Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Общество > Отечественная культура

 
 
Опции темы Опции просмотра
  #12  
Старый 29.05.2020, 04:38
Аватар для Антон Орех
Антон Орех Антон Орех вне форума
Местный
 
Регистрация: 18.11.2011
Сообщений: 472
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Вес репутации: 14
Антон Орех на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий. Глава 139. «Девочки любили иностранцев…»

https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2360389-echo/
10:06 , 02 февраля 2019

АВТОР
Один Высоцкий


Казань, Молодежный центр, 12-17 октября 1977 года. Фото Александра Поспелова

Писатель Владимир Высоцкий.

Непривычное словосочетание, не так ли? Но Высоцкий писал прозу. Для широкой публики – это не самый очевидный факт. В творческом смысле Высоцкого как прозаика воспринимают едва ли не в последнюю очередь. И в самом деле: прозаических опытов не так много, в большинстве своем – это наброски, черновики, незаконченные вещи. Как «Черная свеча», которую Высоцкий писал вместе с Леонидом Мончинским и которую Мончинский заканчивал уже в одиночку. Но «Роман о девочках» стоит особняком. Самый известный образец прозы Владимира Высоцкого, о котором мы сегодня и поговорим.

«Раз-два-три, пионеры мы!
Мамы-папы не боимся,
Писаем в штаны!»
Сцена из спектакля «Роман о девочках»

«Роман о девочках» известен, в том числе, и благодаря постановке театра-студии «У Никитских ворот» под бессменным руководством Марка Розовского.

Марк Розовский, середина 80-х

Премьера состоялась в 1989 году в день рождения Высоцкого, и в 2019-м постановка отметила 30-летие.
Марк Григорьевич поможет нам, что называется, «прочесть» это произведение и понять его суть: слушать

Марк Розовский. Фото Алексея Бойцова

«Роман о девочках» – название условное.
У рукописи не было заголовка. Она начиналась со слов «девочки любили иностранцев», и эта фраза теперь стала чем-то вроде подзаголовка.

Первая страница рукописи «Девочки любили иностранцев»

А происхождение названия «Роман о девочках» точно неизвестно.
Впервые его опубликовали еще в 1981 году в Нью-Йорке – частями, в «Новой газете» Евгения Рубина. Там же, в Нью Йорке, уже в 1983 году «Роман» публикуют в сборнике Высоцкого «Стихи и песни».

Марк Розовский, Владимир Высоцкий и другие участники альманаха «Метрополь», 1979 год. Фото Майи Аксёновой

И только через пять лет «Роман о девочках» напечатают на родине в журнале «Нева».
И наконец, в 1989 году состоялась премьера спектакля в Театре «У Никитских ворот»: слушать
https://youtu.be/P55wddd_-lM
Пламенный диалог учительницы в исполнении актрисы Ольги Лебедевой и матери главной героини в исполнении Маргариты Рассказовой.
По воспоминаниям друга детства Игоря Кохановского, «в восьмом классе у нас была учительница – преподаватель зоологии, и она дала задание, чтобы мы вырастили плесень на куске черного хлеба. И Володя вырастил эту плесень на морковке, а дело в том, что эту учительницу все называли Морковкой. И она ему этого долго, до конца школы простить не могла». Образ этой училки перекочевал в «Роман о девочках». Там вообще практически все образы взяты или из личного опыта Высоцкого или из рассказов его друзей. Придумывать почти ничего не пришлось: слушать

«Вот вы и воспитывайте!». Диалог матери и учительницы.
Заслуженная артистка России Маргарита Рассказова и заслуженная артистка России Ольга Лебедева

Один из самых фактурных персонажей и совершенно точно – самый отвратительный, упомянутый Марком Розовским отец главной героини Максим Григорьевич Полуэктов.

«Я самого маршала Блюхера держал!!!»
Полуэктов Максим Григорьевич — Заслуженный артист России Андрей Молотков

Опустившийся пьяница и бывший сталинский тюремщик, блистательно сыгранный Андреем Молотковым: слушать
https://youtu.be/hBzb97BXFNI
Образ Тамары Полуэктовой, главной героини «Романа о девочках», легко узнаваем.
Притягательные падшие женщины были характерными типажами ранних песен Высоцкого.

Ленинград, 20 апреля 1967 года

Но были у Тамары и реальные прототипы.
Правда, история эта темная и довольно интимная. И связана она с некими знакомыми дамами Владимира Семеновича, в судьбе которых он, по воспоминаниям Валерия Янкловича, принимал личное участие. Так или иначе, образ Тамары получился довольно ярким и даже «новаторским»: слушать

«Какие мы, Тамарочка, стали взрослые»
Тамара Полуэктова — Виктория Корлякова и Колька Святенко — Сергей Шолох

Денис Юченков в роли Кулешова, Сергей Шолох в роли возлюбленного Тамары Кольки Святенко по прозвищу Коллега и Владимир Давиденко в роли его друга Сопели: слушать

Колька Святенко — Сергей Шолох

Колька – дворовый хулиган, в манерах которого, в его бесшабашности и необузданности легко угадывается сам Высоцкий.
А Тамара – старшеклассница. Недолгий их роман прерывает Колькина судимость. И пока он сидит под Карагандой, Тамара становится фактически проституткой, причем работает она с иностранцами, но встречается не только с ними.

