![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]() |
#2
|
||||
|
||||
![]() |
#3
|
||||
|
||||
![]()
https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2117744-echo/
10:10 , 06 января 2018 ![]() АВТОР Один Высоцкий https://echo.msk.ru/files/2868376.mp3 https://cdn.echo.msk.ru/files/2868380.mp3 Очи чёрные: слушать Какую роль в нашей жизни играет случай! А в жизни такого человека, как Владимир Высоцкий – тем более. Его бурная жизнь подарила ему много друзей и многих знакомых. Эти знакомства бывали порой абсолютно случайными. Но встречи получались запоминающимися и яркими. Об одной из таких встреч мы с вами сегодня и поговорим. И послушаем песни, которые могут показаться вам неожиданными. ![]() На квартире корреспондента газеты «L'Humanité» Макса Леона Москва, февраль 1969 года. Фото Деметера Балла Мы будем слушать сегодня романсы в исполнении Владимира Высоцкого. Почти все, что у нас прозвучит, было исполнено в гостях у известного советского футболиста и тренера Александра Пономарева. ![]() Александр Пономарев Высоцкий был в тот день в отличном настроении и позволял себе вольности и импровизации. Объединяя вместе сразу несколько произведений. Вот так у него в одной мелодии и соединились напев про «скатерть белую», ставший известным благодаря исполнению Федора Ивановича Шаляпина и легендарный романс про «очи черные». ![]() Федор Шаляпин Кстати, возможно вы удивитесь, узнав, что у этой песни есть реальный автор, а сама песня вовсе не цыганская. «Очи черные» написал украинский поэт Евгений Гребёнка в 1843 году. Только через сорок лет эти стихи были положены на вальс Флориана Германа. А всемирным хитом «Очи черные» стали благодаря опять-таки Шаляпину. Но в гостях у Александра Пономарева Владимир Семенович спел еще несколько известных всем сочинений. https://cdn.echo.msk.ru/files/2868382.mp3 Ехали цыгане: слушать ![]() Играф Йошка, Георгий Квик, Владимир Высоцкий и Александр Якулов на вечере «Под шатром с чаепитием» в театре «Ромэн», 5 декабря 1975 года. Фото Бориса Ярового А как вообще оказался Владимир Высоцкий дома у Александра Пономарева и как они познакомились? И почему вдруг Высоцкий запел романсы? Познакомились они случайно. В самолете. Пономарев в ту пору тренировал ереванский «Арарат», а Высоцкий как раз летел в Ереван со своим другом Давидом Карапетяном, полиглотом и переводчиком. ![]() Давид Карапетян и Владимир Высоцкий. Донецк, 23 августа 1970 года. Фото Владимира Федоренко Случайная встреча в самолете закончилась приглашением в гости 10 апреля 1970 года. https://cdn.echo.msk.ru/files/2868384.mp3 Пара гнедых: слушать Любопытно, что Александр Пономарев не был поклонником Высоцкого. ![]() Москва, редакция журнала «Советский Союз». 8 ноября 1968 года. Фото Игоря Бахтина Но они сошлись в другом. Оба любили и ценили Александра Вертинского, Петра Лещенко, да и вообще романсы. А Пономарев был страстным филофонистом! В конце 60-х Александр Семенович тренировал финскую команду и привез из-за границы не только редкие записи, но и приличный магнитофон, с которым довольно ловко управлялся. Поэтому и качество записи получилось достаточно хорошим. Пономарев собрал очень большую коллекцию записей самых разных исполнителей, и им было что обсудить с Высоцким. Поэтому Высоцкий и пел у Пономарева в гостях такие неожиданные вроде бы песни. Которые не исполнял больше никогда. Как эта, про «пару гнедых». Или вот эта из репертуара Вертинского. Бал Господен: слушать https://cdn.echo.msk.ru/files/2868400.mp3 Мы с вами уже послушали, как Владимир Высоцкий соединяет два разных романса в одном исполнении. А следующий фрагмент записи Александра Пономарева – это целое попурри из трех сочинений. https://cdn.echo.msk.ru/files/2868404.mp3 Корабли: слушать Начинает Высоцкий с фрагмента романса Бориса Прозоровского «Корабли» – «мы никогда друг друга не любили», который он посвятил своей подруге Тамаре Церетели. ![]() Тамара Церетели Она пела его неоднократно. Одна строка из этого романса прекрасно известна каждому: «И разошлись, как в море корабли». Но до этой строки Высоцкий не дошел. Далее на записи вместе звучат фрагменты из двух романсов из репертуара Юрия Морфесси: «Обидно и досадно» и «Мы только знакомы». ![]() Юрий Морфесси Но чтобы у вас не сложилось впечатления, что романсы Высоцкий исполнял только один раз в гостях у Александра Пономарева, мы вспомним и другую