением в России. Имеются сведения, что Соединенный Штаты настаивали на подробнейшем изучении этого положения, и предлагают из него сделать соответственные выводы в смысле энергичного продолжения войны. Попутно с этим на этой конференции вопрос о содействии союзников в деле возрождения русских армий и оздоровления финансового положения нашей родины займет очень видное место. Наконец – и это стоит в центре политического интереса, - на этой конференции подвергнется всестороннему рассмотрению формула «без мира и аннексий» и применимость ее в связи с германскими дипломатическими выступлениями в настоящий создавшийся момент. Решения этой конференции, которая, как надеются, станет хотя бы отчасти достоянием гласности, в в значительной мере должны будут разъяснить то запутанное положение, которое успело создаться в вопросе о войне и мире.
(Утро России)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены