![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №80 от 30.04.1993
Борис Ельцин в полной мере воспользуется результатами референдума Получив в среду одобрение практически всех членов президентского совета, Борис Ельцин начал вчера массированную кампанию по принятию новой российской Конституции. Как и предполагалось, в качестве главной ударной силы по преодолению сопротивления депутатского корпуса Борис Ельцин намерен использовать субъектов федерации. Первый после 25 апреля шаг в этом направлении был сделан вчера на совете глав республик и администраций России — руководителям регионов официально представили президентский проект новой Конституции. Однако вчера же парламент одобрил постановление о порядке принятия новой Конституции, принятое за основу на VI съезде. Таким образом, отмечают эксперты, в ближайшее время политический кризис в России может преобразоваться в борьбу двух конституций. Итоги референдума, квалифицируемые президентской стороной как полная победа исполнительной власти над законодательной, позволили Борису Ельцину незамедлительно приступить к реализации ранее объявленных планов. Предпочитая действовать в соответствии с пословицей "куй железо, пока горячо", президент, не дожидаясь окончательных итогов голосования, на четвертый день после референдума официально представил руководителям регионов России текст проекта новой Конституции, предполагающий создание президентской республики. При этом глава государства предложил сформировать для принятия новой Конституции Конституционное собрание, в которое включить по 2 человека от каждого российского региона. Своими вчерашними действиями Борис Ельцин попытался окончательно противопоставить субъектов федерации оппозиционному депутатскому корпусу. Теперь, по мнению наблюдателей, развитие политических событий в России во многом будет зависеть от того, как местное руководство отреагирует на сам текст Конституции и насколько парламенту удастся организовать явную или "подпольную" деятельность по внесению разрушающих президентский проект поправок или по агитации за отказ от участия в Конституционном собрании представителей отдельных регионов. Впрочем, активное сопротивление депутатского корпуса проявилось уже вчера. Парламентарии незамедлительно прореагировали на первое после референдума волевое движение президента — Верховный Совет принял вчера постановление о порядке принятия своей новой Конституции. По сравнению с президентскими предложениями, парламентское несколько запаздывает по срокам: если президент предложил субъектам федерации внести свои замечания по проекту уже к 20 мая, то согласно депутатскому постановлению, к этому числу должны быть разработаны только основные положения проекта. Само же принятие Конституции откладывается народными избранниками аж до октября, в то время как президентский вариант, судя по вчерашней речи Ельцина на заседании глав республик и администраций, может быть принят уже летом. Скорее всего, на президентскую сторону не произведет особого впечатления вчерашнее заявление спикера ВС, отметившего, что с принятием постановления по проекту Конституции "легитимность съезда не подвергается сомнению". Борис Ельцин, посоветовавший вчера съезду и Верховному Совету определиться: "либо они поддерживают курс президента и правительства, либо эти органы вступают в конфронтацию с самим народом", вряд ли согласится с этим утверждением спикера. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №81 от 04.05.1993
Главы администраций поддерживают президентский проект Сразу после обнародования проекта новой Конституции, представленного президентом 29 апреля главам республик и администраций России, в регионах началась кампания по агитации за президентский проект. Большинство глав администраций буквально на следующий день после встречи с Борисом Ельциным высказали в местных средствах массовой информации свое положительное отношение к проекту. С другой стороны, на многих первомайских митингах и демонстрациях в городах России появился новый лозунг: "За советскую Конституцию". Таким образом, "войну проектов" (особенно если учесть субботнее столкновение демонстрантов с милицией в Москве — см. стр. 2 и стр. 14) можно считать начавшейся. Практически все главы местных администраций, высказавшие за прошедший уик-энд свое отношение к президентскому проекту Конституции, поддерживают его безоговорочно, при этом, впрочем, не исключая возможности "отдельных доработок". Сущность этих доработок пока, правда, не раскрывается. Исключение в этом смысле представляет только губернатор Нижегородской области Борис Немцов (известный как приверженец свободомыслия), который считает, что в Конституции обязательно должен присутствовать раздел об импичменте президенту. Сама же идея создания в России президентской формы правления пока не оспаривается ни одним из руководителей регионов, как и предложение образовать для принятия нового Основного Закона Конституционное собрание из числа представителей субъектов Федерации. "Конституционную" президентскую кампанию ведут не только главы местной исполнительной власти. В прошлую пятницу Санкт-Петербургский городской совет "на основе результатов опроса, проведенного 25 апреля", принял решение выступить с законодательной инициативой — принимать новую конституцию Конституционным собранием с последующей ее ратификацией субъектами Федерации. Пока, впрочем, не ясно, как к этому предложению отнесется Борис Ельцин: с одной стороны, приятно, что и представители "противной стороны" отказывают съезду в праве принимать новую Конституцию, однако, с другой стороны, идея последующей ее ратификации субъектами Федерации представляется не слишком приемлемой для президента — возникает серьезная опасность, что, как и при подписании Федеративного Договора, найдутся желающие "подписать" Конституцию с оговорками. Наблюдатели полагают, что сплоченность глав регионов в оценке президентского проекта Конституции позволит достаточно быстро провести процесс ее доработки, окончание которой предварительно намечено на конец мая--начало июня. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
Самое главное — это новая Конституция. Задел уже сделан. Сейчас президентский проект изучается на местах. 11 мая будет заседать рабочая группа по предварительному обсуждению замечаний к проекту. Замечания будут приниматься до 20 мая. После этого они будут обобщены, и до 1 июня проект Конституции должен быть готов. В тех регионах, где уже успели изучить проект, считают, что он хороший и выверенный.
