Капитал-это молодость мира, и его возводить молодым
-Есть два отношения к политике. Можно бесконечно обсуждать политические проблемы, принимать те или иные политические лозунги и быть частью политической игры. Сразу замечу, что частью политической игры «Коммерсантъ» никогдаине был. И второе отношение-просто заниматься своим делом, например, делать приличную газету, которая неизбежно будет иметь политическое влияние. Просто в силу своего существования. Потому, что в ней пишутся те или иные заметки, а не потому, что отстаивается та или иная политическая платформа. Мы всегда придерживались этого второго отношения к политике и придерживаемся его сейчас. Тем не менее в пиковых ситуациях вроде первого и второго путча мы однозначно занимаем определенную позицию. Не исключение и нынешний момент.
Угроза прихода коммунистов-это серьезно. Но мне кажется, истинная опасность прихода Зюганова заключается совершенно не в том, что об этом твердят. Есть коммунизм как альтернатива демократии, как фашизм. И есть коммунизм как один из взглядов во всем политическом спектре демократического общества. И Зюганов, идущий к власти демократическим путем,-это второе, а не первое. И это очень важно. Потому что, если Зюганов станет президентом, он попадет в те же самые условия, в которых находится Ельцин, а до этого был Горбачев. Существует определенная логика. Существуют экономические законы. И я не думаю, что в этой логике и в этих законах Зюганов сможет чего-нибудь особенное натворить. Прежде всего потому, что он-человек неглупый и неразумные вещи делать вряд ли будет.
Н есть две опасности в приходе Зюганова, которые мне кажутся серьезными. Первая заключается в том, что именно от того, что Зюганов умный человек, он должен отдавать себе отчет, что может выиграть только один раз. И в нынешней ситуации, когда в стране практически нет механизма передачи власти от президента к президенту и нет органа, который эту передачу власти мог бы гарантировать, было бы вполне логично сыграть на том, что бы следующих выборов в стране не было вообще.
И вторая опасность, которая гораздо сильнее. Когда коммунисты победили на выборах в Думу, один из моих приятелей вышел из своей квартиры и спускался по лестнице. А у него через две двери живет тихая такая старушка, божий одуванчик. Он спускался по лестниуце, она шла за ним, и в какой-то момент он услышал: «А, бля, подожди еще, когда 16 июня будет….»
На самом деле, самое страшное, что может произойти,-это дикий социальный шок для ового поколения. Создание у них «комплекса проигравших». Со словом «коммунизм» у людей, которые делают бизнес, делают культуру и чей возраст до тридцати пяти лет, связано слишком много совершенно определенных ощущений и ассоциаций. И в этом смысле для них приход Зюганова-это проигрыш. Прежде всего потому, что будет оченьмного людей, для которых это будет-выигрыш. Людей старших поколений. Часто озлобленных, нередко больных. Которые будут тыкать в спины, что-то им говорить: Которые создадут в обществе определенную атмосферу.
Поскольку именно это молодое поколение, как мне кажется, ведет сегодня жизнь в стране, именно оно наиболее позитивно и креативно, оно что-то придумывает и двигает дальше, то шок для них может ыть очень опасен и в общегосударственном плане. Да, это чисто психологический шок. Но если подумать, то легко обнаружить, что в жизни, кроме психологии, нет ничего. Поэтому психологический шок не тот, который легче физического. Наоборот. Именно за ним физический на самом деле следует. И тут могут случиться очень многие вещи, связанные и с бизнесом, и с массовым отьездом, который может произойти.
У меня есть ощущение, что на сегодня социальный разрыв между различными слоями общества уменьшается-и довольно сильно. Если посмотреть на ситуацию с точки зрения семей, то их благосостояние в целом растет. Прежде всего-за счет успешности детей Если раньше социальный разрыв касался всего старшего поколения, то сейчас он в большей степени касается одиноких пожилых людей. А за счет роста благосостояния семьи в целом разрыв как бы купируется.
У меня есть несколько накомых семей, за которыми я наблюдаю. Да, там отец или мать начинают зарабатывать меньше. Но в какой-то момент сын или дочь начинают зарабатывать больше. И за счет этого происходит стабилизация.
Одновременно можно говорить о появлении «третьего сословия» Например, в Москве то две социально сильных категории, имеющих большой потенциал. Это «средние менеджеры», люди, работающие на предприятиях, достаточно много зарабатывающие, но не являющиеся владельцами предприятия. Сегодня это серьезная социальная сила.
И, пожалуй, еще более интересны и перспективны молодые ребята, которым 25-27 лет и которые чаще всего не работают в крупных компаниях, а занимаются своим мелким бизнесом, создают небольшие фирмы. У них уже совсем другие взгляды на жизнь, другие заимоотношения с реальностью, новая идеология, причем довольно сбалансированная.
С одной стороны, они хотят заработать деньги. С другой стороны, они стопроцентно от денег не зависят. И не очень стремятся заработать сверх каких-то обычных потребностей. Он хочет, например, машину. Ну хочет и хочет. Когти рвать по этому поводу он специально не станет. Он просто ждет, когда возникает ситуация, когда он сможет заработать на машину. Тогда он ее заработает.
То есть их желания не агрессивны. Что очень приятно. Это одна сторона. А другая сторона заключается в том, что они очень хорошо балансируют свое стремление просто жить и получать кайф от этой жизни-со стремлением обеспечить себя. Но таким образом, чтобы это не было в ущерб ни тому, ни другому.
И опять мы возвращаемся в разговоре к тому, с чего начали. Эти ребята отличаются от наших «пионеров» кооперации и бизнеса тем, что они-великолепно нечестолюбивы. Они не готовы ничем жертвовать ни ради денег, ни ради проявления своего «я», ни ради «дела». А значит, как ни парадоксально, то, что они делают,-гораздо прочнее, потому что находится в гармонии с естественным ходом событий.
|