запись. В мае 1968 года Высоцкий был в Киеве, и там, в гостях у Григория Матвеевича Лубенца дал домашний концерт. ![]() Григорий Лубенец, Нина Лубенец, Владимир Высоцкий и Людмила Бараз. Киев, февраль 1968 года Он исполнил несколько романсов, в том числе и некоторые из тех, что прозвучали потом у Александра Пономарева в Ереване. Просто ереванская запись звучит темпераментнее и ярче, поэтому мы ее сегодня в основном и вспоминаем. Однако, в отличие от Еревана, в Киеве Высоцкий спел знаменитое «Утро туманное»! https://cdn.echo.msk.ru/files/2868406.mp3 Утро туманное: слушать К слову, романс «Утро туманное…» Высоцкий исполнял в компании друзей неоднократно. А однажды при участии Высоцкого он даже прозвучал с экрана. Было это в фильме «Единственная», причем в исполнении женского хора. ![]() «Утро туманное, утро седое…» На съемках фильма «Единственная», 1975 год Руководителем женского хора по сюжету картины является одинокий бывший музыкант – Борис Ильич, роль которого исполняет как раз Владимир Высоцкий. ![]() Борис Ильич — В.Высоцкий. На съемках фильма «Единственная», 1975 год В одной из сцен фильма Высоцкий в образе Бориса Ильича грустно аккомпанирует на гитаре своим барышням из местной самодеятельности, исполняющим во время праздничного застолья этот знаменитый тургеневский романс. https://youtu.be/WIsm9kPU028 Фрагмент фильма «Единственная», 1975 год Однако вернемся в 1970 год в квартиру тренера «Арарата» Александра Пономарева. Они были очень разными людьми во всем. Начиная с того, что Александр Семенович был старше Владимира Семеновича ровно на 20 лет. И этой записи могло бы и не быть, если бы спортсмен Пономарев и артист Высоцкий не любили оба одинаково сильно Александра Вертинского. ![]() Александр Вертинский https://cdn.echo.msk.ru/files/2868408.mp3 Прощальный ужин: слушать Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Сергея Жильцова и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Игоря Рахманова, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных. Александр Пономарев и Владимир Высоцкий встречались в жизни всего лишь раз, в апреле 1970 года в Ереване. ![]() Ереван, апрель 1970 года Но эта встреча с первых минут произвела на Высоцкого настолько сильное впечатление, что прямо во время записи он объявил, что посвящает исполнение знаменитой «Охоты на волков» Пономареву, хотя никогда больше персональных посвящений этой песни никому не делал: слушать https://cdn.echo.msk.ru/files/2868412.mp3 ![]() Александр Пономарев Александр Семенович был старшим тренером «Арарата» до конца того самого 1970 года. А потом тренировал сборную СССР по футболу. В 1972 году сборная под его руководством выиграла бронзу на Олимпийских играх и вышла в финал чемпионата Европы. ![]() Томилинский завод полупроводников, Московская область, 9 июля 1971 года. Фото Наримана Шабаева Тогда эти достижения считались недостаточно яркими, а сегодня наши футболисты и тренеры о таких успехах могут разве что мечтать. После этого Пономарев прожил всего год и скончался в 1973-м. Похоронили его в Москве на Ваганьковском кладбище, где через семь лет похоронят и Высоцкого. С Высоцким они встретились при жизни лишь однажды, но после смерти навсегда оказались рядом. ![]() Москва, 1972 год. Фото Аркадия Гершмана Караван: слушать https://cdn.echo.msk.ru/files/2868414.mp3 При подготовке программы использованы: – фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»; – фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина; – Андрей Сёмин, «Чужие» песни Владимира Высоцкого». Киев, у Григория Лубенца, 22 мая 1968 года: Караван: слушать https://cdn.echo.msk.ru/files/2868416.mp3 Обидно, досадно: слушать https://cdn.echo.msk.ru/files/2868418.mp3 Очи черные: слушать https://cdn.echo.msk.ru/files/2868420.mp3 Киев, киностудия, 1968 год: Утро туманное: слушать https://cdn.echo.msk.ru/files/2868422.mp3 ![]() Последний раз редактировалось Chugunka; 24.01.2018 в 18:52. |
#4
|
||||
|
||||
![]() |
#5
|
||||
|
||||
![]()
https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2121872-echo/
09:59 , 13 января 2018 ![]() автор Один Высоцкий https://echo.msk.ru/files/2871220.mp3 Цитата:
Москва. Дом культуры завода «Калибр»: слушать https://cdn.echo.msk.ru/files/2871222.mp3 Наступавший 1970 год, к слову, был для Владимира Высоцкого совсем не легким и не скажешь, что был он лучше предыдущего. ![]() Лыткарино, ДК «Мир», 30 сентября 1970 года. Фото Ивана Чернова Да и были разве в жизни Высоцкого беззаботные годы? Но речь у нас сегодня пойдет не совсем об этом. Нам просто хотелось поздравить вас со Старым Новым годом устами Владимира Семеновича, потому что слова эти никогда не утратят своей прелести и актуальности. А гитара Высоцкому сегодня пригодится. Правда, песни его будут не очень праздничными. Но после долгих выходных никому не вредно встряхнуться. Тем более что и эти песни актуальности, наверное, не утратят никогда. Нечасто мы посвящаем наши Главы фактически одной песне. Но эта песня, безусловно, одна из самых узнаваемых у Владимира Высоцкого. Песня, которую можно смело отнести к числу его ярчайших творческих и человеческих манифестов. Летом 1968 года Владимир Назаров снимал фильм по сценарию большого друга Театра на Таганке Бориса Можаева – «Хозяин тайги». ![]() Владимир Высоцкий на съемках фильма «Хозяин тайги». Красноярский край, Выезжий Лог, 1968 год Фильм сам по себе ставший важной вехой в актерской биографии Высоцкого. Фильм, где они прекрасно сыграли вместе с одним из самых близких в тот период друзей Высоцкого Валерием Золотухиным. Но во время тех самых съемок, в селе Выезжий Лог, в Красноярском крае, у Владимира Семеновича наступил тот период озарения, когда отдельные фразы, крутившиеся прежде в голове, вдруг начинали складываться в целые песни. Почти подряд он написал и «Баньку по-белому», и «Охоту на волков», про которую мы сегодня и поговорим. ![]() Владимир Высоцкий на съемках фильма «Хозяин тайги». Красноярский край, Выезжий Лог, 1968 год Есть версия, что самые первые мысли, наметки «Охоты на волков» у Высоцкого начали появляться еще во время знаменитого процесса над диссидентами Андреем Синявским и Юлием Даниэлем. Мы уже рассказывали вам прежде, что Андрей Донатович Синявский был преподавателем Высоцкого в Школе-студии МХАТ. Высоцкий очень уважал Синявского, а Синявский очень ценил ранние песни Высоцкого и даже специально записывал Володю. Конечно, безобразный советский процесс над близким человеком не мог оставить Высоцкого равнодушным. ![]() Выступление в редакции журнала «Советский Союз», 8 ноября 1968 года. Фото Игоря Бахтина Марина Влади, в свою очередь, писала в своей книге «Владимир или Прерванный полет», что первые строки «Охоты на волков» Высоцкий прочитал ей прямо в подмосковном детском лагере, где отдыхали ее сыновья. Но дальше этих первых строк пойти никак не мог, сюжет песни никак не складывался. Все сошлось в августе 1968-го на съемках в Выезжем Логе. Золотухин и Высоцкий жили в обычной крестьянской избе. На окнах не было занавесок, зато над столом висела очень яркая лампа, при свете которой Высоцкий и работал. ![]() Фрагмент черновика песни «Охота на волков». Выезжий Лог, август 1968 года Хорошо известны рассказы Валерия Золотухина, как он, откровенно говоря, за бутылку, разрешал местным подглядывать за Высоцким. И быть может, «Охоту на волков» Владимир Семенович писал ночью под светом мощнейшей «лампы в 500 свечей» прямо на глазах своей публики, глядевшей в освещенное окно. https://cdn.echo.msk.ru/files/2871228.mp3 Охота на волков: слушать Эта запись сделана Владимиром Высоцким совместно с Константином Казански в Париже в 1975 году. ![]() Константин Казански и Владимир Высоцкий. Париж, апрель 1975 года Хотя двойной альбом «Прерванный полет» с этой песней будет выпущен студией Le Chant du Monde только в 1981 году. ![]() Беловой автограф песни «Охота на волков», 1975 год (из архива Александра Петракова) Но о том, насколько вообще «Охота на волков» важна для Высоцкого говорит один факт. Он записал «Охоту на волков» не только для этого французского альбома, но и для пластинки, которая записывалась летом 1976 года в Канаде. ![]() Канада, Морин Хайтс, июль 1976 года. Фото Эль Брендис Перри Имея возможность записать какие угодно песни, из множества уже спетых им к тому моменту, Владимир Семенович дважды выбирал именно эту. Аранжировка Константина Казански, бесспорно, одна из лучших. Хотя невозможно вспомнить, когда Высоцкий исполнял «Охоту» в полнакала. А исполнял он ее многократно! ![]() Владислав Виноградов и Владимир Высоцкий во время проведения документальной киносъемки в БДТ, Ленинград, малая сцена БДТ, 16 апреля 1980 года. Фото Валентины Фёдоровой Всем, кто знает творчество Высоцкого, памятна самая последняя съемка его публичного выступления – 16 апреля 1980 года на Малой сцене ленинградского БДТ, где уже смертельно больной, фактически обреченный Высоцкий, которому остается всего сто дней жизни, поет буквально с остервенением, с безнадежным отчаянием, словно действительно рвется из всех сухожилий в последней попытке вырваться за флажки: слушать ![]() Ленинград, малая сцена БДТ. 16 апреля 1980 года. Фото Владимира Меклера На парижской записи мы слышим известные, канонические строки. А между тем, этот вариант текста не единственный. Сохранились очень интересные наброски. Которые были тоже не менее ударными и очень страстными. Вот и справа флажки замелькали, Значит, выхода нет, я готов! Мир мой внутренний заперт флажками Тесно и наяву от флажков. И в этом варианте вообще уже нет, как видите, никаких аллегорий. Это точно песня не про волков. ![]() Фрагмент черновика песни «Рвусь из сил…», весна 1968 года — РГАЛИ, фонд, 3004, оп.1, ед.хр.68, л.8/об А в другом варианте последние строки, наоборот, без надежды. Я верчусь, как прыгун на манеже, Я напрасно готовил клыки. Мы упомянули съемку выступления Высоцкого на сцене БДТ, но «Охота на волков» не только была дважды записана на настоящие студийные диски. Сохранилось две кинопленки, на которых Владимир Семенович ее поет. https://youtu.be/IISi3Kuj7lI «Охота на волков», малая сцена БДТ, Ленинград, 16 апреля 1980 года. Фрагмент съемки Владислава Виноградова Помимо той, ленинградской, 1980 года, со временем была обнаружена еще одна. Это фрагмент передачи французского канала TF-1, в которой Высоцкого представили как популярного в Советском Союзе исполнителя, мужа Марины Влади, и представили, собственно, его диск, как раз вышедший во Франции. Владимир Семенович, кстати, вполне сносно объяснялся с ведущим по-французски и, разумеется, спел. Спел «Охоту на волков». https://youtu.be/Wzi1uGvXsr4 «Охота на волков». Фрагмент передачи «Оставайтесь с нами по понедельникам». Съемка телеканала ТF1. Франция, 21 марта 1977 года. Эту запись, многие годы спустя, нашла польская исследовательница творчества Владимира Высоцкого, гениальная Марлена Зимна, которую мы столько раз уже вспоминали и благодарили в наших программах. ![]() Марлена Зимна А вообще, самая первая известная запись этой песни была сделана в гостях у востоковеда и друга театра на Таганке Льва Делюсина. ![]() Лев Делюсин В присутствии главного режиссера Юрия Любимова. А вскоре и сам Любимов приступил к постановке спектакля «Берегите ваши лица», по произведениям Андрея Вознесенского. ![]() Финал спектакля «Берегите ваши лица», 1969 год. Фото Юрия Королева После успеха «Антимиров» по его же стихам, Любимов задумал не просто поэтическую постановку, а спектакль в необычном жанре «открытой репетиции», чтобы показать изнутри всю театральную кухню. Но спектакль так толком и не вышел. Его бесконечно кромсали, отправляли на переделки и доработки. И одной из причин всегда считалось не просто обычное вольнодумство Таганки и Любимова, но и слишком мощное звучание «Охоты на волков». ![]() Фрагмент варианта песни «Охота на волков» для спектакля «Берегите ваши лица», январь 1970 года Не забывайте, что 1968 год – это события в Чехословакии, и рвущимися за флажки могли считать уже не только волков или Высоцкого, но и тех же чехов. Хотя есть также версия, что исполнение Высоцкого было вовсе не главной причиной запрета. Ответственным работникам не понравилось одно конкретное стихотворение Андрея Вознесенского, в котором усмотрели явную насмешку над неудачами советской космонавтики, в то время как американцы высаживаются на Луну. Но так или иначе, участие Высоцкого и его «Охота на волков» точно не пошли спектаклю на пользу с точки зрения цензоров. ![]() «Вы, волчата, сосали волчицу и всосали — нельзя за флажки!» Сцена из спектакля «Берегите ваши лица», февраль 1970 года. Фото из архива Александра Стернина Тех самых ответственных людей. И волей-неволей, у «Охоты» родилось продолжение. Уже в 1971 году Владимир Семенович исполняет новую песню. https://cdn.echo.msk.ru/files/2871252.mp3 «Прошла пора вступлений и прелюдий…»: слушать Большие люди на самом деле звали Высоцкого неоднократно. И он приходил к ним и пел перед партийными начальниками, перед всякой местной знатью, когда ездил по стране, а знать считала обязательным присутствовать на концерте знаменитого артиста из Москвы. Он пел на закрытых предприятиях. Пел