https://web.archive.org/web/20000930...6/mat/i1.shtml
Не для главы самого "звездного" думского комитета
На этой неделе Государственная Дума, после затянувшегося периода дележа портфелей, возвращается к своей основной деятельности - законотворческой. Ключевая роль при этом отводится думскому комитету по бюджету и налогам. О его ведущей роли свидетельствует и количество записавшихся сюда депутатов (52), и "громкость" их имен. Одних только бывших вице-премьеров и "просто" министров - добрый десяток (Гайдар, Немцов, Кулик, Задорнов, Боос, Дмитриева, Драганов, Хакамада...). Руководить же этой "звездной" компанией предстоит Александру ЖУКОВУ, вновь избранному председателем бюджетного комитета.
Александр Дмитриевич, опыту и компетентности членов вашего комитета мог бы позавидовать любой руководитель правительства. Вот только слишком уж разные политические и экономические взгляды у собранных здесь депутатов. Удастся ли вам направить их работу в конструктивное русло?
Надеюсь. Даже хорошо, что собрались люди с различными экономическими взглядами - это только усиливает наш общий потенциал. Мы постараемся так организовать работу комитета, чтобы каждый занимался своим направлением деятельности. Что же касается различий в политических взглядах, то они не имеют такого уж решающего значения, когда идет работа над конкретным экономическим законопроектом и внимание уделяется существу вопроса.
Претерпела ли какие-то изменения структура вашего комитета по сравнению с той, что была в Думе прошлого созыва?
В предыдущей Думе наш комитет, помимо бюджета и налогов, занимался еще банками и финансами. Ныне же создан специальный комитет - по кредитным организациям и финансовому рынку (его возглавил Александр Шохин). Туда отошли все вопросы, связанные с законодательством по коммерческим банкам, страхованию, фондовому рынку.
С другой стороны, несколько изменилась структура самого нашего комитета. Наряду с традиционными подкомитетами по бюджету, налоговому законодательству и денежно-кредитной политике, дополнительно появились подкомитеты по закрытым статьям бюджета (на них приходится более трети всего бюджета), по межбюджетным отношениям, по финансовому контролю и таможенно-тарифному регулированию. Всего у нас теперь семь подкомитетов.
Какие экономические законопроекты ваш комитет считает приоритетными?
Прежде всего - Налоговый кодекс. Как известно, уже принята его первая часть, которая описывает налоговую систему, налоговое администрирование и другие общие вопросы. Теперь предстоит принять вторую - с описанием самих налогов: на прибыль, на добавленную стоимость...
Далее - Бюджетный кодекс. Он уже принят и вступил в действие. Однако его применение вызывает необходимость серьезных корректировок. Они уже подготовлены правительством и касаются, в частности, межбюджетных отношений, распределения полномочий между федеральным бюджетом и республиканскими.
Таможенный кодекс был принят прежним составом Думы только в первом чтении. Нам предстоит рассмотреть поправки к нему и подготовить законопроект ко второму чтению.
Очень важен закон о Центральном банке. В настоящее время рабочая группа подготовила его проект, где говорится о статусе ЦБ, взаимоотношениях с бюджетом, формировании прибыли и других принципиальных вопросах.
Еще я бы выделил два законопроекта - о бухгалтерском учете, в связи с его переводом на международные стандарты, и об аудиторской деятельности.
Александр Дмитриевич, ранее вы утверждали, что без секвестра бюджета-2000 не обойтись. Однако правительство сейчас заявляет, что никакого секвестра не предполагается. Кто же прав?
Я не говорил о секвестре. Речь шла о трудностях по привлечению кредитов МВФ и Всемирного банка для финансирования бюджетного дефицита. На их долю в бюджете 2000 года заложена сумма в 6 млрд долларов. Между тем договоренности с международными кредитными организациями пока не достигнуты, а платежи по внешнему долгу надо осуществлять. В том числе почти 3 млрд долларов - в первом квартале.
Какой же, по-вашему, может быть выход из создавшейся ситуации?
Неполученные кредиты могут быть замещены займами Центробанка, как это было в прошлом году. Возможно, часть расходов бюджета будет сокращена, а часть - сдвинута на более поздний срок в надежде, что после президентских выборов нам все-таки удастся договориться с Западом. Скорее всего, на практике правительство воспользуется комбинацией из всех этих способов.
Недавно, выступая на давосском форуме, известный финансист Джордж Сорос призвал Международный валютный фонд больше не помогать России. Вы считаете, что переговоры с западными кредиторами все-таки увенчаются успехом?
Очевидно, что необходимо продолжать переговоры и с МВФ, и с Парижским, и с Лондонским клубами о реструктуризации и частичном списании нашего внешнего долга. Россия просто не в состоянии выплачивать в счет его погашения по 15 и более миллиардов долларов в год: это больше половины всего нашего бюджета. Другое дело, что тактика ведения этих переговоров была, по-моему, выбрана правительством ошибочная. Мы начали вести переговоры глобально обо всем долге сразу - и пока не достигли результатов. А надо было отдельно договариваться по отсрочке выплат на 2000 год. Ведь для меня лично очевидно: до президентских выборов Запад нам кредитов не даст. Что же касается заявлений Сороса, то в них, по-моему, сказались его давние противоречия с МВФ и обиды на Россию, где он потерял немалые средства.
Несмотря на бодрые заявления правительства о том, что дела в экономике у нас идут хорошо, трудно избавиться от ощущения, что вот-вот грянет очередной кризис. А вы в своих прогнозах - оптимист или пессимист?
Полагаю, это ощущение неуверенности возникает из-за того, что наша экономика сильно зависит от внешних параметров, на которые мы почти не в состоянии повлиять. Например, от мировых цен на нефть или решений международных кредитных организаций.
Наша задача - выйти на устойчивый экономический рост. Для этого требуются серьезные структурные преобразования. Важный вопрос - исход президентских выборов и экономическая программа нового президента. Не зная ее, бессмысленно гадать, что будет с экономикой.