![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]() ![]() 19 декабря 1904 года ...русские миноносцы прорвались из Порт-Артура в нейтральные по́рты. Шла русско-японская война. На Тихом океане уже 155-й день героически отражал атаки японцев русский портовый город Порт-Артур. Но в этот день комендант Порт-Артура генерал Анатолий Стессель втайне от командования военного гарнизона решил сдать город. Полковник Виктор Рейс, на которого Стессель возложил эту задачу, отправил парламентеров в штаб 3-й японской армии к генералу Но́ги Марэ́сукэ с предложением о капитуляции. Перед сдачей Порт-Артура вечером 19 декабря шесть миноносцев и несколько паровых катеров вышли из гавани с целью прорваться в нейтральные порты. Несмотря на то что русские корабли находились отнюдь не в идеальном состоянии, ни один из них не погиб и не был захвачен противником. Миноносцы «Властный», «Статный», «Сердитый» и «Скорый» благополучно пришли в китайский порт Чифу, миноносцы «Бойкий» и «Смелый» — на германскую военно-морскую базу Циндао. На миноносцах из Порт-Артура были вывезены знамёна русских войск и секретные документы. Прорыв миноносцев свидетельствовал о том, что с не меньшим успехом это могли бы сделать и другие корабли. Но предательство уготовило им другую участь... Утром 20 декабря японцы согласились начать переговоры о капитуляции. Эти проведенные на скорую руку в помещении японского полевого госпиталя в Шуйшиине переговоры завершились в тот же вечер подписанием предательского акта о капитуляции. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
https://histrf.ru/biblioteka/b/kratk...llskii-skandal
22 октября 2017 В ночь на 22 октября 1904 года в ходе Русско-японской войны произошел так называемый Гулльский инцидент: русская эскадра, двигавшаяся на помощь осажденному городу Порт-Артур, по ошибке потопила несколько английских рыболовецких кораблей в Северном море. Случился огромный международный скандал. Разведка донесла В начале Русско-японской войны японцы осадили русский город Порт-Артур (ныне район города Далянь в Китае). На помощь ему из Балтийского моря выдвинулась Вторая тихоокеанская эскадра русского флота во главе с вице-адмиралом Зиновием Рожественским. С самого начала этого мероприятия имелись разведданные о том, что у берегов Англии эскадру могут поджидать вражеские миноносцы. Положение усугублялось тем, что Англия поддерживала Японию в этой войне. Оказавшись в водах близ Англии, экипажи кораблей русской эскадры заметно нервничали. Плохая видимость по причине густого тумана, образовавшегося 20 октября, способствовала накалу обстановки. Оборона Порт-Артура «Авроре» досталось В ночь на 22 октября начались странные события. На связь вышло судно «Камчатка», отставшее от эскадры, и сообщило, что его преследуют неопознанные миноносцы, передающие просроченные на день позывные. «Камчатке» было приказано двигаться в направлении Доггер-Банки (отмель в Северном море и традиционное место рыбной ловли), из соображений безопасности Рожественский не сообщил точных координат эскадры. В этот момент эскадра наткнулась на английские рыболовецкие суда. Заметив среди них один подозрительный корабль, отличавшийся от остальных, Рожественский приказал открыть по нему (только по нему!) огонь. Но плохо подготовленные и нескоординированные экипажи кораблей эскадры, сильно перенервничавшие, начали в суматохе пальбу по всему, что движется. Апогеем стала перестрелка крейсеров «Аврора» и «Дмитрий Донской». В результате менее чем за 20 минут было потоплено одно английское рыболовецкое судно, шесть получили повреждения, погиб один рыбак, шестеро ранены, также был смертельно ранен иеромонах Анастасий, бывший на крейсере «Аврора». Большой резонанс Событие получило широчайшее освещение в мировых СМИ. Больше всех негодовала Англия, которая подняла по боевой тревоге свой флот и угрожала разорвать дипломатические отношения с Россией. Британская пресса в выражениях не стеснялась: «флот сумасшедших», «припадок русского гнева» и прочие подобные формулировки сыпались в адрес России и ее флота со страниц газет. Россия заплатила потерпевшим рыбакам 65 тысяч фунтов стерлингов, а раненым и родственникам погибшего назначила пожизненную пенсию. Независимая международная комиссия, созванная для расследования инцидента, возложила ответственность на Россию, но не признала действия русских матросов и лично Рожественского неверными и порочащими их честь и достоинство. А информация о каких бы то ни было миноносцах в британских водах так и не подтвердилась. Кстати, в 1900 году похожий инцидент произошел в водах Китая, когда из-за действий английских моряков погибли два русских матроса, но тогда Россия не потребовала никакой компенсации и расследования, вполне удовлетворившись официальным извинением. Международная комиссия по расследованию Гулльского инцидента |
#3
|
|||
|
|||
![]() |
#4
|
||||
|
||||
![]()
https://picturehistory.livejournal.com/3582631.html
clervo (clervo) написал в picturehistory 2018-07-25 10:18:00 В продолжение поста годичной давности публикую замечательную коллекцию из восьмидесяти двух цветных стереокарточек времен русско-японской войны 1904-1905 годов. Она хранится в Бостонской публичной библиотеке (Boston Public Library) и в оцифрованном виде выложена на сайте Digital Commonwealth: Massachusetts Collections Online - богатейшем собрании электронных копий исторических артефактов из музеев, архивов и библиотек штата Массачусетс. Все изображения кликабельны и снабжены ссылками на оригинальные сканы. В качестве аннотаций к снимкам использованы оборотные стороны карточек. Для начала "аперитив": фотопортрет известного английского художника и военного корреспондента Фредерика Виллерса (Frederic Villiers): |
#5
|
||||
|
||||
![]()
https://aif.ru/society/history/port-..._voynu_zaranee
09.02.2019 00:04 Как проиграть войну заранее Сюжет Дальний Восток. Жить и работать Порт-Артур. Вход в гавань и вид на Большой рейд. Фотография из журнала «Нива», 1904 год. © / Commons.wikimedia.org 9 февраля 1904 года примерно в половине первого ночи были торпедированы русский крейсер «Паллада» и броненосцы «Ретвизан» с «Цесаревичем», стоявшие на внешнем рейде крепости Порт-Артур. Это были первые выстрелы несчастливой для нас Русско-японской войны 1904-1905 гг. Впрочем, тот бой трудно назвать совсем уж несчастливым. В нём были заняты главные военно-морские силы сторон, он начался ночью, продолжился днём и закончился, в общем-то, ничем. Многие корабли получили повреждения, но потоплено не было ни одного. Словом, ничья. Если очень уж хочется, можно сказать, что русский флот побеждён не был. Утешение, впрочем, весьма слабое, поскольку бой у Порт-Артура оказался в той войне единственным столкновением с участием главных сил, в котором русские не потерпели поражения. Статья по теме Безобразов и его клика. Как отставной офицер развязал русско-японскую войну Русское проникновение к Жёлтому морю начиналось, в общем-то, за здравие. Выглядело всё предельно просто и жёстко, почти как в подворотне в Бирюлёве. Вот Япония в 1894-1895 гг. воюет с Китаем. Честно добивается победы. Требует и получает Тайвань, острова Пэнху и Ляодунский полуостров. Но тут являются «большие дяди» в лице Франции, Германии и России. И «всё, всё, что нажито непосильным трудом», забирают у Японии назад. Впрочем, не всё, конечно. Главным выгодоприобретателем стала Россия, которая обосновалась на том самом Ляодунском полуострове всерьёз и надолго. Предполагалось, что как минимум на четверть века. Поселение Люйшунькоу, то есть «бухта спокойного путешествия», превратилось в город Порт-Артур, который должен был стать второй — наряду с Владивостоком — крупной базой России в Тихом океане. По сути, Россия вырывалась на оперативный простор и всерьёз заявляла о своей гегемонии в западной части Тихого океана. Япония, у которой были свои планы на этот регион, восприняла такие действия как прямое посягательство на своё развитие и даже прямой грабёж. Ни одна из сторон — ни Россия, ни Япония — не сомневалась, что вся эта свистопляска вокруг Ляодунского полуострова — всего лишь пролог к событиям по-настоящему большим и грозным. Войны не просто ждали. К ней готовились, её прямо-таки жаждали. Началась гонка, по результатам которой заранее можно было бы предсказать, кто всё-таки выйдет победителем в грядущем столкновении. Чисто формально на старт стороны вышли примерно в одно время. В 1895-1896 гг. и в Японии, и в России были приняты десятилетние военные программы по усилению военно-морских сил в регионе. Разница была лишь в целях войны. Россию, в принципе, устраивала ничья