перед сотрудниками госбезопасности. Которые потом будут делать все – и делать успешно! – чтобы эти песни не звучали ни в телевизоре, ни в кино, ни со сцены. Про них в 1973 году Высоцкий напишет стихи про «вещий сон», где будут слова: Организации, инстанции и лица Мне объявили явную войну – За то, что я нарушил тишину, За то, что я хриплю на всю страну Затем, чтоб доказать – я в колесе не спица… «Охота на волков» была написана в 1968 году. А десять лет спустя, Владимир Высоцкий пишет финальную песню само собой сложившегося цикла – Конец «Охоты на волков», или Охота с вертолётов, посвятив ее Михаилу Шемякину. ![]() Первые наброски песни «Охота с вертолетов». Февраль 1977 года, на конверте Удивительным образом сохранились документальные кадры съемки исполнения и этой песни. В 1979 году в Москву приезжали итальянские телевизионщики из крупнейшей телекомпании RAI. Они снимали документальный фильм о Высоцком под названием «Володя – неудобный человек». Они снимали Высоцкого в мае, когда он никем не узнаваемый покупал пластинки в магазине «Мелодия» на Новом Арбате в центре Москвы. Снимали и еще раньше – зимой, на том же месте. И Высоцкий также стоял на ступеньках магазина грампластинок, а люди шли мимо него, не обращая внимания. Но тогда же, в феврале, итальянцы побывали дома у Владимира Семеновича на Малой Грузинской. Это та самая съемка, где Высоцкий сидит с гитарой в своем рабочем кабинете в рубашке, в непривычном для себя галстуке. https://cdn.echo.msk.ru/files/2871264.mp3 И рассказывает о своих песнях: слушать https://youtu.be/ih1_i5rCXcE Фрагмент съемки телекомпании RAI (Италия). Москва, февраль 1979 года Но саму песню мы послушаем в ином исполнении. Летом 1978 года Высоцкий собрался вместе с композитором и аранжировщиком Андреем Зубовым и тремя гитаристами: Игорем Кантюковым и Александром Бухгольцем из ансамбля «Мелодия» и Вячеславом Семеновым из ансамбля «Коробейники». Высоцкий хотел записать материал для пластинки, куда вошли бы его знаменитые песни, написанные, но так и не прозвучавшие в картине «Стрелы Робин Гуда» и несколько «морских» песен, прозвучавших в фильме «Ветер «Надежды». Высоцкий все-таки надеялся, что когда-нибудь ему повезет, и этот диск выйдет. ![]() Лыткарино, Моск. область, 4 июля 1980 года. Фото Ивана Чернова Но кроме песен для двух кинофильмов тогда же была записана еще и «Охота с вертолетов». https://cdn.echo.msk.ru/files/2871278.mp3 Конец «Охоты на волков», или Охота с вертолётов: слушать ![]() Фрагмент блокнота «Морфлот» с рабочим вариантом песни «Охота с вертолетов», 1977 год Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Сергея Жильцова и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных. ![]() Выступление в Queens College, Нью-Йорк, 19 января 1979 года. Фото Игоря Высоцкого Годы идут, но меняется с годами мало. Разве что охота с вертолетов из экзотики превратилась в любимейшее развлечение начальства. Зато сегодня те, кто когда-то гнобили Высоцкого и их преемники, называют его великим поэтом и пышно отмечают очередной юбилей. ![]() 1975 год. Фото Зафера Галибова Я несу под лопаткою смерть, но бегу, Те, кто жив, разбрелись втихомолку, И на татуированном кровью снегу Тяжело — одинокому волку. ...Буду завтра потери у них велики! И вожак я не с волчьей судьбою, Я был первым, который ушел за флажки И всю стаю увел за собою! Владимир Высоцкий (из черновиков, 1977 год) При подготовке программы использованы: – фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»; – фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина. Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым. https://cdn.echo.msk.ru/files/2875486.mp3 Охота на волков: слушать (запись на студии Морин Хайтс, Канада, 24 июля 1976 года, вариант монтажа) ![]() Последний раз редактировалось Антон Орех; 14.01.2018 в 05:23. |
#6
|
||||
|
||||
![]()
https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2130012-echo/
10:11 , 20 января 2018 ![]() АВТОР Один Высоцкий Цитата:
(«Мой Гамлет», из черновиков, апрель 1972 года) Автор текста: Антон Орехъ: слушать 1971 год. Театр на Таганке. Репетиция «Гамлета». Отрывок из учебного фильма «Быть или не быть» студента ВГИКа Александра Иванкина. 18 минут записи. Более подробно этот спектакль так никто и не снимет: слушать ![]() Варшава, 28 мая 1980 года Гамлет. Главная роль Владимира Высоцкого. Спектакль всей его жизни. Роль всей его жизни. Если разобраться, то и в кино, и даже в театре было не так много ролей, в которых Высоцкий смог показать свой талант во всем его объеме. Поэтому, как ни парадоксально, и нет единого мнения о том, насколько сильным он был актером. Но Гамлет Высоцкого, одна лишь эта роль, уже снимает все вопросы. Один из величайших спектаклей в истории русского театра. ![]() «Гамлет», 1971 год Одна из величайших ролей, когда-либо сыгранных на нашей сцене. В этой Главе мы расскажем о том, как трудно рождался этот спектакль и почему так происходило. 28 июня 1970 года Владимир Высоцкий заполнил свою знаменитую анкету, в которой ответил Анатолию Менщикову на 47 вопросов. Отвечая на вопрос «какое событие стало бы для тебя самым радостным», Высоцкий написал: «Премьера «Гамлета». До премьеры оставалось еще почти полтора года! ![]() Вильям Шекспир, «Гамлет принц датский. Трагедия». Перевод Бориса Пастернака. Гослитиздат, 1941 год Фрагмент передачи Югославского телевидения «Гамлет и вокруг Гамлета», 1976 год. Юрий Любимов: слушать https://cdn.echo.msk.ru/files/2876966.mp3 https://youtu.be/wpg2xOJ21So?list=PL386BB4B73147CCE4 Идея поставить «Гамлета» действительно принадлежала Высоцкому, а Любимов действительно сомневался. Высоцкий откровенно говорил, что в какой-то момент был слишком настойчив, а Юрий Петрович привык, что решения принимал только он, и давить на него было бесполезно. Поэтому от возникновения идеи до начала репетиций прошли месяцы. Фрагмент выступления Владимира Высоцкого во Всесоюзном алюминиево-магниевом институте — ВАМИ. Ленинград, 17 июня 1972 года: слушать https://cdn.echo.msk.ru/files/2876984.mp3 Репетиции шли не просто долго. Пожалуй, ни одна другая постановка Юрия Любимова на Таганке не готовилась столько времени. Почти два года! Причем репетировали сразу на сцене. Хотя обычно репетициям предшествует читка – буквально сидя за столом, когда разбирается каждый персонаж и характеры. Здесь же все шло только на сцене! ![]() «Не время пить! Продолжим!» Кадр киносъемки Петра Солдатенкова. Последний «Гамлет». 18 июля 1980 года И Юрий Петрович не лукавил, когда говорил, что впервые не имел четкого плана постановки. Любимов был гением условного театра, в котором очень многое строилось на импровизации, полете фантазии. Один и тот же спектакль мог в разные дни выглядеть очень по-разному. Почти девять лет шел «Гамлет» на Таганке, и все эти годы репетиции и поиск не прекращались! При этом не секрет, что отношения Высоцкого и Любимова именно в «Гамлете» были совсем не простыми. Высоцкий мечтал об этой роли. Он поставил на нее буквально всё! Он не просто так постоянно теребил Любимова, у него в голове было свое четкое представление о том, каким будет его Гамлет. ![]() 29 ноября 1971 года. Фото Анатолия Гаранина Любимов однажды несколько небрежно бросил, мол, Высоцкий так хотел играть Гамлета, а когда начали работать, то оказался не готов. Мол, он и не читал-то пьесу толком. Но это было неправдой. Высоцкий не просто читал – он читал «Гамета» многократно! Причем читал в нескольких переводах. Еще в Школе-студии МХАТ Володя перечитал вообще всего Шекспира и настолько поразил своими ответами на экзамене преподавателя, что тот не поверил и решил, что студент Высоцкий просто очень хорошо зазубрил конспекты – хотя все равно поставил «пять». https://cdn.echo.msk.ru/files/2876988.mp3 Фрагмент выступления в Центральном статистическом управлении. Москва, декабрь 1971 года. Две недели после премьеры: слушать ![]() Афиша спектакля, 1971 год Но первоначально идея была иной! Высоцкий должен был не петь, а читать стихотворение Бориса Пастернака «Гамлет». Именно с этого мы нынешнюю Главу и начали. Песней это стало только потом. И вот когда вступление к спектаклю было еще стихотворным, Любимов бесконечно требовал от Высоцкого перечитывать. Режиссер хотел, чтобы Высоцкий будто бы рождал строки на глазах у публики, а Высоцкий слушал и делал по-своему. Любимов злился и просил переделать снова и снова. Пока вдруг не стало ясно очевидное. Любимов не писал стихов, у него было стереотипное представление о том, как они рождаются. А Высоцкий был поэтом и хорошо знал свое состояние в тот момент, когда строки возникают стремительно, одна за другой, сплошным потоком. Но стычки Высоцкого с Любимовым случались не только по этому поводу. Любимов был крайне требователен, деспотичен, придирчив, въедлив, и Высоцкому доставалось больше всех. ![]() Владимир Высоцкий и Юрий Любимов. Репетиция спектакля «Гамлет», 1971 год. Фото Владимира Цымайло Однажды не выдержал Вениамин Смехов и сказал Юрию Петровичу: «Зачем вы унижаете актера? Он уже все понял, а вы его совсем хотите уничтожить!». После этого выступления несладко приходилось уже и Смехову. А Высоцкий, при всем взрывном характере своей натуры терпел и старался играть еще, еще и еще лучше. До изнеможения. И в этом конфликте рождался величайший спектакль того времени: слушать ![]() 29 ноября 1971 года. Фото Анатолия Гаранина https://cdn.echo.msk.ru/files/2876998.mp3 Любимов свой замысел определил в интервью Югославскому телевидению в 1976 году: слушать https://youtu.be/AfwmaUPh6Fs?list=PL386BB4B73147CCE4 Да, это правда. Гамлет – главная роль в жизни Высоцкого. Но в спектакле «Гамлет» главная роль принадлежала не ему. Главным на сцене был Занавес. Гениальная идея пришла в голову художнику Таганки Давиду Боровскому. Сложнейшую подвижную конструкцию для занавеса изготовили авиаторы-вертолетчики. А по линии Внешторга закупили в Англии 600 килограммов шерсти. ![]() Занавес перемещался самым неожиданным образом. Персонажи пропадали в нем и возникали из него. Иногда Занавес устраивал ловушки, иногда делил сцену надвое, отделяя героев друг от друга и рождая параллельное действие. Благодаря Занавесу действие идет непрерывно, без обычных пауз для смены декораций и появления новых действующих лиц: слушать Высоцкий рассказывал обо всем с юмором, но это чудо, что во время обрушения занавеса никто не погиб и даже серьезно не пострадал. Однако из-за аварии премьеру пришлось отложить аж на полгода. Вообще до Таганки никто таким приемом не пользовался и вязаных занавесов из чистой шерсти тоже никто в театре не делал. И примерно в таких же простых, вязаных костюмах и свитерах играли и сами актеры. А Гамлет Высоцкого был в черном свитере. Мог ли сыграть эту роль кто-то другой? Мог. Замысел постановки возникал еще до ухода из театра Николая Губенко, и есть все основания предполагать, что и роль Гамлета, и роль Галилея, тоже блестяще сыгранного Высоцким, были предназначены именно Губенко. А когда только начинали репетировать, то помимо Высоцкого на Гамлета пробовались и Леонид Филатов, и Валерий Золотухин. Но быстро стало очевидно, что играть будет только Высоцкий. И у Высоцкого был свой, совершенно иной взгляд на Гамлета, отличавшийся от прежних трактовок. ![]() Варшава, Театр оперетты, 28 мая 1980 года Ленинград, 17 июня 1972 года, ВАМИ: слушать https://cdn.echo.msk.ru/files/2877018.mp3 На премьере «Гамлета» 29 ноября 1971 года был Иннокентий Смоктуновский. Знаменитый гамлетовский вопрос «быть ли не быть». Такой же знаменитый театральный вопрос: Гамлет – это Смоктуновский или Высоцкий? Смоктуновский в 1964 году сыграл Гамлета в знаменитой картине Григория Козинцева. Гамлет Смоктуновского считается образцом классической манеры исполнения. ![]() Гамлет — Иннокентий Смоктуновский А Высоцкий – образцом абсолютного новаторства. Так вот Иннокентий Михайлович, посмотрев в этой роли Высоцкого, сказал, что можно принимать или не принимать такую трактовку, но играть по-другому отныне невозможно. И вот наконец ключевой момент шекспировской пьесы. Быть или не быть? И здесь уже новаторство Юрия Любимова соединилось с новаторством Владимира Высоцкого. В мае 1979 года в телестудии факультета журналистики МГУ Владимир Высоцкий записал с помощью руководителя студии Юрия Дроздова видеописьмо американскому актеру и режиссеру Уоррену Битти. И в этом послании рассказал, в том числе, о своей роли Гамлета и главном гамлетовском монологе: слушать https://youtu.be/Iaa-AQ3RQiA Монолог Гамлета. Фрагмент съемки для Уоррена Битти. Факультет журналистики МГУ, 19 мая 1979 года. ![]() Съемка в телестудии факультета журналистики МГУ, 19 мая 1979 года Уоррен Битти так никогда и не увидел этой пленки и не посмотрел «Гамлета» Высоцкого и Таганки. Этот спектакль шел 217 раз. Все 217 раз на сцену выходил Владимир Высоцкий, у которого вопреки театральной традиции никогда не было дублера, не было актера из второго состава, который бы его заменял. 