![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
https://www.vedomosti.ru/newspaper/a...cheskogo-rosta
04 апреля 2000 00:00 Наталья Райская, Яков Сергиенко, Александр Френкель / Ведомости Март 2000 г. завершился избранием нового президента России. В прошлом остались обещания сначала думской, а затем президентской выборных кампаний. Неизбежно на передний план вышел вопрос об экономической политике государства. Прежде необходимо понять, в каком положении сейчас находится экономика России. "Нужна большая инвентаризация страны", если следовать открытому обращению Владимира Путина к избирателям. Завершившийся 1999 год. стал первым за всю историю реформирования, когда устойчивые позитивные тенденции затронули практически все стороны хозяйственной жизни России. Относительно стабилизировалась ситуация в бюджетной сфере. Устойчиво снижалась задолженность по выплатам заработной платы: за 1999 г. она уменьшилась на 43,2% и составила на 1 января 2000 г. 43,7 млрд. руб. Положительное сальдо торгового баланса за 1999 г. достигло $33,3 млрд. Впервые наметилась тенденция к возрастанию инвестиций в производство. По данным Госкомстата РФ, объем инвестиций в основной капитал за 1999 г. составил 659,3 млрд. руб., увеличившись за год на 4,5%. Прогноз на 2000 г. также достаточно благоприятный. Профицит бюджета - 3,2% % ВВП; сальдо внешней торговли - $33 млрд; прирост объема инвестиций в основной капитал - 2%. Большинство специалистов сходится во мнении, что причиной отмеченных позитивных процессов является рост промышленного производства, впервые за последние 10 лет устойчиво наблюдающийся в нашей стране. Его факторы известны. Во-первых, это девальвация рубля в августе 1998 г., приведшая к более чем четырехкратному обесценению национальной валюты и на этой основе значительному импортозамещению. Во-вторых, благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках. В-третьих, относительно мягкая денежно-кредитная политика конца 1998 - 1999 г., приведшая к уменьшению доли квазиденежной составляющей в расчетах предприятий. И, наконец, сдерживание цен на продукцию естественных монополий, что позволило увеличить рентабельность операций в реальном секторе. В качестве основных причин положительных тенденций в экономике России были выделены импортозамещение и улучшение внешнеэкономической конъюнктуры. Мы решили количественно оценить влияние этих факторов. Для этого был проведен статистический анализ темпов роста промышленного производства в России. Взяты следующие показатели: темпы роста объема экспорта, объема импорта, курса доллара США, реальных располагаемых доходов населения, денежной массы (М2), агрегированного индекса инфляции (см. "Ведомости" NN13, 34,53,2000 г.). Последний показатель включает индекс потребительских цен, индекс цен производителей промышленной продукции, индекс цен в капитальном строительстве, индекс тарифов на грузовые перевозки, а также индекс роста общей кредиторской задолженности промышленных предприятий. Тем самым агрегированный индекс инфляции оценивает динамику затрат, а также реальный поток денежных средств в нефинансовом секторе экономики. Период наблюдения составил 16 месяцев с октября 1998 г. по январь 2000 г. Получены следующие результаты. Основным фактором роста в России является экспорт. Он на 86,6% определил изменение динамики промышленного производства. Влияние последствий импортозамещения гораздо слабее - 10,3%. Доля изменения за счет финансовых условий функционирования предприятий реального сектора составила 3,1%. Роль остальных факторов роста промышленного производства оказалась несущественной. Таким образом, эконометрические расчеты развенчивают целую серию мифов об росте промышленного производства в России. Они свидетельствуют, что его основой является экспорт. Динамика последнего в 1999 г. определялась главным образом благоприятной конъюнктурой на мировых сырьевых рынках. Цены на нефть выросли в среднем за год на 40%, нефтепродукты и никель подорожали на 30%. В целом средний уровень мировых цен на российский экспорт превысил в 1999 г. уровень 1998 г. на 8,3%. Не менее важной тенденцией прошлого года, оказавшей влияние на динамику промышленного производства, стало повышение денежной эффективности экспорта. Это произошло за счет его переориентации со стран СНГ, традиционно получающих значительную часть продукции в долг, на страны дальнего зарубежья. В первую группу стран российский экспорт за 1999 г. сократился на 22,6%, во вторую - увеличился на 5,6%. Все эти факторы сохранят свое влияние и в 2000 г., а значит, экспорт будет увеличиваться. Только за первые два месяца текущего года он возрос почти на 36%, достигнув $13,2 млрд. В целом же за 2000 г. экспорт должен составить $74,8 млрд, благо ценовая ситуация на сырьевых рынках достаточно благоприятная. А значит, экономическому процветанию нашей страны по крайней мере в течение ближайшего года - ничто не угрожает. Более далекое будущее от России пока не зависит. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
