Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Страницы истории > Мировая история

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #171  
Старый 13.11.2019, 09:41
Аватар для Тит Ливий
Тит Ливий Тит Ливий вне форума
Местный
 
Регистрация: 21.09.2014
Сообщений: 324
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 10
Тит Ливий на пути к лучшему
По умолчанию НАЧАЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

https://history.wikireading.ru/69297

Юг Балканского полуострова вместе с прилегающими островами в бассейне Эгейского моря стал тем регионом, где возникли две первые на территории Европы, тесно связанные между собой цивилизации — минойская и микенская. Их открытие произошло довольно поздно — благодаря раскопкам, начатым в 70-е годы XIX в. неутомимым энтузиастом-дилетантом Г. Шлиманом и продолженным в разных местах Эгеиды целой плеядой археологов-профессионалов. При этом наибольшее значение имели находки, сделанные в Кноссе, Микенах, Пилосе и других древних городах, которые упоминаются в трудах эллинских историков и поэмах Гомера (сочиненных в IX в. до н. э. на основе эпических сказаний, уже многие столетия передававшихся из уст в уста).

Помимо монументальных руин дворцов и крепостей, царских гробниц и иных архитектурных сооружений, множества всевозможных предметов быта и произведений искусства ученые обнаружили многочисленные памятники письменности. Однако дешифровка последних затянулась до второй половины XX в. И только тогда, когда удалось прочесть и понять подавляющее большинство этих текстов, стало ясно, что создателями их были носители двух разных языков, совершенно не родственных между собой.

К настоящему времени объединенными усилиями нескольких поколений археологов, историков и лингвистов удалось в общем и целом восстановить достоверную картину расселения древних народов на юге Балкан и в остальной Эгеиде уже, как минимум, с эпохи ранней и средней бронзы (III и начало II тысячелетия до н. э.).

Практически всю территорию материковой Греции и многие острова, полностью или частично, занимали тогда протофракийские племена, известные античным авторам под названием «пеласгов». Их язык («пеласгийский») относится к числу индоевропейских. К той же языковой семье принадлежат анатолийские (хетто-лувийские) языки, на которых говорили пришлые племена, уже в конце III — начале II тысячелетия до н. э. активно расселявшиеся по Малой Азии вплоть до западного и юго-западного ее побережья, обращенного в сторону Кикладских островов и Крита. С ними сопоставляют часть реликтовой критской ономастики. О присутствии некогда анатолийцев, в частности карийцев, на островах Эгеиды вполне определенно говорит эллинская историческая традиция.


Но главным и постоянно превалирующим этническим компонентом на Крите, по крайней мере с начала III и до середины II тысячелетия до н. э., оставались «минойцы». Такое условное название дано учеными новейшего времени исконным обитателям крупнейшего острова Эгеиды по имени легендарного царя Миноса, повелителя могущественной морской державы[2]. Судить же, сколь глубоки корни именно минойского этноса на Крите пока довольно затруднительно. Изучение древнейших топонимов острова (Кносс, Фест, Амнис, Тилисс и др.) заставляет думать об их бытовании как минимум с III тысячелетия до н. э., а то и много более раннего времени.


Восточное Средиземноморье во II тысячелетии до н. э.

Это относится прежде всего к главному городу Крита, столице владыки морей Миноса. Греки в I тысячелетии до н. э. именовали его Кносос или Кноссос. В более раннее время он назывался по-минойски Конос — (конечный гласный неизвестен), что можно сопоставлять с догреческим культурным термином конос (от него происходит позднейшее латинское «конус», перешедшее и в русский язык), означающим «сосновая шишка, конус». Судя по археологическим данным, с раннего неолита в Кноссе непрерывно существовало поселение, которое вплоть до конца III тысячелетия до н. э. росло вверх за счет новых наслоений строительных остатков. В конце концов над изначальной природной возвышенностью образовался довольно высокий жилой холм наподобие переднеазиатских теллей. Ему весьма подходило название «Подобный сосновой шишке, конусовидный». Но облик Кносса кардинально изменился в начале II тысячелетия до н. э., когда при постройке дворцового комплекса была срезана макушка телля и проведена нивелировка примыкающей территории. Так исчез прежний конусовидный силуэт раннего минойского Кносса. А значит, само это название, отражающее былой, утраченный теперь безвозвратно внешний вид города, должно было родиться еще раньше — не позднее конца III тысячелетия до н. э.

Названия минойских городов Крита являются самыми древними из известных нам топонимов Европы. С точки зрения современной лингвистики наиболее вероятна генетическая связь минойского языка с доиндоевропейскими субстратными языками Малой Азии и родственными им.

Впервые человек появился на Крите в неолите. Народ мореплавателей пришел на необитаемый до того остров с северо-востока, с побережья п-ова Малой Азии. Позднее оттуда, по-видимому, еще не раз прибывали новые волны переселенцев. Лежащий на перепутье морских дорог, связывающих Европу, Азию и Африку, Крит уже в силу своего уникального географического положения не мог не стать центром коммуникаций Восточного Средиземноморья. Его горы характерных очертаний служили надежными ориентирами уже первобытным мореплавателям, направлявшим свои суда от острова к острову, чтобы, по возможности не теряя из вида суши, пересекать Эгейское море. По берегам восточной, северной и южной частей Крита, заселенных пришельцами в первую очередь, имелось множество песчаных отмелей, на которые древним мореходам было удобно вытаскивать свои весельные и парусно-весельные суда с поднятой кормой и еще более высоким носом (эти отмели в настоящее время не существуют: они исчезли после того, как в результате сильного землетрясения в VI в. н. э. западная часть острова поднялась на несколько метров над уровнем моря, а восточная — наоборот опустилась).