|
#4
|
||||
|
||||
![]()
Президентский вариант хорош именно тем, что введены те положения, которые мы уже или приняли в действующей Конституции, или введены в проект нашей официальной Конституции. В этой части это прекрасно. А там, где началось творчество Алексеева-Собчака, то, конечно, это все ужасно, это нелепости. Конечно, и речи не может быть о том, чтобы эта Конституция стала какой-то альтернативой чему-то. И не надо, мне кажется, обществу заниматься столь несерьезным делом.
|
#5
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №87 от 12.05.1993
Власти после референдума В совещании рабочей группы по доработке президентского проекта новой Конституции, прошедшем вчера, приняли участие около 20 руководителей регионов, эксперты, члены президентской администрации. Сергей Шахрай для участия в этом совещании был срочно отозван из поездки по Северному Кавказу. Подводя итоги обсуждения, Борис Ельцин напомнил, что срок для внесения изменений и дополнений в проект остается прежним — до 20 мая и предложил провести 5 июня конституционное совещание для обсуждения проекта нового Основного закона. Борис Ельцин на совещании заявил, что Основной закон должен быть парафирован субъектами федерации. Для работы над ним президент предложил сформировать несколько групп — для раздельного обсуждения представителями соответствующих субъектов федерации — краев и областей, республик, бывших автономий и т. п. Таким образом президент одобрил высказанную председателем ВС Карелии Виктором Степановым идею провести обсуждение и построить работу над проектом Конституции так, как шла работа над федеративным договором. Обращаясь к участникам заседания, президент заявил о конституционном совещании так: "Мне кажется, что это совещание в дальнейшем должно перерасти в Совет федерации, который будет одной из палат парламента. Поэтому работать над Конституцией и принимать ее должны вы и, конечно, все остальные представители субъектов Федерации". Несколько неожиданным для участников заседания стало выступление заместителя председателя ВС Николая Рябова — заместителя председателя конституционной комиссии, заявившего, что он приветствует идею конституционного собрания, поскольку принятие Основного закона по старой процедуре, — то есть съездом, — невозможно. Однако далее он заметил, что процедура принятия Конституции не может быть установлена в одностороннем порядке и что в конституционное собрание обязательно должны войти представители румянцевской комиссии. А уже принятый Основной закон, по выражению Рябова, должен быть "освящен съездом". По сведениями Ъ, на заседании рабочей группы практически никто из представителей субъектов федерации не возражал против президентского проекта. Тем временем вчера же, в Белом доме, состоялось совещание рабочей группы Конституционной комиссии. Румянцевская комиссия приняла за основу свой проект Основного закона и вынесет его 25 мая на обсуждение ВС. Хотя президентский вариант на предыдущем заседании критиковался, на вчерашнем обсуждении прозвучало мнение, что отдельные пункты альтернативного Основного закона, обсуждавшегося в то время в Кремле, будут учтены, а работа президентской команды окажет влияние на обсуждение Конституции в парламенте. Между тем вице-президент Александр Руцкой, который теперь уже по всем вопросам расходится с Борисом Ельциным, вчера в беседе с журналистами заявил, что президентская Конституция дает возможность "перейти к фактической диктатуре, почти неограниченной монархии с целью окончательного захвата власти и ухода от правовой ответственности перед народом за все содеянное, в том числе за развал государства-державы". |
#6
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №90 от 15.05.1993
Партии о новой Конституции "Круглый стол" общественных и политических движений, организаций и партий России заявил вчера о начале своей работы как составной части Конституционного совещания и призвал президента и Верховный Совет "к конструктивному взаимодействию в рамках обеспечения конституционного процесса". В работе "круглого стола" участвовали представители центристских сил, коммуно-патриотического и либерально-демократического направлений. "Демократическая Россия" отказалась от участия в заседании. Этот отказ, по мнению лидера Движения демократических реформ Гавриила Попова, свидетельствует о том, что "'Демократическая Россия' приняла тот проект конституционного процесса, который не предусматривает участия партий и общественных организаций в нем, и делает тем самым серьезную уступку бюрократическому принципу реализации конституционного процесса". По его мнению, у "Демократической России" возникнут проблемы во взаимодействии с другими политическими силами. На заседании рассматривались вопросы "об участии партий в конституционном процессе" и "об обеспечении принципа участия политических движений и партий в выборах". Участники "круглого стола" считают, что Конституционное совещание должно быть сформировано из трех равных частей — из представителей президента и Верховного Совета России; субъектов Федерации (их представительных и исполнительных органов); представителей политических движений, организации и партии, профессиональных и творческих союзов, религиозных конфессий. Однако, по сообщению народного депутата Юрия Нестерова, сославшегося на неофициальные данные, президент Ельцин согласен с равным представительством в Конституционном совещании исполнительной, законодательной властей и политических партий. "Круглый стол" принял заявление о необходимости включить в новую Конституцию принцип выборов в представительные органы по партийным спискам. Только так, по мнению присутствовавших, можно создать дисциплинированные парламентские фракции и обеспечить их работу. Кроме того, по мнению Гавриила Попова, таким образом представительным органам будет дано "некое централизующее начало, поскольку партии у нас общероссийские". В заявлении говорится о том, что "избранные по округам в личном качестве депутаты менее защищены от воздействия коммерческих, властных и коррумпированных структур". Попов утверждает, что без выборности по партийным спискам очень трудно ввести в парламент лидеров различных политических организаций и движений. |
#7
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №92 от 19.05.1993
Вокруг новой Конституции (Филатов) Многочисленные возражения представителей регионов против предлагаемого президентом порядка принятия новой Конституции, по-видимому, заставляют членов ельцинской команды искать новые пути для своих намерений. В последних публичных выступлениях ни Сергей Шахрай, ни Владимир Шумейко не отвергают напрочь возможность окончательного принятия Конституции съездом. Тем не менее руководитель администрации президента Сергей Филатов на вчерашней пресс-конференции вновь отказал в доверии нынешнему составу съезда и заявил, что новый Основной закон может быть принят либо всенародным голосованием, либо с помощью некого органа, созданного решением президента. При этом из слов г-на Филатова трудно пока понять, что именно это будет за орган. Конституционное совещание, созыв которого намечен на 5 мая, будет лишь дорабатывать Конституцию, а принимать ее предстоит, видимо, чему-то другому. Г-н Филатов сообщил, что в ближайшее время будет подписан указ президента о принципах формирования Конституционного совещания. Предположительно, совещание будет состоять из четырех достаточно автономных уровней: представителей субъектов федерации (по два от каждого субъекта); федерального уровня — представителей президента, правительства, Верховного Совета, Конституционной комиссии; группы общественно-политических организаций; представителей местного самоуправления — членов Союза малых городов России. По словам г-на Филатова, кроме указа о Конституционном совещании, в ближайшие дни будет подготовлено распоряжение президента о проведении анализа экономической и политической ситуации в тех регионах, где 25 апреля не была одобрена социально-экономическая политика президента и правительства. По мнению наблюдателей, результаты анализа могут послужить основанием для кадровых перемен. Сам Сергей Филатов считает, что идея о необходимости новой Конституции массами уже овладела, и политическую борьбу в России пора заканчивать, "тем более с мандатом народа в кармане". Оценивая ситуацию в российском парламенте, Сергей Филатов сказал, что возникшие в прошлую пятницу в ВС разногласия по поводу порядка принятия новой Конституции, инициатором которых стал зампред ВС Николай Рябов, показывают, что в ВС есть силы, способные идти на контакт с президентской стороной. О причинах поступка Рябова г-н Филатов высказался так: "Видимо, группа депутатов попросила его встать во главе оппозиции". Однако, по мнению наблюдателей, составить сейчас серьезную оппозицию спикеру довольно сложно. Тем более что, по неофициальным сведениям, Руслан Хасбулатов успел за выходные дни проделать определенную работу по консолидации парламента, и попытка зампреда ВС, одновременно являющегося зампредом Конституционной комиссии, созвать заседание комиссии в понедельник не увенчалась успехом. |
#8
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №94 от 21.05.1993
Вокруг новой Конституции Очередная попытка парламентариев выработать официальное отношение к намеченному на 5 июля Конституционному совещанию не увенчалась успехом. Предложение зампреда ВС Николая Рябова признать президентское совещание и принять участие в его работе, превратив тем самым этот форум в парламентско-президентский, поддержанное рядом членов президиума ВС и депутатами, вновь натолкнулось на резкое противодействие со стороны спикера и части парламента. В итоге окончательного решения по этому вопросу парламент не принял. Однако спикер предложил вернуться к постановлению сегодня и представил свой проект постановления, который предусматривает создание консультативно-совещательной структуры по доработке проекта конституции. Как уже писал Ъ, смысл рябовской поправки (одобренной большинством группы по доработке проекта) к постановлению "О порядке учета предложений субъектов федерации по проекту новой Конституции России" состоит в том, чтобы парламент направил своих представителей в Конституционное совещания 5 июня (переименованного рабочей группой в Совещание по вопросам подготовки согласованного проекта Конституции) и получил возможность направлять его работу. Желание части депутатов, трезво оценивающих последствия автономного существования двух конституционных процессов, перехватить инициативу у президента было расценено другими депутатами как предательство. Видимо, последние считают, что лучше быть разогнанными силой, чем принимать не ту Конституцию. Руслан Хасбулатов, отметив после выступления Николая Рябова, что в зале заседаний появился "какой-то плохой" запах (и уточнив — не жареного), не стал дожидаться обсуждения поправки зампреда и заявил, что принимать ее невозможно, "если мы еще не потеряли разум". Даже не поставив на голосование проект рабочей группы, спикер внес собственный проект и закрыл заседание. При этом новизна последнего предложения спикера, до того яростно отвергавшего саму мысль о каком-либо промежуточном органе, выглядит сомнительной. Новый проект постановления, "учитывающий инициативу президента" (так выразился Хасбулатов), скорее всего, был заготовлен спикером заранее. По мнению наблюдателей, при существующем в парламенте раскладе сил, вполне возможно, что предложенный Хасбулатовым "экспромт" будет принят на сегодняшнем заседании практически без обсуждения. |
#9
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №94 от 21.05.1993
Вокруг новой Конституции Российская провинция, словно Золушка на балу, оказалась сейчас в центре внимания, от которого давно отвыкла. Центральные власти наперебой предлагают ей на примерку разработанные ими варианты Конституции. Вчера, например, было отменено заседание президиума Совета Министров — большинство его членов разъехались по стране, добиваясь от регионов благосклонности к президентскому проекту Конституции. А президент пригласил вчера в Кремль недавно избранных глав администраций и обсуждал с ними в том числе и проблемы, связанные с принятием нового Основного закона. А накануне об этом же говорил на селекторном совещании с главами Советов всех уровней Руслан Хасбулатов. Позицию регионов анализирует парламентский корреспондент Ъ ВАЛЕРИЙ Ъ-ПОГОРЕЛЫЙ. Как особо подчеркнул руководитель парламентской пресс-службы Юрий Мареченков, рассказывая журналистам о селекторном совещании, связь из Белого дома была установлена с более чем двумя тысячами радиостудий, в которых находились председатели Советов всех уровней — от республиканских до районных. И большинство из них однозначно высказались в поддержку румянцевского проекта Конституции. В то же время после посещения Сергеем Шахраем и Сергеем Станкевичем Дальнего Востока, проведения в Мордовии "упраздненным президентом" Василием Гуслянниковым республиканского совещания, выступления перед чувашскими властями Олега Лобова стали поступать сведения о том, что в регионах склоняются к поддержке именно президентского варианта. Более того, Юрию Ярову даже удалось смягчить позицию Мордовии, председатель ВС которой Муртаза Рахимов был инициатором совместного заявления 11 глав республиканских парламентов, несколько дней назад отвергших президентский вариант Основного закона. Таким образом, сколько-нибудь достоверно сказать, какие регионы какой проект поддерживают просто невозможно. Конституционные интриги на региональном уровне привели, по крайней мере, к одному реальному результату. Татарстан, который еще недавно отказывался обсуждать федеральную Конституцию, все же примет участие в этом процессе. Как сказал президент республики Минтимер Шаймиев, "лежа