21 мая 1999, 11:06
По информации Госкомстата, прожиточный минимум в РФ в апреле составил 884 рубля на человека. Пенсионерам, считает Госкомстат, нужно меньше - 596 рубля. Безработных в России сейчас 10,423 миллиона человек, что составляет 14,2 % всего экономически активного населения страны. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
21 июня 1999, 12:48
Общая численность безработных в России на начало июня 1999 года составила 10 млн. 433 тыс. человек, что на 26% превышает показатель начала июня 1998 года. Об этом "Интерфаксу" сообщили в Российском статистическом агентстве. При этом в Государственной службе занятости были официально зарегистрированы лишь 1 млн. 730 тыс. человек. Реальные денежные доходы населения в мае 1999 года снизились на 23,4% по сравнению с маем 1998 года. Средняя зарплата в мае составила 1465 рублей. Ее реальная величина (с поправкой на инфляцию) сократилась по сравнению с прошлым годом на 35,8%. |
#4
|
||||
|
||||
![]()
https://davydov-index.livejournal.com/3310905.html
3 июля, 2018 Экономисты РАНХиГС и Института Гайдара представили свой прогноз влияния предстоящего повышения ставки НДС с 18% до 20% на развитие экономики. По их мнению, ее ждет спад. Налог Как пишет в свежем мониторинге РАНХиГС заведующий лабораторией макроэкономического моделирования Института Гайдара Андрей Полбин, из-за повышения налога показатели ВВП, потребления, инвестиций и внешней торговли России могут упасть на 0,4-0,6% относительно существующего сейчас базового сценария. По разным параметрам эксперты прогнозируют разную динамику. Так, они считают, что после роста НДС, который произойдет в 2019 году, темп роста ВВП и потребления домохозяйств в 2019 году сократится на 0,2–0,35%, инвестиций — на 0,4–0,7%, импорта — на 0,35–0,45%. Отметим, что все эти цифры приводятся относительно базового гипотетического сценария, в котором участники рынков принимают решения исходя из неизменности налоговой системы. Полбин подчеркивает, что в реальности такой сценарий "может оказаться достаточно нереалистичным", т.к. слухи о возможном повышении тех или иных налогов либо изменении конфигурации налоговой системы ходили давно и экономические агенты так или иначе учитывали их при принятии решений. Несмотря на явный негативный для экономики эффект, Полбин называет повышение НДС "наименее болезненным" способом пополнения бюджета. Причина такого вывода в том, что у этого налога более высокая налогооблагаемая база (по данным ФНС, в 2017 году по основной ставке НДС 18%, без учета "льготных" позиций со ставкой 10% или 0%, облагалось 159 трлн рублей). Соответственно для получения определенной суммы в бюджет его можно повысить на меньшую величину, чем, скажем, страховые взносы (для них, по расчетам экономистов РАНХиГС, ставка выросла бы на 4%), НДФЛ или налог на прибыль. Полбин также отмечает, что есть способы найти финансирование для "майского указа" без повышения налогов. Среди них — снижение расходов на оборону, увеличение эффективности госсектора и госзакупок, снижение уровня коррупции. Вместе с тем он признает, что первый способ "в условиях текущей геополитической обстановки" практически невероятен, а перспективы других "весьма размыты". Напомним, законопроект о повышении ставки НДС до 20% был внесен правительством в Госдуму 16 июня. Основной целью этого шага заявлено обеспечение финансирования реализации нового "майского указа" президента: предполагается, что получаемые дополнительные доходы бюджета (оценочно 620 млрд рублей в год) будут направляться на развитие сфер, которые перечислены в документе. Как сообщал "Давыдов.Индекс", ранее свой прогноз по влиянию повышения ставки НДС на экономику представило Минэкономразвития. В ведомстве также прогнозируют снижение темпов развития экономики, но более скромное, чем в РАНХиГС — на 0,2-0,3%. Кроме того, в МЭР говорят о возможном ускорении инфляции с прогнозных 4% до 4,3-4,5% и замедлении роста реальных зарплат с 6,3% в 2018 году до 1% в 2019 году. Схожие прогнозы публиковали и другие экспертные структуры. Представители бизнеса также скептически отнеслись к нововведению. Многие говорят, что это и правда "наименьшее зло", но предрекают негативные последствия: рост уходов от налогов, увеличении доли "серых" зарплат и т.