Крупные горные массивы с отдельными высокими вершинами, обрывистыми ущельями и многочисленными плоскогорьями занимают основную часть территории острова. С ними соседствуют плодородные долины. Первоначально Крит был весь покрыт густыми лесами. Античные авторы даже называли его родиной кипариса. Ведь таких деревьев произрастало здесь великое множество. В течение многих столетий остров снабжал строительным лесом корабельные верфи всех прибрежных государств Восточного Средиземноморья. Постоянное развитие цивилизации и рост численности населения на острове сопровождались интенсивным истреблением лесов. Но западная часть Крита еще довольно долго оставалась диким лесистым краем, слабо освоенным и заселенным.


Новый дворец в Кноссе. XVII–XV вв. до н. э. План

Первые поселенцы, обосновавшись на Крите, сначала приспособили под жилье многочисленные природные пещеры. Затем кое-где (например, в неолитическом поселении на территории будущего Кносса) стали воздвигаться прямоугольные в плане дома из обожженного кирпича. Однако эта строительная техника, занесенная на остров извне, не удержалась надолго в практике местных строителей. Ее сменило возведение стен зданий из сырцового (высушенного на солнце) кирпича, достаточно прочного в климатических условиях острова. Деревянные брусья-связи сообщали возводимым на каменных фундаментах стенам дополнительную устойчивость и прочность, столь необходимые при частых землетрясениях, которым подвержен Крит.

Среди орудий, использовавшихся критянами неолита, главное место занимали острые ножевидные пластинки из обсидиана, а также шлифованные каменные топоры и булавы. Керамическое производство достигло уже успехов: от этого периода дошли сосуды разных типов и глиняные статуэтки. В повседневном быту жителей острова встречались, кроме того, привозные изделия из Малой Азии и Египта.

На первые века III тысячелетия до н. э. приходится переход на Крите от каменного века к бронзовому. Подвижничеству знаменитого археолога Артура Эванса (1851–1941), который посвятил жизнь изучению критских древностей и более трех десятков лет, вплоть до начала 1930-х годов, вел раскопки огромного комплекса монументальных сооружений в Кноссе, мы обязаны и самим термином «минойская цивилизация». Выработанная им и в дальнейшем лишь несколько уточненная хронология минойской культуры эпохи бронзы делит этот важнейший этап истории острова на три больших периода. Они получили наименования: раннеминойский (около 3000–2200 гг. до н. э.), среднеминойский (около 2200–1600 гг. до н. э.) и позднеминойский (около 1600–1100 гг. до н. э.). Необходимо отметить, что минойская культура на протяжении всего своего существования имела ярко выраженный морской характер, ее становление было теснейшим образом связано с развитием мореплавания и международной торговли.

Важной чертой раннеминойского периода являлся быстрый рост населения. Условия для этого создавало успешное развитие сельского хозяйства, в котором основное место занимало выращивание злаковых культур, оливок и винограда («средиземноморская триада»). Возникает множество новых поселений, которые отчетливо группируются по трем территориально обособленным регионам, соответствующим наметившемуся еще в неолите выделению на острове трех областей с признаками локальных археологических культур — восточной, центральной и южной. Многие населенные пункты в это время тяготеют к побережью, что несомненно связано с имевшим место интенсивным развитием мореходства и рыболовства. Морские сюжеты, среди которых особый интерес представляют изображения кораблей, присутствуют на раннеминойских печатях. Для этого периода очень важными были контакты Крита с обитателями Кикладских островов, искусными мореходами, строителями крупных поселений с фортификациями, создателями оригинальных художественных произведений (из них наиболее характерны «идолы» из шлифованного мрамора).

Заметно совершенствуется по сравнению с предшествующей неолитической эпохой архитектура жилых зданий. Хотя основные принципы планировки раннеминойских домов и унаследованы от поздненеолитических построек, она становится в целом намного сложнее. Дома имеют теперь большое количество прямоугольных комнат, часть внутренних помещений в них освещалась с помощью световых колодцев. Некоторые здания были двух- и даже трехэтажными. Они ставились на прочные каменные основания. По-прежнему их стены, сложенные из сырцового кирпича, укреплялись дополнительно с помощью деревянных балок (что придавало конструкциям большую сейсмостойкость — обстоятельство, как уже отмечалось, крайне важное для Крита, всегда страдавшего от периодически случавшихся землетрясений), штукатурились и покрывались цветной обмазкой.

Родовые гробницы, в которых критяне хоронили своих покойников, по планировке имитировали небольшие неолитические жилища. Захоронения в них содержат обильный погребальный инвентарь, состоящий из металлических орудий и оружия (односторонних и двусторонних топоров, кинжалов треугольных и удлиненной форм), прекрасных сосудов из различных пород камня, керамики, золотых и прочих украшений. Часто встречаются в них и печати, искусство резьбы которых, возникнув в начале данного периода, достигает к концу его больших успехов.
Ответить с цитированием
  #172  
Старый 14.11.2019, 10:33
Аватар для Тит Ливий
Тит Ливий Тит Ливий вне форума
Местный
 
Регистрация: 21.09.2014
Сообщений: 324
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 10
Тит Ливий на пути к лучшему
По умолчанию ЭПОХА РАСЦВЕТА КРИТО-МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (первая половина II тысячелетия до н. э.)

https://history.wikireading.ru/69298
С наступлением среднеминойского периода (ок. 2200–1600 гг. до н. э.) открывается новая глава в истории Крита — возникновение на острове первых в Европе государственных образований с рабовладельческим строем, развитой письменностью, достаточно высоким уровнем экономики и культуры. В крупнейших критских городах — Кноссе, Фесте и некоторых других — строятся монументальные дворцы (получившие у археологов название Старых дворцов) со множеством помещений — парадных, жилых и хозяйственных. Самый крупный из них, Кносский, занимал, например, площадь более чем в полтора га. Широкое распространение бронзовых инструментов резко продвинуло вперед технику обработки камня, а тем самым и каменное строительство. В это время, в частности, появляются отдельно стоящие колонны, игравшие роль как несущих конструкций, так и важных элементов архитектурно-художественного облика зданий.
Большое развитие получила монументальная живопись. Искусство фрески (росписи разведенными в воде минеральными красками по сырой штукатурке), родившееся на Крите именно в это время, успевает уже к концу среднеминойского периода дать несколько подлинных шедевров. Наблюдается небывалый расцвет керамического производства, который был обусловлен появлением на острове гончарного круга. Непревзойденные по красоте и изяществу расписные сосуды стиля «камарес» (условное название, данное по одному из мест их находок) самых разнообразных типов и форм выходят из дворцовых мастерских.
В конце среднеминойского периода, похоже, трижды в течение одного столетия (около 1700, 1660 и 1600 гг. до н. э.) Криту пришлось испытать разрушительные землетрясения. Но на развалинах Старых дворцов возникают еще более грандиозные и величественные Новые дворцы. Пережитые стихийные бедствия как будто не только не помешали, но даже по-своему способствовали — в результате вынужденной активной мобилизации всех сил и ресурсов страны для очередных восстановительных работ — дальнейшему расцвету минойской культуры и становлению единого Критского государства с центром в Кноссе, которые последовали на первой стадии позднеминойского периода (отрезок времени, датируемый примерно 1580–1450 гг. до н. э.).

Новый Кносский дворец. Реконструкция
Именно тогда по всей заселенной территории острова распространяется густая сеть дорог, безопасность которых охраняли устроенные через определенные интервалы сторожевые посты. Централизация власти достигает в общем масштабе Крита своего максимума. В обширных кладовых Кносского дворца концентрируются колоссальные продовольственные запасы и огромное количество ремесленных изделий всевозможных видов, которые поступают сюда в виде собираемых с населения натуральных податей из разных уголков острова. Все поступления в царскую казну, по-видимому, строжайшим образом учитывались с помощью немалого штата специальных чиновников.
Усложнение организации дворцового хозяйства требовало усовершенствования системы контроля. Насущные нужды ведения регулярной хозяйственной отчетности стимулировали появление письменности. Ее знаки первоначально имели рисуночный характер — такова «критская иероглифика», возникшая в XIX и просуществовавшая до XVII в. до н. э. Эта письменность имела словесно-слоговой характер. Некоторые иероглифы передавали целые слова, другие могли использоваться и для передачи отдельных слогов. Простой и удобной была система числовых обозначений. Иероглифические надписи наносились на самые разные предметы. Чаще всего встречаются оттиски нескольких иероглифов на глиняных ярлыках. Ведь опечатывание сосудов с сыпучими и жидкими веществами, всякой прочей тары с теми или иными припасами, поступавших в царские кладовые, естественно, постоянно практиковалось в большом дворцовом хозяйстве. Сохранилось и много подлинных печатей с иероглифическими надписями, зачастую весьма искусно вырезанными минойскими каллиграфами на призмах-бусинах из полудрагоценных камней. Критяне писали иероглифами и на глиняных табличках, где фиксировались инвентарные списки имущества, и на каменных алтарях. Вероятно, писчим материалом служили тогда также деревянные дощечки, пальмовые листья, выделанная кожа, ткань или род папируса. Однако иероглифические тексты, написанные на столь недолговечном материале до нас не дошли.
Писцами, владевшими критской иероглификой, для большего удобства в их работе очень скоро было выработано сильно упрощенное в графическом отношении «линейное письмо А». С XIX в. и вплоть до середины XV в. до н. э. оно использовалось преимущественно в деловой сфере. С его помощью составлялись документы хозяйственной отчетности, делались поясняющие пометки на таре, владельческие и иные надписи на всевозможных предметах.
Примерно к концу XVII в. до н. э. на смену иероглифике в качестве декоративного шрифта для фиксации особо важных текстов на Крите пришел «минойский иератический силлабарий» (наиболее значительные памятники этой разновидности критского слогового письма — текст на керамическом диске из Фестского дворца и гравированное посвящение божеству на бронзовой секире из пещерного святилища в Аркалахори).
В других крупных критских городах, сохранявших значение административных центров отдельных исторически сложившихся областей, дворцовые кладовые также были наполнены заготовленными впрок провиантом и произведениями ремесла. Причиной этому являлся общий небывалый подъем экономики Крита, и, в частности, успехи сельского хозяйства. Критяне успешно выращивали пшеницу, просо, ячмень, чечевицу и горох; широко возделывали виноград и оливки, некоторые технические культуры (главным образом пряности, лен и шафран, применявшийся для изготовления высококачественных красителей); активно занимались садоводством и огородничеством. Очень важную роль в экономике Крита играло и животноводство — разведение крупного рогатого скота, овец и коз (лошадь впервые появляется на острове, судя по всему, не ранее середины XV в. до н. э.). По-прежнему немалое значение имели и древнейшие виды промысла — рыболовство и охота, а также пчеловодство.

Диск из Феста. Крит. Гераклеон. Музей
Минойская талассократия. Значительная часть накапливавшихся материальных ценностей поступала в кладовые критских дворцов, вероятно в качестве дани с подвластных заморских земель, в первую очередь с островов Эгейского моря. Как раз в это время, надо полагать, и устанавливается знаменитая «талассократия» (греч. «морское владычество») Миноса, память о которой потом многие столетия сохранялась у жителей Эгеиды. Она означала полное господство критского флота в Восточном Средиземноморье. И это ставило Крит в один ряд с другими великими державами древности. Недаром он на равных поддерживает с Египтом регулярные дипломатические отношения в период царствования фараона Тутмоса III (первая половина XV в. до н. э.).
Прямая колонизация являлась наиболее действенным способом закрепления критского влияния на вновь подчиненных территориях. Античные авторы сообщают об основании колоний критян во времена царствования легендарного Миноса на многих островах Эгейского моря, и прежде всего на Кикладах. Прежние их жители карийцы были изгнаны, а их земли заняли критские колонисты. Данные исторической традиции о заселении минойцами целого ряда островов (Фера, Карпатос, Родос, Кифера, Мелос, Кеос) и прибрежных материковых пунктов Эгеиды (например, Милета в Малой Азии) подкрепляются археологическими свидетельствами. Материалы раскопок подтверждают и достоверность сообщений античных авторов о военно-морских экспедициях Миноса в Сицилию и Южную Италию.
Во главе Кносской морской державы стоял наследственный монарх (по надписям на иероглифических печатях реконструируется родословная царя по имени «Ровесазеро» и еще шести членов той же династии, правившей на протяжении четырех поколений в XVIII — первой половине XVII в. до н. э.). Авторитет власти царя подкреплялся утверждениями о санкционировании ее свыше, божественном происхождении и самих царей, и вводимых ими государственных установлений. Считалось, что царь действовал как законодатель по внушению верховного божества, регулярно общаясь с ним.
Царские родичи играли важную роль в управлении государством. Они командовали войсками, возглавляли военно-морские экспедиции, становились наместниками в подчиненных Кноссу областях Крита и в заморских колониях минойцев. Правители некоторых небольших прибрежных анатолийских и ахейских царств, попадавших в разное время под власть кносских владык, выплачивали им дань и отдавали в заложники своих детей. Порабощение побежденных иноземцев было, кажется, главным способом пополнения слоя несвободных лиц в минойском обществе.
Очистив воды прилегающих морей от пиратов, кносские владыки открыли своим купцам свободный путь на все стороны света. Торговые связи Крита простирались очень далеко. Великолепные изделия критских ремесленников проникали на восток до Месопотамии, на запад до Пиренейского полуострова. Они часто встречаются археологам при раскопках на севере Балкан и в Египте. Развитие товарно-денежных отношений в Кносской державе зашло уже настолько далеко, что в обращении появились первые примитивные деньги — медные слитки определенного веса в виде бычьей шкуры. Наивысшего расцвета достигают на Крите архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Лучшие произведения критских мастеров, прежде всего керамика и ювелирные изделия, в соседних странах ценились очень высоко.
Кносская держава находилась на вершине своего могущества, когда стихийное бедствие нанесло минойской цивилизации очередной жестокий удар, который на этот раз был такой разрушительной силы, что оправиться полностью от него она уже не смогла, и вскоре остров оказался в руках иноплеменных захватчиков. Вот как представляется эта катастрофа с учетом данных археологии и геологии.
Взрыв вулкана на острове Фера (Санторин), лежащем в 110 км к северу от Крита, произошедший около 1450 г. до н. э., вызвал сильнейшее землетрясение. Затем до острова докатилась мощная взрывная волна, вызвавшая большие разрушения, и тут же следом за ней на северное побережье обрушились один за другим гигантские цунами, причем высота этих волн достигала, вероятно, нескольких десятков метров. И, наконец, остров накрыла вызванная извержением вулкана огромная туча пепла. В результате города и селения Крита были обращены в развалины, многочисленный флот (основа обороноспособности страны) уничтожен, а плодородные поля в самой обжитой части острова, на его востоке и по всей центральной части (от северного до южного берега), покрыты толстым слоем губительного для растительности вулканического пепла, и цветущая прежде земля на долгие годы оказалась превращенной в безжизненную пустыню. Массовый падеж скота, вызванный гибелью пастбищ и заражением уцелевшего травяного покрова ядовитым фтором, содержащимся в продуктах вулканических извержений, должен был довершить постигшую минойскую цивилизацию страшную катастрофу, воспоминания о которой, возможно, сохранились в хорошо известном предании о гибели Атлантиды.
Таким образом, экономике Крита и всему его прежнему могуществу был нанесен непоправимый урон. Совершенно лишенный теперь защиты от нападений с моря, остров вскоре стал легкой добычей греков-ахейцев, беспрепятственно переправившихся с материка и завладевших им. Единое Критское царство со столицей в Кноссе продолжало существовать, но господствующее положение в нем занимали уже не коренные жители — минойцы, а поселившиеся рядом с ними достаточно многочисленные пришельцы.
Новые кносские правители, хотя и претендовали на родство с древним домом Миносидов, опираясь на официальную версию о давних династических связях с ними, были явно ахейского происхождения. Деловую документацию царские чиновники на Крите вели теперь уже не на минойском языке, как прежде, а на греческом. Крит, по крайней мере со второй половины XV в. до н. э., стал составной частью Ахейской Греции.

Последний раз редактировалось Chugunka; 26.05.2022 в 10:32.
Ответить с цитированием
  #173  
Старый 21.11.2019, 06:52
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Адонис, возлюбленный Афродиты

https://drevniebogi.ru/adonis-vozlyublennyiy-afrodityi/
3 июля 2013 •

Адонис (или Адонид) — герой греческой мифологии, сын кипрского царя Кинира и его дочери Мирры, возлюбленный Афродиты (Венеры).

Никто — ни смертные, ни даже боги — не мог сравниться с ним красотой, вот почему в него влюбилась сама богиня любви и красоты Афродита. Она спускалась к нему на землю и из любви к нему стала интересоваться охотой, которой увлекался Адонис, и даже сама помогала ему охотиться в кипрских лесах.

Афродита умоляла его не охотиться на яростных диких зверей: достаточно, мол, быть бесстрашным перед пугливыми, а перед смелыми всегда опасно быть смелым. Однако мужское достоинство не позволяло Адонису принимать такие немужественные советы, и однажды, когда Афродита покинула его, он отправился охотиться на кабанов. Эта охота оказалась для него роковой: раненый вепрь набросился на него и убил на месте.

Безмерным было горе Афродиты. Она прокляла судьбу, которая сильнее богов, и с плачем упала на колени перед Зевсом, моля вернуть ей любимого хотя бы на время.

Зевс сжалился над ней и велел Гадесу (богу подземного мира) весной отпускать Адониса из мрачного царства мертвых на землю. Таким образом, Адонис полгода пребывает в царстве мертвых, а полгода проводит с Афродитой на земле. Вся природа радуется и одевается в зелень и цветы, когда Адонис возвращается весной, и надевает траур, когда осенью он уходит в царство теней.

Миф об Адонисе и Афродите тысячелетиями вдохновляет людей искусства. И около сотни лет он привлекает внимание людей науки, желающих выяснить его происхождение.

Имя «Адонис» встречается в древних семитских языках, где означает «владыка, господин», а миф того же содержания появляется и в финикийских источниках. Однако корни его, несомненно, уходят в еще более далекое прошлое.

Например, уже хетты знали миф о боге растительного мира Телепинусе, зимой покидающем землю, в которой замирает жизнь, чтобы весной вернуться снова. У вавилонян был распространен подобный миф о богине любви Иштар и прекрасном Таммузе, который умирал каждой осенью, а весной восставал из мертвых. Основу этого мифа можно найти уже у шумеров, древнейшего исторического народа на земле.

Аналогичный мифологический образ осеннего умирания и весеннего воскресения природы известен и народам, не имевшим контактов с древней Месопотамией, например славянам, германцам или североамериканским индейцам.

венера адонис

Очевидно, миф о Адонисе и Афродите не греческого, а, скорее всего, финикийского происхождения. Однако античные поэты творчески переработали его. Их длинный ряд открывает поэтесса Сапфо (1-я пол. 6 в. до н. э.), а замыкает Овидий; через его «Метаморфозы» с этим мифом познакомилась и современная Европа. Из поэтов нового времени первым заново обработал его У. Шекспир (в поэме «Венера и Адонис», 1593).

В Национальном музее в Неаполе находится одна из ценнейших античных скульптур Адониса, римская копия эллинистического оригинала 3-2 вв. до н. э. Из многочисленных скульптур нового времени отметим «Адонис» А. де Фриза (1624), во время Тридцатилетней войны увезенного из Праги в Швецию (ныне в Дротнингхольмском собрании), «Смерть Адониса» Дж. Маццуолы (1709) в Эрмитаже, скульптурные группы «Венера и А.» Кановы (1794) и Торвальдсена (1832), «Смерть Адониса» О. Родена.

К мифу об Адонисе обращались Джорджоне, Тинторетто, Г. Рени, Н. Пуссен и многие другие художники. Наиболее распространенный сюжет — «Венера и Адонис»: у Веронезе, Ан. Карраччи, а у Тициана и Рубенса есть по две картины на эту тему («Венера и Адонис» Рубенса (1614) хранится в Эрмитаже — на фото выше).

В переносном смысле Адонис — красивый мужчина:

«Прелестный баловень Киприды —
Умей сносить, мой Адонис,
Ее минутные обиды!»
— А. С. Пушкин, «Юрьеву» (1820);

«Приятель наш, парижский Адонис…»
— М. Ю. Лермонтов, «Сашка» (1835-1836).
Ответить с цитированием
  #174  
Старый 22.11.2019, 11:47
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Адраст, предводитель «семерых против Фив»

https://drevniebogi.ru/adrast-predvo...ih-protiv-fiv/
3 июля 2013 •
Адраст – герой греческих мифов, аргосский царь, сын Талая и Лисимахи (или Евриномы, или Лисианассы), предводитель похода «семерых против Фив».

Поход «семерых против Фив», оставивший после себя больше литературной, чем военной славы, Адраст возглавил по настоянию своих зятьев, Полиника и Тидея, мечтавших с его помощью вернуться к власти в своих родных городах. Полиника изгнал из Фив его брат Этеокл, Тидею пришлось бежать из Калидона после убийства дяди и двоюродного брата.

После долгих споров, кому нужно помочь первому, было решено сначала идти в поход на Фивы, а потом на Калидон. При содействии Полиника и Тидея Адраст сумел привлечь в качестве союзников знаменитейших аргосских героев, в том числе Амфиарая, Капанея, Парфенопея, Гиппомедонта и Этеокла (сына знаменитой аркадской охотницы Аталанты, не путать с фиванским Этеоклом, братом Полиника). Однако военные приготовления не прошли незамеченными, и, когда войско, возглавляемое Адрастом, появилось под стенами Фив, защитники города уже были начеку.

Адраст видел, что штурмом ему не взять Фивы. Однако ему удалось выманить фиванцев за крепостные стены и там нанести им тяжелый удар. Фиванцы укрылись за стенами и уже не покидали их. Поэтому Адраст решил пойти на приступ городских ворот. Каждый из семи вождей похода должен был штурмовать одни из семи городских ворот. Однако это рассредоточение сил было скорее на руку защитникам, чем нападающим.

Первым погиб в бою могучий Капаней, похвалявшийся, что овладеет воротами, даже если их будет защищать сам Зевс; за это верховный бог сразил его со стен молнией. Когда погиб Парфенопей, а за ним Полиник, из-за которого, собственно, и вспыхнула война, Адраст заключил с фиванцами перемирие. Но фиванцы использовали свой перевес и после спровоцированного нарушения перемирия бросились на аргивян. Ни один из них не вернулся домой живым, кроме самого Адраста.

Как оказалось, спасение Адраста от смерти было скорее карой, чем милостью богов. Зачем жить полководцу, лишившемуся войска, царю, утратившему власть, отцу, который сделал дочерей вдовами, а внуков – сиротами? Но Адраста ждала еще более жестокая расплата за своевольно начатую войну.

Когда потомки (эпигоны) его былых соратников предприняли новый поход против Фив, они привлекли к нему сына Адраста, Эгиалея, и он был единственным, павшим под стенами Фив. Скорбь и отчаяние быстро свели Адраста в могилу.

Фивы, Греция

Из «Илиады» Гомера нам известны еще три других Адраста — это троянские воины, ничем особым в войне с ахейцами не отличившиеся. В «Илиаде» же мы находим некоторые подробности из жизни аргосского царя: в молодости его изгнал из родного города двоюродный брат Амфиарай, Адраст бежал в Сикион, где впоследствии стал царем, а затем примирился с Амфиараем, отдал ему в жены свою сестру Эрифилу и вернулся в Аргос. В поход «семерых против Фив» он отправился после продолжительного и благополучного правления Аргосом.

Адраст был одним из основных героев так называемого фиванского стихотворного цикла. Наиболее драматично изобразили его Эсхил в трагедии «Семеро против Фив» (написана незадолго до 467 до н. э.), Еврипид в трагедии «Финикиянки», а затем римский поэт Стаций в поэме «Фиваида» (1 в. н. э.).

В дальнейшем судьба Адраста не привлекала к себе особого внимания драматургов и поэтов, на которое она, казалось бы, могла рассчитывать. Возможно, по той причине, что мировая история изобилует правдивыми рассказами о жизни властителей, поплатившихся за агрессивные войны, можно было и не прибегать к примерам из мифологии. Тем не менее, мы встречаемся с Адраста в «Фиваиде» Расина (1664), в шиллеровской обработке «Финикиянок» (1789), а в нашем веке — в драме М. Мелла «Семеро против Фив» (1932).
Ответить с цитированием
  #175  
Старый 23.11.2019, 09:35
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Абдер, сын бога Гермеса и друг Геракла

https://drevniebogi.ru/abder-syin-bo...-drug-gerakla/
30 июня 2013 •
Абдер – герой греческой мифологии, сын бога Гермеса, друг и соратник Геракла (а также его возлюбленный), погибший во время похода во Фракию (см. восьмой подвиг Геракла).
На месте гибели любимого друга Геракл основал город Абдеру.
Хотя в исторические времена Абдера прославилась как родина философов Демокрита и Протагора, ограниченность жителей этого города вошла в поговорку у древних греков: слово «абдеритяне» стало символом самодовольной обывательской тупости.
В новой европейской литературе это понятие впервые обновил немецкий писатель Кристоф Мартин Виланд в своем романе «Абдеритяне» (1774).
Не случайно в антифашистских пьесах чешских писателей Вериха и Восковца «Осел и тень» (1933) и швейцарского писателя Дюрренматта «Процесс об ослиной тени» (1951) действие происходит именно в Абдере.
Ответить с цитированием
  #176  
Старый 24.11.2019, 08:44
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Авгий и его «конюшни»