на печи большую политику не делают". Правда, имел он ввиду, судя по всему, совсем не то, на что рассчитывают в Москве. Татарстан надеется, что ему удастся закрепить в новой Конституции особые отношения с Россией. Что касается отношения к новой Конституции в Чечне, то генерал Дудаев, очевидно, не будет принимать участия в ее обсуждении. Однако если в ближайшее время победит оппозиция, среди лидеров которой бывший депутат СССР и союзный министр нефтяной промышленности Суламбек Хаджиев, то, как явствует из распространяемых оппозиционерами заявлений, республика возьмет курс на "тесную интеграцию с Россией, упорядочение отношений с Россией в рамках суверенитета", что позволяет предполагать и участие Чечни в принятии российского Основного закона. Главный вывод, который можно сделать сегодня, — региональные власти уже оказывают влияние на центр. Именно они в большинстве своем высказываются за объединение двух проектов Конституции и готовы на созываемом Борисом Ельциным Конституционном совещании обсудить единый вариант. К этому же склоняются сейчас и парламентарии, и президентская команда. |
#10
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №95 от 22.05.1993
Президент Ельцин издал указ "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации". В документе определено, что Конституционное совещание собирается в Москве 5 июня. В нем будут участвовать представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти республик в составе России, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Совещание также включает представителей местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий, товаропроизводителей и предпринимателей. Текст проекта Основного закона, подготовленный Конституционным совещанием, представляется президенту. Материал об этом см. на стр. 9. ВС не принял постановление "О порядке учета предложений субъектов Федерации по проекту новой Конституции". Этот документ не обсуждался в парламенте из-за отсутствия кворума. Отчет о заседании — на стр. 9. Повторно рассмотрев возвращенный президентом закон "О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву", парламент принял его в прежней редакции. Согласно закону, льготное пенсионное обеспечение предусматривается лишь для родителей тех военнослужащих, которые погибли или умерли после 1 мая 1993 года. ВС принял вчера постановление "О досрочном прекращении полномочий народного депутата Российской Федерации Травкина Николая Ильича". Постановление принято на основании заявления Николая Травкина, который обратился к председателю ВС с просьбой рассмотреть этот вопрос, поскольку избиратели Москвы, где баллотировался Травкин, высказали недоверие депутатам на референдуме 25 апреля. В связи с отсутствием кворума парламент решил перенести рассмотрение постановления "О работе правительства по взаиморасчетам в народном хозяйстве". Подробности — на этой же странице. ВС принял решение не проводить на следующей неделе совместных и раздельных заседаний палат. Депутатам предложено работать в комитетах и комиссиях. Генеральные прокуроры России и Украины Валентин Степанков и Виктор Шишкин подписали в Москве соглашение "О правовой помощи и сотрудничестве". Соглашением, в частности, предусматривается, что стороны будут оказывать друг другу содействие при расследовании преступлений, выполнении отдельных процессуальных действий, рассмотрении жалоб граждан по уголовным делам. Этот документ предусматривает сотрудничество России и Украины в вопросах борьбы с преступностью, розыска лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда, этапирования арестованных и осужденных. Особое внимание уделено практическим вопросам осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды. Премьер-министр Виктор Черномырдин подписал распоряжение, предусматривающее материальное стимулирование производителей высококачественных семян сахарной свеклы. Предполагается, что в обмен на поставку в государственные фонды элитных семян, колхозы и совхозы получат сахар, патоку и жом по ценам на уровне себестоимости, сложившейся на сахарных заводах. Комментарий — на стр. 9. Верховный Совет России повторно после возврата президентом рассмотрел законы "О таможенном тарифе" и "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации 'Об основах налоговой системы в Российской Федерации'". Законы представляет единый блок, регламентирующий таможенное обложение участников внешнеэкономической деятельности. Законы приняты с частичным учетом поправок президента. Подробный комментарий — на стр. 9. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|