![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
https://picturehistory.livejournal.com/2931338.html
ymorno_ru (ymorno_ru) написал в picturehistory 2017-12-23 15:00:00 324 Назад Избранное Поделиться Отслеживать Пожаловаться Вперёд Категории: Литература Общество Произведения Эдуарда Успенского и советская цензура 22 декабря празднует свой 80-летний юбилей знаменитый детский писатель, сценарист мультфильмов о Чебурашке и крокодиле Гене, Простоквашино и Дяде Федоре Эдуард Успенский. Сегодня его имя известно во всем мире, Чебурашка стал национальным героем Японии, а Простоквашино – торговой маркой, а вот во времена СССР автору пришлось столкнуться с большим количеством трудностей: его книги не печатали, а цензура находила в них крамольные идеи, порочащие образ советского народа. Произведения Эдуарда Успенского и советская цензура Произведения Эдуарда Успенского и советская цензура Получив диплом инженера в Московском авиационном институте и отработав 3,5 года на ракетном заводе, Эдуард Успенский полностью посвятил себя литературному творчеству. Он был автором стихотворений, детских книг, радиопостановок, сценариев для мультфильмов, театра миниатюр, номеров конферансье и артистов эстрады. Писатель начинал с юмористических рассказов, но поскольку их часто «резала» цензура, он ушел в детскую литературу. Произведения Эдуарда Успенского и советская цензура Эдуард Успенский с композитором Владимиром Шаинским в период совместной работы над «Радионяней» и «Чебурашкой», конец 1960-х гг. Но не тут-то было – и здесь Успенский неоднократно сталкивался с цензурой – по его утверждению, к детским писателям в СССР относились еще более ревностно, чем ко взрослым. Он часто слышал претензии в свой адрес из-за того, что пишет о тех проблемах, о которых советским детям знать ни к чему. За то, что в «Крокодиле Гене и его друзьях» писатель вывел образ чиновника, от которого зависело принятие любых решений, его обвинили в том, что он высмеивает советских чиновников. Когда он изобразил журналиста, который все преувеличивал, опять услышал упреки в свой адрес: «Вы порочите советскую прессу, намекаете на то, что она лживая». Произведения Эдуарда Успенского и советская цензура В одном из эпизодов крокодил Гена искал друзей по объявлению – и в этом тоже увидели крамолу: это в буржуазном обществе знакомятся по объявлению, а советские люди находят друзей в коллективе! А из-за того, что Гена с Чебурашкой собрали металлолома больше, чем пионеры, Успенского обвинили в недоверии к пионерской организации. Произведения Эдуарда Успенского и советская цензура Буквально каждая фраза вызывала вопросы. Когда вышел «Дядя Федор, кот и пес», во фразе Шарика из Простоквашино тоже нашли крамолу: «Мясо надо брать в магазине – там костей больше!» А в «Пластмассовом дедушке», где персонажи на летательном аппарате приземлялись на крыше Министерства обороны, вообще потребовали убрать все упоминания о Генеральном штабе. Произведения Эдуарда Успенского и советская цензура Претензии в адрес детского писателя звучали не только со стороны чиновников, но даже со стороны родителей. В истории о том, как Чебурашка и крокодил Гена в Новый год разносили подарки, был эпизод, когда в одной из квартир им предложили выпить, на что Гена ответил: «Я не пью, потому что капля алкоголя убивает крокодила». В ответ посыпались письма возмущенных родителей: «Как это Успенский смеет писать об алкоголе в детской книжке! Этого не следует публиковать!» Однако и тогда, и сейчас писатель стоял на своем: с детьми нужно говорить на все темы, не умалчивая о социальных проблемах, но в доступной для детей форме. Произведения Эдуарда Успенского и советская цензура Придирки касались не только тем, но даже отдельных слов. Позже писатель вспоминал: «Они только и делали, что искали кругом крамолу. И в моих книгах находили столько всего, что страшно представить. Нужно было следить буквально за каждым предложением. Например, в сказке нельзя было использовать слово «кухня», поскольку оно немецкого происхождения. Также под запретом было слово «табуретка» – надо было говорить «лавка» или «скамейка». Произведения Эдуарда Успенского и советская цензура Отстаивать приходилось не только идеи и темы, но даже авторские права на собственных героев! У писателя был длительный конфликт со студией «Союзмультфильм» из-за того, что Успенский заявил о своих авторских правах. В начале перестройки он разругался с фабрикой «Красный Октябрь» из-за того, что она выпускала конфеты «Чебурашка» и не переводила отчислений за придуманный им «бренд». Писатель добился того, что выпуск конфет с таким названием прекратили, а на него снова посыпались обвинения: «Успенский отнял конфеты у детей! Писатель зажрался!» Произведения Эдуарда Успенского и советская цензура Из-за всех этих сложностей Успенскому долгое время приходилось писать «в стол» и просто ждать лучших времен. И в результате его произведения все же были оценены по заслугам. Сегодня его герои – одни из самых популярных не только у нас, но и за рубежом: японцы выкупили сроком на 10 лет права на производство товаров с использованием образов из мультфильмов о Чебурашке. У них этот герой стал невероятно популярным, и сувениры с его изображением разлетаются, как горячие пирожки. А права на использование символики Простоквашино у автора выкупила фирма, занимающаяся выпуском молочной продукции. Немногие читатели знают о том, что у всех персонажей Успенского были реальные прототипы: у крокодила Гены – композитор Ян Френкель, у кота Матроскина – домовитый и рассудительный редактор киножурнала «Фитиль» Анатолий Тараскин (кот тоже вначале был Тараскиным). О Чебурашке и Шапокляк писатель рассказывал: «Он появился благодаря племяннице Феликса Камова. В июле, в самый жаркий месяц года, девчушке купили шубу. Примеряя ее, мохнатую, с огромным воротником, с полами до земли, она то и дело падала – по словарю Даля, «чебурахалась». Это с одной стороны. А с другой – прототипом персонажа является лемур, зверек с большими глазами и большими ушами. В сценарии так и написано: зверь, похожий на лемура, но не лемур. А Шапокляк я списал отчасти со своей первой жены, отчасти с себя самого». |
#2
|
||||
|
||||
![]()
https://sadalskij.livejournal.com/3945406.html
Пишет Станислав Садальский (Стас) (sadalskij) 2020-05-28 11:17:00 18258 https://avatars.mds.yandex.net/get-z...546/scale_1200 Дочь великого детского писателя– Татьяна – опубликовала открытое письмо, в котором резко протестует против того, чтобы имя Эдуарда Успенского присваивали литературной премии начинающим детским писателям. https://sun9-15.userapi.com/c858532/...7qGcnSHeDg.jpg —Да пошли они, эти неблагодарные дети… То же самое случилось в семье Людмилы Зыкиной, то же самое происходит в семье Лидии Федосеевой-Шукшиной. Успенский своим творчеством доказал – он выдающийся детский писатель. И это чудовищно, что такие ничтожества, как его дочь, позволяют себе такое. Таня, не трогай папу! — Вы не верите Татьяне? — Да причем здесь это! Он мог быть каким угодно человеком, но он был гением, и это не обсуждается. Остальное никого не касается. И он очень правильно поступал с дочерью, на мой взгляд. Она ничтожный человек, который после смерти отца говорит о нем такие вещи. Надо держаться подальше от таких родственников, как Татьяна. https://://teleprogramma.pro/stars/s...o-u3285-u3423/ |
#3
|
||||
|
||||
![]()
https://svobodaradio.livejournal.com/4437921.html
Пишет Официальный блог Радио Свобода (svobodaradio) 2020-05-28 09:56:00 Был ли Эдуард Успенский плохим отцом и домашним тираном с серьёзными психологическими проблемами, как утверждает его дочь? Если и правда был, то как это влияет на отношение к его творчеству теперь, когда сам он уже умер? Может ли носить его имя премия для детских писателей? Об этом спорят в соцсетях — читаем аргументы обеих сторон. 📚 «Мы с Эдиком приятельствовали много лет. Хотя последние годы не разговаривали из-за его сутяжничества с Союзмультфильмом. Все плохое (довольно много), что я знаю об Эдике, связано с деньгами. Ни одна копейка не пролетала мимо него не замеченной. Это да. И порвать мог за нее, как Тузик грелку, кого угодно. 📖 Да. Эдуард Николаич был отпетым скандалистом, это знают все. И скандалил во всех кабинетах. Да, он не постеснялся затеять неприличную разборку со старейшим художником СМФ Леонидом Шварцманом за авторство Чебурашки. Да, он предал в конце ее жизни Киру Смирнову, столько сделавшую для Гавани». |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|