д. На днях фонд "Общественное мнение" опубликовал результаты опроса, посвященного повышению НДС. О том, что правительство выступило с такой инициативой, знают 65%. По поводу влияния этой меры на экономику мнения разделились: 19% считают, что это принесет больше пользы, 34% — больше вреда, а 15% считают, что будет и польза, и вред в равной степени. Среди полезных эффектов чаще всего называли пополнение бюджета (16%) и развитие экономики (2%). В то же время 29% не увидели полезных последствий вообще. Негативные последствия чаще всего называли такие: рост цен/налогов (16%), снижение уровня жизни (12%), снижение покупательской способности населения, уход бизнеса в тень, общий вред для малого и среднего бизнеса, рост коррупции и социальной напряженности (все варианты по 3%). Об отсутствии вреда от повышения НДС сказали только 8%. Еще более интересно распределение ответов на вопрос о влиянии роста НДС на личное благосостояние участников опроса: 4% считают, что влияние будет положительным, 57% — что оно окажется отрицательным и 21% — что никак не повлияет. Своим мнением о влиянии роста НДС на экономику делится доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента Калужского государственного университета Татьяна Бурцева: "НДС является одним из важнейших бюджетообразующих налогов во всех государствах, в которых он существует (во Франции — 45%, в Великобритании и Италии — 25% налогов и сборов), в том числе и в России, его доля в доходах федерального бюджета доходит до 30%. Минфин РФ оценивает собираемость НДС в 94-97%, при этом эта цифра на первый взгляд кажется неправдоподобной ввиду того, что уклонение от НДС является одним из самых распространенных видов правонарушений в налоговой сфере. Рост ставки НДС приведет к росту данного вида правонарушений, если только одновременно не произойдет снижение ставок страховых взносов, например, из-за увеличения пенсионного возраста. <...> Однако в российском законодательстве о налоге на добавленную стоимость имеются противоречия: название налога — налог на добавленную стоимость, объектом налогообложения названа реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) (ст. 146 НК РФ), налоговая база же установлена как сумма выручки (ст.153 НК РФ), поэтому по существу НДС в России, как и в ЕС, есть налог на конечное потребление. <...> Таким образом, эффективность принятия решения по повышению ставки НДС для экономики в целом зависит от реакции конечных потребителей, реальные доходы которых снижаются и это нужно учитывать." Кандидат экономических наук, доцент кафедры муниципального менеджмента Казанского государственного архитектурно-строительного университета Евгения Ильина соглашается с выводами и предложениями экспертов РАНХиГС: "Действительно, повышение процентной ставки НДС приведет в снижению темпов экономического развития и, как следствие, к повышению уровня инфляции, снижению покупательской способности, уменьшению прибыли малых предприятий, еще большему снижению инвестиционной привлекательности. Нельзя не согласиться, что представленные способы по уменьшению расходов бюджета на оборону или содержание госаппарата были бы куда более продуктивными. Но правительство на такие меры просто не пойдет, как и не пойдет на возможное рассмотрение проблемы по выполнению "майских указов", связанное с внедрением прогрессивной шкалы налогообложения. В настоящее время общество, не задумываясь о росте ставки НДС, больше беспокоится об увеличении пенсионного возраста. Именно поэтому население нашей страны недооценивает последствия роста НДС." Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Елена Пастухова уверена, что НДС выбран в качестве источника дополнительного дохода для бюджета не случайно: "НДС — это налог, который администрируется легче всего, он легче всего проверяется, проще всего можно отследить связи компаний друг с другом, тем более сейчас есть реестр, в котором находятся недобросовестные контрагенты, и при проверке налоговая служба их быстро выявляет. Все остальные налоги собрать и проадминистрировать тяжело. В этой связи можно сколько угодно возмущаться, но повышать НДС было необходимо. <...> Здесь прямая логика: будут поступления в бюджет, которые легко можно проверить." Ну, как-то так. Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут. Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс". |
#5
|
||||
|
||||
![]() |
#6
|
|||
|
|||
![]() ![]() |
#7
|
||||
|
||||
![]()
https://www.vedomosti.ru/newspaper/a...ciyu-v-2001-g-