https://drevniebogi.ru/avgiy-i-ego-konyushni/
30 июня 2013 •

Авгий – герой греческих мифов, царь Элиды, сын бога Гелиоса и Гирмины, дочери царя Нелея.
В мифы (и в выражение, сохранившееся до наших дней) Авгий попал не из-за своего богатства, которым он больше всего гордился, а из-за жуткой грязи в хлеву, на которую не обращал внимания. Очистить хлев было задачей сверхчеловеческой, поэтому она и была поручена величайшему герою греческих мифов (см. «Геракл», шестой подвиг).
Работа Геракла у Авгия запечатлена в многочисленных произведениях античного искусства, например на метопах храма Зевса на Олимпе, в афинском «Тесейоне» (5 в. до н. э.), в римских скульптурах Капитолийского музея и многих других (не говоря уже о вазописи).
О победе Геракла над Авгием напоминают Олимпийские игры — считается, что герой основал их именно в честь этой победы. Есть, правда, и другие предания о происхождении Олимпийских игр; бесспорно лишь то, что они проводятся с 776 г. до н. э. до наших дней (с полуторатысячелетним перерывом).
Бесспорно и то, что и в наши дни мы можем наткнуться на «Авгиев хлев» где угодно (в русском языке употребляется выражение «Авгиевы конюшни», хотя в действительности стада Авгия состояли из рогатого скота).
Ответить с цитированием
  #177  
Старый 25.11.2019, 07:36
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Агенор, царь финикийского Сидона и отец Европы

https://drevniebogi.ru/agenor-tsar-f...otets-evropyi/
3 июля 2013 •

Агенор — имя нескольких героев греческих мифов. Кстати, само имя переводится с языка эллинов как «мужественный».
Наиболее известным из них был Агенор, сын Посейдона (или Бела) и океаниды Ливии, царь финикийского Сидона прославившийся прежде всего в своих потомках: его дочерью была Европа (та самая, которую похитил Зевс), а сыновьями — Кадм, Феникс, Финей и Тасос.
Согласно древнейшей версии мифа, Агенор родился в Фивах и был не отцом, а сыном Феникса, по которому страна вокруг Сидона была названа Финикией.
Вообще, истории о царе Агеноре довольно запутанные. Иногда его называют царем не Сидона, а Тира. Иногда его считают сыном не Посейдона, а Бела, а иногда – братом-близнецом последнего. Иногда, кроме упомянутых детей, его сыном называется также Килик.
Кроме того, в поздние времена Агенора считали не просто родившимся в Фивах, а основателм этого стовратного города. Также африканский Карфаген имел прозвище «города Агенора». И, наконец, как отец Финея может быть царем Фракии.
После похищения Зевсом дочери Агенора Европы, царь отправил на поиски сестры царевичей. Молодым людям было запрещено возвращаться в случае неудачи, поэтому они, не обнаружив Европу, просто расселились по разным уголкам Древнего Мира.
Другой Агенор — сын псофидского царя Фегея — вместе со своим братом Проноем убил Алкмеона, героя так называемой войны эпигонов.
Еще один Агенор, сын троянского вождя Антенора, прославился в битве у Скамандра: он был единственным троянцем, который осмелился вступить в бой с Ахиллом, чтобы прикрыть отступление своих соратников за городские стены.
Ответить с цитированием
  #178  
Старый 26.11.2019, 12:41
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Аглая, «блестящая» харита, и две ее тёзки

https://drevniebogi.ru/aglaya-blesty...dve-ee-tyozki/
3 июля 2013 •

Аглая («Блестящая») – имя нескольких персонажей греческих мифов.
1. Одна из трех греческих Харит, которых в Риме называли Грациями, старшая из сестер. Родилась от связи верховного бога Зевса и океаниды Эвриномы.
2. Дочь героя Мантинея, супруга Абанта, родила ему сыновей Акрисия и Прета.
3. Супруга симского царя Харопа, мать красивейшего, но, увы, не храбрейшего из ахейских воинов под Троей — Нирея.
На фото: коллекционная кукла ручной работы Аглая, автор — Маргарита Середина.
Ответить с цитированием
  #179  
Старый 27.11.2019, 12:01
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Адикия, сестра богини справедливости

https://drevniebogi.ru/adikiya-sestr...pravedlivosti/
3 июля 2013

Адикия (греч. «бесправие») — сестра богини справедливости Дике.
Ее имя также можно перевести как «обида» или «несправедливость», а саму Адикию древние греки считали олицетворением несправедливости и, в частности, неправого суда.
Рисунок: современная карикатура на Департамент юстиции Греции.
Ответить с цитированием
  #180  
Старый 28.11.2019, 06:08
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Адмет и его жена Алкестида

