Тема: *6266. 1917 год
Показать сообщение отдельно
  #508  
Старый 11.10.2017, 06:41
Аватар для РАПСИ
РАПСИ РАПСИ вне форума
Местный
 
Регистрация: 22.08.2011
Сообщений: 510
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
РАПСИ на пути к лучшему
По умолчанию 2 августа

Перевод Николая Романова

Причины перевода. Вопрос о переводе Николая Романова с семьей из Царского Села в какое-нибудь другое место поднимался неоднократно. Различные организации и фронтовые комитеты обращались в петроградский С.Р. и С.Д. с резолюциями о необходимости перевести Николая Романова в Петропавловскую крепость или какое-нибудь другое место, так как Александровский дворец является опасным очагом контрреволюционного движения и при мало-мальски благоприятных условиях может стать цитаделью контрреволюции. Особенно остро встал вопрос о переводе Николая Романова после обнаружения письма бывшего главнокомандующего западным фронтом генерала Гурко. После этого С.Р. и С.Д. вполне определенно высказался за перевод Николая II.

1 августа на рассвете Николай Романов со всеми членами своей семьи покинул Царское Село. День и час отъезда, установленный несколько дней тому назад, держались в строжайшем секрете и только немногие лица из числа царскосельской охраны и представители исполнительного комитета С.Р. и С.Д. знали о дне предстоящего отъезда. Все эти лица были связаны обязательством соблюдать строжайшую тайну. Тем не менее слухи о том, что Николай Романов в скором времени должен будет покинуть Царское Село, циркулировали давно. Совершенно определенно новым местом пребывания бывшего царя называли гор. Кострому, а лица, более близкие к семье Романовых, указывали более точно новое местожительства Николая II — родовую вотчину бояр Романовых, находящуюся в 20 вер. от г. Костромы.

Приготовления к отъезду. В течение дня 31 июля среди состоящего при Николае Романове административного персонала наблюдалась сильная озабоченность. С Петроградом непрерывно велись продолжительные переговоры по телефону. В Александровском лицее, расположенном в непосредственной близости к Александровскому дворцу, происходили заседания при участии многих лиц, прибывших из Петрограда. В помещении местного исполнительного комитета С.Р. и С.Д. собрался весь президиум во главе с председателем Кинтовтом. В то же время в Царском Селе уже находились министр-председатель А.Ф. Керенский, комиссар по управлению бывшим министерством двора Ф.А. Головин, помощник главнокомандующего петроградского военного округа капитан Кузьмин и другие. А.Ф. Керенский проявлял исключительную деятельность. Он дважды ездил на станцию Александровскую, непосредственно отдавал инструкции по охране пути и вообще по принятию всех мер предосторожности в деле переезда Романовых с семьей. По его же приказу был определен состав поезда, формировавшегося в Петрограде при непосредственном участии управления Николаевской жел. дор. Поезд должен был быть готов к 11 час. вечера 31 июля на станции Петроград Николаевской жел. дор., так как отъезд Романова был назначен в час ночи.

Охрана поезда. А.Ф. Керенский побывал в Александровском дворце, где, считаясь с исключительной серьезностью момента, чинно отдавал распоряжения. В то же время комендатура Царского Села под руководством помощника главнокомандующего Кузьмина формировала состав охраны, расставленной по пути проезда Николая Романова с семьей от Александровского дворца до вокзала. Из четырех стрелковых полков, на обязанности которых лежало нести охрану Царскосельского дворца, было выбрано 11 человек от каждой роты из числа более надежных и вполне испытанных солдат, и из собранной группы была сформирована команда для охраны поезда и другая в количестве 200 человек для сопровождения бывшего царя на место назначения. Это все было устроено до наступления полуночи.

В Александровском дворце. Во дворце никто не ложился спать. Все готовились к отъезду. Поминутно подъезжали моторы, привозившие и увозившие различный багаж. Сопровождать семью Романовых было назначено 50 человек прислуги. Бывший царь и его семья бодрствовали всю ночь. В назначенное время отъезд все же не мог состояться, так как поезд не был подан к сроку. Он был готов только к 4 час. пополуночи. В этом поезде должен был следовать бывший царь со своей семьей. Вскоре на Александровский вокзал был подан второй поезд, на котором должна была ехать сопровождающая Романова прислуга и их багаж. Поезд бывшего царя состоял из трех вагонов международного общества, одного вагона III класса, находившегося в головной части поезда, и еще двух вагонов III класса, стоящих в хвосте поезда. Кроме этих вагонов в составе поезда был вагон-ресторан, багажный и вагон-кухня с ледником.

Не подворачивайся
РАПСИ

Отъезд. Отъезд начался в 4 час. 10 мин. К подъезду дворца было подано несколько моторов. Николай Романов, находившийся в подавленном состоянии духа, был одет в военную форму: тужурку защитного цвета и плащ. Александра Федоровна, до последнего времени не ходившая пешком, на этот раз вышла сама и без посторонней помощи села в поданный автомобиль. Ее сопровождала неизменно находящаяся при ней во время заключения Романовых в Александровском дворце статс-дама Нарышкина. Великие княжны были одеты в голубые платья. В сопровождении трех фрейлин они вышли из покоев дворца, сели в отдельный автомобиль и последовали за своими родителями. Фрейлины, в том числе Уткина и Кеглина, безотлучно находились при великих княжнах. Сопровождать бывшего царя с семьей был назначен князь Долгоруков, пасынок гофмаршала генерала Бенкендорфа, личного друга Николая Романова. Алексей Романов был одет в военную форму. Мальчик, несмотря на предстоящий долгий переезд, был весел и в достаточной мере спокоен. Его сопровождали неизменный друг и дядька кондуктор флота Деревенько и матрос Наборный, а также француз-гувернер Жильяр. В числе лиц, сопровождающих бывшего царя, находился профессор, хирург, лейб-медик Боткин.