29 декабря 2000 00:00 По мнению экспертов Института экономики РАН (см. стр. А3), 2001 год будет далеко не таким удачным для России, как нынешний. Эксперты не исключают вероятности отрицательного экономического роста и дефолта. 2001 год будет относительно спокойным. Вряд ли следует ожидать каких-либо политических событий, которые наложат отпечаток на состояние экономики. Серьезно дестабилизировать ситуацию может принятие новой Конституции, но мне это представляется маловероятным. Темпы экономического роста в 2001 г., по всем прогнозам, будут вдвое меньше, чем в этом. Поэтому правительство будет вынуждено активизировать свою экономическую политику. Можно ожидать решения вопроса о собственности на землю, начала жилищно-коммунальной реформы, принятия части законов - а всего их около 60, - без которых невозможно членство в ВТО. В общем, нас ждут попытки создания более благоприятного инвестиционного климата в стране. Наконец, этот год, несмотря на начало реализации программы Грефа, был во многом годом упущенных возможностей для начала возможных структурных реформ. Соответственно, они переносятся на следующий год. Вячеслав Никонов Ситуация будет однозначно хуже, чем в этом году, но далека от критической. Мы полагаем, что даже если цена на нефть окажется ниже заложенной в бюджете - $21, то и уровня $16 - 17 за баррель будет вполне достаточно, чтобы сохранить положительную динамику роста экономики. Основными рисками 2001 г. остаются затянувшаяся реструктуризация банковского сектора и валютная политика ЦБ. Важно, насколько эффективно ЦБ сможет отвечать на снижение экспортной выручки падением рубля. Жесткая политика курса национальной валюты при падении цен на нефть была одной из причин кризиса 1998 г. Стивен Дашевский Темпы роста, конечно, замедлятся, но рост будет. У нас есть все предпосылки для этого. Этот год показал, что при нынешней курсовой политике долларовые издержки большинства российских предприятий ниже, чем у их конкурентов за рубежом. Если даже объемы внешней торговли не вырастут, рост доходов населения позволит поддержать рост ВВП. Наконец, у сегодняшнего бизнеса очень четкие внутренние мотивации. Люди стараются заработать деньги, а не просто, что называется, "оттяпать активы". Но я сомневаюсь в надежности макроэкономической политики правительства. Всем понятно, что накопление резервов в этом году произошло главным образом из-за того, что бюджет был достаточно жестким и работал на профицит. Судя по всему, правительство намерено от подобной политики отказаться. Дополнения к бюджету-2000 тому свидетельство. Но трата бюджетных денег грозит инфляцией. А к чему она приведет - понятно. Олег Вьюгин Экономический рост в 2001 г. будет происходить не на исчерпавшей себя девальвационной основе, а в основном за счет внутренних источников - роста инвестиций и доходов населения. Но их возможности ограниченны, поэтому я ожидаю стабилизации темпов роста на уровне 3 - 4%. Снижение цен на нефть даже ниже $15 за баррель вряд ли грозит России потрясениями. Надо учитывать, что за счет положительного торгового сальдо в 1999 - 2000 гг. был создан финансовый буфер примерно в $70 - 80 млрд, который обеспечит стабильность экономики. Ситуация с внешним долгом останется очень тяжелой еще лет 10, но дефолт маловероятен. Скорее произойдет возврат в системе кредитования Центробанком. Кстати, 2001 год может развеять иллюзию, что мы отказались от инфляционной политики. Но гораздо важнее другая тема, которую сейчас забыли. Российский рынок еврооблигаций оценивается примерно в $37 млрд, и после завершения переговоров с Парижским клубом правительству придется начинать активно на нем работать. Говоря в общем, хочу заметить, что важны не столько темпы роста или инфляция, сколько политика в отношении структурных реформ. Хотя преобразования замедляют экономический рост, в долгосрочной перспективе они значат гораздо больше, чем достижение планируемых цифр. Георгий Трофимов Единственная серьезная угроза для экономики России в 2001 г. - опасность большого экономического спада в США и мировой экономике в целом. Но пока никаких проблем серьезнее технического дефолта по долгам Парижскому клубу я не вижу. Рост экономики, думаю, будет в пределах 3 - 4%. Рубль продолжит укрепляться, хотя и не так серьезно, как в 2000 г. Объем инвестиций полностью будет зависеть от правительства и положения дел в ТЭКе. В последние два месяца этот показатель не улучшался. Но я, как оптимист, думаю, что в 2001 г. объем инвестиций все-таки немного возрастет. Михаил Задорнов |
![]() |
Метки |
экономика россии |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|