Александр Кулешов — заслуженный артист России Денис Юченков и Тамара Полуэктова — Виктория Корлякова

Среди ее друзей – популярный артист театра, поющий собственные песни: слушать

Заслуженный артист России Александр Вилков, много лет исполнявший роль Кольки Святенко, и Марк Розовский в спектакле «Песни нашей коммуналки», 90-е годы
https://youtu.be/YWHAe5g01Tg
Песен в спектакле действительно очень много.
В этом была одна из задач постановки – органично вплести их в сюжет. Но при этом, исполняя со сцены, не пытаться подражать голосу и манере самого Высоцкого, чтобы это не выглядело, как неуклюжая пародия. Сергей Шолох и Денис Юченков. Святенко и Кулешов: слушать

Великолепно исполнял эти песни Александр Вилков – любимец публики, на которого специально ходили в театр «У Никитских ворот» и до сих пор вспоминают его как одного из самых ярких актеров за всю историю театра Марка Розовского.
Уже почти пять лет его нет с нами, а на могиле Вилкова в Ивановской области артист запечатлен с гитарой как раз в образе Кольки Святенко.

Александр Вилков в роли Кольки Святенко. Финальная сцена спектакля «Роман о девочках», 90-е годы

«Роман о девочках», как уже сказано, вещь незаконченная, неровная, иногда путаная.
В постановке Марка Розовского два действия, но сам «Роман» состоит из трех отдельных частей. В первой у Тамары Полуэктовой и Кольки Святенко завязываются отношения, потом Колька получает срок, а Тамара становится «интердевочкой». Во второй части – практически тот же сюжет, но повествование идет от лица Тамары, и многие исследователи узнают здесь характерный поэтический прием Высоцкого.

Казань, октябрь 1977 года

Который пел от имени самых разных героев и даже от имени неодушевленных предметов.
Здесь он словно входит в образ Тамары и говорит ее устами: слушать

Третья часть «Романа» – действие разворачивается в квартире вохровца и сталиниста Максима Полуэктова.

Александр Кулешов — заслуженный артист России Денис Юченков и Полуэктов Максим Григорьевич — заслуженный артист России Андрей Молотков

Тамара в это время встречается со своим кавалером артистом Кулешовым.
И тут из лагеря возвращается Колька. И поет он своей Тамаре ту самую песню «Ребята, напишите мне письмо», которую вы уже слышали. В роли Кольки – Сергей Шолох, в роли Тамары – Виктория Корлякова: слушать
https://youtu.be/SO9J7kAum7Y
Тамара просит Кольку уйти и больше к ней не приходить, но это не финал.
Ни по тексту, ни по смыслу. Повествование довольно мрачное. И даже непонятно, в какое конкретно время происходят события. Это весь промежуток с 50-х годов до середины 70-х. Считается, что Высоцкий писал «Роман о девочках» в 1977-м. И это не только энциклопедия тогдашней советской жизни, но и сумма его жизненных впечатлений: слушать

Стенд выставки, посвященной 30-летию спектакля «Роман о девочках» в музее Владимира Высоцкого в Москве

Я и наши друзья из Творческого объединения «Ракурс» благодарим за помощь в подготовке этой программы Марка Григорьевича Розовского, Валентину Иванову, Сергея Новожилова и от души поздравляем весь коллектив театра-студии «У Никитских ворот» с юбилеем спектакля «Роман о девочках», который с таким успехом уже три десятилетия идет на сцене театра и стал одной из его визитных карточек.

На открытии фотовыставки «Владимир Высоцкий. Страницы жизни» в театре «У Никитских ворот», 25 января 2019 года

Владимир Высоцкий – гениальный поэт, и в этом нет ни малейших сомнений.
Собирался ли он действительно пойти стопами Пушкина и Лермонтова и начать всерьез писать прозу, мы уже никогда не узнаем. Как не дано нам теперь предсказать, каких творческих вершин он мог бы на этом поприще достичь. Сумел бы он написать свою «Капитанскую дочку» или создать своего «Героя нашего времени»?

Москва, ЦДЛ, на творческом вечере Братьев Вайнеров, 20 января 1980 года. Фото Михаила Пазия

Он прожил слишком мало и остановился как будто на полуслове – совсем как в этом незаконченном «Романе».
Который получился не только о девочках.
https://youtu.be/DlT2EBFH0DQ
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Раевская М.А. «Высоцкий В.С. Песни. Стихотворения. Проза».

Ребята, напишите мне письмо: слушать (Куйбышев, у Артура Щербака, 24 мая 1967 года)
Песня о Судьбе: слушать (Москва, у Владислава Терехова, 1976 год, запись Серуша Бабека)
Грустный романс: слушать (Киев, у Нины Горелик, 22 декабря 1965 года)
Марк Розовский — о спектакле и фильме «Концерт Высоцкого в НИИ»: слушать

Последний раз редактировалось Chugunka; 02.06.2020 в 18:29.
Ответить с цитированием
 

Метки
высоцкий


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 15:55. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS