http://www.yeltsincenter.ru/digest/r...-goda?page=0,1
«Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – 11 июля, суббота. – № 158 (494). – 8 полос.
«Третий день работы Конституционного суда России начался с обсуждения: КПСС является общественно-политической партией или государственной структурой? Это, конечно же, становится ключевым вопросом на процессе. И не случайно большинство вопросов, задаваемых судьями представителю стороны, выступающей за запрет КПСС, касались именно проблемы статуса организации, именовавшей себя КПСС.
-На мой взгляд, ссылка стороны, опротестовавшей указы Президента, несостоятельная,-говорит юрист, руководитель секретариата Конституционной комиссии Андрей Голцблат,-ибо в соответствии с Конституцией конституционность политической партии признается только судом. Если организация называет себя партией, а на деле осуществляет функции государства, то именно суд и должен решить, конституционна эта организация или нет. У меня не вызывает сомнения тот факт, что организационная структура, которая именовалась коммунистической партией, ни по своей форме, ни по содержанию не была политической партией. Достаточно привести в качестве примера наличие своместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
Представитель стороны О. Румянцева и поддержавших его депутатов упорно называет в своем выступлении компартию «организацией, именовавшей себя КПСС», узурпировавшей государственную власть. По мнению А.Макарова, КПСС имела внешние признаки политической партии, не являясь таковой по сути.
ДАЖЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСТАВА И ПРОГРАММЫ КПСС убедительно доказывает это. Скажем, партийные документы предписывают заслушивать отчеты государственных деятелей, руководить работой всех звеньев советской системы…..
Когда А.Макаров начал перечислять конкретные преступления КПСС, конкретные нарушения ею Конституции страны, у меня возникла мысль: а не подставили ли КПСС силы, подвигшие коммунистов-активистов обратиться в Конституционный суд? Надо обладать полным отсутствием стратегического мышления, чтобы сегодня черное обьявлять белым. Ибо когда роль руководящей и направляющей силы общества стала облекаться в цифры, факты и примеры, то лично мне КПСС показалась не просто государственной структурой, а организацией криминальной.
КПСС не только подменяла государственные структуры, но и устроила массовый геноцид, террор. Мы много слышали о подразделении «А»-«Альфа», которое постоянно использовалось КПСС для проведения диверсионных операций как внутри страны, так и за рубежом. Группа, которая выполняла спецзадания внутри страны, пресекая враждебную деятельность, именовалась «Бюро-2». Способы работы, предписываемые агентам «Бюро-2»,-компрометация, секретные изьятия, физическое воздействие, устранение.
Или родственный ему 12-й спецотдел, организованный КПСС для проведения дивесий на территории враждебных государств. Одна из операций, совершенная по согласованию с Л.Брежневым,-передача спецоружия на 15 миллионов рублей народному фронту освобождения Палестины для проведения террористических действий, в том числе и против Израиля.
В папках с грифом «лично», «совсекретно», которые находились в распоряжении М.Горбачева и Н.Рыжкова, говорится, что спецподразделение «А» беспредельно преданы КПСС, социализму, и признается целесообразным создать еще 5 региональных групп подразделения «А» по 45 человек в каждой до мая 1991 года. Пишет об этом Крючков. Среди лиц, с кем письмо согласовано, подписи Ивашко, Полозкова.
«Борьба за кадры сегодня-борьба за власть»,-говорится в инструкции ЦК КПСС о кадровой политике уже в сентябре 1990 года, когда якобы от номенклатурного принципа она уже отказалась. В постановлении политбюро ЦК КПСС от 20 сентября 1990 года говорится: «Считать целесообразным проявление инициативы, рекомендаций и назначений на государственные должности….. Установить практику собеседования с коммунистами-руководителями…. Подготовить банк данных о кадрах….». А.Макаров образно сказал, что при назначении на должности беспартийность была хуже судимости.
Сейчас много споров идет о финансовой и хозяйственной деятельности КПСС. Цинизмом звучат слова партийных документов о создании невидимой партийной экономики, анонимных фирм. Невидимая партийная экономика будет проводиться конфиденциально, руководителей назначать уполномочен лично генеральный секретарь. Решения подобного рода тоже шли через Авашко. Или документ «О собственности КПСС»: «Часть партийного имущества, прежде всего сомнительного, нужно срочно продать. Это сохранит капитал…..». Разрешение дает Горбачев.
Фактам о противоправной деятельности КПСС, кажется, нет конца. Это и решение Политбюро ЦК КПСС, утверждающее итоги выборов за два дня до их проведения, и определение сроков вывода советских войск из-за границы, и предписание кому и как из государственных деятелей встречаться с зарубежными делегациями.
«В организации, именовавшей себя КПСС, неконституционным было все: и правовая природа, и учредительные документы, и нормативные документы»,-подвел итоги А.Макаров, призвав суд признать неконституционной КПСС и не допустить восстановления ее деятельности.
Естественно, возникли вопросы об ответственности граждан за участие в КПСС. Страна, обвиняющая КПСС в противоправной деятельности, считает, что ответственность рядовых граждан за членство в КПСС недопустима. Речь идет о запрете структуры КПСС, а не коммунистической идеологии. Что касается ответственности за конкретные преступления, то их в уголовном порядке по ходатайству прокуратуры могут нести конкретные люди структуры. Никакой групповой отвественности быть не должно-считает А.Макаров.
Оппоненты в лице Е.Севастьянова, И.Братищева, Г.Зюганова попытались положить на лопатки своих противников, приводя в качестве доводов такие факты, как грамматические ошибки в некоторых документах демократов, возмущение по факту обнародования серетных документов КПСС, что якобы похоже на уотергейт и нанесение ущерба Родине. Однако каждый довод почему-то вызывает даже у нейтральных участников процесса то иронию, то удивление от непроходящего умения коммунистов делать бурю в стакане воды.
Председатель КС В.Зорькин поинтересовался: нет ли какого-то временного предела, после которого партия уже не осуществляла преступных действий? Почему нет речи об участии КПСС
Какого-то временного предела, после которого партия уже не осуществляла преступных действий? Почему нет речи об участии КПСС в событиях ГКЧП? На что А.Макаров ответил:
-Мы доказывали неконституционное прошлое КПСС на всей истории ее существования в нашей стране.
Факты, относящиеся к 1990-1991 годам, на мой взгляд подтверждают правильность этого ответа. В 1991 году власть начала ускользать от организации, именовавшей себя КПСС. Это и стало причиной попытки свершения государственного переворота,-сказал А.Макаров.-Именно поэтому единственно правильным решением может быть устранение структур КПСС, продолжающих сопротивление государственной власти.