https://drevniebogi.ru/admet-i-ego-zhena-alkestida/

Адмет – герой греческих мифов, царь фессалийских Фер, сын царя Ферета и его жены Климены (или Периклимены). Имя Адмет для ахейцев означало «неукротимый».
Адмет обладал всеми достоинствами, украшающими мужчину и царя; поэтому Зевс решил, что именно ему будет служить юный бог света и солнца Аполлон (Феб), осужденный искупить трудом на земле убийство змея Пифона. Адмет хорошо относился к Аполлону, и тот не остался в долгу: по окончании срока своей службы он помог Адмету, добиться руки прекрасной Алкестиды, дочери иолкского царя Пелия.
Пелий готов был отдать ее в жены только тому, кто сумеет запрячь в колесницу льва и медведя (вариант: льва и вепря). В день испытаний Аполлон наделил Адмет такой силой, что тот сумел справиться с этой задачей и увез Алкестиду в Феры.
Кроме того, Аполлон добился от богинь судьбы обещания, что Адмет сможет отсрочить свою смерть, если кто-нибудь добровольно отправится в царство теней вместо него. Вот почему Адмет мог считать себя счастливейшим из смертных, и, естественно, ему вовсе не хотелось покидать этот мир.
Счастливая жизнь Адмет продолжалась всего несколько лет (так решила богиня Артемида, обиженная тем, что он не принес ей жертвы в день свадьбы).
Почувствовав приближение смертного часа, Адмет стал спрашивать последних нищих своего города, не согласится ли кто-нибудь умереть вместо него; однако все они отказались, невзирая на щедрые посулы царя. С такой же просьбой он обратился к своим друзьям, но они лишь посмеялись над ним. Наконец он решился попросить об этом своих родителей; несмотря на преклонный возраст и болезни, они тоже отказали ему.
Узнав об этом, Алкестида решила добровольно призвать бога смерти Таната, чтобы тот увел ее в царство теней вместо Адмета. Мужа она просила лишь об одном: не приводить в дом мачеху их детям.
От Алкестиды Адмет не хотел этой жертвы, он заклинал ее отказаться от своего намерения. Но Алкестида была непреклонна: для любящей жены супруг дороже, чем сын для родителей или друг — для лучших друзей.
В ту самую минуту, когда Алкестида скончалась, слуги сообщили Адмет о приходе гостя. Это был Геракл, давний друг и соратник А. С почестями, подобающими герою и сыну Зевса, принял его Адмет и, не желая огорчать, скрыл от гостя свое горе. Он велел слугам отвести Геракла в пиршественный зал и подать ему богатое угощение.
Гостю показалось странным, что А., всегда такой веселый, не стал пировать с ним. В конце концов, он рассудил, что каждый — сам себе лучшая компания, и в одиночку воздал должное всем блюдам и напиткам.
Придя в благодушное настроение, он разговорился со слугами и предложил им выпить с ним, однако те смущенно отказались. Лишь теперь Геракл сообразил, что в доме Адмет, видимо, что-то случилось. Он стал допытываться и выяснил, что супруга царя скончалась.
Геракл знал, как горячо Адмет любил свою жену. Тем сильнее он сожалел, что так весело и шумно пировал в доме, охваченном скорбью. Его тронула деликатность Адмета, утаившего от него свое горе. И он решил совершить ради друга поступок, на который еще никто не отваживался. Он вырвет Алкестиду из когтей смерти!
Когда накануне торжественного погребения тело Алкестиды отвезли к гробнице, Геракл выждал, когда все ушли, и спрятался за гробницей. Вскоре он услыхал шум черных крыльев Таната, прилетевшего за душой Алкестиды. Как только бог смерти приблизился, Геракл бросился на Таната и стиснул его так, что у него кости затрещали.
Тщетно сопротивлялся Танат, тщетно бил Геракла крылами, от которых веяло холодом смерти, — Геракл одолел его и связал. Герой отпустил Таната лишь в обмен на обещание вернуть жизнь Алкестиде.
Геракл отказался от награды за спасение Алкестиды. Да и можно ли расплатиться за жизнь любимого человека — ведь она бесценна. Супруги жили долго и счастливо, а когда бог смерти явился во второй раз, они вместе последовали за ним в царство теней.

Картина Иоганна Генриха Тишбейна Старшего «Геракл выносит Алкесту из царства мертвых и возвращает ее Адмету» (1780)
Миф об Адмете и Алкестиде не всегда составлял единое самостоятельное целое. Первоначально он входил составной частью в мифы об Аполлоне, Геракле и аргонавтах (Адмет участвовал в походе за золотым руном в Колхиду). Поэтому он сохранился в нескольких версиях, между которыми существуют различные противоречия, прежде всего — хронологические. В виде единого целого его впервые разработал Еврипид в трагедии «Алкестида» (438 до н. э.).
Алкестида — один из благороднейших образов греческого фольклора, а затем и греческой драматической литературы. Из поэтических произведений об Алкестиде наиболее известны поэма Раньери да Кальцабиджи (18 в.) и его либретто на ее основе для оперы К. В. Глюка «Альцеста» (1767). Оперу «Альцеста, или Торжество Алкида» создал в 1674 г. Ж.-Б. Люлли, в конце 18 в. оперу « Альцеста» написал чешский композитор Й. Бенда, в 1924 г. — Э. Веллее. Г. Ф. Гендель создал в 1727 г. оперу «Адмет» на текст Аурели.
Из числа драматических обработок в новое время упомянем «Алкестиду» Гуго фон Гофмансталя (1893) и Эшмана (1950), из поэтических произведений — «Алкестиду» Р. М. Рильке; эту тему осовременил Элиот («Коктейль», 1947).
Как ни странно, в дошедших до нас памятниках античного изобразительного искусства миф отражен очень мало: на нескольких вазах (древнейшая из них — 5 в. до н. э. — с сюжетом «Адмет и Алкестида» находится в Парижском кабинете медалей и древностей), на фресках из Геркуланума и в христианских катакомбах на римской Виа Латина.
В современной скульптуре прежде всего заслуживает внимания «Смерть Альцесты» Огюста Родена (Париж, Музей Родена).
Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 05:54. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS