https://web.archive.org/web/20010121.../mat/ve1.shtml
К подлинным причинам балканской войны Милошевич отношения не имеет
фото Сергея ХВОРОСТОВА
Наказать Слободана Милошевича за «этнические чистки» в Косове, сокрушить военную машину Белграда, расширить собственное военно-политическое влияние на Балканах – таковы основные причины натовских бомбардировок Югославии, о которых мы чаще всего читали и слышали до сих пор.
«ОГ» предлагает вниманию читателей принципиально иную версию балканских событий.
ПРОШЛО три месяца после прекращения бомбардировок Югославии. Что мы имеем сегодня? В Косове – продолжение «этнических чисток» (теперь уже в отношении сербов и других неалбанцев), постепенный переход края, несмотря на мощнейшее международное военное присутствие, под контроль сепаратистов. В Белграде – раздробленность оппозиции на фоне консолидации власти Милошевичем. Отрицательный ответ на вопрос, достиг ли Запад в балканской войне поставленных целей, напрашивается сам собой, если одновременно не задаться другим вопросом: а каковы, собственно, были эти цели?
«Рука» МВФ
РЕАЛЬНЫМ инициатором последних балканских войн является не Милошевич, а Международный валютный фонд.
Югославия была первой страной «восточного блока», которая начала перестраивать свою экономику по рецептам МВФ еще с 1980 года. Именно Фонд потребовал от югославского руководства отказаться от «социалистических планов» выравнивания экономического развития всех регионов страны. Это лишило традиционно отсталое Косово огромных государственных дотаций и дало возможность Албании Энвера Ходжи использовать недовольство местного населения «новой экономической политикой» в целях создания в Косове албанского сталинистского подполья.
Первый косовский кризис случился в 1981 году, когда это самое подполье развязало террор против неалбанского населения края и спровоцировало уличные столкновения. Было убито 30 человек, 20 тысяч сербов, черногорцев и евреев бежали из Косова.
К 1984 году югославская госбезопасность разгромила три подпольные сталинистские «компартии» в Косове плюс подпольную ходжаистскую организацию «Путь к свободе». Все это обошлось югославской федеральной казне в сумму, равную 70 процентам займов, полученных от МВФ. Еще почти 25 процентов ушли на оплату услуг экспертов Фонда!
Кончилось тем, что в 1986 году МВФ установил над экономикой Югославии полный контроль. Отказ от упомянутого «выравнивания» вызвал теперь уже недовольство в Сербии, потому что закреплял ее отставание от наиболее промышленно развитых Хорватии и Словении.
Так МВФ по сути возродил в Югославии сербский национализм (с которым Тито – хорват по национальности – боролся безжалостно, вплоть до выселения сербов из других республик).
Приватизация по Милошевичу
ПО ТРЕБОВАНИЮ МВФ югославское правительство приняло в 1989 году Закон о приватизации.
Однако западный капитал закон не удовлетворил, так как практически сводил на нет любые попытки западных банков и компаний взять под контроль экономику Югославии. Поэтому по настоянию того же МВФ в Хорватии и Словении приватизация пошла на основе уже новых, республиканских, законов, которые вполне устроили Запад. Основным претендентом на захват экономики Хорватии и Словении был германский капитал – и сегодня им (прямо или косвенно) она контролируется практически вся.
Сербский же республиканский закон о приватизации, принятый в 1991 году, закладывал гарантии от такого развития событий. Согласно этому документу, ориентированному на создание в Сербии «народного капитализма», западный капитал мог рассчитывать только на 10-процентное долевое участие в деятельности приватизированного предприятия.
Между тем существуют целые сектора сербской экономики, о которых давно мечтают германский и американский капитал. Это, например, весь комплекс медной промышленности Сербии. Медь сегодня – самое необходимое сырье для быстро развивающейся электронной промышленности ФРГ. Для германских концернов сербская медь (с учетом смехотворных транспортных расходов и возможности платить сербским рабочим очень низкую зарплату) – настоящее «золотое дно», позволяющее одномоментно увеличить прибыли на 520–550 процентов!
