Платон. Диалог Парменид. Часть первая
Предлагаю вниманию читателей философского сообщества специальные философские штудии по Платону. В первых нескольких сообщениях разбираю диалог "Парменид".
Давайте, говорит хитрый Парменид, представим, что существует единое, какие из этого следствия могут вытекать, а затем представим, что существует многое, исследуем этот вариант, затем представим, что единого или многого не существует, то есть разберем все варианты в качестве мысленного эксперимента. Итак, попробуем, насколько это в наших силах проследить за логикой.
I. Единое
1. Если есть единое существует, то может оно быть многим? Ответ очевиден: не может. 1.1. Единое не может быть целым. Аргумент: если бы единое было целым, то оно бы состояло из частей, а, значит, потеряло бы свою единую природу. Вывод: Единое - это не целое и не состоит из частей (возможно, логика и Демокрита, хотя я склоняюсь, что допускал логическое деление атома при физической невозможности). 1.2. Единое не имеет начала и конца, иначе пришлось бы допустить части, иначе говоря не имеет предела, то есть беспредельно (Реальный Парменид предполагал предел (бытие подобно круглому шару), поэтому возможно под влиянием Мелисса, Платон модернизировал учение Парменида). 1.3. Единое не находится ни в чем-то другом, ни в себе (здесь уже влияние логических переходов Горгия): 1) Единое не находится в другом, иначе имело бы предел, что невозможно; 2) Единое не находится в себе ведь в таком случае оно окружало бы само себя но как это возможно. Единое одновременно испытывало бы два состояния: а) окружало бы само себя; б) было бы окруженным самим собой. Но одно и то же единое не может испытывать одновременно эти два состояния. Поэтому приходится единое перестает быть единым, а становится двумя.
Закончим пока. От этих рассуждений возможно получить какое-то специфическое удовольствие.
|