Показать сообщение отдельно
  #254  
Старый 02.01.2019, 17:37
Аватар для Антон Орех
Антон Орех Антон Орех вне форума
Местный
 
Регистрация: 18.11.2011
Сообщений: 473
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Вес репутации: 14
Антон Орех на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий. Глава 111. «Каждый второй — лауреат»

https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2200462-echo/


10:00 , 02 июня 2018

автор
Один Высоцкий

https://cdn.echo.msk.ru/files/2927500.mp3
Сегодня у нас будет необычная Глава.
Мы регулярно рассказываем вам о фильмах с участием Владимира Высоцкого, о спектаклях, в которых он выходил на сцены с его участием, гастролях – о людях, сыгравших важнейшую роль в его жизни. Но не так часто мы вспоминаем отдельные концерты, которые сам он предпочитал называть встречами со зрителями.

Харьков, Дворец спорта, 27-30 мая 1978 года. Фото Владимира Оксенкруга

У Владимира Семеновича были десятки запоминающихся выступлений в разные годы, но некоторые из них все равно выделяются особо.
Не как набор отдельных прекрасных номеров, а как единое произведение. Вот такой концерт мы сегодня и вспомним.

Голос Владимира Высоцкого вы сейчас и так узнаете.
Да и другой голос многим наверняка знаком. Но на всякий случай, подскажу: это великолепный актер Вахтанговского театра Вячеслав Шалевич: слушать

Вячеслав Шалевич

Вообще, где только не выступал Высоцкий за те полтора десятилетия, что выходил к публике с гитарой.
Дворцы культуры и актовые залы всевозможных учреждений и НИИ, воинские части, стройплощадки. Он пел в советском торговом представительстве и перед русскими эмигрантами, на квартирах и на дачах у друзей, а порою даже у случайных знакомых. Дом работников искусств и Центральный дом литераторов, кафе и гостиницы, поезда и корабли. Выступал в библиотеке и в редакциях городских газет. Пел в лесу, и даже на арене цирка.

Москва, библиотека №60, 19 ноября 1979 года

Выступал для тысяч людей на стадионах или просто для одного человека с микрофоном и магнитофоном.

Но Высоцкий был актером и всегда с особым чувством выходил на сцены театров.
Таких случаев было несколько. И, как ни парадоксально, среди них, не считая сольного отделения в спектакле «В поисках жанра», фактически не было ни одного полноценного концерта в родной Таганке. Но были МХАТ и Театр Сатиры, цыганский театр «Ромэн» – и театр имени Вахтангова, в Москве, на Старом Арбате, где в первый и последний раз он пел для своей публики 12 ноября 1979 года.

Театр им. Вахтангова, 2-я половина 1970-х годов

К сожалению, ни у кого в тот день в зале не оказалось фотоаппарата.
По крайней мере, нам не известно ни одной фотографии с этого концерта. А концерт получился интересный.

И дата выступления, к слову, тоже очень интересная!
Именно в эти дни по телевидению впервые показывали «Место встречи изменить нельзя». Но об этой картине на концерте Высоцкий не скажет ни слова.

И еще насчет аплодисментов, о которых говорил Владимир Семенович.
То, что он их не очень любил – не совсем легенда. Часто на концертах звучала его фраза «поберегите ладони, будете потом детей по голове гладить». Высоцкий просто экономил время.

1979 год

Чем меньше аплодисментов, тем больше он успевал спеть.
А концертов бывало по нескольку в день, и экономия времени была важным фактором.

Но в Вахтанговском на аплодисментах не экономили.
Начал Владимир Семенович, как всегда, с военных песен, а потом, чтобы выступление не было слишком серьезным, перешел к более легкому жанру.