США против «Юго»
ВО ВРЕМЯ бомбардировок Югославии авиация США не только разрушала то, что не дали купить американскому капиталу, но и устраняла конкурентов этого капитала. Иначе, например, не объяснишь ту тщательность, с какой уничтожалась самолетами НАТО югославская табачная промышленность. Югославский табак успешно конкурировал с западной продукцией в Восточной Европе и (особенно) в Средиземноморье. Теперь этот удачливый конкурент уничтожен.
Или другой факт. Мало кто у нас в стране знает, что еще в 80-е годы югославская легковушка «Юго» пользовалась популярностью в США. Она имела репутацию исключительно надежной и экономичной машины, стоившей – по американским меркам – сущие копейки (СФРЮ, заинтересованная в западной валюте, продавала «Юго» в США по ценам ниже внутренних). Автомобильное лобби в США билось в истерике: «Юго» вместе с японскими машинами считались основной угрозой американской автопромышленности. Продавец «Юго» в США – компания «Глобал моторc», принадлежавшая югославскому заводу «Црвена застава», – богател и развивался бешеными темпами, ведущие представители американского истеблишмента считали за честь сотрудничать с ним. Сам Лоуренс Иглбергер (при президенте Буше – заместитель госсекретаря США) входил в правление «Глобал моторc»! Как только против Югославии ввели санкции – «Юго» исчезли с американского рынка, грандиозные счета «Глобал моторc» были заморожены. Американское автомобильное лобби, не сумев вытеснить югославских конкурентов экономическим путем, сделало это с помощью политики. А теперь, когда заводы, производившие «Юго», полностью разрушены, победа и вовсе стала окончательной.
Еще пример. Основной статьей доходов казны СФРЮ был экспорт вооружений, где основными покупателями были Ирак, Ливия, Иран, Судан, Эфиопия, Алжир, Сомали, Уганда, КНДР. Нетрудно догадаться, что США уже по одним только политическим причинам были заинтересованы в уничтожении югославского ВПК. Но были и экономические причины. Дело в том, что югославских продавцов вооружений практически невозможно было вытеснить с уже занятых ими рынков: «товар» неизменно был очень высокого качества. Югославы, закупив лицензии, производили оружие на основе сложных западных, в том числе американских, технологий. А стоило оно очень дешево.
Сегодня югославского ВПК, разбомбленного авиацией НАТО, не существует.
Они любить умеют лишь покорных
РАЗУМЕЕТСЯ, западные корпорации не могли прямо сказать: мы ведем войну в Югославии ради своих сверхприбылей. Поэтому нам до сих пор рассказывают сказки про «фашиста Милошевича». Поэтому же Запад так благоволит к оппозиционеру Вуку Драшковичу, обещающему провести в стране «настоящую приватизацию» – хотя в западных столицах прекрасно знают, что Драшкович – националист ничем не лучше Воислава Шешеля (лидер Сербской радикальной партии, ныне – премьер СРЮ. – Прим. ред.). Он такой же сторонник «Великой Сербии» (разница, пожалуй, лишь в том, что Драшкович – прозападный сербский националист, а Шешель – антизападный).
Соединенные Штаты уже выделили 15 млн долларов на свержение Слободана Милошевича, который при всех своих грехах является законно избранным главой суверенного государства.
Сегодня в окружении Милошевича американцы пытаются найти людей, которые могли бы содействовать его отстранению от власти. Агенты американских спецслужб и сотрудники Госдепа США с этой целью вступали в контакты с помощниками Милошевича в правящей коалиции, а также с представителями военного руководства. Не исключено, что им удастся-таки спровоцировать в Белграде острейший политический кризис, который приведет к отставке Милошевича. И тогда экономика Югославии наконец «откроется».