217 спектаклей и ни одной полной съемки. ![]() Кадр съёмки TV Higardo (Венгрия). Будапешт, театр оперетты «Operettszinhaz», 2 октября 1976 года И не только потому, что Юрий Любимов не любил, когда его постановки снимали, опасаясь, что съемочный свет нарушит ауру спектакля. Сегодня о самом спектакле и об игре в нем Высоцкого мы можем судить лишь по отдельным киносъемкам, сделанным советскими документалистами Александром Иванкиным, Юрием Дроздовым и Петром Солдатенковым. В мае 1972 года Высоцкий впервые прочел монолог Гамлета на телевидении – в Таллине, где была записана целая передача о его работе в любимовском театре. ![]() Телевидение Таллина, 18 мая 1972 года. Фото Jaan Rõõmus Фрагменты репетиций спектакля во второй половине 70-х снимали венгры, югославы, поляки, итальянцы. В сумме чуть более 40 минут, с учетом телесъемок Высоцкого, где он рассказывал о спектакле или читал монолог Гамлета. А вот непосредственно на сцене во время настоящего спектакля снято не более 5 минут. И запечатлены оказались эти минуты в 1980 году, в последние два месяца жизни. Сперва – польским телевидением, в конце мая, во время варшавских гастролей Таганки. ![]() Варшава, Театр оперетты, 28 мая 1980 года А затем – Петром Солдатенковым, 18 июля, в Москве. Когда Гамлет вышел на сцену в последний раз… Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Олега Васина, Александра Петракова, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных. К счастью, сохранились несколько практически полных аудиозаписей «Гамлета», сыгранного на сцене Таганки. В следующей Главе мы обратимся именно к ним, чтобы вы постарались получить хотя бы приблизительное представление о постановке, ставшей легендой – и Владимире Высоцком в его главной роли. https://cdn.echo.msk.ru/files/2877022.mp3 Горизонт: слушать ![]() «Гамлет». Ленинград, 1972 год. Фото Александра Укладникова При подготовке программы использованы: – фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»; – фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина. ![]() Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого. Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий. В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого. Последний раз редактировалось Chugunka; 05.02.2018 в 10:32. |
#7
|
||||
|
||||
![]()
https://russian.rt.com/nopolitics/ne...stihotvoreniya
22 января 2018, 12:32 В преддверии этой даты RT предложил известным людям вспомнить любимые стихотворения поэта. Первым к акции присоединился актёр Сергей Безруков. Он прочёл стихотворение «Надо с кем-то рассорить кого-то...». Принять участие во флешмобе может любой желающий. Для этого необходимо записать видео со стихотворением Высоцкого и опубликовать его в соцсети с хештегом #Высоцкий80. 25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 80 лет. |
#8
|
||||
|
||||
![]() ![]() …Никогда не хвастался знакомством с ним, в отличие от таганковских артистов, хотя есть, что рассказать... Помню самую первую встречу на Одесской киностудии, где снимали «Место встречи…». Марина Влади обратилась к Владимиру: «Долго мне здесь, как говну в проруби, болтаться?» Все, естественно, знали, что это самая изветстная в СССР французкая звезда Марина Влади, но мне захотелось выпендриться. - Володя, скажите, а кто эта толстая тетка? - Ты что, охуел? Это Марина Влади! – заткнул меня бард. (Простите,за мой французский, но Высоцкий выразился именно так. А из песен Владимира Семеновича, как известно, слов не выбросишь…) Завтра, в 80-летие Гения, по Центральным каналам будет произносить панегирики граждане, которым Владимир никогда бы не подал руки... Последний раз редактировалось Chugunka; 24.07.2021 в 11:49. |
#9
|
||||
|
||||
![]() https://youtu.be/ZM7RmBSMJPU "Татуировка" - визитная карточка раннего Володи Высоцкого. Ещё раньше, в 60-м, была написана шуточная песня "49 дней" о том, как наши четыре воина-героя 49 дней мужественно держались в бушующем открытом море. Но это была, так сказать, публицистика, на злобу дня. Он её больше не повторял. https://youtu.be/mc-cLnASSrY А вот "Татуировку" исполнял много раз и представлял её, как знаковое произведение, созданное в самом начале его творческого пути. Это уже был полноценный художественный, театральный образ, любовная лирика, мелодрама. Синтетический жанр, который создал великий творец, необычайный по силе воздействия на слушателя-зрителя, и никому другому не подвластный. https://youtu.be/7T3xWpqiREA Последний раз редактировалось Chugunka; 22.04.2018 в 13:29. |
![]() |
Метки |
высоцкий |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|