Песенка о переселении душ: слушать

Протвино, Дом учёных Института физики высоких энергий, 29 декабря 1979 года. Фото Сергея Токарева

Обратили внимание на интересные слова в песне, которую мы вроде бы сто раз слышали?
«Кто был ничем ─ тот станет всем». Мог Владимир Семенович схулиганить, мог. И хоть это был не единственный случай, когда Высоцкий заменял общеизвестную строчку – такая аудитория могла подобное хулиганство оценить.

https://youtu.be/X4E4BHHMmno
«Песенка о переселении душ». Фрагмент съемки телевидения г. Грозного, 10 октября 1978 года

Вообще Театр Вахтангова для Высоцкого не совсем посторонний.
Вахтанговская школа в некотором роде породила школу Таганки. Ведь именно в Театре имени Вахтангова более четверти века служил артист Юрий Петрович Любимов.

Евгений Вахтангов

Здесь Любимов вырос, стал звездой не только театра, но и кинематографа, здесь же дебютировал как режиссер и здесь же понял, что не может дальше играть то, что играет и служить «старому» театру, который уже считал отжившим свое.

Юрий Любимов — актер Театра им. Вахтангова, 1957 год

Он был секретарем комитета комсомола, завтруппой, замом худрука, но бунт уже зрел в его душе.

Юрий Любимов с женой Людмилой Целиковской

Юрий Петрович преподавал в Щукинском училище, которое было, что называется, приписано к Вахтанговскому театру, и именно в Щуке и поставил «Доброго человека из Сезуана».
Из той группы студентов и той постановки вышла любимовская Таганка, в которую пришел и Высоцкий.

В.Высоцкий, В.Смехов, В.Золотухин, Д.Межевич, Ю.Смирнов в спектакле Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана»

Так что выступление на сцене театра Вахтангова было для Высоцкого все-таки не просто концертом.
К нему мы и вернемся.

Высоцкий свободно переходил от темы к теме.
От серьезного к веселому. Спел про аборигенов, которые съели Кука, обратился к «милому Ване» из Парижа, а затем вдруг исполнил песню «Нет меня, я покинул Расею» и рассказал после нее удивительную историю.

Нет меня — я покинул Расею: слушать

1979 год

После такой истории отлично пошло «Письмо в редакцию передачи «Очевидное-невероятное».
Эту песню везде и всегда принимали с восторгом. За ней прозвучала «Баллада о детстве», а потом Высоцкий снова резко сменил направление продолжения концерта.

Ой, где был я вчера: слушать

Москва, издательство «Прогресс», 18 декабря 1979 года

Лекция о международном положении, прочитанная осужденным за мелкое хулиганство: слушать

На международную, назовем ее так, тему Высоцкий спел вообще сразу несколько песен.
Там еще была и «Инструкция перед поездкой за рубеж», которую мы прекрасно знаем и даже в нашем цикле она уже неоднократно звучала. Но была и вторая часть этой истории, которую мы до сих пор незаслуженно пропускали.

На таможне: слушать

Это была предпоследняя песня в концерте, а закончил его Владимир Высоцкой недавно написанной песней «Конец «Охоты на волков»», прежде уже звучавшей в одной из наших Глав.

А я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

Протвино, Дом учёных Института физики высоких энергий, 29 декабря 1979 года. Фото Сергея Токарева

И в завершение программы вспомним об еще одном любопытном факте.
К 50-летию основания Театра имени Вахтангова, в ноябре 1971 года Высоцкий написал стихи. Самим Владимиром Семеновичем они ни разу не исполнялись. Но мы позволим себе процитировать оттуда несколько строф.

Шагают актёры в ряд,
Дышат свободно.
Каждый второй – лауреат
Или народный.

Попав в этот сладостный плен,
Бегут из него всё реже.
Уходят из этих стен
Только в главрежи.

И вот начальство на бланке
Печатью скрепило побег:
Отныне пусть на Таганке
Добрый живёт человек!

Дели́тесь с нами наследством –
Мы хлам не заносим в храм!
Транжирьте, живя не по средствам,
Идёт расточительность вам!

С Таганки пришли на Арбат –
Дождь не помеха.
Празднует старший брат
Ровно полвека.

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.

Последний раз редактировалось Chugunka; 10.04.2019 в 15:56.
Ответить с цитированием