Сборы и церемониал отъезда были очень скромны и непродолжительны. Багаж был погружен за несколько часов до отъезда. На станции Александровской поезд, который должен был повезти Романовых, был подан не к платформе станции, а находился в некотором отдалении от станции, на пятом запасном пути. Проехав по шоссе Александровского парка к воротам Федоровского собора, кортеж направился по шоссе к станции Александровской. До вокзала бывшего царя сопровождал А.Ф. Керенский, дававший лично всякие указания и распоряжения, входивший во все мелочи отъезда. На всем пути следования были расставлены стрелки, рассыпанные цепью. Замыкали кортеж взвод финляндских драгун на конях. По прибытии на станцию все подошли к вагонам. Бывшего царя сопровождал А.Ф. Керенский. Подъем на ступеньки вагона был затруднителен и А.Ф. Керенский проявил особую предупредительность и, как истый джентльмен, помог бывшему царю войти в вагон, предложив опереться на его руки.

Ровно в 5 час. 45 мин. утра поезд медленно, пыхтя, отошел от станции. В числе сопровождающих бывшего царя находился и великий князь Михаил Александрович, которому было разрешено проститься со своим братом. Он проехал из Гатчины прямо в Царскосельский дворец, где оставался до самого отъезда, а затем сопровождал семью Романовых на вокзал и находился там до отправления поезда.

Приготовления к отъезду и отъезд для обывателей Царского Села прошли совершенно незамеченными. 31 июля, утром, после отъезда Романовых, по городу распространилось известие о совершившемся отъезде, но не все еще верят этому, так как внешне не произошло видимых перемен.

***
Нам сообщают, что при отъезде Николай Романов сохранял внешнее спокойствие, а Александра Федоровна и дети плакали. Публика в Царском Селе проявила полную инертность по отношению к совершившимся событиям. В общем отъезд произошел совершенно безболезненно.

В пути бывшего царя с семьей сопровождают уполномоченные Временного правительства и отряд, который будет нести охрану в месте нового пребывания.

Сообщение Н.В. Некрасова. Заместитель министра-председателя Н.В. Некрасов сообщил журналистам следующее: «В ночь на 1 августа по распоряжению Временного правительства Николай Романов с семьей перевезен из Царского Села. О новом местопребывании бывшего царя будет своевременно объявлено Временным правительством. Все же появившиеся в печати сведения как о месте назначения, так и об обстоятельствах, сопровождающих перевоз бывшего царя из Царского Села, совершенно произвольны. Никто из членов Временного правительства поезд не сопровождал. Вопрос о перевозе бывшего царя был поднят еще в середине июня и исключительно по военно-политическим соображениям. Вопрос этот рассматривался в секретном заседании Временного Правительства и разрешен в положительном смысле. Ни петроградский, ни царскосельский Совет Рабочих и Солдатских Депутатов никакого участия в разрешении вопроса не принимал. Временным правительством были приняты все меры, чтобы перевоз Николая Романова произошел в необходимых для этого условиях и о подготовительных шагах знало лишь весьма ограниченное число лиц, на которых было возложено исполнение данного ответственного поручения».

(Утро России)

Тревожное положение в Финляндии


В Петрограде получены сведения о крайне тревожном положении в Финляндии.

Объявленная стачечным комитетом гельсингфоргская всеобщая забастовка с каждым часом разрастается. Забастовкой руководит финляндская социал-демократическая партия, в сообществе с большевиками, частью избежавшими ареста, частью скрывшимися от властей.

Социал-демократическая партия крайне недовольна позицией сената, который поддерживает законные требования Временного правительства в его конфликте с сеймом. Финляндская социал-демократия не может простить сенату то, что он не ушел в отставку и сохраняет по прежнему высшую власть в стране.

Формальной причиной всеобщей забастовки выставляется продовольственный кризис, однако, это утверждение далеко не соответствует действительности.

Финляндская социал-демократия умышленно ведет к открытому столкновению между властями и населением. Она не может простить Временному Правительству роспуска сейма и всяческие демонстрации. Предполагаемое на днях возобновление заседаний сейма — этот открытый вызов Временному Правительству и всей России — оживленно обсуждается в Петрограде в политических кругах.

По имеющимся сведениям, если финляндская социал-демократия действительно вздумает возобновить занятия распущенного сейма, то Правительство вынуждено будет прибегнуть к вооруженной силе, согласно точному смыслу Параграфа 42, действующего до сих пор акта о безопасности.

В Финляндии усиленную агитацию ведут в войсках большевики, но успеха не имеют. Армия и флот продолжают оставаться верными Правительству. Ближайшее участие принимает так называемая финляндская гвардия. Она заменяет теперь милицию, и почти вся состоит из социал-демократов.

(вечерняя газета Время)
Ответить с цитированием