и сохранение статус-кво. Японию такой расклад не устраивал категорически. Ей нужна была полная победа. Собственно, стиль будущей войны определялся уже одним этим фактом. Результат же можно было предвидеть по тому, как именно программы «наращивания мускулов» претворялись в жизнь. В Японии это дело получило красивое название «Гасин-сётан», что переводится как «Лёжа на хворосте, лизать желчь». Оно восходит к древней и хорошо знакомой на островах Аматэрасу китайской стратагеме о князе государства Юэ Гоу Цзяне, который потерпел поражение в борьбе с княжеством У. Но он не пал духом и, смиряя себя, спал на хворосте и каждый день лизал повешенный у двери желчный пузырь, чтобы эта горечь не давала забыть о позоре и отложить месть. Словом, Япония, ещё не будучи в состоянии войны, уже исповедовала знакомый нам принцип: «Всё для фронта, всё для победы!» Статья по теме История одного поражения. За что экипаж «Варяга» объявили героями? По сути, она уже тогда вырвалась вперёд. И весьма ощутимо. Это было заметно даже невооружённым глазом. Так, в 1897 г. авторитетный американский журнал The North American Review обратил внимание на то, что Япония заняла второе место в мире после Англии по строительству современных военных кораблей, в том числе крупных. Три года спустя французский журнал Correspondant, который подписывали и читали в том числе и русские, сообщал, что к 1904 г. военно-морская программа Японии будет в целом выполнена. И она получит в своё распоряжение самый современный и мощный флот в регионе. У нас к будущей войне относились вроде бы и ответственно, но всё-таки с прохладцей. Об этом косвенно говорит один любопытный факт: в Николаевской Академии Генерального штаба, где изучение восточных языков традиционно было на высоте, японский язык в программу не входил до самого 1905 года. Впрочем, можно обойтись безо всяких косвенных признаков. Если японцы свою десятилетнюю программу умудрились уложить в 8 лет, то наши свою «десятилетку», наоборот, растянули до 11 лет. Из соображений элементарной скупости. Министр финансов Витте утверждал, что японцы в силу тяжёлых затруднений свою программу закончат в лучшем случае к 1908 году. А потому не надо надрываться и «выбрасывать деньги на ветер»: Дальний Восток у нас и без того неплохо защищён. За год до того, как основные новейшие японские корабли вошли в строй, Морское министерство доложило императору Николаю II, что к 1905 г. русскому флоту будет обеспечено полное преобладание над Японией в Тихом океане. Император счёл японскую угрозу ликвидированной. Забыв при этом, что скупой платит дважды. Русский крейсер «Варяг» в Кронштадте. 1901 год. |
#6
|
||||
|
||||
![]()
https://picturehistory.livejournal.com/4208909.html
mari_batinak (mari_batinak) написал в picturehistory 2019-02-08 14:02:00 262 https://pbs.twimg.com/media/C4IW_jiWYAAp81J.jpg В этот день, 8 февраля 1904 года, Япония напала на Российскую империю у Порт-Артура. Всё началось с того, что ночью, до официального объявления войны, 8 японских миноносцев провели торпедную атаку кораблей русского флота, стоявших на внешнем рейде Порт-Артура. В результате этой атаки на несколько месяцев были выведены из строя два лучших русских броненосца («Цесаревич» и «Ретвизан») и бронепалубный крейсер «Паллада». С этой даты началась русско-японская война, завершившаяся Портсмутским миром, подписанным 23 августа (5 сентября) 1905 года и зафиксировавшим уступку Россией Японии южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу. |
#7
|
||||
|
||||
![]()
https://aif.ru/society/history/istor...avili_geroyami
09.02.2014 00:04 Крейсер Варяг © / Public Domain Знаменитый бой крейсера «Варяг» с японской эскадрой стал настоящей легендой, хотя это, по мнению многих, противоречит логике и здравому смыслу. В истории русского флота было много славных побед, а в случае с «Варягом» речь идёт о проигранном сражении бесславно проигранной войны. Так что же такое заключено в истории «Варяга», что заставляет и в XXI веке учащённо биться сердца россиян? Русский крейсер «Варяг» в начале 1904 года выполнял отнюдь не военную миссию. В корейском порту Чемульпо крейсер и канонерская лодка «Кореец» находились в распоряжении российского посольства в Сеуле. Разумеется, моряки знали о сложившейся обстановке, грозившей в любой момент