![]() |
#11
|
||||
|
||||
![]()
https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2315641-echo/
11:00 , 17 ноября 2018 АВТОР Один Высоцкий Цитата:
![]() Владимир Высоцкий в роли Хлопуши в спектакле «Пугачёв». 1967 год. Из архива Александра Стернина. 17 ноября 1967 года в Театре на Таганке состоялась премьера «Пугачева». Монолог Хлопуши – второй из главных, великих театральных монологов Владимира Высоцкого – наравне с монологом Гамлета. Роль Хлопуши – сыгранная за 4 года до Гамлета – небольшая по объему, принесла ему громкую славу и оказала на Высоцкого колоссальное влияние. Повлияв не только на его творческую судьбу. ![]() В июле 1967 года в Москве проходил Международный кинофестиваль. И в один из дней на Таганку на репетицию «Пугачева» пригласили Марину Влади. Так она впервые увидела Высоцкого, а Высоцкий впервые встретился с главной женщиной в своей жизни. ![]() Марина Влади и Владимир Высоцкий. Кабинет Юрия Любимова в Театре на Таганке, 8 июля 1967 года. Фото Анаталия Гаранина Июль 1967-го – это самое начало работы над постановкой. И это была первая постановка есенинского «Пугачева» вообще. Хотя могло всё произойти еще при жизни автора: слушать ![]() 1967 год. Из архива Александра Стернина Высоцкий действительно выступает в качестве полноценного соавтора и пишет куплеты для этих трех мужичков: читать Эрдман придумывает язвительные интермедии из жизни императорского двора, композитор Юрий Буцко сочиняет музыку, на которую ложатся и куплеты, и упомянутые Высоцким народные тексты Плакальщиц. ![]() Юрий Буцко (фото из архива Анастасии Буцко) https://youtu.be/_yniYLiNFik Работа над спектаклем начинается с читки в присутствии всего актерского состава. И там состоялся знаменитый короткий диалог Высоцкого с Николаем Робертовичем Эрдманом: слушать – Николай Робертович, а вы пьесы не пишете? – Пишу. А вы песни? – Пишу, конечно, на магнитофон, – сказал Высоцкий. – А я – на века, – ответил Эрдман. ![]() Николай Эрдман Но спустя полвека мы понимаем, что и Высоцкий писал на века, и драматург Эрдман, кстати еще в те годы, причем сразу же, очень высоко оценил песни Высоцкого именно с поэтической стороны. ![]() Репетиция спектакля «Пугачев», 16 апреля 1967 года. Фото Ольги Ширяевой К сожалению – и мы говорим об этом всякий раз, когда вспоминаем постановки Юрия Любимова – о спектакле «Пугачев» мы судим сегодня по восторженным воспоминаниям, по легендам и преданиям театралов и непосредственных свидетелей. ![]() Полной записи спектакля не существует, полная запись репетиции есть, но качество ужасное. Однако — как всегда почти чудом — сохранилась 12-минутная съемка репетиции того же 1967 года. Один из соавторов нашей программы Олег Васин в 2012 году обнаружил ее в частном архиве – и очень вовремя! Потому что вскоре доступ к этому архиву был просто утрачен. ![]() Владимир Высоцкий и Николай Губенко на репетиции спектакля «Пугачев». Кадр документальной киносъемки. Осень 1967 года. На магнитной пленке, записанной одновременно с киносъемкой, звучат голоса Юрия Любимова, Николая Губенко, который играл Пугачева и Ивана Бортника, сыгравшего Чумакова: слушать ![]() На пленке сохранился и фрагмент монолога Хлопуши, но к этому монологу мы еще вернемся чуть позже. Сейчас нам кажется немного удивительным, что Высоцкий играет Хлопушу, и вся его роль – это лишь сотня строк, а на роль Пугачева Юрий Любимов предпочел Губенко. Но именно Губенко в тот период был главной звездой театра, и надо сказать, играл великолепно во всех постановках – в том числе и в «Пугачеве». ![]() Николай Губенко и Владимир Высоцкий в спектакле «Пугачев», 1967 год. Из архива Александра Стернина Но манера Губенко здесь кажется очень похожей на манеру Высоцкого. И вот как это объяснял впоследствии сам Владимир Семенович: слушать Есенин не писал пьесу, он писал поэму – шедевр имажинизма. В драматическое действие ее превратил Любимов. Куплеты Высоцкого, интермедии Эрдмана, музыка и бешеные ритм и страсть создали фантастическое зрелище. Это был спектакль трудный и даже опасный чисто физически. ![]() 1967 год. Из архива Александра Стернина Играли босиком на грубо струганных досках, и Николай Губенко вспоминал потом про кровавые ступни и занозы, которые извлекали после каждого спектакля и репетиции. ![]() 1967 год. Фото Анатолия Гаранина Хлопуша бросается на цепи, и когда в постановку вводили новых актеров, то по неопытности они буквально избивали Высоцкого этими цепями – и он уходил весь в синяках и кровоподтеках. ![]() Репетиция спектакля, 16 апреля 1967 года. Фото Анатолия Гаранина https://youtu.be/NBeFB8PDWNI Его выход, его монолог – общепризнанная кульминация действия. О чем рассказывал и товарищ Высоцкого по Таганке Вениамин Смехов в своем цикле «Золотой век Таганки» на канале «Культура»: слушать Настала пора нам еще раз услышать этот невероятный монолог, сочетание выдающихся строк с выдающимся их воплощением. 30 декабря 1968 года Московский институт инженеров землеустройства: Монолог Хлопуши: слушать https://youtu.be/GjoZdZuH3pw Монолог Хлопуши. 200-й спектакль «Пугачев», 20 января 1974 года Хорошо известна запись этого монолога в авторском исполнении Сергея Есенина. Запись сделана в 1921 году. Послушайте внимательно и прислушайтесь к своим ощущениям: слушать ![]() Сергей Есенин От лирика Есенина ожидаешь совсем другой манеры чтения. Сперва кажется, что он читает это совсем иначе, нежели Высоцкий. ![]() Но когда слушаешь снова и снова, то парадоксально находишь все больше сходства. Не зря же столько людей говорят о том, что Есенин в образе Хлопуши писал как будто образ Высоцкого, а Высоцкий, играя Хлопушу, играл самого себя. ![]() Виталий Шаповалов, Иван Бортник, Владимир Высоцкий в спектакле «Пугачев», 1974 год. Фото Владимира Борисова В мае 1972 года в студии Таллиннского телевидения Высоцкий рассказывал о сложности переложения авторского текста в сценический: слушать https://youtu.be/YXxg1pGeRrs Владимир Высоцкий о спектакле «Пугачев». Монолог Хлопуши. Фрагмент съемки ТВ Таллина, 20 мая 1972 года https://youtu.be/GpfueRgBzmo Сколько раз мы в нашем цикле возвращались к постановкам Таганки – и столько же раз мы вынуждены были говорить о колоссальных трудностях, с которыми эти постановки сталкивались, и с какими боями любимовские спектакли неизменно пробивались на сцену. Об этом вспоминает и Вениамин Смехов: слушать Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Олега Васина, Александра Петракова, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных. ![]() Владимир Высоцкий в роли Хлопуши, 1968 год. Фото Галины Дроздецкой У Владимира Высоцкого нет песни Хлопуши. Но образ Хлопоши, его дух угадывается во многих написанных Высоцким вещах: «Рвусь из сил, из всех сухожилий» – это ведь тоже Хлопуша. ![]() 1967 год. Из архива Александра Стернина «А в конце дороги той – плаха с топорами» – вообще, считайте, «цитата» из спектакля, где плаха и топоры у помоста были главным сценическим символом. Николай Губенко отлично играл Пугачева, но так хотелось бы увидеть в этой роли Высоцкого! И такая возможность у него была. Причем, не в театре, а в кино! В 1976 году была сделана проба Высоцкого для художественного фильма «Емельян Пугачев». Но в итоге Высоцкого на заглавную роль не утвердили. Впрочем, это отдельная и тоже интересная, драматическая и парадоксальная история, о которой мы однажды обязательно расскажем. ![]() Елена Корнилова, Борис Буткеев, Расми Джабраилов, Константин Желдин, Борис Хмельницкий, Валерий Иванов, Иван Борник, Владимир Насонов, Юрий Любимов, Виктор Семёнов, Анатолий Васильев, Николай Губенко, Арнольд Колокольников, Валерий Раевский и Владимир Высоцкий. На переднем плане — дети из хоровой студии «Восход»: Аркадий Лимонов, Саша Кувшинов и Володя Реутт. Финал спектакля «Пугачёв», ноябрь 1967 года. Из архива Александра Стернина При подготовке программы использованы: – фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова, Натальи Кане и Творческого объединения «Ракурс»; – фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина; – «Золотой век Таганки». Вениамин Смехов. ТВ «Культура»; – Виктор Бакин, «Высоцкий без мифов и легенд», Глава «Пугачев»; – Высоцкий на Таганке: Сборник статей / Сост. С. Никулин. ![]() Валерий Иванов, Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий, Юрий Любимов, Валерий Раевский и Виктор Семёнов. Выход к зрителям в финале спектакля «Пугачёв», ноябрь 1967 года. Из архива Александра Стернина Монолог Хлопуши: Москва, Театр на Таганке, репетиция спектакля «Пугачёв», 1967 год: слушать Северодонецк, НИИ УВМ, 25 января 1978 года: слушать Фрагмент выступления: слушать (Ивантеевка, ДК «Юбилейный», 26 января 1976 года) ![]() Ноябрь-декабрь 1967 года Последний раз редактировалось Chugunka; 31.10.2019 в 12:42. |
Метки |
высоцкий |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|