разразиться войной, однако нападения 9 февраля 1904 года они не ждали. Варяг и Кореец идут в бой, 9 февраля 1904 года «Варяг» и «Кореец» идут в бой, 9 февраля 1904 года. Фото: Public Domain Конфликт двух империй В начале XX века на Дальнем Востоке столкнулись интересы двух активно развивавшихся империй – Российской и Японской. Стороны боролись за влияние в Китае и Корее, японская сторона открыто претендовала также на принадлежащие России территории, а в долгосрочной перспективе и вовсе надеялась полностью вытеснить Россию с Дальнего Востока. СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ Что тебе снится, крейсер «Аврора»? Факты из истории «корабля революции» К началу 1904 года Япония закончила перевооружение армии и флота, в котором не последнюю роль играли европейские державы, в частности, Великобритания, и была готова решить конфликт с Россией силовыми методами. В России же, наоборот, к японской агрессии были явно не готовы. Оснащение армии оставляло желать лучшего, неразвитость транспортных коммуникаций исключала возможность быстрой переброски дополнительных сил на Дальний Восток. При этом присутствовала и явная недооценка противника правящими кругами России — слишком многие не принимали японские притязания всерьёз. В ночь на 4 февраля 1905 года на заседании тайного совета и правительства Японии было принято решение о начале войны с Россией, а спустя сутки вышло распоряжение об атаке русской эскадры в Порт-Артуре и высадке десанта в Корее. 6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. Тем не менее, русское командование не ожидало от японцев решительных военных действий. Бронепалубный крейсер Варяг и фотография его капитана Всеволода Руднева Бронепалубный крейсер Варяг и фотография его капитана Всеволода Руднева. Фото: Public Domain Ловушка в Чемульпо В ночь на 9 февраля 1904 года японские миноносцы атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре, выведя из строя два броненосца и один крейсер. Одновременно японская эскадра в составе шести крейсеров и восьми миноносцев блокировала «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» в порту Чемульпо. СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ Дело о «Варяге». Как «АиФ» изменил историю Так как Чемульпо считался нейтральным портом, в нём находились корабли нескольких держав, включая японский крейсер «Чиода», который в ночь на 9 февраля вышел в открытое море, как потом выяснилось, на соединение с основными японскими силами. К этому моменту российское посольство в Сеуле и командир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Руднев находились фактически в информационной изоляции из-за непоступления телеграмм, задерживаемых японскими агентами, которые контролировали передающие станции в Корее. О том, что Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, Руднев узнал от капитанов иностранных судов. В этих условиях решено было отправить «Кореец» с донесениями в Порт-Артур. Но в ночь на 9 февраля «Кореец», вышедший из порта, подвергся торпедной атаке японских судов и был вынужден вернуться на рейд. По международным законам, японская эскадра не имела права атаковать русские суда в нейтральном порту, поскольку это ставило под угрозу корабли других государств. С другой стороны, моряки «Варяга» не могли предпринять ответных действий, когда с японских транспортных судов утром 9 февраля началась высадка десанта. Крейсер после боя, 9 февраля 1904. Виден сильный крен на левый борт Крейсер после боя, 9 февраля 1904. Виден сильный крен на левый борт. Фото: Public Domain Русские не сдаются Стало очевидно — война началась. После переговоров с участием капитанов судов нейтральных держав командующий японской эскадрой адмирал Сотокити Уриу предъявил ультиматум: до 12:00 9 февраля русские корабли должны покинуть порт, иначе они будут атакованы непосредственно в нём. Капитан «Варяга» Всеволод Руднев принял решение выйти в море и принять бой, предприняв попытку прорваться в Порт-Артур. При данном соотношении сил шансов на успех практически не было, однако решение капитана было поддержано экипажем. Когда «Варяг» и «Кореец» выходили из порта, на кораблях нейтральных держав стали исполнять гимн Российской империи в знак уважения к мужеству русских моряков, идущих на верную смерть. После выхода русских кораблей из порта адмирал Уриу велел передать «Варягу» и «Корейцу»: предлагаем сдаться и спустить флаг. Памятник Герою Советского Союза, подводнику Александру Маринеско в Санкт-Петербурге. СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ Подводник с душой корсара. Подлинная история Александра Маринеско Русские моряки ответили отказом, после чего завязался бой. Сражение длилось около часа. Японские корабли обладали лучшим оснащением, манёвренностью и более высокой скоростью хода. При подавляющем количественном перевесе это, фактически, не оставляло русским шансов. Огонь японцев причинил «Варягу» серьёзные разрушения, в том числе, из строя было выведено большинство орудий корабля. Кроме того, из-за их попадания в подводную часть, судно дало крен на левый борт. Имелись большие разрушения на корме, некоторые попадания вызвали пожары, осколками в боевой рубке были убиты несколько человек и контужен капитан. В бою погибли 1 офицер и 22 матроса «Варяга», ещё десять умерли от ран, десятки человек получили тяжёлые ранения. «Кореец», чье участие в бою было ограниченным, потерь в экипаже не имел. О японских потерях говорить сложно. Согласно рапорту капитана Руднева, один японский миноносец был потоплен, серьёзные повреждения получил как минимум один японский крейсер. Японские источники сообщают, что корабли адмирала Уриу не понесли вообще никаких потерь, и ни один снаряд «Варяга» не достиг цели. Фрагмент картины Крейсер Варяг кисти Петра Мальцева Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева. Фото: www.russianlook.com Награды за поражение После возвращения в порт перед капитаном Рудневым встал вопрос: как поступить дальше? Изначально он предполагал возобновить бой после устранения повреждений, однако быстро стало очевидно, что возможности для этого нет. СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ Вячеслав Костиков: Уроки Порт-Артура В результате было принято решение об уничтожении кораблей во избежание их попадания в руки противника. Раненые моряки были переправлены на нейтральные суда, вслед за этим экипажи покинули «Варяг» и «Кореец». «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. После переговоров с японской стороной было достигнуто соглашение о том, что русские моряки не будут считаться военнопленными, а получат право вернуться на родину при условии обязательства не участвовать в дальнейших боевых действиях. В России моряков «Варяга» встретили как героев, хотя многие из экипажа ждали совсем иной реакции: ведь бой был проигран, а корабли потеряны. Вопреки этим ожиданиям, экипаж «Варяга» был удостоен торжественного приёма у Николая II, а все участники сражения удостоены наград. Это и по сей день вызывает у многих недоумение: за что? Японская эскадра разгромила русских в пух и прах. Мало того, затопленный «Варяг» был вскоре поднят японцами и включен в состав флота под названием «Соя». Лишь в 1916 году «Варяг» был выкуплен и возвращён в Россию. Крейсер Соя Крейсер «Соя». Фото: Public Domain Стоять до последнего Самое удивительное, что поступок русских моряков считали героическим и их противники – японцы. Больше того, в 1907 году капитан Всеволод Руднев японским императором был награждён орденом Восходящего солнца в знак признания героизма русских моряков. Молодых японских офицеров учили мужеству и стойкости, ставя в пример экипажи «Варяга» и «Корейца». Логики во всём этом нет, только если рассуждать прагматично. Но в том-то и дело, что не всё в нашей жизни может быть измерено подобной логикой. Долг перед Родиной и честь моряка порой стоят дороже собственной жизни. Принимая неравный и безнадежный бой, моряки «Варяга» показывали противнику, что лёгкой победы в войне с Россией не будет, что каждый воин будет стоять до конца и не отступит до последнего. Именно стойкостью, мужеством и готовностью к самопожертвованию советские солдаты заставили сломаться отлаженную машину гитлеровского вермахта. Для многих из героев Великой Отечественной примером был именно подвиг «Варяга». В 1954 году, уже в Советском Союзе, широко отмечали 50-летие боя у Чемульпо. Оставшимся в живых морякам «Варяга» были назначены персональные пенсии, а 15 из них получили медали «За отвагу» из рук главкома ВМФ СССР адмирала Кузнецова. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|